НестеровВладимир Петрович Нестеров

1937 - 2 апреля 1981 г.

Полоска короткая с крылышками

 

Летчик – мужественная профессия. Сколько их погибло во время испытаний новых самолетов, во время Великой Отечественной войны. Останки многих воинов так и не нашли, они находятся в болотах, труднодоступных местах. Но летчики погибают не только во время войны. Владимир Петрович Нестеров, погиб в мирное время, выполняя свой военный и гражданский долг.

 

 

Испытания самолета Су-17 на Сиверском полигоне.

Строительство Сиверского военного аэродрома, одного из первых аэродромов России, началось в 33-34 годах. На территории аэродрома был создан музей Боевой славы. В нем собраны детали самолетов, награды, вещи, подлинные документы, рассказывающие о славных страницах прошлого и настоящего авиации п. Сиверский. Большая часть экспозиции посвящена истории 67-го авиационного полка.

67-й авиационный полк войсковой части 20017 начал формирование на аэродроме Сиверский 9 августа 1968 г. Сформирован полк 1 декабря 1968 года командиром которого был назначен полковник Рассалов Ким Петрович; начальником штаба - п/п-к Шведовченко Владимир Константинович; начальником политотдела – п/п-к Куликов Юрий Иванович, заместителем командира по ЛП Патлань Николай Петрович, заместителем командира по ИАС Клименчук Вадим Владимирович.

В первой половине 70-х годов модель ракетоносца-истребителя Су-17 поступила на вооружение Сиверского аэродрома. Су-17 – истребитель-бомбардировщик, одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии, с одним двигателем и трехстоечным убираемым шасси. Создан в ОКБ, руководимым Генеральным конструктором П. О. Сухим. Ведущий конструктор – Н. Зырин. Прототип был создан на базе серийного Су-7БМ и получил название Су-7ИК (С-22И). Первый испытательный полет провел 2 августа 1966 г. летчик-испытатель В. С. Ильюшиным. В 1967г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном параде «Домодедово». В 1970 г. новая машина, получившая название СУ-17, была принята на вооружение. Самолеты начали поступать в части Военно-Воздушных Сил в 1972 г, а позднее и в авиацию ВМС. Использовались они вплоть до распада Советского Союза, после чего оказались в составе вооруженных сил Беларусь, Узбекистана, Украины. СУ-17 поставлялись в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Сирию, Чехословакию. В ряде этих стран самолеты уже сняты с вооружения, во многих еще эксплуатируются. Главным отличием СУ-17 от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии. Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное производство, поворотными выполнили только концевые части крыльев (подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой консоли). В результате, проведенные доработки в сравнении с Су-7, не привели к существенному изменению технологии производства. В первых модификациях СУ-17 предназначался для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки (разведывательное оборудование размещалось в контейнерах под крылом).

Начиная с модификации СУ-17М4 снижение требований к скоростным характеристикам истребителей-бомбардировщиков, предназначенных преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника. В результате проведенной модернизации максимальная скорость снизилась с 2300 км/ч у СУ-17М3 до 1850 км/ч у СУ-17М4. Положительной стороной модернизации явилось существенное облегчение и упрощение конструкции планера. Планер самолета выполнен из алюминиевых сплавов. Подвижные консоли крыла изменяют угол стреловидности от 30° до 63°. Неподвижная СЧК имеет фиксированный угол стреловидности по передней кромке 63°. Летчик размещался в отапливаемой и вентилируемой гермокабине, закрываемой фонарем, крышка которого откидывается вверх-назад при помощи сервопривода. На фонаре кабины расположен перископ для обзора задней полусферы. На модификациях до СУ-17М2 включительно применены катапультные кресла КС-4С-32, на последующих К-36ДМ класса 0-0. Самолет оснащен трехстоечным шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Данный самолет для уменьшения длины пробега снабжен тормозным парашютом. Установленный на СУ-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клен-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5 позволял выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. На первых серийных СУ-17 устанавливались ТРДФ развивающие тягу на форсаже 9600 кг, у  УАЛ-21Ф3 подобная характеристика составляет 11200 кг, у Р-29БС-300 — аналогичную величину. Встроенное вооружение на всех модификациях состоит из двух 30-мм пушек НР-30, установленных в центроплане, с боезапасом 80 выстрелов на ствол. Боевая нагрузка общей массой до 4000 кг подвешивается на 6 пилонов: 2 фюзеляжных и 4 подкрыльевых. На СУ-17М3 количество подфюзеляжных пилонов увеличено на 2.  СУ-17М4 имеет уже 10 пилонов: 4 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых. Боевая нагрузка повышена до 4250 кг. При этом два центральных подкрыльевых пилона предназначены исключительно для подвески УР класса «воздух-воздух» Р-60. Первые серийные СУ-17 не несли управляемого оружия класса «воздух-поверхность». В впоследствие Су-17 был модифицирован. СУ-17 и СУ-17М оснащались бомбоприцелом ПБК-2 и стрелковым АСП-5НД-7. На СУ-17М2 вместо последнего был установлен более совершенный АСП-17. Для наведения УР Х-23М применялась аппаратура управления «Дельта», размещенная в подвесном контейнере. Для наведения Х-25Мл и Х-29Л использована лазерная станция «Прожектор», также размещенная в подвесном контейнере. Несмотря на высокие технические характеристики Су-17, у этого самолета был один существенный недостаток – он имел один двигатель. Именно на этом самолете летал Владимир Петрович Нестеров.

