ПолынинГригорий Павлович Полуянов

1922—1945

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военный летчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1945). Гвардии старший лейтенант.

Биография

Григорий Павлович Полуянов родился 14 октября 1922 года в селе Нижние Деревеньки Льговского уезда Курской губернии РСФСР (ныне село Льговского района Курской области Российской Федерации) в рабочей семье. Русский. Окончил неполную среднюю школу (ныне школа № 7). До призыва в армию жил и работал в городе Сталиногорске.

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии Г. П. Полуянов был призван Сталиногорским городским военкоматом 25 декабря 1940 года. Окончил военное авиационное училище. С июня 1942 года служил в 10-м отдельном учебно-тренировочном полку. В боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младший лейтенант Г. П. Полуянов с 13 марта 1944 года на 4-м Украинском фронте в должности летчика 1-й авиационной эскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Воевал на штурмовике Ил-2. Участвовал в Крымской операции, отличившись при прорыве немецкой обороны на Сиваше и Перекопском перешейке. В боях за Крым совершил 13 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку войск противника, в ходе которых уничтожил 3 автомашины с военными грузами, 2 бронетранспортера и склад с боеприпасами. 9 апреля 1944 года Григорий Павлович в районе села Пасурман авиабомбами уничтожил переправу через озеро Соленое. 15 апреля 1944 года, несмотря на сильный зенитный огонь, гвардии младший лейтенант Г. П. Полуянов прорвался к немецкому аэродрому на мысе Херсонес и уничтожил два немецких транспортных самолёта Ю-52.

В июне 1944 года 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия была переброшена на 3-й Белорусский фронт и включена в состав 1-й воздушной армии. С 22 июня 1944 года старший летчик 1-й авиаэскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиационного полка Г. П. Полуянов участвовал в Белорусской стратегической операции. В ходе Витебско-Оршанской фронтовой операции и особенно при прорыве обороны противника под Оршей гвардии младший лейтенант Полуянов в результате штурмовых и бомбовых ударов уничтожил 4 немецких танка, 5 артиллерийский батарей и 15 автомашин. Так 26 июня 1944 года в районе поселка Копысь, мастерски преодолев заградительный огонь более чем 30 зенитных пушек «Эрликон», он поджег два немецких танка и 5 автомашин с военными грузами. В тот же день при разрушении транспортной инфраструктуры врага на участке железной дороги Орша — Коханово Григорий Павлович прямым попаданием авиабомбы разрушил железнодорожное полотно, уничтожил паровоз, 5 вагонов и 3 платформы с танками. За отличие в Оршанско-Витебской операции Григорий Павлович был произведен в лейтенанты и награжден сразу двумя правительственными наградами — орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. Вскоре он был назначен на должность заместителя командира 1-й авиационной эскадрильи. В рамках операции «Багратион» лейтенант Г. П. Полуянов участвовал в Вильнюсской, Каунасской и Гумбиннен-Гольдапской операциях, а в рамках Прибалтийской стратегической операции — в Мемельской операции.

13 января 1945 года началась Восточно-Прусская операция, в ходе которой гвардии лейтенант Г. П. Полуянов неоднократно водил группы Ил-2 на штурмовку и бомбардировку скоплений войск противника и его военной инфраструктуры. Только за два дня боёв группы Полуянова уничтожили свыше 60 автомашин и 30 повозок с грузами, 6 бронетранспортеров, 2 танка, 4 самоходные артиллерийские установки, 4 склада с боеприпасами и до 3-х рот пехоты противника. 28 января 1945 года Г. П. Полуянов водил группу на штурмовку аэродрома Зеераппен, в ходе которой было уничтожено более 10 самолетов противника. Зимой 1945 года Григорию Павловичу было присвоено звание старшего лейтенанта. Всего к марту 1945 года он совершил 105 боевых вылетов, из которых 47 вылетов совершил в качестве ведущего. В ходе штурмовых и бомбовых ударов им было уничтожено 11 танков, 4 САУ, до 70 автомашин с грузами, 3 бронетранспортера, 1 склад с боеприпасами и 3 склада с горючим, 2 паровоза и 6 вагонов и до двух рот пехоты противника. В результате действий Полуянова был подавлен огонь 11 батарей полевой артиллерии, 8 батарей малокалиберной и 4 батарей крупнокалиберной зенитной артиллерии, возникло свыше 40 очагов пожаров.

