Послевоенные годы

1945-1959

line

Мы люди большого полета,                              
Создатели новых чудес,                                    
Орлиное племя – пилоты,                                 
Хозяева синих небес.                                        

Летим мы по вольному свету,                           
Нас ветру догнать нелегко.                               
До самой далекой планеты                               
Не так уж, друзья, далеко.                                

(из песни «Мы люди большого полета», 1947 г.)

 

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны училище перешло на штаты мирного времени. На заслуженный отдых ушли многие ветераны: летчики-инструкторы, преподаватели и другие офицеры. На смену им прибыл летный и инженерно-технический состав с богатым боевым опытом. Многие из них были Героями Советского Союза.

1 октября 1945 года 1-я Чкаловская военно-авиационная школа пилотов была переименована в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова.

Разработки первых реактивных двигателей начались в СССР еще в 30-х гг., а во время войны на Урале велись испытания первых реактивных самолетов, в которых принимал активное участие известный летчик-испытатель, выпускник нашего училища Григорий Бахчиванджи. Этот этап развития ВВС связан с переходом авиации на реактивные самолеты и обучением личного состава боевому использованию оружия большой мощности. Известный советский авиационный конструктор А. И. Микоян так писал об этом: «В наши дни, на наших глазах начался новый, высший этап в развитии авиации. Чтобы стало ясно, какой это огромный качественный скачок, приведу один пример. Довоенный истребитель имел мотор мощностью примерно 1 000-2 000 л. с. Если же перевести на эту старую меру тягу современного скоростного самолета, то получится цифра порядка 40-50 тыс. лошадиных сил. Мощность самолетов возросла в десятки раз!»

В послевоенные годы на вооружение поступили новые реактивные боевые самолеты: фронтовые истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, всепогодный ночной истребитель-перехватчик Як-25, фронтовой бомбардировщик Ил-28, дальний бомбардировщик Ту-16. Летный состав приступил к массовому освоению полетов в сложных метеорологических условиях и ночью по системе слепой посадки.

В первой половине 50-х годов реактивные самолеты Ил-28, МиГ-15, МиГ-17 начали поступать и в авиационное училище.  МиГ-15 стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации. С начала серийного производства в 1948 году было выпущено более 15 тысяч таких машин. Они находились на вооружении армий 40 стран мира. Его боевой дебют состоялся в Корее и оказался успешным. Отличный вертикальный маневр вместе с мощным вооружением позволил эффективно противостоять самолетам противника.  

В 1950-х гг. в состав училища входили три авиационных полка: 814 УАП на Як-18 с аэродрома Меновой двор (Оренбург-2), 817 УАП на МиГ-15 с аэродрома Киржак (Оренбург-3) и 811 УАП на МиГ-15 с аэродрома Соль-Илецк. До 1960 г. аэродромная сеть базирования училища включала в себя: аэродром совместного базирования с Оренбургским ВАУШ Меновой двор (Оренбург-2); аэродром Киржак (Оренбург-3); аэродром в Соль-Илецке. Кроме этого использовались полевые аэродромы в Никольском, в Нижней Павловке и в Кушкуле.

В 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск искусственных спутников Земли и проведено успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты. Это не могло пройти мимо будущих летчиков: в училище были организованы торжественные митинги, посвященные этим событиям. Этот год вошел в историю училища еще и, как год, когда впервые был произведен выпуск летчиков-истребителей, закончивших обучение с боевым применением на реактивном самолете. Среди выпускников был и Юрий Алексеевич Гагарин, окончивший училище с отличием.

18 апреля 1958 года 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов было переименовано в Оренбургское военное авиационное училище штурманов, а в 1959 – в Оренбургское военное авиационное училище штурманов ВВС.

В 1950-е гг. в состав ОВАУШ входили 3 учебных авиационных полка: один УАП на Ли-2 на аэродроме Кушкуль; 903-й и 904-й УАП на Ил-28 на аэродроме Чебеньки. До 1960 г. аэродромная сеть базирования штурманского училища включала в себя: 1-й аэродром (Машзавод), 2-й аэродром (Оренбург-2, Пугачи), а также аэродромы в Нежинке, Кушкуле и в Чебеньках.

Будни курсантов были наполнены не только учебой и полетами. Они принимали активное участие в летних и зимних спартакиадах, спортивных первенствах города, гарнизона и округа по парашютному спорту, по футболу, волейболу и баскетболу. Команда гимнастов на протяжении трех лет завоевывала первенство округа. В училище был создан драматический коллектив, которым руководил заслуженный артист РСФСР В. Е. Веский. На сцене училища было поставлено несколько пьес, которые пользовались неизменным успехом не только в училище, но и за его пределами.

18 апреля 1958 года в связи с переименованием города Чкалова обратно в Оренбург училище стало называться Оренбургским военным авиационным училищем летчиков им. К. Е. Ворошилова, а с 12 июля того же года – Оренбургским военным авиационным училищем летчиков.

 

 

Начальники 1-го ЧВАУ летчиков:

1946-1949 гг. – полковник Пуцыкин И. П.

1949-1959 гг. – генерал-майор Макаров Василий Харитонович

1959-1961 гг. – Герой Советского Союза полковник Брехов Константин Владимирович (стоял у истоков Оренбургского высшего летного училища).

 

Начальники 2-го ЧВАУ штурманов:

1948-1952 гг. – о начальнике училища нет точных данных.

1952-1960 гг. – генерал-майор Артемов Андрей Федорович

 

Начальник ОВВАУЛ:

1961-1967 гг. – Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Андреевич Куличев.

 

 

В статье использованы материалы и фотографии:

• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)

• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.

• Фотографии из личных архивов курсантов.

• Фотографии из музея ОВВАКУЛ.