Ударный истребитель МиГ-15бис (СД-21)

 

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.

 01 Ударный истребитель МиГ 15бис СД 21

 

Для расширения боевых возможностей самолета МиГ-15бис в соответствии с Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 года и приказом МАП от 26 декабря 1951 года в ОКБ-155 проводились работы по оснащению его авиационной реактивной системой АС-21 для борьбы с наземными целями. В марте — апреле 1952 года был переоборудован один самолет МиГ-15бис (СД-21). На каждой консоли крыла, между стойкой шасси и замком ПТБ, было установлено по одной балке, на которые крепились пусковые устройства ПУ-21, предназначенные для стрельбы реактивными снарядами С-21.

Устанавливался прицел АП-21, обеспечивающий прицельную стрельбу РС на дальность от 400 м до 800 м и из артиллерийского оружия — от 180 м до 800 м. Прицел АП-21 разработан на базе серийного прицела АСП-3НМ и одновременную прицельную стрельбу из реактивного и артиллерийского вооружения не обеспечивал. Перед прицеливанием необходимо было устанавливать тот или иной вид стрельбы. РС могли подвешиваться на ПУ при наличии ПТБ, но перед стрельбой баки необходимо было сбросить. Самолет 31 мая 1952 года был предъявлен на госиспытания, которые прошел с положительными результатами. В 1953-1954 годах системой АС-21 оборудовано 150 самолетов МиГ-15бис.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15бис (СД-21)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,11
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3582
-нормальная взлетная: 4960
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1076
-на высоте: 1045
Практическая дальность, км
-нормальная: 1330
-с ПТБ: 1970
Макс. скороподъемность, м/мин: 3000
Практический потолок, м: 15500
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Н-37 и 2 х 23-мм пушки НР-23, 2 пусковые установки ПУ-21 с С-21.

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-15бис (СД-21)».

Ударный истребитель МиГ-15бис (СД-5; СД-10)

 

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.

 02 МиГ 15бис СД 10

 

Для расширения боевых возможностей самолета МиГ-15бис в соответствии с Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 года и приказом МАП от 26 декабря 1951 года в ОКБ-155 проводились работы по оснащению его двумя восьмиствольными блоками для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами для борьбы как с наземными, так и с воздушными целями. Самолет получил обозначение МиГ-15бис (СД-5).

В июле 1952 года был разработан проект, выпущены и отправлены рабочие чертежи в филиал ОКБ на заводе № 21 для оснащения МиГ-15бис двумя блоками с 8 снарядами АРС-57 в каждом. На заводе № 21 переоборудовали один самолет СД-5, который успешно прошел испытания в сентябре 1952 года. Кроме того, по договору с ОКБ-16 был оборудован и проходил заводские испытания самолет СД-5Э, оснащенный двумя экспериментальными блоками с 12 снарядами АРС-57 в каждом. Блок подвешивался на штатные места установки подвесных баков.

Для борьбы с бомбардировщиками самолет МиГ-15бис (СД-10) оснастили двумя противосамолетными бомбами ПРОСАБ-100 и 29 февраля 1952 года предъявили на испытания в ГК НИИ ВВС, а через месяц военным передали самолет СД-25 с двумя бомбами ПРОСАБ-250. Однако проведенные испытания показали, что при полетах с подвешенными тонкостенными бомбами ПРОСАБ происходит деформация их корпусов упорами моста подвески. Для устранения этого явления были разработаны новые упоры с увеличенной опорной поверхностью, которые после контрольных испытаний были рекомендованы для установки на истребителях МиГ-15бис.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15бис (СД-5)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,11
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3582
-нормальная взлетная: 4960
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1076
-на высоте: 1045
Практическая дальность, км
-нормальная: 1330
-с ПТБ: 1970
Макс. скороподъемность, м/мин: 3000
Практический потолок, м: 15500
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Н-37 и 2 х 23-мм пушки НР-23, два блока с 8 снарядами АРС-57 в каждом.

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-15бис (СД-5)».

Истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-5)

 

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.

 03 Истребитель перехватчик МиГ 15Пбис СП 5 на испытаниях

 

МиГ-15Пбис (СП-5) — истребитель-перехватчик с радиолокатором «Изумруд». Для отработки РЛС «Изумруд», сопряженной с прицелом АСП-3Н, в период с мая по сентябрь 1950 года в ОКБ был разработан проект, изготовлены рабочие чертежи и переоборудован самолет МиГ-15бис. Государственная комиссия по испытаниям станции «Изумруд» была назначена уже 4 декабря 1950 года. Заводские летные испытания проводил НИИ-17, а техническое обслуживание — ОКБ-155. Руководил испытаниями Ю. Н. Вехов, ведущим инженером был назначен А. Э. Бер, а летчиком-испытателем — В. М. Малюгин.