11 марта 1945 года Григорий Павлович был представлен к званию Героя Советского Союза, однако 18 марта 1945 года во время 110-го боевого вылета при налете на аэродром Хайлигенбайль Г. П. Полуянов был тяжело ранен осколком зенитного снаряда, а самолет поврежден. С трудом он посадил машину на вражеской территории в районе современной польской деревни Кандыты и потерял сознание. Воздушный стрелок гвардии младший сержант Б. П. Вайсброт вытащил его из горящего самолета, однако оба были пленены немцами. На допросе гвардии старший лейтенант Г. П. Полуянов отказался отвечать на вопросы немецкого офицера и был расстрелян. Б. П. Вайсброт выжил и в скором времени бежал из плена. Благодаря ему стали известны обстоятельства гибели Полуянова. Позднее тело Григория Павловича было найдено однополчанами. Первоначально его похоронили в Растенбурге. 9 мая 1965 года его останки были перезахоронены в братской могиле в Гижицко. Звание Героя Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Полуянову Григорию Павловичу было присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 19 апреля 1945 года.

Награды

•  Медаль «Золотая Звезда» (19.04.1945);

  Орден Ленина (19.04.1945);

  Три ордена Красного Знамени (27.04.1944; 03.07.1944; 24.10.1944);

  Орден Александра Невского (22.02.1945);

  Орден Отечественной войны 1 степени (27.08.1944).

 

ПологовПавел Андреевич Пологов

1913—2001

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военный лётчик, участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза (1943). Подполковник. 3 апреля 1944 года у села Колодяжное Ковельского района Волынской области Украинской ССР на истребителе Як-9 тараном уничтожил немецкий истребитель ФВ-190.

Биография

Павел Андреевич Пологов родился 10 (23) сентября 1913 года в заводском посёлке Нижний Тагил Верхотурского уезда Пермской губернии Российской империи (ныне город — административный центр Горнозаводского управленческого округа Свердловской области Российской Федерации) в рабочей семье Андрея Ивановича и Евдокии Никаноровны Пологовых. Русский. Образование 6 классов. В 1927 году окончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93). До призыва на военную службу работал слесарем в доменном цехе Нижнетагильского завода имени В. В. Куйбышева.

В ноябре 1934 года П. А. Пологов по комсомольской путёвке добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1935 году Павел Андреевич окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в числе 50-ти лучших выпускников был направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске. После её окончания в 1937 году служил лётчиком в Забайкальском военном округе. В 1939 году П. А. Пологов участвовал в боях на реке Халхин-Гол. В небе Монголии он сбил свой первый вражеский самолёт — японский самолёт-разведчик И-97. За отличие при отражении японской агрессии Павел Андреевич был награждён орденом Красного Знамени.

С января 1940 года лейтенант П. А. Пологов участвовал в Советско-финской войне в составе 38-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта, в ходе которой он преимущественно выполнял боевые задачи по штурмовке наземных войск противника и его оборонительных объектов, в том числе и линии Маннергейма. За участие в Зимней войне Павел Андреевич был награждён орденом Красной Звезды. После её окончания лейтенант П. А. Пологов был переведён в 149-й истребительный авиационный полк 64-й авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа. Перед началом Великой Отечественной войны полк дислоцировался на аэродроме в Черновицах.

22 июня 1941 года аэродром в Черновицах подвергся бомбардировке. Вся материальная часть полка, за исключением дежурного звена, была уничтожена. Лётный и технический состав был вывезен на аэродром в селе Бродок, с которого 29 июня 1941 года начал участвовать в боевых действиях. За время войны Алексей Павлович воевал почти на всех типах истребителей: И-16, И-153 бис, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Як-7Б и Як-9. В начале августа 1941 года полк, в котором служил Павел Андреевич, был передан из состава Юго-Западного фронта на Южный фронт. За время боевой работы в полку, несмотря на нехватку самолётов и топлива, лётчик П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов и в воздушных боях сбил один немецкий самолёт (Ю-87) и ещё 2 в составе группы (Ю-88 и Ме-109). 30 августа 1941 года лейтенант А. П. Пологов в воздушном бою был тяжело ранен в ногу и эвакуирован в харьковский госпиталь. Однако в связи с наступлением немецко-фашистских войск госпиталь пришлось срочно эвакуировать на Южный Урал, в Оренбург, где Павел Андреевич был, наконец, прооперирован. В результате лечение шло долго, и его хотели определить на преподавательскую работу в запасной авиационный полк. Но Павел Алексеевич настоял на отправке на фронт.

В марте 1942 года старший лейтенант П. А. Пологов был направлен в находившийся на переформировании 737-й истребительный авиационный полк и был назначен на должность штурмана полка. 24 мая 1942 года полк прибыл на Брянский фронт на аэродром Плавск и был включён в состав 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса. В течение июня 1942 года Павел Андреевич совершил 21 успешный боевой вылет, в любых условиях обеспечивая выход групп истребителей на заданную цель. Трижды в составе группы он участвовал в сопровождении штурмовиков Ил-2 и не допустил ни одной атаки вражеских истребителей на штурмовики. В воздушных боях в составе группы за этот период П. А. Пологов сбил 3 немецких истребителя Ме-109. 23 июня 1942 года старший лейтенант Пологов участвовал в штурмовке брянского аэродрома противника, в ходе которой было уничтожено 25 немецких самолётов, ангар и склад с топливом.

