ГринькоИван Устинович Гринько

1922—1989

Полоска короткая с крылышками

 

Полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).

Биография

Иван Гринько родился 6 октября 1922 года в посёлке Кузнецовский (ныне — Джурунский район Актюбинской области Казахстана) в семье крестьянина. Молдаванин. Окончил первый курс Ташкентского железнодорожно-строительного техникума. В 1940 году Гринько был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в Великой Отечественной войне.

К августу 1944 года капитан Иван Гринько был заместителем командира эскадрильи 190-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. К тому времени он совершил 129 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его аэродромов и оборонительных сооружений, уничтожив 16 танков, 97 автомашин, 21 зенитную точку, 19 артиллерийских орудий, 7 железнодорожных вагонов, 2 склада с боеприпасами, более 100 солдат и офицеров противника. В воздушных боях сбил 2 самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Иван Гринько был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5269.

В 1946 году Гринько был уволен в запас. В 1952 году он повторно был призван на службу. В 1960 году в звании полковника Гринько был уволен в запас. Проживал в городе Уральске Казахской ССР. Скончался 14 сентября 1989 года, похоронен в Уральске.

Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 3-й степени, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей.

ГридинскийАлександр Иванович Гридинский

1921-1944

Полоска короткая с крылышками

 

Лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965).

Биография

Александр Гридинский родился 14 сентября 1921 года в городе Шацке в семье служащего. Вместе с отцом часто переезжал, жил на разных железнодорожных станциях. Окончил неполную среднюю школу и Алма-Атинский аэроклуб. В 1940 году Гридинский был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на Калининском и Степном фронтах. Принимал участие в Курской битве. 27 июня 1943 года самолёт Гридинского был подбит к юго-западу от Белгорода, но лётчик сумел довести его до аэродрома. В дальнейшем участвовал в битве за Днепр, Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днестра. 7 июня 1944 года Гридинский поднял свой самолёт с аэродрома близ молдавского села Малые Пиструены, чтобы облетать новый мотор. Внезапно он подвергся атаке 4 немецких истребителей. Гридинский сумел сбить один из них, но следом и сам был сбит. Похоронен в селе Распопены Шолданештского района Молдавии. К моменту своей смерти в звании гвардии лейтенанта он был заместителем командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиаполка 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта. За время своего участия в войне он совершил 156 боевых вылетов, уничтожил 20 самолётов, 35 танков, 3 батареи зенитной артиллерии, 90 автомашин, 4 цистерны с горючим, переправу через Днепр. Однополчане Гридинского долгое время добивались присвоения ему звания Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии лейтенант Александр Гридинский посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

В честь Гридинского названы улица в городах Гагарин и Шацк.

ГречишкинВасилий Конс­тан­ти­но­вич Гречишкин

1910-1989

Полоска короткая с крылышками

 

Советский лётчик, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР.

Довоенная биография

Родился 26 июня 1910 года в селе Новосельцево (ныне — в Тамбовском районе Тамбовской области) в семье крестьянина.

В 1925 году окончил 7 классов школы в Тамбове, в 1929 году — первый курс вечернего рабфака.

С 1925 года работал учеником слесаря в Тамбове. В 1930—1931 годах работал шофёром в Тамбовской лётной школе Гражданского Воздушного Флота.

В 1933 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Тамбове.

Служил в армии в 1934—1937 годах.

В 1940 году окончил курсы командиров звеньев в Кировабаде.

Участие в Великой Отечественной войне

На фронт попал в июне 1941 года в звании младшего лейтенанта.

В первом же вылете при возвращении на аэродром его самолёт подбили зенитки, и лётчик привёл его с одним работающим мотором.

20 сентября 1941 года экипаж Гречишкина отличился при налёте на аэродром противника. Экипажу была объявлена благодарность, а сам Василий Гречишкин был представлен к правительственной награде.

2 октября 1941 года о подвиге лётчика Гречишкина объявили в ежедневной сводке Совинформбюро.

В 1942 году вступил в ряды КПСС.

20 февраля 1942 года лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза.

23 марта 1942 года был сбит, упал с высоты 500 метров с нераскрывшимся парашютом. Получил при этом контузию и больше на боевые задания не вылетал.

Всего за время войны совершил 77 боевых вылетов на Ил-4 (из них 21 — ночью), уничтожил 17 вражеских самолётов.

Послевоенная биография

В середине 1943 года лётчика отозвали на один из авиационных заводов, он стал лётчиком-испытателем.

С июня 1944 по февраль 1947 года — лётчик транспортного отряда авиазавода № 23 в Москве.

Проводил испытания Ту-4, Ан-8, Ил-12, Ту-70. Участвовал в госиспытаниях Ил-18, Ил-32.

В 1961 году ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В 1962 году вышел в отставку в звании полковника. Проживал в Москве. Скончался 17 сентября 1989 года, похоронен в родном селе.