 

 

Становление летчика.

1973 году В. П. Нестеров приступил к службе в 67 ОАПИБ 76 ВА поселка Сиверский.

Родился Владимир в Житомирской области, там же прошло его детство. Примером для Владимира был его отец  кадровый военный Петр Федорович Нестеров. Петр Федорович окончил танковое училище в Саратове, потом был отправлен служить на западную границу. Вскоре жена Евгения Григорьевна Нестерова с двумя детьми приехала к мужу, там их и застала война.

Петр Федорович участвовал в Великой Отечественной с первого и до последнего дня войны. Вернулся в Саратов, к семье, работал преподавателем в танковом училище. В 1949 его не стало. П.Ф. Нестеров погиб как герой. Сгорел при испытании нового танка. Сыну было тогда 11, а дочери Нине 14. Володя, учась в 10-м классе, одновременно учился и Саратовском аэроклубе. В аэроклубе Владимир Петрович учился вместе с Юрием Гагариным, они были хорошими товарищами. Вместе поступили и в Оренбургское военное училище летчиков 1955 году. После окончания училища В. П. Нестеров служил в Северной группе войск. Через несколько лет в часть, где служил Нестеров, прибыл Юрий Алексеевич Гагарин, увидел в зале знакомое лицо.

– Володя, дорогой, ты?! – воскликнул Гагарин и вытянул на сцену своего товарища.

А до этого момента никто в части и не знал, что Нестеров и Гагарин давно знали друг друга.

– Юра шутил. Говорил, что я тебя все равно вытащу в космонавты – продолжала рассказывать Евгения Григорьевна, – а мой Володя тоже отшучивался, мне, мол, и в авиации хорошо.

Начинал свою службу летчик в Саратовском аэроклубе, где летал на самолете Як-18. В 1958 поступил в Оренбургское ВАУЛ, а закончил его в 1959 году. В этом же году его отправили служить в Польшу, Шпротаву, там он становится командиром звена на Миг-17. В 1967 году Владимира Петровича направляют служить в Монголию, Тукумс. С 1973 года он стал служить в 67 полку. В характеристиках, которое давало Нестерову командование, говорилось, что «летать любит, летает уверенно, легко переносит высотные полеты, перегрузки». «В сложной обстановке не теряется, решение принимает быстро и правильные». Это он доказал в своем последнем полете.

Владимир Петрович был в хорошей физической форме, увлекался прыжками с трамплина в воду, совершая невероятные пируэты в воздухе. Он был примерным семьянином, надежным товарищем. Главная страсть в его жизни – книги. У вдовы сохранились все книги, которые читал герой. К книгам он относился бережно: книги были, как новые, все в обложках.