В июле 1942 года дивизия, в которой служил П. А. Пологов, ставший в скором времени капитаном, была передана на Воронежский фронт и осуществляла прикрытие наземных войск в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции. В ноябре 1942 года 737-й истребительный авиационный полк был передан в состав 227-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии и, действуя на Юго-Западном фронте, обеспечивал прикрытие штурмовиков в ходе Среднедонской операции. В январе 1943 года полк был возвращён на Воронежский фронт и вошёл в состав 205-й истребительной авиационной дивизии. Действуя в составе Южной оперативной группы 2-й воздушной армии, полк осуществлял прикрытие 3-й танковой армии в ходе операции «Звезда». В этот период Павел Андреевич не только участвовал в боевых вылетах по сопровождению штурмовиков и прикрытию наземных войск, но и привлекался к разведывательным полётам. Во время одного из таких полётов он обнаружил идущую к фронту колонну немецких танков и сосредоточение вражеской пехоты, что позволило командованию своевременно принять меры по отражению предстоящего немецкого наступления.

В марте 1943 года 737-й истребительный авиационный полк включался в состав 291-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии, а затем вернулся в состав 207-й истребительной авиационной дивизии, сражавшейся в составе 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. П. А. Пологов, в начале апреля 1943 года ставший майором, к июлю 1943 года совершил 365 боевых вылетов и в 90 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника и ещё 12 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Пологову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

7 июля 1943 года в самом начале Курской битвы Павел Андреевич был вызван в штаб корпуса, где ему досрочно присвоили звание подполковника и зачитали приказ о назначении на должность командира 163-го истребительного авиационного полка 273-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного корпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта. В этой должности в июле-августе 1943 года Павел Андреевич принимал участие в Курской битве. До середины осени 1943 года полк под командованием подполковника П. А. Пологова участвовал в боевых действиях в небе Орловской и Брянской областей, а также восточных районов Белоруссии. В ноябре 1943 года полк был выведен для отдыха и пополнения в Харьковский военный округ на аэродром Рогань.

Вновь в действующей армии 163-й истребительный авиационный полк с 13 марта 1944 года в составе 336-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии. Павел Андреевич воевал на 2-м Белорусском фронте, а с начала апреля 1944 года — на 1-м Белорусском. Действуя в интересах обоих Белорусских фронтов, полк подполковника Пологова в период с 13 марта по 18 апреля 1944 года совершил 504 боевых вылета, провёл 37 воздушных боёв, в которых было сбито 30 самолётов противника. Сам Павел Андреевич 3 апреля 1944 года в паре с младшим лейтенантом Н. С. Митиковымучаствовал в бою с 12-ю немецкими истребителями ФВ-190, один из которых сбил. В ходе боя подполковник Пологов заметил группу из 18-ти немецких транспортных самолётов Ю-52. Врезавшись в их строй, он сбил один транспортник, но был подбит истребителями противника и загорелся. Павел Андреевич направил пылающий Як-9 в хвост немецкого истребителя. После тарана подполковник П. А. Пологов остался в живых и сумел воспользоваться парашютом. Во время приземления на нейтральную полосу он был обстрелян с немецких позиций и был ранен в плечо. Сильно обгоревшего и раненого лётчика хотели эвакуировать в госпиталь, но Павел Андреевич наотрез отказался и почти месяц руководил действиями полка из медсанбата, расположенного в пяти километрах от аэродрома, где базировался его полк. Однако 30 июня 1944 года подполковник П. А. Пологов был вновь тяжело ранен и оказался на больничной койке.

Лечение было долгим, а после выписки из госпиталя Павла Андреевича направили на курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА, которые он окончил уже после окончания войны. Всего за время участия в боевых действиях П. А. Пологов совершил более 600 боевых вылетов, и в 100 воздушных боях сбил по разным оценкам от 25 до 29 самолётов противника и 12-16 побед одержал в составе группы. После учёбы подполковник П. А. Пологов ещё некоторое время служил в ВВС СССР командиром истребительного авиационного полка, но в 1949 году по состоянию здоровья он был вынужден уволиться в запас. Поселился Павел Андреевич в Свердловске. Больше двадцати лет он работал диспетчером на Уральском турбомоторном заводе. После выхода на пенсию П. А. Пологов активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи: встречался со школьниками и студентами, выступал в воинских частях. Скончался Павел Андреевич 22 ноября 2001 года. Похоронен на Широкореченском кладбище.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» (02.09.1943);

• Орден Ленина (02.09.1943);

• Три ордена Красного Знамени (1939; 30.03.1943; 10.05.1944);

• Орден Отечественной войны 1 степени (1985);

• Два ордена Отечественной войны 2 степени (20.01.1943; 26.02.1943);

• Орден Красной Звезды (1940);

• Медали.

