Великая Отечественная война
1941-1945
…И отзовется вам, в небо летавшим,
Родина сердцем своим –
Вечною памятью доблестно павшим,
Вечною славой живым.
Ф. Касаткин-Ростовский, «Русским летчикам».
Если в первый период своего существования (1921-1928 гг.) в Серпухове летчики занимались повышением своего мастерства после окончания других училищ, то в Оренбурге начали обучать будущих летчиков с самых азов.
После раздела в феврале 1939 года на два училища, 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков продолжило подготовку летчиков-истребителей и бомбардировщиков, а 2-е Чкаловское военное авиационное училище – летчиков-наблюдателей (штурманов) для всех родов авиации.
В конце января – начале февраля 1941 года оба училища снова были реорганизованы в авиашколы и стали называться:
• 1-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов им. К. Е. Ворошилова (1-я ЧВАШП). В 1941 г. готовила истребителей и бомбардировщиков, с 1942 года – в основном летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.
• 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров (2-я ЧВАШС-Б).
В первые месяцы войны Военно-Воздушные Силы ощущали острую нехватку летных кадров. Весь учебный процесс с первых дней был серьезно реорганизован и максимально приближен к боевой обстановке. Были пересмотрены учебные планы, установлен поточный метод выпуска курсантов по мере освоения ими теории и летной подготовки, что позволяло ежемесячно давать фронту десятки летчиков. Полеты осуществлялись круглосуточно, занятия шли по 10-12 часов. Обучение курсантов проводилось на самолетах Р-5, СБ-2, ТБ-3.
Не прекращалась работа по усовершенствованию учебной базы, изготовлению наглядных пособий, схем, альбомов. Были созданы ремонтные группы, которые в течение всей войны обеспечивали ремонт всей авиатехники.
Члены семей военнослужащих также включились во всенародное дело – помощь фронту. Они взяли шефство над госпиталями, учились на организованных при школе медицинских курсах, приобретали специальности телефонисток и телеграфисток, укладчиков парашютов, шоферов, медсестер, поваров. Боевые подруги командиров внесли десятки тысяч рублей из своих сбережений в фонд обороны, на подарки детям фронтовиков, принимали личное участие в благоустройстве и оборудовании госпиталя Чкаловского гарнизона, работали в колхозах и совхозах области на уборке урожая.
Осенью 1941 года из остатков разбитых и эвакуированных авиашкол Ленинградской, Петрозаводской, Полтавской и других областей в Чкалове дополнительно была сформирована 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов (3-я ВАШП). Поначалу расположившись в Чебеньках и Черном отроге, в 1944 году школу перебазировали в г. Уральск. В начале войны подготовка бомбардировщиков велась на самолетах СБ-2. Самостоятельный налет курсантов составлял примерно 20 часов. С 1943 года школа выпускала в основном штурмовиков на самолетах Ил-2.
В июне-ноябре 1941 г. из летного и технического состава, самолетов школ были сформированы для фронта 593-й ночной легкобомбардировочный (впоследствии штурмовой) авиаполк, 616-й ночной легкобомбардировочный авиаполк, 617-й ночной легкобомбардировочный (впоследствии штурмовой) авиаполк и 624-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Для боевых полков школа выделила лучшие самолеты СБ-2, Р-5 и хорошо подготовленные кадры.
Летом того же года на базе 1-й Чкаловской ВАШП был сформирован еще один авиаполк – 808-й штурмовой и направлен сразу под Сталинград, а в сентябре и октябре 1941 г. при 1-й ЧВАШП проходили летную подготовку несколько авиационных частей.
Воспитанники школы героически сражались не только в воздухе, но и на земле. В 1942 г. из курсантов были сформированы маршевые роты и батальон особого назначения. Овладев в короткий срок стрелковым оружием и тактикой общевойскового боя, батальон влился в ряды бойцов Воронежского фронта. В одном из ожесточенных боев он попал в окружение. В течение трех суток без пищи и пополнения боеприпасами курсанты отражали атаки превосходящих сил врага и нанесли ему огромный урон.
В конце октября 1941 г. перед школой была поставлена задача выделить эскадрилью самолетов СБ-2 для участия в воздушном параде 7 ноября в Куйбышеве. Для выполнения задания были выделены лучшие летчики и техники, подготовлены надежные самолеты. Группу возглавлял начальник школы генерал-майор авиации И. В. Скробук. Среди участников парада были летчики подполковник М. А. Лисов, майор А. И. Корольков, старший лейтенант Д. В. Сальников, техники П. И. Грепенников и М. Ф. Соколов.
Много трудностей и лишений выпало на долю личного состава школы в годы войны, но он стойко их преодолевал, проявляя высокую сознательность и дисциплину. «Многого не хватало: обмундирования, питания, топлива, но все эти недостатки не огорчали нас, курсантов, — вспоминал выпускник 1943 г. Герой Советского Союза Н. Ф. Алексашкин. — Но один из недостатков, а именно недостаток материальной части, как спарок, так и боевых самолетов, переносился курсантами очень болезненно. Каждому из нас хотелось быстрее окончить вывозную программу и попасть в боевой полк, уходящий на фронт».
