Предвоенные годы
1938-1941
Где под ветром высокие травы шумят,
Где барханы в степи часовыми стоят,
Над рекой Халхин-Гол в вышине голубой
Слава красных орлов прогремела трубой.
«Песня победителей», 1940 г.
В мае 1938 года 3-я Военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей (ВШЛиЛН) им. К. Е. Ворошилова была переименована в Оренбургское военное авиационное училище им. К. Е. Ворошилова.
Еще не стихли залпы в Испании, как летом 1938 г. Япония вторглась на советскую территорию в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая и Кореи с целью захвата стратегически важного района и создания непосредственной угрозы Владивостоку и Приморью в целом. Бои, которые продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 г., закончились разгромом японской группировки. Прошло совсем немного времени, и в мае 1939 г. также под предлогом «нерешенного территориального спора» между Монголией и Маньчжурией, японские войска снова вторглись на этот раз на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол (Номонган). Целью нападения Японии на этот раз была попытка установить военный контроль над регионом, граничащим с Забайкальем, что представляло непосредственную угрозу Транссибирской железнодорожной магистрали – главной транспортной артерии, соединяющей европейскую и дальневосточную часть страны. В 1938 году в Оренбурге состоялся выпуск группы монгольских летчиков на самолетах И-15 бис. Они пополнили ряды ВВС Монголии и вместе с советскими летчиками храбро сражались против японцев в районе реки Халхин-Гол. Военные действия там продолжались с мая по сентябрь 1939 г. и по своему масштабу значительно превосходили события у Хасана. Они также закончились поражением Японии.
2 февраля 1939 года Приказом Народного комиссара обороны Оренбургское военное авиационное училище им. К. Е. Ворошилова было разделено на два самостоятельных училища, которые стали называться 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова и 2-е Чкаловское авиационное училище штурманов (26 декабря 1938 г. Оренбург был переименован в город Чкалов).
Возросла интенсивность летного обучения курсантов. С зимы 1938-39 гг. полеты стали проводиться в течение всего года. Использовались не только основные, но и полевые аэродромы, что дало возможность в очень короткие сроки подготовить и осенью 1939 г. произвести первый выпуск курсантов, окончивших программу обучения на самолете СБ. Военно-Воздушные Силы получили пополнение – 206 молодых летчиков. Училище увеличило набор и выпуск летчиков-истребителей и летчиков-бомбардировщиков, что значительно превысило количество выпускников 1939 года.
23 февраля 1939 года, в день празднования 21-й годовщины Красной Армии в торжественной обстановке все авиаторы приняли новую военную присягу, утвержденную Президиумом Верховного Совета СССР.
Во второй половине 1939 г. обстановка на северо-западе нашей страны резко обострилась из-за политики, проводимой правительством Финляндии. Причиной вооруженного конфликта, получившего название «Зимняя война», стало желание советского руководства отодвинуть финскую границу от Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) с целью укрепления безопасности северо-западных границ СССР, и отказ финской стороны сделать это. Советское правительство просило предоставить в аренду части полуостроова Ханко и некоторых островов в Финском заливе в обмен на большую по площади советскую территорию в Карелии с последующим заключением договора о взаимопомощи. Однако, игнорируя эти предложения, финны в конце ноября 1939 г. спровоцировали вооруженный конфликт, который продлился с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года.
Условия, в которых приходилось действовать нашим летчикам в этой войне, были исключительно тяжелыми: частые метели, густые туманы, низкая сплошная облачность, короткий световой день, температура воздуха доходила до 40-50° С ниже нуля. За три с половиной месяца боевых действий только 24 дня стояла летная погода. Несмотря на это, наша авиация была довольно активно задействована в боевых действиях. Всего за это время в воздушных боях было сбито 357 самолетов противника. Часть из них приходится на долю воспитанников училища.
Авиаторы-оренбуржцы не только участвовали в воздушных боях, но, когда этого требовала обстановка, храбро сражались на суше. За период Советско-финской войны 68 воинам Военно-Воздушных Сил было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе воспитаннику училища майору В. В. Зеленцову. 60 летчиков было награждено правительственными наградами.
