ДзусовИбрагим Магометович Дзусов

1905-1980

Полоска короткая с крылышками

 

Военный лётчик, генерал-майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Ибрагим Дзусов родился 3 (по новому стилю — 16) марта 1905 года в селе Заманкул (ныне — Правобережный район Северной Осетии) в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу, затем поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина в Москве. В марте 1924 года Дзусов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1927 году окончил Северо-Кавказскую кавалерийскую школу горских национальностей. С октября 1927 года служил в военно-воздушных силах. В 1929 году он окончил 3-ю Оренбургскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Служил на различных лётных должностях в Украинском и Закавказском военных округах. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.

С января 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Крымском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Командовал 100-м гвардейским истребительным авиаполком, 9-й гвардейской истребительной авиадивизией, которые под его командованием стали гвардейскими; а с мая 1944 года — 6-м истребительным авиакорпусом 16-й воздушной армии. К маю 1945 года лётчики его корпуса в воздушных боях сбили 832 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии генерал-майор авиации Ибрагим Дзусов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4917.

После окончания войны Дзусов продолжил службу в Советской Армии. В 1948 году он окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. Служил в ГСВГ, затем с октября 1951 года был начальником Красноярского управления Гражданского воздушного флота. В мае 1955 года Дзусов вышел в отставку. Проживал в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ), находился на административной и хозяйственной работе. В 1965 году вышел на пенсию, занимался общественной деятельностью. Умер 28 октября 1980 года, похоронен в пантеоне Осетинской церкви во Владикавказе.

Был награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, рядом медалей, польским орденом «Крест Грюнвальда».

В честь Дзусова названы улицы во Владикавказе и Заманкуле, а также средняя школа.

ДерябинАлексей Никитович Дерябин

1915-1990

Полоска короткая с крылышками

 

Капитан Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Алексей Дерябин родился 17 ноября 1915 года в селе Атемар (ныне — Лямбирский район Мордовии) в семье крестьянина. Окончил школу фабрично-заводского ученичества и аэроклуб в Саранске, после чего работал мотористом в аэроклубе, позднее стал лётчиком-инструктором. В 1939 году Дерябин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен в батальон аэродромного обслуживания. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, после чего остался в ней лётчиком-инструктором. Освоил штурмовик «Ил-2». С июля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях под Ленинградом, Выборгской, Нарвской, Таллинской, Моонзундской, Восточно-Прусской операциях.

К ноябрю 1944 года гвардии лейтенант Алексей Дерябин командовал звеном 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 111 боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника. В общей сложности он уничтожил либо повредил 39 автомашин, 8 танков, 11 железнодорожных вагонов, 2 склада с боеприпасами, 1 самолёт на земле, 5 зданий, 1 тягач, 11 орудий, 3 миномёта, 5 дзотов, 13 повозок, 3 пулемёта, 4 зенитных батарей, а также уничтожил около 500 вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за «мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» гвардии лейтенант Алексей Дерябин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6124.

Всего же за время своего участия в войне Дерябин совершил 183 боевых вылета. Принимал участие в Параде Победы. Продолжал службу в Советской Армии. В 1960 году в звании капитана он был уволен в запас. Проживал в Ленинграде, работал на машиностроительном заводе. В 1982 году вышел на пенсию. Умер 8 ноября 1990 года, похоронен на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.

Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей.

В честь Дерябина названа улица в Атемаре.

ДевятьяровАлександр Андреевич Девятьяров

1907—1985

Полоска короткая с крылышками

 

Участник Великой Отечественной войны, в годы войны — помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе 140-го гвардейского штурмового авиаполка 8-й гвардейской штурмовой авиадивизии, 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса, 2-й воздушной армии, 1-го Украинского фронта, гвардии майор.

Биография

Родился 15 июня 1907 года в деревне Ильнеш ныне Каракулинского района Удмуртии в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Работал грузчиком на станции Кузино Свердловской области. В 1929-1931 годах служил в Красной Армии. После увольнения учился в металлургическом техникуме, работал шлифовщиком на машиностроительном заводе в Ижевске.

