Летчики-космонавты

line

Гагарин

 Юрий Алексеевич Гагарин 

 1934-1968

Short line

Много славных героических страниц вписали в историю училища его выпускники. Однако наиболее яркая из них — космический полет вокруг Земли. Проложить дорогу человечеству в космос было доверено Ю. А. Гагарину, воспитаннику Оренбургского училища летчиков.

Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника. Семилетним мальчиком он поступил в школу. Но война прервала его учебу. Не по книгам и рассказам старших узнавал Юра, какие бедствия несет советскому народу фашизм. Старшего брата, Валентина и сестру Зою захватчики угнали в неволю. Он видел, как рвали небо огненные трассы снарядов, как кромсали родную землю вражеские бомбы. Ненависть к черным, враждебным человечеству силам запала в его душу с детства.

Вскоре после разгрома немецко-фашистских захватчиков семья Гагариных переехала в город Гжатск. Юра продолжил учебу. Он окончил ремесленное училище и среднюю вечернюю школу рабочей молодежи в городе Люберцы. Затем учился в Саратовском индустриальном техникуме.

Всей предыдущей учебой, трудолюбием и постоянными физическими тренировками юный Гагарин подготовил себя к летной профессии. 3 июля 1955 г. в Саратовском аэроклубе он. впервые поднялся в небо, с которым навсегда связал свою судьбу.

С отличием окончены техникум и аэроклуб. Перед Юрием открылись десятки жизненных дорог. Но выбор уже сделан. В ноябре 1955 г. он успешно выдержал вступительные конкурсные экзамены в 1-е Чкаловское авиационное училище летчиков имени К. Е. Ворошилова.

В ясный морозный день 8 января 1956 г. курсант Гагарин принял военную присягу. Молодые курсанты выстроились в большом зале.

«Одним из первых... вышел вперед я и, замирая от волнения, произнес:

— Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик...

Подняв голову, я увидел, что со стены напротив глядит на меня с портрета прищуренными глазами Ленин. Быть всегда и во всем таким, как Владимир Ильич, учили меня семья, школа, пионерский отряд, комсомол... Сейчас мы давали клятву на верность народу, Коммунистической партии, Родине, и Ленин как бы слушал наши солдатские обещания быть честными, храбрыми, дисциплинированными, бдительными, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословяо выполнять воинские уставы и приказы командиров и начальников. Каждый из нас клялся защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Присяга! Твердое, большое и емкое слово. В нем выражена любовь советского человека к своей социалистической Отчизне. Присяга вела в бой наших отцов и братьев. Она придавала им силы в ожесточенной борьбе с врагами и всегда приводила к победе».

Трудолюбие, дисциплинированность, скромность, требовательность к себе и товарищам — вот те качества, которые развивал и укреплял будущий космонавт в училище. Классное отделение, возглавляемое сержантом Гагариным, было лучшим на курсе. Почему? Секрет прост.

Всегда подтянутый, в аккуратно пригнанном и отутюженном обмундировании, Юрий был примером для товарищей. Командир отделения хорошо знал подчиненных, много и кропотливо работал с ними. Однажды курсант Захаров нарушил воинскую дисциплину. Сержант Гагарин сделал ему серьезное внушение. Вместе с тем взял над ним шефство, помогал в учебе. После окончания училища лейтенант Захаров от души благодарил своего взыскательного, но справедливого и заботливого товарища и командира.

Учился Юрий Алексеевич только отлично. Как старшина классного отделения был надежным помощником командиров и преподавателей. «С помощью сержанта Гагарина, — вспоминал подполковник-инженер С. Н. Коднер, — мне удалось успешно решить многие учебные задачи. Особенно организованно и продуманно была налажена самостоятельная подготовка курсантов классного отделения».

Курсант Гагарин ясно понимал, что теоретическая: учеба — не самоцель. Она — гранитная основа, залог успехов в летной подготовке.

— Без основательных теоретических знаний, — не раз говорил своим подчиненным сержант Гагарин, — невозможно разобраться в сложных схемах, в принципах работы систем и устройств. Без них невозможно управлять самолетом в воздухе.

Завидное упорство и выдержку показал Ю. А. Гагарин и в летной практике.

— Это хорошо, что старшиной экипажа назначен сержант Гагарин, — говорил летчик-инструктор А. В. Колосов. — Удивительно настойчивый и самостоятельный парень. Сам горит желанием летать и других зажигает.

Юрий одним из первых в летной группе вылетел самостоятельно. Характеризуя курсанта Гагарина как летчика, инструктор Я. Акбулатов писал в училище: «Однажды мы вылетели в паре с ним на задание. Гагарин, в порядке отработки командирских навыков, шел ведущим, я — ведомым. В роли командира он выступал впервые. Однако молодой летчик искусно строил маневр, зрело принимал решения. И у меня, имевшего к тому времени опыт летной и инструкторской работы, невольно возникла мысль: «Неплохо бы иметь такого напарника в настоящем бою». В его действиях подкупало то, что он уже тогда обладал такими качествами, как тонкое понимание машины, непринужденность действий в воздухе, инициатива, решительность».

Юрий Гагарин был всесторонне развитым, обаятельным человеком. Он умел быстро сходиться с людьми. Неслучайно комсомольцы избирали его членом бюро эскадрильи, делегатом комсомольских конференций училища и вренного округа. Он много занимался спортом. Возглавлял сборную команду училища по баскетболу и гимнастике. Не пропускал ни одного эстафетного забега, играл в волейбол, — футбол, хорошо владел лыжами.