Вдова Алла Сергеевна Нестерова бережно хранит  главные реликвии семьи: орден Краcной Звезды, Указ Президиума Верховного Совета «За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, наградить майора Нестерова Владимира Петровича орденом Красной Звезды (посмертно)», фотографии, газеты, в которых печатались статьи о подвиге ее мужа В. П. Нестерова.

 

 

Подвиг.

2 апреля1981 года во время учебного полета Нестеров Владимир Петрович разбился. Подполковник Кузнецов Александр Иванович – заместитель командира по воспитательной работе вспоминает: «Было это весной 1981 года 2 апреля. День был хороший. Весенний теплый день, солнечный. Были полеты обыкновенные: проходила летная схема, летали тогда на самолетах Су-17, выполнял он в эту смену второй полет. Первый полет на полигон, отстрелялся на оценку «отлично». Настроение было хорошее, бодрое. Потом подготовили самолет на второй вылет, и он пошел на второй вылет в зону на пилотаж. Включил форсаж, пошел разгоняться. Взлет как раз был в сторону Куровиц. Оторвался, начинает набор высоты, и у него начинается помпаж двигателя. Помпаж двигателя, это неустойчивая работа. У него двигатель запомпажировал и выключился. На этом самолете один двигатель. Самолет стал терять скорость, терять высоту. Руководитель полетов увидел, что у самолета Нестерова помпаж. Дал команду катапультироваться. Нестеров  понял, посмотрел вниз и увидел что впереди деревня. Если катапультируется сейчас, то самолет упадет на деревню, а если самолет на скорости падает на дне землю, то он перемалывает, все, что там есть – дама, постройки, людей. Летчик Нестеров знал, что начнутся большие разрушения, могут быть пожары, а самолет как раз полностью заправлен керосином. Если бы он упал на деревню, то половина деревни могла сгореть. Владимир Петрович это осознавал и решил отвернуть в сторону. Но двигатель встал, и рули уже малоэффективны. Пока Владимир Петрович отворачивал, высота уменьшалась. А когда отвернул, видит, что деревня уже в стороне, близко к дороге, там, где стоит сегодня памятник – это место падения. Он выпрыгнул, но земля уже была рядом, и парашют не успел раскрыться. Он так в этом месте и упал, но ценою своей жизни деревню и жителей спас».

Вадиму Нестерову – сыну Владимира Петровича Нестерова – Указ о награждении его отца Орденом Красной Звезды прочитали товарищи – курсанты Кировоградского высшего училища  летчиков. Вадим Владимирович Нестеров пошел по стопам отца, но стал гражданским летчиком. К своему делу он относится также ответственно, как и его отец.

После этой трагедии самолеты с одним двигателем постепенно стали сниматься с вооружения ВВС. В 1989 году 67 апиб переформирован в 67 бомбардировочный авиационный полк и перевооружен самолетами Су-24.

В музее Боевой Славы 67 полка хранятся бесценные реликвии, свидетельствующие о подвигах   освободителей Гатчинской земли, о нелегких и интересных буднях авиаторов России. Достойное место в фонде музея занимают материалы, посвященные летчику Владимиру Петровичу Нестерову. Он отдал свою жизнь, чтобы жили другие. К сожалению, время – безжалостно. Из памяти людей стираются имена героев. Наша задача сохранить эти имена для потомков. Имя летчика Владимира Петровича Нестерова достойно быть увековечено на Гатчинской земле.

Многие его боевые товарищи вспоминают о нем с теплотой и любовью. Владимир Петрович был надежным товарищем. Он отдал свою жизнь, чтобы жили другие. К сожалению, время – безжалостно. Из памяти людей стираются имена героев. Наша задача сохранить эти имена для потомков. Имя летчика Владимира Петровича Нестерова достойно быть увековечено на Гатчинской земле.

 

1. Волков А. Единственное решение/Ленинградская правда. – 1982. – 13 февраля.

2. Дронова Р. Е. Так приказала совесть/Коммунист. – 1984. 24 октября.

3. Изгаршев В. 19 секунд и вся жизнь/Труд. 1986. №56.

4. Симаненок В. Подвиг Владимира Нестерова/Гатчинская правда. – 1991. № 32.

5. Интервью с подполковником А. И. Кузнецов.

6. Интервью с А. С. Нестеровой.