На этапе заводских испытаний решением Госкомиссии в период с 30 августа по 7 сентября 1951 года проведены огневые стрельбы для определения точности стрельбы при прицеливании с помощью станции «Изумруд» в условиях отсутствия видимости цели, которые показали отличные результаты. Стрельбы из двух пушек НР-23 проводились по конусу на полигоне МВО Кушалино летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС Н. П. Захаровым. Данные испытания показали, что эффективность РЛС «Изумруд» при стрельбе по невидимой цели совпадает с эффективностью стрельбы с прицелом АСП-3Н в дневных условиях и превосходит эффективность станции «Коршун» при стрельбе в сходных условиях в 6-7 раз.

После проведения госиспытаний, которые закончились с положительными результатами в марте 1952 года, РЛС «Изумруд» была признана наиболее подходящей для применения на истребителях-перехватчиках, так как в отличие от РЛС «Торий-А» и «Коршун» обеспечивала автоматическое сопровождение цели и была более надежной. Новая станция обеспечивала обнаружение и индикацию воздушных целей в передней полусфере в пределах +60° по азимуту и от +26° до -16° по углу места на дистанциях до 12 км, что позволяло наводить самолет на цель при отсутствии оптической видимости. Кроме того, обзорный индикатор РЛС давал не только четкое представление о взаимном положении цели и истребителя, но и характер движения цели в плоскости полета. Также по показаниям индикатора можно было строить «слепой» преднамеренный маневр для выхода в положение для атаки и прицельной стрельбы под ракурсами, отличными от 0/4, и преследовать произвольно маневрирующего противника.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15Пбис (СП-5)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,23
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3720
-нормальная взлетная: 5040
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1020
-на высоте: 1034
Практическая дальность, км: 1200
Макс. скороподъемность, м/мин: 2800
Практический потолок, м: 15100
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 23-мм пушки НР-23.

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-15Пбис (СП-5)».

Многоцелевой истребитель МиГ-15бис (ГРАД)

 

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.

 01 МиГ 15бис оборудованный системой ГРАД

 

Система «ГРАД» разрабатывалась в ОКБ А. С. Яковлева в соответствии с Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 года по тактико-техническим требованиям ВВС № 104, утвержденным в 1952 году. Ведущий конструктор Ч. Г. Гадзаов. Заградительная система «ГРАД» предназначена для постановки воздушных минных полей в целях поражения соединений бомбардировщиков или отдельных самолетов противника, а также для нарушения строя бомбардировщиков. У истребителя МиГ-15бис, оснащенного системой «ГРАД», вместо подвесных топливных баков подвешивались два контейнера с 56 минами в каждом. Контейнер по форме и размерам аналогичен серийному ПТБ и разбит на семь отсеков. Нижняя часть контейнера закрывается двумя парами управляемых створок. Принудительное выталкивание мин из отсеков осуществляется пневматическими толкателями, которыми снабжены все отсеки контейнера.

Испытания системы «ГРАД» проходили в августе-сентябре 1952 года в ГК НИИ ВВС на двух самолетах МиГ-15бис № 135011 и № 135039, переоборудованных заводом № 1. После проведения специальных летных испытаний самолеты были возвращены в ОКБ-115 для устранения выявленных дефектов. Заводские контрольные испытания проходили в период со 2 марта по 18 апреля 1953 года. Испытания проводил ведущий летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов. Решением 6 ГУ МАП работы по теме «ГРАД» были прекращены в августе 1953 года.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15бис (ГРАД)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,11
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3582
-нормальная взлетная: 5108
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч,
-у земли: 1076
-на высоте: 1045
Практическая дальность, км,
-нормальная: 1200
-с ПТБ: 1940
Макс. скороподъемность, м/мин: 3000
Практический потолок, м: 15200
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Н-37 и 2 х 23-мм пушки НР-23, система «ГРАД».

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-15бис (ГРАД)».

Фронтовой истребитель МиГ-15бис (СЕ)

 

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.

 01 Истребитель МиГ 15бис СЕ

 

Во исполнение приказа МАП от 2 декабря 1950 года для улучшения пилотажных свойств серийного самолета МиГ-15бис в ОКБ было спроектировано новое крыло и вертикальное оперение новой формы. Рабочие чертежи, плазы и рабочие шаблоны крыла и вертикального оперения передали заводу № 1 для постройки двух самолетов. Кроме того, в ноябре и декабре 1950 года были изготовлены и отправлены на аэродинамические испытания в ЦАГИ две модели, из них: одна модель серийного МиГ-15 со старым крылом, а другая — контрольная модель самолета с крылом нового профиля.

В марте 1951 года были построены три самолета МиГ-15бис (СЕ), один из которых 23 марта передали в ЦАГИ для проведения статиспытаний. После летных испытаний самолеты использовались в ЛИИ как летающие лаборатории по исследованию крыльев различной конструкции.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15бис (СЕ)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,11
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3582
-нормальная взлетная: 4960
-максимальная взлетная: 6105
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1076
-на высоте: 1045
Практическая дальность, км
-нормальная: 1200
-с ПТБ: 1976
Макс. скороподъемность, м/мин: 3000
Практический потолок, м: 15500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Н-37Д (боезапас 40 снарядов) и 2 х 23-мм пушки НР-23КМ (2 х 80 снарядов).

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-15бис (СЕ)».