В 1933 году поступил в Оренбургскую школу лётчиков. После училища служил в Новочеркасске в бомбардировочной авиации. С апреля 1940 года — лётчик-инструктор. С началом войны школа переведена на Урал, готовил лётчиков, штурманов для ночных бомбардировочных полков. В августе 1942 года вместо фронта попал на высшие тактические курсы, переучился на Ил-2 и только затем был направлен на фронт.

В августе 1943 года прибыл в 1-й штурмовой авиационный корпус В. Г. Рязанова. Назначен комэском в 66-й Киевский штурмовой авиаполк.

Отличился в боях за освобождение Украины, после Корсунь-Шевченсковской операции был представлен к званию Героя. Во время Ясско-Кишинёвской операции за спасение командного пункта 5-й танковой армии генерала Ротмистрова награждён орденом Александра Невского.

К 15 января 1945 года совершил 80 боевых вылетов, из которых 65 в качестве ведущего, на штурмовку боевой техники и живой силы врага. К концу войны совершил 91 успешный боевой вылет.

С 1946 майор А. А. Девятьяров — в запасе. Жил в городе Ижевск. Много лет был председателем республиканского комитета ДОСААФ. Работал в тресте «Гражданстрой». В 1973 году издал мемуары «Земля под крылом» (переизданы в 1980 году). За мирный труд награждён орденами Октябрьской Революции и «Знак Почёта». Скончался 2 марта 1985 года. Похоронен в Ижевске.

Награды

• Герой Советского Союза (Указ от 10 апреля 1945 года, № 7360);

• Два Ордена Ленина;

• Орден Октябрьской Революции;

• Два Ордена Красного Знамени;

• Орден Александра Невского;

• Орден Красной Звезды;

• Орден «Знак Почёта»;

• Медали.

ДегтяревВасилий Леонтьевич Дегтярёв

1915—1942

Полоска короткая с крылышками

 

Лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1990).

Биография

Василий Дегтярёв родился 1 (по новому стилю — 14) января 1915 года в селе Белогородка (ныне — Киево-Святошинский район Киевской области Украины) в семье служащего.

В 1936 году окончил рабфак в Пятигорске, после чего работал слесарем на автобазе. В том же году Дегтярёв был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище. С июня 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. К июлю 1942 года лейтенант Василий Дегтярёв командовал звеном 571-го штурмового авиаполка 224-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта.

За время своего участия в боевых действиях Дегтярёв совершил 9 боевых вылетов, уничтожил 2 самолёта, подавил огонь 8 огневых точек, нанёс войскам противника серьёзный урон в боевой технике и живой силе. 9 июля 1942 года во время выполнения очередного боевого вылета самолёт «Ил-2», который пилотировал Дегтярёв, был подбит в районе села Олсуфьево Жуковского района Брянской области. Дегтярёв совершил вынужденную посадку у села Голубея. Огнём из своего пистолета он отбивался от окруживших его солдат противника, и последним патроном застрелился. Похоронен в селе Голубея.

24 апреля 1943 года Дегтярёв был представлен к званию Героя Советского Союза, однако тогда представление не было реализовано.

Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за «мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» лейтенант Василий Дегтярёв посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Его родственникам были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» за номером 11632.

Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Память

В честь Дегтярёва названа улица в Пятигорске.

Навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

ДевятаевМихаил Петрович Девятаев

1917-2002

Полоска короткая с крылышками

 

Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза.

Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике.

Биография

Михаил Петрович Девятаев родился в семье крестьянина и был 13-м ребёнком в семье. По национальности мокшанин. Член КПСС с 1959 года. В 1933 году окончил 7 классов, в 1938 году — Казанский речной техникум, аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге.

Военный лётчик

В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е.Ворошилова.

На фронте

В действующей армии с 22 июня 1941 года. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87. Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилёва в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награждён орденом Красного Знамени.

10 сентября 1941 года сбил Ju-88 в районе севернее Ромен (на Як-1 в составе 237 ИАП).

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Одного он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев сбил в воздушных боях в общей сложности 9 вражеских самолётов.