— Общественная работа и физическая закалка, — говорил Ю. А. Гагарин при встрече с курсантами, — служили мне хорошим подспорьем в теоретической учебе и летной практике.

В годы учебы за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, примерную воинскую дисциплину он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Быстро пролетели два года курсантской жизни, заполненные напряженной учебой и полетами. Отлично сданы государственные экзамены. В личном деле курсанта Гагарина появились документы, которые давали ему путевку в авиацию: представление к присвоению воинского звания лейтенанта и копия аттестата об окончании летного училища.

«За время обучения в училище показал себя дисциплинированным, политически грамотным курсантом, — говорится в представлении. — Уставы Советской Армии знает и практически их выполняет. Строевая и физическая подготовка хорошая, теоретическая — отличная. Летную программу усваивает успешно, а приобретенные знания закре-пляет прочно. Летать любит, летает сметго и уверенно. Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой «отлично». Материальную часть самолета эксплуатирует грамотно. Училище окончил по первому разряду. Делу Коммунистической партии и социалистической Родине предан».

Молодому офицеру было предоставлено право выбора места службы. Можно было уехать в центр или на юг, в хорошо благоустроенный гарнизон. Но горячее комсомольское сердце звало туда, где труднее, где надо прокладывать новые воздушные трассы. С друзьями по училищу Николаем Репиным, Валентином Злобиным и Юрием Дергуновым лейтенант Гагарин добровольно уехал на Север. В условиях Заполярья, в строевом авиационном полку мужал и закалялся характер молодого командира, оттачивалось его летное мастерство. Здесь Юрия Алексеевича приняли кандидатом в члены КПСС.

Годы службы Ю. А. Гагарина в Заполярье совпали с годами бурного развития авиации и космонавтики. В СССР были запущены первые межконтинентальные многоступенчатые баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли. Мечта человека о полете к другим планетам становилась все более реальной. Сбывались пророческие слова основоположника космических полетов К. Э. Циолковского:

«Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Охваченные жаждой познать неизвестное, повинуясь зову времени, тысячи советских людей изъявили желание осуществить полет в космос. В их числе был и старший лейтенант Ю. А. Гагарин. Он одним из первых написал рапорт, в котором просил доверить ему этот полет. Просьба была удовлетворена. Юрия Алексеевича зачислили в группу пилотов-космонавтов.

Люди, готовившие Юрия Алексеевича в полет, полюбили его. Они восхищались острым умом, цепкой памятью, трудолюбием будущего летчика-космонавта. Ученые нашли в нем не только точного исполнителя грандиозного замысла, но и творчески одаренного, разумного советчика. Это и предопределило выбор первого посланца Земли в космос.

В канун старта космического корабля «Восток» проходило партийное собрание. Выступая на нем, коммунист Гагарин заверил товарищей, что он не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить задание Коммунистической партии и Советского правительства. Громко звучал его чуть взолнованный, но уверенный голос:

— Я отправляюсь в полет с чистой душой и большим желанием выполнить его так, как подобает коммунисту.

Наступило время старта. Мощные ракетные двигатели вывели космический корабль на заданную орбиту. Начался отсчет ста восьми исторических минут, открывших новую эру — эру проникновения человека в просторы Вселенной. 12 апреля 1961 г. в 10 часов 55 минут по московскому времени космический корабль, совершив виток вокруг Земли, приземлился юго-западнее города Энгельс Саратовской области. Великий подвиг совершился. Весь мир рукоплескал нашей стране, нашей победе в космосе, отважному летчику Ю. А. Гагарину.

«Первый в истории человечества полет в космическое пространство, осуществленный советским космонавтом Ю. А. Гагариным на корабле-спутнике «Восток», — писала «Правда», — позволил сделать вывод огромного научного значения о практической возможности полетов человека в космос... Полет дал чрезвычайно ценные сведения о работе конструкции и оборудования космического корабля в полете. Полностью подтверждена правильность научных и технических решений, заложенных в его конструкцию».

Первый успешный полет в космос окрылил личный состав училища. Авиаторы ликовали. Торжественное, радостно-приподнятое настроение охватило каждого. В казармах, аудиториях, на аэродромах — всюду разговор о — выдающемся полете в космос воспитанника училища. Состоялся торжественный митинг. Выступавшие взволнованно, с гордостью за нашу Родину, наш народ говорили о величайшем историческом событии современности. Герою-космонавту была послана поздравительная телеграмма. В ответ Юрий Алексеевич писал:

«Дорогие товарищи! От всей души благодарю вас за присланные поздравления с успешным завершением космического полета на корабле-спутнике «Восток». Свой успешный полет в космос я расцениваю как результат героического труда советского народа, руководимого Коммунистической партией, как триумф отечественной науки и техники. Выношу сердечную благодарность всем товарищам, особенно комсомолу, которые вложили много сил и энергии в мое обучение и воспитание и ныне, не покладая рук, трудятся над решением благородной задачи по подготовке советских летчиков, беспредельно преданных великой партии Ленина. Товарищи курсанты, товарищи комсомольцы, помните, что в жизни не может быть успеха без высокого овладения современной техникой, крепкой физической закалки и высокой сознательной воинской дисциплины. Желаю вам крепкого здоровья и успехов в боевой и политической подготовке».