В октябре 1940 года была произведена реорганизация Чкаловского и Сталинградского училищ: авиабригаду летчиков-истребителей передали Сталинградскому ВАУ, а курсанты-бомбардировщики из Сталинграда переехали в Чкалов.
Питомцы Оренбургского летного училища в эти предвоенные годы были в первых рядах защитников Родины: более 20 воспитанников училища были удостоены звания Героя Советского Союза.
Начальники:
1937-1939 – Синяков Сергей Павлович (1899-1983 гг.).
1939-1940 – полковник Скоробогатов С. В. (нет данных) – первый начальник 1-го ЧВАУ летчиков.
1940-1946 – генерал-майор Скробук Иосиф Васильевич (нет данных).
1939-1940 – майор Андреев Георгий Илларионович (нет данных) – первый начальник 2-го ЧВАУ штурманов.
1940-1943 – полковник Гребнев Петр Григорьевич (нет данных).
Герои Советского Союза:
• Антошкин Иван Диомидович (1900-1944 гг.) – майор, командующий 18 СБАП, 13 СБАД, 15 А., СЗФ. Выпускник Серпуховской ВЩВБ 1927 г. Погиб в авиакатастрофе.
• Бурмистров Михаил Федорович (1901-1039 гг.), погиб в воздушном бою.
• Боровиков Андрей Евстигнеевич (1912-1938), сбит, застрелился при попытке захвата в плен.
• Валентик Дмитрий Данилович (1907-1969 гг.) – капитан, командующий 3 СБАЭ, 5 СБАП, 14 А.
• Виноградов Леонид Васильевич (1908-1986 гг.) – капитан, военком АЭ 85 БАП. По училищу нет точных данных.
• Глазыкин Николай Георгиевич (1910-1939 гг.), погиб в воздушном бою.
• Грицевец Сергей Иванович (1909-1939 гг.) – комэск ВВС республиканской Испании, погиб в авиакатастрофе, дважды Герой Советского Союза.
• Губанов Георгий Петрович (1908-1973 гг.) – майор, командующий 12 ОАЭ, 61 Авиабригады ВВС БФ.
• Зеленцов Виктор Владимирович (1910-1978 гг.) – участник Советско-финской и Великой Отечественной войны.
• Клевцов Василий Ильич (1909-1998 гг.) – полковник, зам. ком. ВВС 13 А, СЗФ.
• Кожемякин Иван Иванович (1908-2001 гг.) – батальонный комиссар, военком АЭ, 44 СБАП, 55 БАБр, 7 А.
• Костылев Александр Николаевич (1908-1983 гг.) – батальонный комиссар, военком 50 СБАП, СЗФ.
• Матрунчик Иосиф Васильевич (1903-1945 гг.), после ранения был летчиком-инспектором по технике пилотирования в 326-й БАД. Погиб 9 мая 1945 года, подорвавшись на противотанковой мине.
• Птухин Евгений Саввич (1902-1942 гг.) – комкор, командующий ВВС СЗФ.
• Пьянков Александр Петрович (1915-1988 гг.) – участник боев на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны.
• Пятыхин Иван Гаврилович (1904-1971 гг.) – командующий 15 Авиабригадой, СЗФ.
• Торопчин Николай Степанович (1904-1987 гг.) – майор, командующий 25 ИАП, 59 ИАБр, 7 А, СЗФ (выпускник Серпуховской ВШВБ 1927 г.).
• Федоров Евгений Петрович (1911-1993 гг.) – комэск 6 ДБАП, 27 ДБАД, 7 А, СЗФ.
• Фирсов Илья Петрович (1902-1943 гг.), 80 смешанный авиаполк, 9 А. Пропал без вести. Нет точных данных об училище.
• Харламов Василий Максимович (1909-1986 гг.) – штурман АЭ 57 СБАП ВВС БФ.
• Шаров Василий Васильевич (1909-1942 гг.) – командующий 48 СБАП, 18 СБАБр, 7 А, СЗФ. Погиб в бою.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/istoriya-uchilishcha/sovetsko-finskaya-vojna/sovetsko-finskaya-vojna#sigProIdd487aa9cd6
В статье использованы материалы и фотографии:
• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)
• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.
• Фотографии из личных архивов курсантов.
• Фотографии из музея ОВВАКУЛ.