 

Грицевец6

Сергей Иванович Грицевец

1909-1939 гг.

kriliy

           

Родился 6 (19) июля 1909 года в крестьянской семье в деревне Боровцы Новогрудского уезда Минской губернии (29 августа 2012 года упразднена деревня Боровцы Новомышского сельсовета Барановичского района Брестской области Республики Беларусь). Белорус. Сергей в детстве потерял мать и двух старших братьев — Василия и Владимира.

В годы Первой мировой войны семья Грицевца перебралась в поселок Шумиха (ныне Курганской области), где прошли его детство и юношеские годы. Отец, Иван Грицевец, устроился работать осмотрщиком вагонов. Здесь же, по окончании железнодорожной школы-семилетки, Сергей работал на железной дороге на станции Шумиха, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст (ныне Челябинской области).

В 1927-1931 годах жил в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. Работал слесарем в эфесном цехе на механическом заводе. В 1930 году его как одно­го из лучших заводских активистов послали на окружные курсы профсоюзной работы, а после возвращения, избра­ли председателем цех­кома комсомола школы ФЗУ. В 1931 году был избран секретарем заводского комитета комсомола, заведующим агитационно-пропагандистским сектором, а затем инструктором Златоустовского горкома комсомола; избирался делегатом 1-го съезда ударников.

В РККА с 1931 г. По комсомольской путевке с 1 апреля 1931 года — курсант 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей в Оренбурге, которую он и закончил в 1932 году. Член ВКП(б) с 1931 года.

С сентября 1932 г. служил младшим летчиком в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда. С декабря 1933 г. командир звена в 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрилье им. Ленина на аэродроме Красногвардейск. В 1934 году эскадрилья переведена в Забайкальский военный округ.

В 1935 г. возглавил рекордный перелет шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево — Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске, завершив его за 3 часа 10 минут.

В июле 1936 г. был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учебы оставлен в ней летчиком-инструктором. Был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

С 1938 г. старший лейтенант Грицевец служил летчиком-инструктором в Кировабадской школе особого назначения, известной как 20-я военная школа летчиков. Готовил к воздушным боям испанских летчиков-республиканцев.

 

Война в Испании, 1936-1939 гг.

Неоднократно подавал рапорты с просьбой направить его добровольцем для участия в Гражданской войне в Испании, где воевал с 1938 года (командировка длилась с 10 июня по 26 октября 1938 года), именно в этот год были отозваны все советские пилоты. 20 июня 1938 года группа советских летчиков-добровольцев, в которой был Грицевец, прибыла в Гавр на теплоходе «Андрей Жданов». В Испанию они прибыли поездом, через испано-французскую границу.

С 6 июля 1938 года участвовал в боевых действиях. Летал на истребителе И-16. В августе 1938 года назначен командиром 5-й эскадрильи. Последний боевой вылет Грицевца в небе Испании был 5 октября 1938 года. В советской исторической и пропагандистской литературе широко озвучено число побед Грицевца в Испании — 30 личных побед и 7 — в группе с другими летчиками. Подтверждений этим данным на основании документов, или даже простого перечня побед С. И. Грицевца никогда не публиковалось. В 2005 году издана книга С. Абросова «В небе Испании», где на основании сохранившихся документов всех воюющих сторон восстановлены все воздушные бои Гражданской войны в Испании, а также впервые опубликованы многие архивные документы. Согласно этим сведениям, в Испании С. И. Грицевец совершил 88 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил 7 вражеских самолетов лично. Это очень высокие боевые результаты, за которые ему было присвоено звание Героя Советского Союза 22 февраля 1939 года.

Приказом Наркома обороны СССР от 31 декабря 1938 года ему было присвоено внеочередное воин­ское звание майора.

