Подготовка к полету
В 1959 г. советская станция «Луна-3» впервые в мире передала на Землю снимки обратной стороны Луны. Возможно, в связи с этим событием, в конце 1959 г. Гагарин написал рапорт с просьбой направить его в группу кандидатов в космонавты для специальной подготовки к первым полетам в космос. Вскоре Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале, с целью отбора в число кандидатов на полет в ракетном аппарате.
С 19 октября по 10 ноября 1959 г. Гагарин обследовался на переносимость полета на очень больших высотах, дышал чистым кислородом, смесью обедненной кислородом (9-10 % кислорода), вращался на центрифуге. Он выдержал испытания перегрузкой в шесть единиц в течение 90 секунд, а восемь единиц в течение 27 секунд. Это были хорошие показатели. Во время этих испытаний у Гагарина появлялась небольшая одышка, трудно было пошевелить рукой или головой, но болевых ощущений во время вращения Гагарин не отмечал. Трудные испытания он перенес нормально.
11 января 1960 г. приказом Главнокомандующего ВВС была организована специальная войсковая часть, задачей которой была подготовка космонавтов. Вскоре последовала еще одна специальная медкомиссия. Медики встретили Гагарина с большим радушием. На этом этапе проверяли устойчивость организма к факторам космического полета. Гагарина вновь испытывали на вибростенде, в барокамере, вращали на центрифуге. Летчики могли добровольно отказаться от предлагаемых испытаний и покинуть госпиталь. Принцип добровольности соблюдался неукоснительно и в дальнейшем. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Строгая медицинская комиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.
7 марта 1960 г. приказом Главкома ВВС № 267 Ю.А. Гагарин зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС и через несколько дней будущий космонавт вместе с семьей выехал к новому месту военной службы.
Всего в Звездный приехали 20 летчиков, будущих космонавтов. Их разместили в обычной казарме. Это и был первый отряд космонавтов, который позже назовут гагаринским набором.
С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов. Скоро кандидатов в космонавты осталось только 8. Но они, как школьники за партами, изучали механику космического полета, космическую навигацию, астрономию, высшую математику.
В конце апреля отряд космонавтов вылетел в Поволжье для отработки парашютных прыжков. За один месяц каждый должен был сделать по 50 различных по сложности прыжков: прыгать с разных высот, с разным временем задержки, со спуском на лес, на воду. Спали до трех утра, до четырех - зарядка, туалет, завтрак. В четыре - построение в полной готовности на аэродроме.
16 июня 1960 г. Гагарин вступил в КПСС и получил партийный билет № 08909627.
За девять месяцев до легендарного полета осталась только отборная шестерка летчиков, которые прибыли на встречу с академиком Королевым. Он показал им первый космический корабль, сказал, что полетит только один космонавт, и только на трехсоткилометровую орбиту с первой космической скоростью.
Все сгрудились у серебристо-белого шара диаметром около двух с половиной метров. Королев, испытующе вглядываясь в лица, спросил: «Есть желающие познакомиться с кабиной корабля?» Летчики переглянулись, слишком необычным было приглашение.
- Разрешите? - сделал шаг вперед Юрий Гагарин.
И даже снял ботинки, в носках (все люди здесь были в белых халатах) поднялся по стремянке к люку, ухватился за скобу и сел в кресло пилота. «Какое уважительное отношение к труду», - скажет потом Королев. А тогда шепнул инженеру Е. Васильеву: «Вот этот, пожалуй, пойдет первым и в полет». Не только генеральный конструктор отметил особенность Гагарина. На него уже писали главную аттестационную характеристику: «Юрий Гагарин. Вожак отряда. Капитан спортивной команды. Целеустремлен, инициативен. Развит весьма гармонично. Вынослив. Тактичен, аккуратен, вежлив. Скромен. Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Уверенно манипулирует формулами высшей математики и небесной механики. Отношения с женой нежные, товарищеские».
7 марта 1961 г. в семье Гагариных произошло знаменательное и приятное событие – родилась вторая дочь, Галина.
3 апреля 1961 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Хрущев. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.
8 апреля 1961 г. состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полет. Заданием предусматривалось - выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 мин. с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта.
После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение заместителя начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке генерал-лейтенанта авиации Каманина допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом.
10 апреля 1961 г. состоялось официальное заседание Государственной комиссии, которая окончательно утвердила старшего лейтенанта Юрия Алексеевича Гагарина пилотом на первый полет в космос. Запасными были назначены Титов Герман Степанович и Нелюбов Григорий Григорьевич. В этот же день Гагарин написал прощальное письмо родным на случай неуспешного завершения полета.