Неизгладимое впечатление для личного состава оставили посещения Юрием Алексеевичем Гагариным родного училища. Будучи в училище, он осмотрел учебную базу. С яркой, запоминающейся речью выступил на митинге. Побывал на аэродроме, с которого впервые самостоятельно вылетел на реактивном самолете. Здесь космонавт особенно тепло был встречен своими бывшими наставниками, летчиками-инструкторами. Желанным гостем Юрий Алексеевич был и в школе юных космонавтов. Комсомольская организация школы зачислила его почетным комсомольцем.

Выступая перед курсантами школы, первый в мире летчик-космонавт говорил:

— Изучая военное дело, всегда помните, что летчику в равной степени нужны теоретические знания и высокий запас духовной и физической прочности. Только таким людям по плечу покорение современных высотных летательных аппаратов. Мне рассказывали, — продолжал он, — что среди вас есть люди, страстно мечтающие о космических полетах. Это хорошая и большая мечта. Но за ее осуществление надо настойчиво бороться. Терпеливо овладевайте знаниями, накапливайте навыки, постоянно работайте над собой, учитесь преодолевать любые трудности. Всегда будьте полезными нашей Советской Родине.

Каждый молодой авиатор стремился сверять свои боевые дела, учебу и жизнь по Юрию Гагарину. В училище развернулось патриотическое движение под девизом «Служить и учиться по-гагарински». Почин получил одобрение командования и политического отдела. Об этом рассказывалось в краеочне оформленной листовке, отпечатанной типографией училища. В клубах, ленинских комнатах оформлены стенды, гагаринские уголки. С большим подъемом прошли комсомольские собрания «Служить Родине так, как служит ей воспитанник училища Юрий Гагарин, — долг каждого комсомольца». Интересно и содержательно были проведены комсомольские тематические^ вечера «Мужество Гагарина рождалось и крепло в повседневных будничных делах», «Кто в учебе может быть героем — тот героем будет и в боях». С воспоминаниями об учебе и службе Ю. А. Гагарина в училище выступили перед курсантами его бывшие командиры В. Н. Беликов, И. М. Полшков, Я. Акбулатов, А. В. Колосов, Г. К. Серков и преподаватели В. Т. Усик, Н. Я.Мас-ликов, Ф. Г. Иванов, В. Н. Бобылев, А. С. Романов.

По инициативе комсомольской организации курса теоретического обучения в 1961 г. на территории училища возведен постамент, на котором установлен истребитель МиГ-15. На этом самолете, обучаясь в училище, летал Ю. А. Гагарин. Командованием и политическим отделом училища учрежден переходящий приз имени Ю. А. Гагарина. В конце каждого учебного года он вручается комсомольской организации эскадрильи, добившейся лучших успехов в учебе и дисциплине. У входа в учебно-летный отдел установлена мемориальная доска, па которой золотом выбито: «В Оренбургском ВАУЛ с 1955 по 1957 год учился первый в мире летчик-космонавт Герой Советского Союза Ю. А. Гагарин».

И глубоко символично, когда молодые летчики после окончания училища, уходя в самостоятельную жизнь, полную тревог и испытаний, обязательно побывают у самолета покорителя космоса, у гагаринских стендов в музее боевой славы. В памяти выпускников Юрий Алексеевич Гагарин остается вечно живым, добрыми дружескими словами напутствует он их на грядущие ратные дела.

Полбин

Иван Семенович Полбин

1905-1945 гг. 

kriliy

 

«Он был безумно храбрым человеком».

Маршал Конев И. С. о Полбине И. С.

 

«118 раз я бомбил передний край обороны противника!

118 вылетов – это 118 ураганов в сердце!

118 вулканов ненависти!

118 вылетов под вражеским огнем!

118 раз мы встречались со смертью,

но сильнее смерти наша любовь к Родине!»

И. С. Полбин

  

В мае 1967 года Оренбургскому высшему военному авиационному училищу летчиков присвоено имя прославленного воздушного бойца, выпускника училища, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина.

Родился Иван Семенович 11 февраля 1905 г. в симбирской тюрьме, где его мать, Ксения Алексеевна Полбина, находилась под арестом за «бунтарские» речи на крестьянской сходке, состоявшейся после январских кровавых событий в Петербурге.Трудное детство выпало на долю Ивана Семеновича.В семье Ивана, проживавшей в селе Ртищево-Каменка, Симбирской губернии (ныне село Полбино, Ульяновской области) было шесть едоков, а работник один – мать. Отец – Семен Полбин – рад бы помочь, да здоровья не было. Который год лежал прикованный к постели.Отец умер, когда Ивану было всего 9 лет. Пришлось молодому Ванюшке идти батрачить у кулаков. Не помирать же семье с голоду.Многие селяне в ту пору, закинув за плечи худой мешок с немудреными пожитками, подавались на заработки в город. В 1918 году ушел и четырнадцатилетний Иван Полбин. Устроился на станцию Выры, где всегда работали мужики с их села.