 

Конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

29 мая 1939 группа из 48 опытных пилотов под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича, среди которых был и Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Здесь Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в около 30-и воздушных боях против японских самолетов. 26 июня, во время боя под Халхин-Голом, Грицевец посадил свой И-16 недалеко от самолета своего командира части, майора В. Забалуева, упавшего из-за поломки двигателя глубоко на вражеской территории, на 60 км вглубь линии обороны японцев. Забалуев залез в самолет Грицевца и был вывезен им. Затем командовал отдельной группой новейших истребителей И-153 «Чайка». За спасение своего командира от плена и другие героические поступки 29 августа 1939 года, майору авиации Грицевцу было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. Вместе с Г. П. Кравченко он стал первым из дважды Героев Советского Союза. За всё время воздушных боев на Халхин-Голе (июнь - август 1939) Грицевец сбил лично 11 самолетов (все победы являются подтвержденными). Кроме того, он был вторично награжден орденом Красного Знамени.

12 сентября 1939 года Грицевец и 20 других пилотов были отозваны на Украину для подготовки к Польскому походу РККА, который начался 17 сентября 1939 года.

16 сентября 1939 года из Болбасово в Мачулищи вылетели для получения боевого приказа командир 58-й авиационной бригады С. Грицевец на И-15 и помощник командира бригады майор В. Китаев на И-16. Посадка в Мачулищах отмечена в 17 часов 45 минут. Присутствовали на заседании Военного совета округа в Минске. В 19 часов 05 минут Грицевец и командир 21-го истребительного авиаполка этой же бригады майор Петр Иванович Хара поднялись в воздух и взяли курс на Болбасово. Вскоре их догнал майор В. Китаев. До Борисова ведущим шел Хара, но когда начало темнеть и видимость резко ухудшилась, вышел вперед Китаев. Радиосвязи на самолетах не было. Об их вылете в Болбасово из Мачулищей сообщили только в 19 часов 55 минут, когда звено истребителей уже появилось в небе над аэродромом. Видимость была очень плохой — низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но по приказу военного инженера 2-го ранга Злобенца посадочные прожекторы оказались сняты и отправлены в тир, где в спешке пристреливались пулеметы самолетов И-153. Ночная разметка аэродрома выполнена под руководством коменданта аэродрома младшего воентехника Косторного с помощью керосиновых фонарей «летучая мышь» и костров. Майор Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, рядом с выложенным горящими фонарями, согласно правилам строго против ветра, посадочным «Т». После приземления он не направил свой самолет на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолетами заходящих на посадку товарищей. Подрулив со стороны нейтральной полосы к посадочному «Т», Грицевец спросил у дежурного по аэродрому лейтенанта Арсентьева: «Самолеты все сели или нет?». В это время на нейтральную полосу начал садиться истребитель майора П. И. Хары. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. Хара получил серьезные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Майору В. Китаеву удалось сесть на основную полосу без повреждений и поломок. Петр Иванович Хара (1908-1967 или 1968) снят с должности командира 21-го полка и отдан под суд. Отстаивая свою невиновность в гибели Грицевца, П. Хара отмечал и плохие метеоусловия, и недостаточную видимость в дымке и наступивших сумерках, и роковое отсутствие прожекторов, сделавшее посадочные условия просто экстремальными. В сложившейся обстановке он не увидел посадочное «Т» и принял нейтральную полосу за посадочную, что подтверждается и его приземлением по ветру, а не против, как это и положено. 25 апреля 1940 года Хару назначили на должность инспектора по технике пилотирования и теории полета сначала 92-го, а затем 87-го истребительного полков. В мае 1946 года подполковник Хара выведен в резерв командующего ВВС.

Сергей Иванович Грицевец похоронен не на кладбище, а прямо рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово Оршанского района Витебской области Белорусской ССР, ныне на территории Болбасовской школы.

БегельдиновТалгат Якупбекович Бегельдинов

1922-2014 гг.

kriliy

 

Талгат Бегельдинов родился 5 августа 1922 года в Майбалык, Коргалжынский район, Акмолинской областив составе Казахской АССР).

Детство провел в г. Фрунзе (Пишпек до 1926 года). Родители были казахские крестьяне. Родная мать Хадия. Родного отца звали Тусупбек, но воспитывался он с 6-летнего возраста в бездетной семье младшего брата отца Якупбека, куда его по существовавшей казахской традиции отдали, после чего он переехал в город Пишпек. Родных родителей Талгата не стало рано. Семья жила очень тяжело.

В 1938 году Талгат поступает в аэроклуб в городе Фрунзе. В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, затем переведен в Чкаловское военное авиационное училище (город Оренбург), которое окончил в 1942 году.