В феврале 1942 г. началось обучение курсантов на Ил-2. Этот самолет, имея мощное бортовое вооружение и броню, оказался одним из лучших самолетов-штурмовиков за все время войны. Самолет имел на вооружении два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 23-мм пушки и восемь реактивных снарядов РС-82, его бомбовый груз составлял 400–600 кг. Скорость самолета достигала 400 км/час. Ил-2 наносил мощные штурмовые удары по войскам противника, и не случайно у фашистов он получил название «шварцер тот» («черная смерть»). Вначале штурмовики, поступившие в школу, были в одноместном варианте. В школьных мастерских их переоборудовали в учебные самолеты с двойным управлением.
Большую помощь школе в освоении новой материальной части оказали преподаватели и инструкторы Краснознаменной Военно-воздушной академии командного и штурманского состава, находившейся в годы войны в г. Чкалов. Передовые методы эксплуатации материальной части, тактические приемы использования штурмовиков на поле боя широко заимствовались и внедрялись в практику обучения курсантов. В 1942 г. весь преподавательский состав школы прослушал в академии курс теории самолета и мотора, их эксплуатации и боевого применения.
В сентябре и октябре 1941 г. при школе проходили летную подготовку несколько авиационных частей, в том числе 284-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием воспитанника училища Героя Советского Союза майора Д. Д. Валентика. Перед отправкой полков на фронт экипажи прошли дополнительную тренировку в технике пилотирования, в слетанности ночью по маршрутам с бомбометанием на полигоне, отрабатывали ночную посадку без прожекторов, с минимальным количеством стартовых огней.
Многие из воспитанников школы внесли большой вклад в дело совершенствования тактических приемов борьбы с врагом. Так, Степаном Дмитриевичем Прутковым и Федором Васильевичем Тюленевым был разработан такой тактический прием, как действия по цели в боевом порядке «круг самолетов». Этот прием был освоен в период оборонительных боев в небе Сталинграда. Сущность его состояла в том, что самолеты группы над целью перестраивались в круг и последовательно, один за другим, производя индивидуальное прицеливание, атаковали объекты. При этом боевом порядке увеличивалось время воздействия на противника, кроме того, каждый летчик защищал впереди летящего товарища. Потери от вражеских истребителей и зениток сократились, эффективность штурмовых ударов резко возросла.
Опыт летчиков эскадрильи Пруткова быстро распространился по всем фронтам, стал достоянием не только летчиков-штурмовиков, но и пикирующих бомбардировщиков, в частности воспитанника училища командира полка летчика-бомбардировщика И. С. Полбина.
В годы войны успешно велись исследовательские работы, начатые еще в 30-е годы. К маю 1942 года был построен истребитель с жидкостно-реактивным двигателем. На Урале начались испытания, в которых принимал участие выпускник 3-й ВШЛиЛН летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это было начало реактивной эры.
Личный состав школы в военные годы не только решал задачу подготовки летчиков для фронта, в марте 1943 г. на базе школы были организованы курсы подготовки летчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели 5 выпусков без единого летного происшествия. В годы Великой Отечественной войны 65 человек из числа инструкторов, преподавателей и техников школы за самоотверженную работу по подготовке летчиков для фронта и внедрение опыта боев в обучение курсантов были награждены орденами и медалями.
В ноябре 1944 г. 1-я ЧВАШП по итогам боевой и политической подготовки заняла одно из первых мест среди вузов ВВС страны. Этот успех по времени совпал с другим событием: 6 ноября 1944 г. в торжественной обстановке школе были вручены Почетное Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета Союза ССР.
В годы Великой Отечественной войны выпускники Оренбургского училища внесли достойный вклад в Великую Победу. Многие из них были награждены высокими государственными наградами за мужество и героизм. Имя одного из выпускников, легендарного летчика-бомбардировщика, дважды Героя Советского Союза Ивана Семеновича Полбина было позднее присвоено и самому училищу.
Массовый героизм продемонстрировали выпускники: 33 из них совершили воздушные тараны (в том числе и первая в истории авиации женщина, совершившая таранный удар – Екатерина Зеленко), 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Среди воспитанников училища за годы войны – 309 Героев Советского Союза, из них 8 человек были награждены этой высокой наградой дважды.
С 1941 по 1945 гг. 1-я Чкаловская военная авиационная школа летчиков имени К. Е. Ворошилова подготовила 3 988 пилотов; 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов – 1 240 пилотов; 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров (с 9 августа 1943 года – 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов) – 3 696 штурмана.
Начальники 1-го ЧВАУЛ:
1940-1946 гг. – генерал-майор Скробук Иосиф Васильевич (нет данных).
Начальники 2-го ЧВАУШ:
1940-1943 гг. – полковник Гребнев Петр Григорьевич (нет данных).
1944-1948 гг. – полковник Ордановский Аркадий Зиновьевич.
В статье использованы материалы и фотографии:
• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)
• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.