Однажды на станции, читая вслух красногвардейцам газету, Иван Полбин впервые увидел изображение самолета. С тех пор юношей овладела мечта о полетах.Нужда и бедность не позволили Ивану получить хорошее образование. Но парень он был хваткий, с практической смекалкой.По вечерам ходил он к учителю местной школы Константину Алексеевичу Селиванову. Там он впервые услышал о знаменитом русском авиаторе Петре Нестерове, который таранил вражеский самолет. Он был глубоко потрясен тем, что сделал этот человек.

В 1922 году Иван Полбин поступает в Карлинскую среднюю школу, а в 1926 году оканчивает 9-й класс. Там же его приняли в комсомол.Теперь вся жизнь для Полбина была подчинена одному смыслу: быть там, где нужнее, где от него польза Родине.В Карлинской школе Иван Полбин редактировал стенную газету «Голос». Только не так уж много места отводилось там школьным делам, больше – воздухоплавательным аппаратам.Многому научила его Карлинская школа. Не случайно в 1944 году, уже будучи генералом, Героем Советского Союза, он пришлет в школу письмо, в котором будут такие строчки: «Годы пребывания в Карлинской школе ярко сохранились в моей памяти и всегда вспоминаются с глубоким чувством благодарности. Я горжусь, что был учеником Карлинской школы, горжусь за вас, мои учителя».

Вскоре Полбина избрали секретарем Майнского волостного комитета комсомола.

Годы были тяжелые. Воспользовавшись трудностями с переустройством села, кулаки повели враждебную пропаганду среди населения. Устраивали поджоги, убивали активистов. Милиции не хватало. И решили тогда комсомольцы создать военизированный. Полбин пригласил вернувшихся с гражданской войны красноармейцев. Гоняли отставники комсомольцев до седьмого пота. Вот тогда и выделился Иван Полбин своей подтянутостью, ловкостью в обращении с оружием, пытливостью. Его похвалили, даже предрекали ему быть хорошим командиром.С самого начала призыва на военную службу он был твердо уверен, что его обязательно пошлют в авиацию. Из книг и журналов он почерпнул немало сведений о том, почему аппарат тяжелее воздуха способен летать, знал устройство многих систем и механизмов, установленных на самолетах. Да и здоровье есть. Крутые плечи, мужественное лицо, внимательный взгляд глубоко посаженных глаз выдавали в нем человека волевого, решительного, наделенного недюжинной силой. Но на медицинской комиссии дотошный доктор с резким, скрипучим голосом обратил внимание на то, что мизинец на левой руке Полбина не выпрямляется до конца – след травмы, полученной, когда батрачил у кулака. Врач решительно качал головой и никакие доводы на него не действовали.

В 1927 году Ивана Полбина направили в Богунский полк и зачислили на годичные курсы, готовившие командиров взводов запаса, как годного только к строевой службе. Полбин учился хорошо, старательно, с особой ответственностью относиться к изучению военного дела.Но желание стать летчиком крепло в нем с каждым днем. В короткие часы увольнения он ходил в библиотеку, читал авиационные журналы «Самолет», «Вестник Воздушного флота».В тот год он твердо решил после окончания срока службы просить райком партии направить его на учебу в летное училище.

 

Летная карьера.

Только в июле 1929 года, по ходатайству секретаря Ульяновского райкома партии, Иван Семенович Полбин был принят в Вольскую авиационную теоретическую школу, а в декабре 1930 года направлен в Оренбургскую школу летчиков для практического летного обучения.Летом, наконец, курсанты поднялись в воздух на настоящих самолетах. Правда, летели они в качестве пассажиров, за спиной инструктора. И все-таки эти первые полеты дали то, что так необходимо летчику, – возможность почувствовать небо.Но не сразу пошло у Полбина дело на учебном самолете У-1. Когда садился в кабину и мысленно представлял себе полет, все было ясно. И все вроде бы получалось у него. До посадки. А первый раз дал такого большого «козла», что думал, самолет не выдержит, развалится. И хотя не ругал инструктор, на душе было – хуже не придумаешь.Он снова и снова продумывал каждый шаг, каждый элемент. На земле имитировал все те действия, которые надо делать в небе. И, наверное, вот здесь, в летной школе, у него, будущего дважды Героя Советского Союза, рождалась способность вдумчиво анализировать каждый полет, до секунды рассчитывать каждое движение и к полетам относиться не как к повседневной, будничной работе, а как к творчеству художника, изобретателя.

При освоении в летной школе боевого самолета Р-1 стали уже проявляться незаурядные способности Ивана Полбина, его мгновенная реакция, умение молниеносно принимать правильные решения и думать о каждом полете. Не случайно, окончив школу в ноябре 1931 года, он был оставлен здесь инструктором.

Инструктор Полбин воспитывал у курсантов точность, быстроту, четкость действий. То же, что сам приобрел за долгие годы учебы и считал это первоосновой всего обучения. Притом у него не было курсантов ни хороших, ни плохих. Всех считал в одинаковой мере способными освоить азы летной науки. Но в те годы понял он и другое: одно дело учиться самому, отвечать только за себя, и совсем другое – быть в ответе за других.Когда пришел приказ несколько человек направить на освоение новой техники, фамилия Полбина была названа первой. Так он пересел на бомбардировщик. Отлично завершил программу учебы и был назначен командиром бомбардировщика.

Служить ему пришлось во многих местах. Но после его родной Волги из всех мест он больше всего полюбил Забайкалье, где с августа 1933 года он служил командиром экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ-3, а еще через 3 года – командиром отряда. Ему, привыкшему к широким просторам, сразу же пришелся по нраву этот край.