Память

Имя Героя Советского Союза увековечено на памятнике Героям Советского Союза — уроженцам города Нижнего Тагила в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

Подвиг Пологова запечатлён на картине Г.Г.Нисского "Подвиг Героя Советского Союза П. А. Пологова".

ПолагушинНиколай Иванович Полагушин

1923—1999

Полоска короткая с крылышками

 

Полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Николай Полагушин родился 7 марта 1923 года в Ташкенте. Окончил неполную среднюю школу. В июне 1941 года Полагушин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. С сентября того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. В боях три раза был ранен.

К февралю 1945 года гвардии капитан Николай Полагушин командовал эскадрильей 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 214 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему огромные потери.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии капитан Николай Полагушин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6120.

После окончания войны Полагушин продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы, в 1955 году — Военно-воздушную академию. В 1958 году в звании полковника Полагушин был уволен в запас. Проживал и работал сначала в Москве, затем в Зеленограде. Активно занимался общественной деятельностью. Скончался 2 февраля 1999 года, похоронен на Зеленоградском кладбище Москвы.

Был также награждён четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, рядом медалей.

В честь Полагушина названа улица в Зеленограде.

ПолежаевСемён Антонович Полежаев

1918—1982

Полоска короткая с крылышками

 

Майор Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).

Биография

Семён Полежаев родился 12 сентября 1918 года в Саранске. Окончил среднюю школу. В 1936 году Полежаев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. С августа 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны.

К декабрю 1943 года гвардии майор Семён Полежаев командовал эскадрильей 16-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии 1-го гвардейского авиакорпуса дальнего действия. К тому времени он совершил 224 боевых вылетов на бомбардировку объектов вражеского военно-промышленного комплекса в глубоком тылу противника, нанеся ему большой ущерб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии майор Семён Полежаев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3392.

В 1946 году Полежаев был уволен в запас. Проживал в Саранске, находился на партийных и хозяйственных должностях. Скончался 19 сентября 1982 года, похоронен в Саранске.

Был награждён двумя орденами Ленина и двумя орденами Красного Знамени, рядом медалей.

ПоздняковМихаил Иванович Поздняков

7 октября 1947 г.

Полоска короткая с крылышками

 

Российский военнослужащий, полковник (1983), заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1989), Герой Российской Федерации[1] (16.12.1997).

Биография

Родился 7 октября 1947 года в деревне Еловка Тюменской области. В 1965 году окончил школу.

В 1965 году начал службу в Советской армии. В 1969 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1969—1974 годах был лётчиком-инструктором Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.

В 1975 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1979 году окончил Московский авиационный институт. В 1975—1998 годах лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ БА). В 1988—1989 годах работал старшим инспектором ГК НИИ ВВС. В 1989—1992 годах был начальником Центра подготовки лётчиков-испытателей. В 1994—1998 годах — начальник СЛИ БА. Участвовал в испытаниях самолётов Ту-160, Су-24, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-142, А-50.

1 декабря 1980 года при испытаниях Ту-22М3 самолёт свалился в штопор. Командир экипажа М. И. Поздняков принял решение катапультироваться с высоты 800 метров. Земля после дождя и сильного мороза превратилась в ледяной каток. Члены экипажа отделались лёгкими ушибами, однако радист получил тяжёлую травму.

В 1984 году при испытаниях А-50 в непосредственной близости машины от земли отказала система управления. Но благодаря профессионализму, мужеству и хладнокровию М. И. Позднякова катастрофа была предотвращена.

Установил 31 авиационный мировой рекорд (вторым пилотом) на самолётах Ту-95МС и Ту-160. Налетал более 6000 часов, в том числе испытательный налёт — около 3000 часов.

Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1997 года за мужество и героизм при испытании новой авиационной техники полковнику Позднякову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 году был уволен в запас. До 2001 года работал ведущим инженером в ГЛИЦ имени В. П. Чкалова. Затем переехал в Волгоград. Работает в отделе по чрезвычайным ситуациям и взаимодействию с воинскими частями аппарата главы областной администрации.

Награды и звания

• Орден Красной Звезды (27.12.1982);

• Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1989);

• Герой Российской Федерации (16.12.1997);

• Медали.

Подкатегории