На фронт попал уже в январе 1943 года. В том же году вступил в ВКП(б). Сражался на самолете Ил-2. Летал в эскадрилье Героя Советского Союза С. П. Пошивальникова. Вскоре стал его заместителем.

Из наградного листа к первому ордену Талгата — Отечественной войны II степени, — подписанного после десятого боевого вылета летчика:

«7 марта 1943 г. при выходе из атаки цели группу Илов атаковали до 30 истребителей Ме-109. Летчики смело вступили в воздушный бой с истребителями противника. Проявив мужество [и] грамотный маневр, т. Бегельдинов мастерски защищал товарищей от атак истребителей противника. В бою он метким огнем сбил 1 Ме-109 противника. Всего группа в этом тяжелом и неравном бою сбила 3 истребителя Ме-109, что подтверждено присланным сообщением наземных войск».

За рамками наградного документа осталось то, что из второго и третьего звеньев девятки вышедших на задание штурмовиков после этого боя на свой аэродром вернулся только сержант Бегельдинов, сумевший посадить серьезно поврежденную машину; в бою погибли пять летчиков.

5 мая 1943 года в одном из вылетов Бегельдинов был сбит над немецким тылом; выпрыгнуть удалось и ему, и стрелку Яковенко, но при переходе линии фронта стрелок подорвался на мине и погиб, Бегельдинов же дошел до своих, хотя и был ранен в ногу.

Талгату принадлежит рекорд по количеству боевых вылетов (среди летчиков штурмовой авиации): воюя с января 1943 года, он их произвел 305. Триста пять! Для штурмовика — невероятное, фантастическое количество.

...Шли напряженные жестокие бои на Орловско-Курской дуге. На группу штурмовиков наседали Ме-109. Стрелок Бегельдинова был тяжело ранен, и самолет оказался беззащитным сзади. Это немцы, видимо, поняли, и 2 Мессера начали усиленно обстреливать пострадавший Ил. На выручку штурмовику поспешил Як-1 с цифрой 47 на борту. Советский истребитель быстро пристроился в хвост к ведомому Ме-109 и ударил из пулеметов. Мессер задымил и рухнул на землю. Ведущий вражеской пары, потеряв прикрытие, взмыл вверх, оставив штурмовик в покое. Як-1 развернулся и снова ринулся в гущу боя.

Вернулись на аэродром. В тот же вечер, когда летчики собрались в столовой на ужин, Бегельдинов громко спросил:

— Кто сегодня летал у истребителей на 47-м?

Луганский поднялся из-за стола и подошел к летчику.

— Я летал. А в чем дело?

— Ну, друг, давай знакомиться. Ты сегодня мне жизнь спас...

Так познакомились два будущих дважды Героя Советского Союза. Долго беседовали они в этот вечер. Оказалось, что оба окончили Оренбургское летное училище. С тех пор их фронтовая дружба крепла, помо гала в бою.

26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якупбековичу за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета присвоено звание Героя Советского Союза. Довольно сухие строки представления к званию дважды Героя разворачивают буквально эпическую картину боевой работы Талгата Бегельдинова.

Осенью 1944 года гвардии капитан Бегельдинов — командир эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт).

Участник Парада Победы 24 июня 1945 года.

Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Бегельдинов Талгат Якупбекович удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовке скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин.

После войны, в 1950 году окончил Военно-воздушную академию и до 1956 года продолжал службу в Военно-Воздушных силах СССР. С 1957 по 1970 год — на работе в гражданской авиации. Работал заместителем председателя управления Гражданской авиации Казахской ССР. Руководил работой по созданию взлетно-посадочных полос в Алматы, Актюбинске, Караганде, Костанае, Жамбыле, Усть-Каменогорске и других областных центрах. В 1968 году заочно окончил Московский инженерно-строительный институт, после чего работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР.

Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов (в 1946-1954 и 1989-1991 годах).

Являлся президентом Международного благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. Проживал в Алма-Ате.

Почетный курсант Оренбургского высшего военно-авиационного училища летчиков им. Полбина.

Дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов — последний дважды Герой Советского Союза, заслуживший обе геройские звезды на Великой Отечественной, и последний Герой-казах — умер 10 ноября 2014 года в Алма-Ате.

 

Светлой памяти

Героя Советского Союза

Бегельдинова Талгата Якубековича

 

Судьба является загадкой

Для всех живущих на земле.

Он лётчик был с орлиной хваткой –

Уверенно сидел в «седле».

Считай, воистину воитель,

Вино победы часто пил.

Лишь штурмовик – не истребитель –

Семь самолётов вражьих сбил.

Не будем подходить с гаданьем,

Как он достиг таких высот.

Ведь только вылетов с заданьем

Их было более трёхсот.

А каждый вылет враг итожил

Потерями в своих рядах.

Немало их он уничтожил,

Одолевая личный страх.

Отвага во всём мире чтима,

С ней человек как высший класс.

В войну обрёл он побратима,

Что жизнь в бою Талгату спас.

А побратим был летчик тоже,

Он небо бороздил везде

На истребителе. Негоже

Собрату не помочь в беде.

Война, там не одни успехи,

Успех, он всё же не кредит.

Как ни крепил свои «доспехи»,

Сам тоже был однажды сбит.

Попасть в плен к немцам

                              не светило,

И это явь, не просто блажь.

 

А в штурмовик тогда входило

Два человека в экипаж.

Ночами тайно пробирались

К своим по вражеским тылам.

В полку друзья ему признались:

Готовили посланье в храм.

Но в той жестокой круговерти

Ему не просто повезло.

Нередко видел очи смерти,

Но выжил всем смертям назло.

Про верность долгу не забудем,

Особенную ось основ.

Потомок, мы сегодня судим

Своих и дедов, и отцов.

Чтобы судить правдиво племя,

Совет мой собственный прими:

То давнее, лихое время

Примерить на себе возьми.

Стране на верность присягали,

С героями былин родство.

Громить фашистов помогали

Им мужество и мастерство.

И в нём такая же порода,

И честью также дорожил.

Плод плоти своего народа,

Ему и доблестно служил.

Летал над тлеющим Берлином,

Над зло взрастившем очагом.

Вот так – былинным исполином –

Победу встретил над врагом.

 

 

 Николай Басов

г. Южноуральск

Челябинская обл.

25.12.2021 - 01.01.2022

 

Беда

Леонид Игнатьевич Беда

1920-1976 гг.

kriliy

 

Родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка (ныне Узынкольского района Костанайской области, Казахстан). Украинец. В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1940 году — Уральский учительский институт и аэроклуб в городе Уральск.

В армии с августа 1940 года. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу летчиков (г. Оренбург).

Участник Великой Отечественной войны: в августе 1942 - январе 1943 — летчик, старший летчик, штурман и командир авиаэскадрильи, помощник командира по воздушно-стрелковой службе 505-го (с марта 1943 года — 75-го гвардейского) штурмового авиационного полка.

К апрелю 1944 года  совершил 109 боевых вылетов.  За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За последующие 105 боевых вылетов  Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Сражался на Сталинградском,  Южном,  4-м Украинском и  3-м Белорусском фронтах.  Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Белоруссии и Литвы, в Восточно-Прусской операции и штурме Кенигсберга. Всего за время войны совершил 214 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.

В 1945 году окончил  Курсы усовершенствования командного  состава  при Липецкой  высшей офицерской летно-тактической школе. До 1947 года продолжал службу в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Был командиром авиационного полка, заместителем командира авиационной дивизии (в Туркестанском военном округе). В 1957 году окончил Военную академию Генштаба. Командовал авиационной дивизией (в городе Лида Гродненской области, Белоруссия). В 1966-1968 — заместитель, в 1968-1972 — 1-й заместитель командующего 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ). С февраля 1972 года — командующий авиацией Белорусского военного округа.

Жил  в  Минске  (Белоруссия).  Погиб  26  декабря  1976  года  в  автомобильной  катастрофе  вместе с председателем Президиума Верховного Совета Белоруссии Ф. А. Сургановым. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 5-го и 9-го созывов (в 1959-1963 годах и с 1975 года). Член ЦК Компартии Белоруссии с 1976 года.

 

Подкатегории