Награды и звания

• Герой Советского Союза (20.02.1942).

• Медаль «Золотая Звезда» (№ 679);

• Орден Ленина.

• Орден Красного Знамени (трижды: 4.10.1941, 5.11.1954, 7.02.1957).

• Орден Отечественной Войны I степени (11.03.1985).

• Орден Красной Звезды (дважды: 15.11.1950, 9.03.1956).

• Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961).

ГригорьевИван Иванович Григорьев

1922-1945

Полоска короткая с крылышками

 

Старший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Иван Григорьев родился в 1922 году на разъезде Уткуль (ныне — территория Алтайского края) в семье железнодорожника. Вместе с семьёй переехал в Барнаул, затем на станцию Баюново, затем в село Контошино Косихинского района. В этом селе окончил школу-семилетку. В 1939 году он поступил на учёбу в Барнаульскую транспортно-техническую железнодорожную школу, одновременно учился в аэроклубе Барнаула, окончил его в 1940 году. В январе 1941 года Григорьев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен на учёбу в Новосибирскую авиационную школу лётчиков, позднее был переведён в Молотовскую военную авиационную школу лётчиков, получил квалификацию лётчика-бомбардировщика. В мае 1942 года Григорьев был направлен в Чкаловскую авиационную школу лётчиков для переобучения на штурмовик «Ил-2». С апреля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Юго-Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, Изюм-Барвенковской, Донбасской, Запорожской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской операциях.

К марту 1945 года гвардии старший лейтенант Иван Григорьев командовал эскадрильей 93-го гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии 2-го гвардейского штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 155 боевых вылетов на штурмовку и разведку вражеских войск, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично, 1 — в группе, ещё 4 уничтожил на земле. 8 мая 1945 года Григорьев вылетел на боевое задание из района Котбуса для поддержки наземных советских войск в Пражской операции. Над территорией Польши самолёт был сбит. Воздушный стрелок Гончаров сумел выпрыгнуть с парашютом, следом за ним выпрыгнул и Григорьев, однако для раскрытия парашюта ему уже не хватило высоты. Похоронен в братской могиле в городе Ченстохова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» старший лейтенант Иван Григорьев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также рядом медалей.

В честь Григорьева названы улица, парк, школа № 17, установлены бюст и обелиск в Новоалтайске.

ГрековЛеонид Игнатьевич Греков

1913-1941

Полоска короткая с крылышками

 

Капитан Рабоче-крестьянскойКраснойАрмии, участник ВеликойОтечественнойвойны, ГеройСоветскогоСоюза (1941).

Родился 27 Декабря 1913 года на хуторе Литовск, ныне Колпнянского района Орловской области, в семье крестьянина. Был делегатом 1-го Всесоюзного слёта пионеров. После окончания школы работал в райкоме комсомола, затем был редактором районной газеты. В 1932 году окончил заочно комвуз. С 1934 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. В Июне 1938 года был избран депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва от Урюпинского избирательного округа Сталинградской области. В Сентябре 1940 года был назначен на должность заместителя командира по политической части 169-го истребительного авиаполка, формировавшегося в городе Ржев Калининской области. К началу войны полк имел на вооружении 50 самолётов И-153.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Помощник командира 169-го истребительного авиационного полка  (52-я отдельная армия)  Капитан Л. И. Греков совершил 65 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в группе 10 самолётов противника. 29 Октября 1941 года погиб в воздушном бою над Ленинградом.

27 Декабря 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

Похоронен в городе Боровичи Новгородской области. Его имя носят улица в посёлке Колпны, Ярищенская средняя школа Колпнянского района. На здании школы - мемориальная доска.

*     *     *

Анна Фёдоровна Короткова может часами рассказывать о Леониде Грекове. Кстати, именно она обратила внимание на пробел, допущенный в первом издании книги известного публициста, в годы войны - фронтового корреспондента - А. В. Бурова "Твои Герои, Ленинград": о Герое Советского Союза Леониде Игнатьевиче Грекове там не было ни слова. Проверив её доводы, автор убедился, что Капитан Греков действительно сражался за Ленинград.

Анна Фёдоровна отлично помнит Леонида. Они вместе учились в Ярищенской школе, потом вместе работали в Колпнянском райкоме комсомола Орловской области. Она помнит даже то, что в детстве он был делегатом 1-го Всесоюзного слёта пионеров. Но, пожалуй, больше всего ей запомнился день, когда Леониду вручали партийный билет. Он взял его из рук секретаря райкома партии и сказал:

- Клянусь быть достойным высокого звания коммуниста.

Это было в 1932 году. Ему исполнилось тогда 19 лет. После этого Леонид Греков прожил только 9 лет. Но клятву свою он выполнил с честью.