Летом 1939 года на Халхин-Голе проходила проверку боем эскадрилья бомбардировщиков, которой командовал капитан Иван Полбин. Летать приходилось в тяжелых условиях: нехватка воды, палящее солнце, перегрев моторов. И все-таки они летали, выполняли боевые задачи, помогали дружественному монгольскому народу отстоять свою народную республику.

Каждый боевой вылет полк совершал во главе со своим командиром. Полбин учил летчиков воевать. На основе опыта первых боевых вылетов он разработал новые методы защиты строя бомбардировщиков. Теперь строй бомбардировщиков полка самостоятельно отражает все атаки вражеских истребителей и наносит им большие потери. Удары полка отличаются высокой эффективностью, но командир продолжает неустанно искать новые способы боевых действий и скоро приходит к выводу, что для точного поражения малоразмерных целей бомбардировщик должен пикировать.В этих суровых условиях еще заметнее стал проявляться талант Полбина-командира, хорошего тактика, вдумчивого бойца. Его умение водить строи бомбардировщиков и новые методы обороны строя (сомкнутый строй) позволяли с успехом отражать атаки японских истребителей.

Эскадрилья Полбина в этих боях за 19 боевых вылетов не потеряла ни одного самолета. За высокое воинское мастерство и мужество, командир эскадрильи капитан Полбин был награжден орденом Ленина.А в начале 1940 года Иван Семенович назначен командиром бомбардировочного полка и начал готовится в академию, куда поступить так и не успел. Великая Отечественная война застала Ивана Семеновича в Чите.

 

Великая Отечественная война.

15 июля 1941 года 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк под командованием Полбина закончил перебазирование из глубокого тыла на один из прифронтовых аэродромов Западного фронта. Гитлеровские войска рвались к Москве. С этого дня почти ежедневно летчики полка совершали по 2-3 боевых вылета в сутки. На самые ответственные задания майор Полбин сам вылетал во главе полка.

Однажды фронтовая газета сообщила, что две группы скоростных бомбардировщиков под командованием майора Полбина на бреющем полете внезапно обрушились на вражеские войска. Застигнутые врасплох фашисты, бросая оружие, в панике разбежались. Бомбами и пулеметным огнем бомбардировщиков было уничтожено несколько батарей противника на огневых позициях, колонна артиллерии на марше, обстреляны и разогнаны скопления пехоты. Летчики уничтожили десятки легковых и грузовых машин.

А вскоре после этого вылета на аэродром пришла телеграмма, в которой пехотинцы горячо благодарили летчиков за успешную работу. «Ваши бомбы метко разили врага, – писали они, – прямым попаданием в легковую автомашину убит фашистский генерал».

К концу 1941 года на боевом счету Полбина было 3 500 убитых фашистских солдат и офицеров, 160 танков, 370 машин, три дивизиона артиллерии, 18 вражеских самолетов, причем 12 из них уничтожены в воздухе. Орден Красного Знамени был заслуженной наградой Родины отважному советскому летчику.

Летом 1942 года авиаполк под командованием Полбина действует под Воронежем и под Сталинградом. Летчики наносят сокрушительные удары пo железнодорожным составам, танковым колоннам, аэродромам противника. В августе 1942 года колонна пикирующих бомбардировщиков, которую возглавлял Полбин, атаковала фашистский аэродром в Миллерово, где было сконцентрировано около двухсот самолетов. Метким ударом пикировщики уничтожили десятки самолетов с черными крестами на крыльях.

В районе железнодорожной станции Морозовская располагался крупный склад горючего, который особенно тщательно охранялся гитлеровцами. Его надо было взорвать. Командир дивизии предложил Полбину тщательно разработать операцию. Иван Семенович предложил бомбить бензосклад двумя самолетами. «Больше вероятности прорваться, да и противник не догадается».

Один из бомбардировщиков пилотировал сам Иван Семенович. Задание летчики выполнили успешно. От прямого попадания бомб склад окутался густым черным дымом, сквозь который вверх пробивались огромные языки пламени. Сотни тонн горючего, так необходимого гитлеровцам для танков, автомашин, самолетов, были уничтожены.За выполнение особо важного задания командиру 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (Сталинградский фронт) подполковнику Полбину Ивану Семеновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В сентябре 1942 года полковник Полбин был отозван в Москву в штаб Военно-Воздушных Сил Красной Армии и назначен на должность начальника отдела бомбардировочной авиации, а с декабря 1942 – на должность первого заместителя начальника инспекции ВВС РККА по штурмовой и бомбардировочной авиации.Но через три месяца он снова попросился на фронт. «Оторвать меня от самолета — это непостижимое дело», — писал он жене.

В феврале 1943 года полковник Полбин командует 301-й бомбовой авиационной дивизией на Брянском фронте, а в марте 1943-го он принял 1-й бомбардировочный авиационный корпус на Воронежском фронте.

Полбин был человек редкого военного дарования, исключительной смелости. Спокойный, уравновешенный, с хитринкой в умных голубых глазах, он никогда не бравировал своей храбростью, вел себя в бою так, будто ходил на полигон бомбить учебные цели.Крепкий, широкоплечий, он смотрел на собеседника ясными, проницательными глазами, в которых нельзя было не заметить огромную волю. Иван Семенович никогда не суетился, в любой обстановке сохранял присутствие духа, и эта черта командира, пожалуй, больше всего импонировала людям, встречавшимся каждый день с опасностью. Подчиненные любили его, видели в нем пример для подражания, и каждое его слово воспринималось беспрекословно.