13 июля 1944 года сбил FW-190 в районе западнее Горохова (на Аэрокобре в составе 104 ГИАП), в тот же день был сбит и попал в плен.

Плен

Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей P-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налёта вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова самолёт Девятаева был подбит и загорелся; в последний момент лётчик покинул падающий истребитель с парашютом, но при прыжке ударился о стабилизатор самолёта. Приземлившись в бессознательном состоянии на захваченной противником территории, Девятаев попал в плен.

После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда — в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там с помощью лагерного парикмахера, подменившего нашивной номер на лагерной робе, Михаилу Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус «штрафника». Вскоре под именем Степана Григорьевича Никитенко он был отправлен на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха — крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».

Побег на самолёте

Основная статья: Побег группы Девятаева

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, пилотируемый обладателем двух «Железных крестов» и «Немецкого креста в золоте» обер-лейтенантом Гюнтером Хобомом (нем. Günter Hobohm), однако без знания курса самолёта найти его можно было только случайно. Самолёт был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далемruen, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель“» он выполнить не мог из-за отсутствия боеприпасов. В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин (ныне предположительно Голина (Старгардский повят) (англ.)русск. в гмине Старгард-Щециньски, Польша) в расположении артиллерийской части 61-й армии. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок «Фау-2», которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом.

Девятаев был помещен в фильтрационный лагерь - «Спецлагерь №7» НКВД, а его соратников - отважных узников - немного подлечили, подкормили и отправили в штрафные роты. Шестеро погибли при форсировании Одера, а Михаил Емец, Иван Кривоногов, Федор Адамов - мужеством в боях "искупили свою вину".

После завершения фильтрационной проверки продолжил службу в рядах РККА.

В сентябре 1945 года его нашёл С. П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. За помощь в создании первой советской ракеты Р-1 — копии «Фау-2» — Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя.

После войны

В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. В 1946 году, имея диплом капитана судна, устроился дежурным по вокзалу в Казанском речном порту. В 1949 стал капитаном катера, а позже одним из первых, кто возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях — «Ракета» и «Метеор».

Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года, во время съёмок документального фильма о нём, приехал на аэродром в Пенемюнде, поставил свечи своим товарищам и встретился с немецким пилотом Г. Хобомом.

Михаил Девятаев похоронен в Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.

Награды

В 1957 году, благодаря ходатайству Главного конструктора баллистических ракет Сергея Королёва и после публикации статей о подвиге Девятаева в советских газетах, Михаилу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Почётный гражданин Республики Мордовия, а также городов: российской Казани и немецких Вольгаста и Цинновица.

Память о герое

Его подвиг описывался в советских учебниках по истории издания 1980-х гг.

Повесть «Сотый шанс» Николая Стурикова.

В Торбеево, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева.

В Казани, в Вахитовском районе, от Речного вокзала до улицы Татарстан, проходит улица Девятаева (бывшая Портовая).

Его имя носит малый ракетный корабль проекта 1234.1, находящийся в составе 166-го Новороссийского Краснознамённого дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

В Казани на могиле М. П. Девятаева на Арском кладбище установлен бюст.

В Германии ему и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде.

Судно на подводных крыльях «Восход-72» носит имя «Герой Михаил Девятаев». В настоящее время не эксплуатируется.

Пассажирский прогулочный катамаран «Волга-3» носит имя «Герой Девятаев».

Казанский речной техникум носит имя Девятаева.

В Казани в Парке Победы в Пантеоне вокруг Вечного огня установлена памятная табличка с данными М. П. Девятаева с упоминанием, что звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь в 1957 году.

В Вологде установлен памятник «Побег из ада».

В Нижнем Новгороде в Парке Победы установлен памятник «Побег из ада» в честь участников побега с о. Узедом.

В Саранске в 2010 году установлен памятный знак «Побег из ада».

В Гадяче (Полтавская обл. Украина) установлен памятник «Побег из ада».

В Полтаве, на улице Петра Юрченко, в районе авиагородка, установлен памятник «Побег из ада».

Его именем названы улицы в Казани, Саранске , Зубовой Поляне и в Торбееве

 

Подкатегории