Только 9 лет... Зато какие это были годы !  Вначале он работал инструктором, затем его избрали секретарем райкома - руководителем всей комсомолии Колпнянского района. Спустя несколько лет Леонида выдвинули на ещё более ответственную работу - редактором областной газеты. В Июне 1938 года он стал членом правительства республики - трудящиеся Урюпинского избирательного округа Сталинградской области выбрали его депутатом в Верховный Совет РСФСР.

Это было, когда Леонид Греков уже не редактировал газету, а летал. И в райкоме, и в редакции его не оставляла мысль о полётах. Наконец он добился своего - закончил авиационное училище.

В Сентябре 1940 года Военным Советом Московского военного округа было принято решение о формировании нового 169-го истребительного авиационного полка с дислокацией в городе Ржев Калининской области. Командиром полка был назначен Майор Богачёв Никита Григорьевич, заместителем командира полка по политчасти - Капитан Греков Леонид Игнатьевич.

23 Июня 1941 года полк в составе 4-х эскадрилий с общим количеством 50 самолётов И-153 перелетел в район боевых действий на аэродром Приямино (40 км западнее города Борисов). В этот же день на фронт убыли штаб и технический состав полка.

С 27 Июня 169-й ИАП вёл боевую работу с аэродрома Оршанского аэроузла (Пронцевка, Зубово, Яковлевичи) в направлениях Борисов - Могилёв - Шклов, в полосе действий 20-й армии Западного фронта.

В исключительно тяжёлых условиях, сложившихся в первые дни войны, молодому лётному составу приходилось отражать яростные атаки численно превосходящего противника. Несмотря на малую лётную практику и отсутствие боевого опыта, лётчики с большим рвением, перенапрягая силы, честно и добросовестно выполняли свой долг перед Родиной, совершая в день до 8 - 10 боевых вылетов (налётывая при этом до 9 часов), сопровождавшихся многочисленными воздушными боями. Несмотря на частые перебазирования с одного аэродрома на другой (с 23 Июня по 12 Августа было сменено 8 аэродромов), при плохой обеспеченности со стороны батальона аэродромного обслуживания полк ни на один день не прекращал боевой работы.

С 5 Июля по 12 Августа полк вёл боевую работу с аэродромов Горки, Смоленск, Шаталово и Олсуфьево. К 12 Августа 1941 года было произведено 1446 боевых вылетов с общим налётом 1350 часов 49 минут.

Пробыв на Западном фронте в течение 50 дней, 12 Августа полк распоряжением командира 23 авиационной дивизии был направлен на переформирование в 6-й запасной авиаполк (город Рассказово Тамбовской области) куда и прибыл 17 Августа 1941 года.

В течение одного месяца полк переформировался, переучившись на новую матчасть - самолёт МиГ-3. Процесс переучивания и формирования протекал исключительно быстро. За 15 лётных дней полк сумел закончить сокращённую программу переучивания на новой скоростной матчасти, имея в среднем 5 - 6 часов налёта главным образом за счёт освоения техники пилотирования. Не имея тренировки ни в групповой слётанности, ни по штурманской подготовке и тем более в боевом применении полк в связи с напряжённым положением на фронте был вынужден вылететь в район боевых действий.

Осенью 1941 года лётчики полка вели напряжённые бои на Ленинградском фронте.

Когда началась война, Греков чувствовал себя не просто лётчиком. Он как бы испытывал двойную ответственность - и как лётчик, и как депутат - избранник народа. Заместитель командира полка, у которого и на аэродроме забот хватало, он постоянно стремился в бой. Дрался смело, мужественно. Уже в самом начале войны сбил несколько немецких самолётов.

В середине Августа враги пытались штурмовать аэродром. В бой с ними вступило звено, ведомое Капитаном Грековым. Три советских истребителя атаковали 10 вражеских самолётов. Один из них был сбит, остальные рассеяны. Удар по аэродрому враги так и не нанесли.

Спустя несколько дней, когда вблизи аэродрома появился немецкий воздушный разведчик, Капитан Греков стрелой взлетел в небо, догнал "Юнкерс" и двумя атаками сбил его.

Воевал Леонид Греков всего лишь 4 месяца. Последний его бой состоялся 29 Октября 1941 года. В донесении об этом сказано очень коротко: "Охраняя подступы к городу Ленина, Капитан Греков вступил в бой с 4 фашистскими истребителями".

Он отвлёк на себя 4 вражеских истребителя, чтобы другие наши лётчики могли атаковать бомбардировщиков. Греков дрался до последнего патрона и не вышел из боя, когда стрелять уже было нечем. Лишь раненный, он оставил горящий самолёт. Немецкие пилоты кинулись вслед распустившемуся парашюту, расстреливая уже беспомощного лётчика.

Так погиб член правительства Леонид Греков. Но его боевой счёт на этом не оборвался. Счёт мести врагам продолжили воспитанники героя, которых у него было много...

Подкатегории