Летом 1943 года в разгар Курской битвы группа Пе-2 должна была нанести удар по наступающим танкам и живой силе противника. На подлете к цели, советские пикировщики были атакованы фашистскими истребителями. Завязался напряженный воздушный бой, в ходе которого Пе-2 смогли сбить шесть «мессеров». Два вражеских истребителя сбил лично Полбин.

В сентябре 1943 года, отступая под ударами наших войск, немецко-фашистские захватчики стремились переправить через Днепр крупные силы войск, военную технику, награбленные ценности. Основной поток отходящих войск противника направлялся через два моста под Днепропетровском. Над мостами усиленно патрулировали истребители, подходы к мостам прикрывались многочисленными батареями зенитной артиллерии. Командование дало задание авиадивизии полковника Полбина уничтожить оба моста. Иван Семенович тщательно разработал план операции, подготовил две девятки Пе-2. Совместно с летчиками и штурманами он изучил район будущих действий, разработал варианты атак целей, провел показательный полет.

Ранним утром обе девятки Пе-2 взлетели с аэродрома подскока и, имея прикрытие из истребителей Ла-5, направились к цели. Зайдя со стороны солнца, внезапно с высоты 3 000 метров Пе-2 в крутом пикировании устремились на мосты. Удар оказался настолько внезапным, что фашистские зенитчики открыли огонь только тогда, когда бомбардировщики, сбросив бомбы, стали уходить от цели. После дешифрирования фотоснимков было установлено несколько прямых попаданий в мосты. Один мост был разрушен, другой серьезно поврежден.

Через несколько дней дивизия провела операцию по разрушению мостов у Кременчуга. Первым ударом был разрушен шоссейный мост, вторым – железнодорожный. Фашистское командование с трудом переправило через Днепр живую силу и, вынуждено было оставить на левом берегу реки множество техники и эшелонов.

В октябре соединению Полбина поставили не менее сложную задачу, для выполнения которой отправилась группа из 17 Пе-2. Ведущим в строю был генерал-майор Полбин. Бомбардировщики направились к железнодорожной станции, на которой скопилось большое количество эшелонов врага. Над целью строй наших машин был встречен исступленным огнем немецких зениток, разрывы снарядов стояли в небе сплошной стеной. Невзирая на вражеский огонь, группа пикирующих бомбардировщиков в четко выдержанном строю встала на боевой курс. Сброшенная серия бомб прицельно легла на железнодорожные пути. Взметнулись вверх черные облака разрывов. На станции загорелись два эшелона, был взорван склад с боеприпасами, разрушены несколько зданий, уничтожено много автомашин.Рядом с первой станцией находилась вторая. На путях этой станции Иван Семенович заметил много составов с войсками, техникой, горючим и боеприпасами. Строй бомбардировщиков Пе-2 во главе со своим командиром атаковал с пикирования вторую станцию. Когда Пе-2 точно сбросили оставшийся груз бомб, на станционных путях возникли пожары, начали взрываться вагоны с боеприпасами. На аэрофотоснимке результатов бомбардировки станции были хорошо видны горящие составы, очаги взрывов и белые трассы от разлетающихся во все стороны артиллерийских снарядов. Боевую задачу подразделение выполнило на «отлично». Бомбардировщики Пе-2 развернулись на свой аэродром. Однако летчики не думали, что спустя 10 минут им предстоит беспрецедентный в мировой истории авиации воздушный бой против 18 вражеских бомбардировщиков.

Вот как вспоминал об этом сам Иван Семенович:

«После того как мы закончили со второй станцией, я отвернул от цели в направлении своего маршрута и спустя несколько минут заметил на нашей высоте колонну из 18 пикировщиков Ju-87. Мы оказались над фашистским аэродромом. Внизу выруливала на старт вторая группа Ju-87. Я не мог себе позволить упустить возможности нанести удар по фашистам. Подаю команду: «Внимание! За мной в атаку!» – и резким разворотом в сторону самолетов противника, увеличивая скорость, иду на сближение. Мгновенно сокращается дистанция между группами Пе-2 и Ju-87. Обнаружив преследование, противник, нарушая боевой порядок, пытается малыми группами уйти с разворотом. Однако было уже поздно. Я даю первую очередь с расстояния 80 м. «Юнкерс» вспыхивает и камнем летит вниз. Это вдохновило меня и моих подчиненных. В это момент часть машин моей группы штурмовала аэродром и подожгла 2 немецких бомбардировщика. Практически одновременно в результате удачных атак сбили по «юнкерсу» гвардии лейтенант Плотников и стрелок-радист Серебрянский. Группа вражеских бомбардировщиков, находящаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике сбросила бомбы вблизи своего аэродрома. Машины противника, пытающиеся взлетать, атаковывались «пешками». По итогам боя подразделение моих бомбардировщиков уничтожило 6 самолетов Ju-87, а также сорвало запланированный гитлеровцами вылет на бомбометание по нашим войскам».

– Надо бить врага везде, – говорил Полбин после приземления, – использовать для этого каждую возможность.