Гагарина любили в отряде, ощущали его лидером, и задолго до полета и официального назначения предстартовой Госкомиссии «определили» его первым. Космический врач Евгений Карпов рассказывал, что ребятам из отряда предложили конфиденциально письменно изложить свои суждения о «первом», сделать прикидки. 19 назвали «первым» Гагарина, один - Марс Рафиков - назвал себя, мотивируя выбор своим «космическим именем».
Космодром Байконур уже замер в ожидании заветного мгновения. В пять утра 12 апреля ракету повезли на старт. В Гвинейском заливе деловито покачивались на волнах суда телеметрического контроля.
Накануне Королев честно предупредил Гагарина: «При подъеме и спуске будет тяжело. В полете есть немалый риск, о чем собачки не смогли нам рассказать. Много неизвестных: невесомость, радиация, заатмосферные высоты».
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200-километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошел бы с нее вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki-geroi/10-istoriya?start=300#sigProIdcbe75dc187
- Просмотров: 6376
Служба в Заполярье
После завершения учебы в летном училище Гагарину, как отличнику, предложили выбрать место дальнейшей службы. Он выбрал Заполярье. 5 ноября 1957 г. он получил предписание отправиться в 769 истребительный авиаполк 122 истребительной авиадивизии ВВС Северного флота, который базировался в поселке Луостари-Новое, Мурманской области. А 6 ноября 1957 г. перед отъездом молодой лейтенант женился на Валентине Ивановне Горячевой, ставшей Гагариной. Валентина Ивановна, когда они познакомились, работала на телеграфе, а потом поступила в Медицинское училище. Поэтому после свадьбы наступила разлука: Юрий уехал к месту службы, а Валя осталась в Оренбурге заканчивать учебу. Лишь в августе следующего года она смогла приехать к мужу в Заполярье. 17 апреля 1959 г. в семье Гагариных родилась дочка, которую назвали Еленой.
К октябрю 1959 г. Гагарин налетал в общей сложности 265 часов, имел квалификацию «Военный летчик 3-го класса» и звание старшего лейтенанта.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki-geroi/10-istoriya?start=300#sigProId97cd102b39
- Просмотров: 5155
Юность
Весной 1949 г. Гагарин окончил школу в Гжатске и для продолжения учебы отправился в Москву, к папиному брату Савелию Ивановичу Гагарину.
Встретили Юру в семье Савелия Ивановича приветливо. Дочки Савелия Ивановича – двоюродные сестры Тоня и Лида взяли над Гагариным опеку. Дня два-три возили по Москве, по доске объявлений изучали, где, в каком ремесленном училище идет набор. И вдруг выяснили, что набор везде окончен, и только в Люберецком ремесленном, что при заводе сельскохозяйственных машин – еще идет, но уже заканчивается.
Экзамены в училище Гагарин сдал на одни пятерки, и 30 сентября 1949 г. он был зачислен в Люберецкое ремесленное училище № 10 литейщиком.
14 декабря 1949 г. Юрия приняли в комсомол, а за отличные успехи в учебе и практике наградили билетом на елку в Колонный зал Дома Союзов.
Как-то однажды Юрий у товарища купил фотоаппарат. Не новый, но очень хороший, марки «Любитель». Стал семье в Гжатск присылать свои фотографии из училища, а из своей первой зарплаты Юра часть денег послал домой «на хозяйство». Отец Алексей Иванович был чрезвычайно доволен этим поступком сына. А после завершения первого года обучения в ремесленном училище Юра приехал в Гжатск на каникулы и привез всем родным подарки.
В музее училища хранится отчет мастера группы Николая Петровича Кривова за 1951 год, согласно которому из 16 человек группы, только двое, Чугунов и Гагарин справились с нормой выработки. По теоретическим предметам у них двоих все пятерки.
Чтобы окончить обучение по программе седьмого класса, Гагарин и два его приятеля по училищу в 1950 г. записались на вечернее обучение в Люберецкую среднюю школу рабочей молодежи № 1 при заводе имени Ухтомского. Седьмой класс этой школы Юрий Гагарин окончил при отличном поведении, имея по всем одиннадцати предметам только пятерки.
В Люберецком училище Гагарин продолжал заниматься спортом. Утро он непременно начинал с зарядки. За победу на спартакиаде Ремесленного училища в беге на 100 метров, а также в эстафете 4 по 100 метров был награжден грамотой.
29 апреля 1951 г. учащийся Ремесленного училища № 10 при Люберецком заводе сельскохозяйственных машин Юрий Гагарин получил удостоверение о том, что он полностью сдал установленные нормы и имеет право на ношение значка «Готов к труду и обороне СССР».