В самой сложной боевой обстановке Полбин действовал смело, решительно, хладнокровно, спокойно. Бой был его стихией. Иван Семенович прекрасно пилотировал Пе-2, хорошо знал его возможности, стремился взять от самолета все, на что тот рассчитан. Некоторые летчики считали Пе-2 недостаточно маневренным. Полбин на практике в бою показывал им высокие летные качества бомбардировщика. После ряда успешных боев Пе-2 с истребителями противника Иван Семенович занялся тщательной разработкой и расчетами выполнения на бомбардировщике сложных пилотажных фигур. Все это приходилось делать в промежутках между боевыми вылетами.

В боях за Советскую Родину летчики-гвардейцы соединения Ивана Семеновича Полбина показали немало примеров мужества, героизма и отваги. В боевых заслугах гвардейцев огромная роль принадлежит их прославленному командиру.

Гвардейское соединение Полбина принимало участие в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманской, Ясско-Кишиневской, Львовской, Сандомирской наступательных операциях и других сражениях, сыгравших, решающую роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

В 1944 году авиакорпус, которым командовал Полбин, принимал участие во Львовско-Сандомирской операции в составе 1-го Украинского фронта. В один из ответственных моментов сражения противник готовился в районе Зборова нанести сильный контрудар по наступающим частям Красной Армии. Против танков фашистов была брошена бомбардировочная авиация. Несколько часов подряд продолжались беспрерывные атаки с воздуха. Замысел гитлеровцев был сорван.

Интересны в этом отношении показания пленного офицера 1-й танковой дивизии, которые приводятся в воспоминаниях генерал-майора авиации в отставке Ф. И. Качева, бывшего начальника штаба 6-го гвардейского авиакорпуса. «15 июля между 14 и 15 часами после второго массированного удара бомбардировщиков 1-я танковая дивизия потеряла приблизительно 75 процентов техники. До 60 танков сгорело в лесу, еще не сделав ни одного выстрела с того момента, как они вышли с завода. 113-й мотополк, приданный дивизии, разбит. От него осталось 60 человек, которые были сведены в одну роту».

Пикирующие бомбардировщики И. С. Полбина громили танковые колонны под Смоленском и Ржевом, под Москвой и Сталинградом, под Миллеровом и Харьковом, под Белгородом и Курском. И когда в сомкнутом боевом строю над линией фронта одна за другой проносились эскадрильи бомбардировщиков, которыми командовал Иван Семенович Полбин, бойцы-пехотинцы с чувством гордости и уважения говорили: «В воздухе гвардейцы Полбина!»

Генерал-майор авиации Полбин являлся не только храбрым и талантливым летчиком, в совершенстве владеющим техникой пилотирования самолета Пе-2, он воспитывал и обучал своих подчиненных на передовом опыте боевых действий и передавал свои знания другим.Воспитанные Полбиным молодые летчики шли на самые рискованные операции, проявляя при этом незаурядное мужество, выдержку и хладнокровие. Двадцатидвухлетний Демченков в одиночном бою сбил немецкий дальний бомбардировщик. Летчик Пинский, спасая жизнь своего боевого друга лейтенанта Косова, привел горящий самолет на свой аэродром. Командир звена старший лейтенант Островский, раненный осколком зенитного снаряда, продолжал вести самолет на цель… Это далеко не полный список летчиков-комсомольцев, которые учились у него, Полбина, воевать, защищать Родину. Многим из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Иван Семенович был талантливым командиром-новатором, способным и заботливым воспитателем подчиненных. В каждом боевом вылете он совершенствовал известные тактические приемы, отрабатывал и проверял новые способы боевых действий. Полбин считался непревзойденным мастером пикирующих бомбовых ударов. Именно он был автором знаменитой «вертушки» в советских ВВС. Этот прием получил всеобщее признание у летчиков-пикировщиков и стал одним из наиболее эффективных методов боевого применения. Его суть в том, что над целью пикирующие бомбардировщики создадут замкнутый круг и по очереди один за другим пикируют на цель. После выхода из пикирования самолеты набирают высоту и вновь атакуют. Использование «вертушки» позволяет увеличить время воздействия на цель, а также повысить точность бомбометания и защитить самолёты от атак истребителей противника.

Иван Семенович первым применил метод группового бомбометания с пикирования, позволявший точно поражать на поле боя малоразмерные цели. Впервые при штурмовке наземных целей стали применяться передние и люковые пулеметы.

Опытный боевой летчик, командир, обремененный большими заботами, находил время в перерывах между вылетами за грубо сколоченным столом, а то и просто на планшете писать о том, что считал необходимым донести до всех авиаторов: как лучше бомбить, как добывать победу в бою. Из-под пера И. С. Полбина в годы войны вышло немало статей, опубликованных в различных журналах, в которых он не просто делится опытом, а научно обосновывал значение нового метода бомбометания в современной войне, давал практические рекомендации молодым летчикам по действию в воздухе.

Близился закат немецко-фашистской Германии. Советские войска, прорвав 7 февраля 1945 г. оборону гитлеровцев в районе крепости Бреслау (ныне город Вроцлав, Польша), форсировали Одер и обошли этот крупный оборонительный пункт с юга. 22-тысячная группировка немцев была окружена.Фашисты продолжали отчаянное сопротивление, и полбинцам предстояло бомбить войска противника в районе Бреслау, поддерживая войска 1-го Украинского фронта.Понимая всю необходимость в поддержке пехоты с воздуха, генерал Полбин решил лично вести своих крылатых питомцев на боевое задание. Перед вылетом он был бодр, весел.В назначенный час мощная колонна Пе-2 появилась над Бреслау. За рекой Одер начинался лесной массив. Часть его уже находилась в руках наших войск. Ведущий повел колонну самолетов на десять градусов левее и подал команду к перестроению. Вытянувшись в строй «пеленг», Пе-2 прошли над южной окраиной Бреслау, занятой советскими войсками, и сразу же наткнулись на плотный заградительный огонь вражеских зенитных батарей.Лавируя между разрывами снарядов, генерал Полбин вывел колонну на цель. Внизу показалось большое скопление танков и автомашин. Ведущий первым ввел самолет в пике. Черные коробки танков и автомашин неслись навстречу, увеличиваясь в размерах.

Бомбы сброшены! – доложил штурман.

Взрыв! Второй... Третий! Самолет, будто лодка на гребне волны, плавно выходил из пикирования. Земля, опрокидываясь, медленно уплывала вниз. За стеклами фонаря пилотской кабины снова заголубело небо. И вдруг машину со страшной силой тряхнуло, и в кабину с грохотом ворвался едкий, удушливый запах серы. Стало темно и нечем дышать...

Товарищ генерал! Иван Семенович! – закричал правый ведомый Полбииа лейтенант Белаш.

Раньше молодой летчик обычно оказывался в верхнем этаже Полбинской «вертушки». На этот раз командир корпуса включил его в состав своего флагманского звена, и теперь он шел за ведущим. При выходе из пике летчик Белаш первым увидел, как вздрогнул и на мгновение замер окутанный дымом самолет генерала и как потом он стремительно понесся к земле.В эти секунды летчику показалось, что у него остановилось сердце. Странная тишина оглушила его. Он не слышал ни свиста ветра за стеклами кабины, ни гула моторов своего самолета. Видел только, как горящая машина уносила любимого командира все дальше и дальше в бездонную пропасть...

Товарищ командир! Иван Семенович! – продолжал кричать Белаш, сознавая, что бессилен чем-либо помочь генералу.

Только бы город пролетел, только бы не врезался в крышу, – лелеял он в душе последнюю надежду.И самолет генерала вдруг выровнялся, взмыл и понесся над безжизненными развалинами сгоревших домов на восток, к Одеру.

Туда, скорее туда, – мысленно напутствовал его молодой летчик.Там ровная площадка на берегу, там близко свои...Белаш догнал самолет генерала, летел выше и следил за ним. Он видел, как «Пе-2», оставляя позади две черные борозды дыма, несся над городом. Летчик готов был даже считать дома, которые осталось пролететь, умолял, требовал – скорее!..

Впереди открылась круглая, как блюдце, площадь. На ней, у стены многоэтажного дома, стояло несколько зенитных орудий.Языки пламени вдруг охватили левый мотор, и самолет, свалившись на крыло, пошел вниз. Скользнув по асфальту, он врезался в фундамент дома. Грянул взрыв. Над площадью высоко в небо взметнулось облако дыма и пыли.11 февраля 1945 г. генерал Полбин, совершая 157-й боевой вылет, погиб. Герою в день смерти исполнилось 40 лет... Всего несколько недель он не дожил до Победы. Его летчики, с гордостью называвшие себя полбинцами, понесли дальше славу своего командира.

6 апреля 1945 г. генерал-майор авиации И. С. Полбин посмертно был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин писал жене Полбина Марии Николаевне:

«Посылаю Вам грамоту Верховного Совета СССР о награждении Вашего мужа второй медалью «Золотая Звезда» для хранения как память о муже дважды Герое, подвиги которого никогда не забудутся нашим народом».

Родина не забыла славного героя-летчика.В декабре 1945 г. на площади села Ртищево-Каменка (ныне Полбино) в честь отважного летчика воздвигнут обелиск.В 1958 г. приказом Министра обороны СССР дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. С. Полбин зачислен навечно в списки первой эскадрильи гвардейского бомбардировочного авиационного полка.

У входа в здание Оренбургского ВВАУЛ, носящего имя славного генерала, на мраморном постаменте установлен бюст советского летчика-героя, талантливого военачальника, беспредельно преданного советскому народу, отдавшего жизнь в боях за свободу и независимость любимой социалистической Родины.

В настоящее время имя Героя носит его родное село, где открыт памятник в честь прославленного летчика.

Его имя присвоено Карлинской школе Майнского района, Московской школе с углубленным изучением английского языка № 1256, Оренбургскому высшему военному авиационному училищу летчиков.

О жизни и борьбе Героя рассказывают экспозиции областного краеведческого музея, зала Великой Отечественной войны Ульяновского филиала Центрального музея, а также музея И. С. Полбина 46-й школы Железнодорожного района города Ульяновска и музея 846-й школы города Москвы, расположенной на улице Полбина.

Бюсты установлены на родине героя-летчика, в городах Ульяновск и Оренбург. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вольске, Донецке, Вроцлаве.

 


 

 

Использована информация с сайтов:

http://nozdr.ru/militera/h/kopylov/index.html

http://www.oboznik.ru/?p=12024

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=346