В июне 1951 г. Гагарин с отличием окончил Люберецкое ремесленное училище № 10 по специальности формовщик-литейщик. Характеристика, выданная Гагарину при окончании училища, свидетельствовала о том, что в течение двух лет Юрий был отличником учебы, заносился на Доску почета училища. Дирекцией училища Гагарину была два раза объявлена благодарность за отличную учебу и за общественную работу. Кроме того, директором завода ему объявлена благодарность за хорошую работу в цехе. Учащийся Гагарин был физоргом группы, добросовестно и точно выполнял все поручения комсомольской организации и администрации училища.
От своих друзей Гагарин узнает, что продолжить образование по литейной специальности можно в Саратовском индустриально-педагогическом техникуме. В августе 1951 г. Гагарин и его новые друзья Витя Порохоня и Женя Стешин поступили в техникум, где оказались самыми молодыми студентами.
Во время учебы в техникуме Юрий активно участвовал в работе различных кружков, был капитаном баскетбольной команды, хотя и был самым низкорослым в команде, занимался в кружке художественного слова, физическом кружке, играл в духовом оркестре на трубе. За выдающиеся достижения в физкультуре и спорте Гагарин был выдвинут на общественную должность – руководитель отделения общества «Трудовые резервы», созданного в техникуме. Но было у Гагарина еще одно увлечение, ставшее главным делом его жизни – тяга к летному делу.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki-geroi/10-istoriya?start=300#sigProId8c78a67033
- Просмотров: 6275
Путь в небо
Еще во время учебы в Саратовском техникуме Юра стал слушателем отделения пилотов Аткарского учебного центра Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Но занятия в нем прекратились в январе 1953 г.
После второго курса техникума Юрий пытался поступить в Краснокутское училище гражданского воздушного флота. Но туда принимались юноши со средним образованием, а в то время этого образования у Юры еще не было.
И только 26 октября 1954 г. Юрий Гагарин был зачислен курсантом на отделение пилотов Саратовского аэроклуба ДОСААФ и был распределен во второе звено, под командованием боевого летчика, Героя Советского Союза Сергея Ивановича Сафонова, в группу инструктора-летчика Дмитрия Павловича Мартьянова.
29 июня 1955 г., в предоставленный ему месячный отпуск, Гагарин защитил с отличием диплом в Саратовском техникуме и получил специальность техника-технолога литейного производства, мастера производственного обучения.
Свой первый вылет на самолете Гагарин совершил в конце июля. О первом самостоятельном полете Юрия Гагарина было написано даже в заметке на странице праздничного номера газеты «Заря Молодежи», посвященного Дню Воздушного флота, который вышел 3 августа 1955 г.
Там же, в аэроклубе, Гагарин совершил свой первый прыжок с парашютом.
27 сентября 1955 г. Гагарин завершил обучение в Саратовском аэроклубе. Всего на самолете Як-18 он выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 мин. Успешное окончание обучения в аэроклубе позволило Гагарину обратиться в военкомат с просьбой призвать его в армию и получить направление в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков.
17 октября 1955 г. Гагарин призван в Советскую Армию, а 27 октября, без экзаменов (в связи с отличным окончанием техникума), он зачислен курсантом 1-го Чкаловского ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. Позже, став самым знаменитым человеком планеты, на вопрос: «Какие узы связывают с Оренбургом?» - ответит: «Самые прочные и славные. Там прошла юность. Окончил училище, научился неплохо летать, встретил любимую. Оренбург дал мне многое - и семью, и власть над самолетом».
Военную присягу Гагарин принял 8 января 1956 г.
Довольно многих курсантов со второго курса училища отчисляли по состоянию здоровья. А у Юрия здоровье было отменное, да и отзыв с аэроклуба хороший. Поэтому его сразу из группы первого года, как уже имевшего на тот момент летную подготовку, перевели в группу с двухгодичным сроком обучения.
В училище Юрий Гагарин становится помощником командира взвода. Став командиром, он предъявляет к своим товарищам единые требования в исполнении распорядка и дисциплины. Накануне праздника 8 марта 1957 г. Анна Тимофеевна Гагарина получила письмо из училища с благодарностью за хорошее воспитание сына.
18 августа 1957 г., в день большого праздника, посвященного 36-й годовщине училища и Дню Воздушного флота СССР, Гагарину вручается Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. В тот же день, выступая за честь своей эскадрильи на соревнованиях, Гагарин получает еще сразу четыре грамоты за первые места: в состязаниях по гимнастике, баскетболу, волейболу, в беге на 100 метров.
И все же нелегкой была его победа над самолетом. Навсегда Юрию запомнился первый высотный полет, когда перегрузки смяли все тело, а свинцовая тяжесть ломила позвоночник и гнула шею. Секундная невесомость. Движения рук неожиданно замедлились, спинка катапультного кресла закачалась. На земле не сразу пришел в себя, не было сил снять шлемофон, сдвинуть плотно прижатые ларинги и кислородную маску.
А однажды случилось то, что снилось Гагарину еще долго.
Было осеннее ненастье, ранние сумерки и самостоятельный, без инструктора, полет по дальнему маршруту. И перед вторым разворотом самолет вдруг резко тряхнуло, нос свечой полез в небо. Юрий еле поймал ручку, сообщил на землю: «Попал в сильную тряску». Голос завибрировал, заклокотал, а земля уже слышала его испуг.
- Включайте автоматику.
Но автоматика отказала, скорость резко падала. Лишь тогда испуганно попросил:
- Дайте рекомендации.
Но земля молчала. Рекомендаций не могли давать, не зная, что стряслось с машиной, а горючее на исходе. И тогда он рванул ручку на себя…
Едва спрыгнул на землю, суровый инструктор Колосов расцеловал его, шепнув: «А не родился ли ты в рубашке?..» А лучшему другу Юре Дергунову перед отбоем все же сказал: «Теперь я знаю, как погибают летчики… Машина может подвести».
25 октября 1957 г. Гагарин с отличием окончил полный курс 1-го Чкаловского ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова по специальности «Эксплуатация и боевое использование самолетов и их оборудования». Решением Государственной квалификационной комиссии от 26 октября 1957 г. Юрию Гагарину присвоена квалификация пилота-техника.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki-geroi/10-istoriya?start=300#sigProId1a0b174c05
- Просмотров: 6374
Полет
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся
по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
А. Твардовский
После объявления минутной готовности перед стартом голос Королева все же дрогнул, а Гагарин перед полной неизвестностью и коварством космической бездны улыбнулся самой обаятельной земной улыбкой, зная, что вернуться из полета к звездам можно либо на колеснице славы, либо превратиться в летающий в этой бездне саркофаг. Ведь запущенный накануне его полета на ту же орбиту корабль - сгорел. Дворняги Пчелка и Мушка не вернулись. Земля впервые отпускала к звездам своего сына, а он вдруг сказал такое простое, земное слово, которому суждено было стать знаменитым: «Поехали!»
12 апреля 1961 г. в 09 ч. 07 мин. по московскому времени начался космический век. Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчетной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не пытался бы самостоятельно управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы снять блокировку.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 ч. 55 мин. на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса.
В конце полета тормозная двигательная установка проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат, наконец, отделился от приборно-двигательного отсека.
Спуск происходил с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 000° C), по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки: Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Ему помогла хорошая предполетная подготовка – управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.
В 10 ч. 48 мин. радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
В Пицунде, где Хрущев и Микоян работали над материалами к XXII съезду партии, раздался телефонный звонок, которого они с нетерпением ждали. С Байконура звонил Сергей Павлович Королев. Он кричал в телефонную трубку осипшим от усталости и волнения голосом так громко, что трубка прыгала в руке Хрущева, и всем в комнате было слышно: «Парашют раскрылся, идет на приземление! Корабль, кажется, в порядке!» Хрущев все время переспрашивал и тоже кричал: «Жив? Подает сигналы? Жив? Жив?». Этот страх был объясним: ведь все происходило впервые в истории человечества.
Ввиду обеспечения секретности первого полета человека в космос, сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил все, что делал при реальном запуске.
Перед полетом правительством СССР заранее было подготовлено три сообщения ТАСС о запуске человека в космос, в том числе одно «трагическое», если космонавт не вернется живым:
1 вариант – торжественный – о выходе корабля-спутника с человеком на борту на околоземную орбиту: «После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза».
2 вариант – сообщение о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении, в нем же обращение к народам и правительствам зарубежных стран с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта: «Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».
3 вариант – сообщение о трагической гибели космонавта.
Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами: 1, 2, 3 и отправлены на радио, телевидение, и ТАСС. По команде из Кремля вскрывался лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля 12 апреля 1961 года, а оставшиеся конверты подлежали немедленному уничтожению.
Первый американский астронавт Эл Шепард совершит только баллистический полет продолжительностью 15 минут лишь 5 мая 1961 г., а первый американский орбитальный полет состоится только 20 февраля 1962 г., корабль «Меркурий» выведет на орбиту астронавта Джона Гленна. Нейл Армстронг, ступивший первым на Луну, на приеме в Звездном скажет (по-русски): «Все мы побывали в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин».
На первой гагаринской фотографии после приземления было измученное лицо, усталые глаза. 108 минут – не один миг. Космос давил, расплющивал человеческое тело, не впускал его в свое великое безмолвие, но изумленные очи человека на угольно-черном небе Вселенной рассмотрели и яростный диск солнца, и сказочную радугу цветов, что окружала Землю.
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос — медаль «За освоение целинных земель».
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущеву и Брежневу о выполнении полета.
После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся.
После этого Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. Вечером накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki-geroi/10-istoriya?start=300#sigProId3f80a60ff8
- Просмотров: 4327