ПумпурПётр Иванович Пумпур

1900—1942

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военачальник, участник Гражданской войны в Испании, командир истребительной группы Мадридского фронта, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.

Биография

Родился 25 апреля 1900 года в Платерской волости Рижскогуездао  в Латвии в крестьянской семье. Латыш.

В Красной Армии с 1918 года. Член ВКП(б) с 1919 года. Участник Гражданской войны. В 1924 году окончил школу лётчиков. Приказом Народного комиссара обороны СССР по личному составу армии от 4 декабря 1935 года № 2509, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА» П. И. Пумпуру было присвоено воинское звание «комбриг».

Участвовал в Гражданской войне в Испании 1936—1939 годов под псевдонимом «полковник Хулио». Командир истребительной группы П. И. Пумпур успешно руководил действиями авиации на Мадридском фронте. Лично участвовал во многих воздушных боях; сбил 5 самолётов противника.

После возвращения из Испании, назначен начальником управления боевой подготовки ВВС, а затем — командующим ВВС общевойсковой армии. В 1940—1941 годах — командующий ВВС Московского военного округа.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года П. И. Пумпуру присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации». Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Арест и расстрел

По данным архива Президента РФ, генерал-лейтенант Пумпур П. И. арестован 31 мая 1941 года:

как участник антисоветского военного заговора, на основании показаний Бергольц, Рычагова, Алексеева, Ионова и очных ставок с двумя последними; во вредительской деятельности изобличается актом сдачи Пумпур ВВС МВО другому командующему и приказом НКО № 0031 от 31.05.41 г. Дал показания, что является участником антисоветского военного заговора, завербован Смушкевичем, но от данных показаний отказался.

Расстрелян в городе Саратове 23 февраля 1942 года. Реабилитирован 25 июня 1955 года.

Награды

За мужество и героизм, проявленные в боях при выполнении интернационального долга, Пумпур Пётр Иванович 4 июля 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 49.

Награждён ещё одним орденом Ленина, орденом Красного Знамени, а также медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Память

В 1980 году в честь П. И. Пумпура был выпущен почтовый конверт СССР.

ПтухинЕвгений Саввич Птухин

1902—1942

Полоска короткая с крылышками

 

Участник гражданских войн в России и Испании, советско-финской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (1940).

Биография

Заглавная страница «расстрельного» списка с именем Е. С. Птухина и наложенной личной резолюцией И. В. Сталина: «Расстрелять всех поименованных в записке. И. Ст.»

В некоторых источниках год рождения указывается как 1900. Это не верно, и, вероятно связано с тем, что пятнадцатилетний Е. В. Птухин, записываясь добровольцем в Красную Армию, был вынужден прибавить два года к своему возрасту.

С 1918 года в рядах Красной Армии. Работает механиком в авиаотряде, в его составе участвует в Гражданской войне. В этом же году принят в ряды РКП(б)/ВКП(б).

Прошёл путь от рядового лётчика-истребителя до командующего ВВС Ленинградского (март 1938), а затем Киевского округов (июнь 1940).

В 1922 году окончил школу мотористов, в 1929 году — военную авиационную школу и в 1939 году — курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба РККА.

28 ноября 1935 года Е. С. Птухину было присвоено воинское звание комбриг.

В 1937 году — командир 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Под псевдонимом «генерал Хосе (Хозе)», участвовал в Гражданской войне в Испании (командировка длилась с 15 мая 1937 года по 25 февраля 1938 года). Начал воевать в качестве командира истребительной группы, затем командующий истребительной авиацией, старший советник командующего ВВС Игнасио Идальго де Сиснероса. Ему так же было присвоено звание генерала ВВС Испании.

Вместе с тем принимает личное участие в боях:

…Птухин участвовал в десятках боев с немецкими и итальянскими лётчиками. На его счету несколько сбитых самолётов противника — как личных побед, так и в составе группы.

Один из разработчиков плана удара по аэродрому франкистской авиации Гарапинильос (в 10 км от города Сарагоса), который был успешно осуществлён 15 октября 1937 года с большими потерями для противника. Новшеством в тактике удара было то, что это был первый массированный налёт истребителей на аэродром противника. Применение истребителей объяснялось не отсутствием бомбардировщиков, которые так же косвенно принимали участие в этой операции: наносили отвлекающий удар по второстепенным объектам. Позднее данная тактика истребительной авиации получила широкое распространение в других военных конфликтах.

С 1938 года — командующий ВВС Ленинградского военного округа. 7 октября 1938 года утверждён членом Военного совета при народном комиссаре обороны СССР. В качестве начальника ВВС Северо-Западного фронта участвовал в Зимней войне.

В январе 1941 года был назначен начальником Главного управления ПВО РККА.

Весной 1941 года назначен командующим ВВС Киевского особого военного округа.

«        Хочется сказать доброе слово и о командующем военно-воздушными силами округа генерале Е. С. Птухине, который был блестящим лётчиком и командиром, преданным сыном нашей партии и отзывчивым товарищем. К сожалению, он, как и многие, стал жертвой клеветы и трагически погиб в 1941 году. »

27 июня 1941 года, в самом начале войны, арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму.

При этом еще 20 июня 1941 года Птухин был снят с должности "за высокий уровень аварийности в авиадивизях округа". Более того, вверенные ему части не были приведены в состояние боевой готовности.

Уличается показаниями Смушкевича, Чернобровкина, Юсупова, Иванова и очной ставкой с ним, как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 года являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно руководил вверенными ему войсками.

По легенде, Е.С.Птухин произнес фразу: "Если бы я знал - я бы сперва по Отцу Родному отбомбился, а потом бы сел."

23 февраля 1942 года расстрелян по обвинению в участии в антисоветском военном заговоре.

6 октября 1954 года был полностью реабилитирован.

ПисаревГеннадий Васильевич Писарев

1913—1957

Полоска короткая с крылышками

 

 

Штурман эскадрильи 36-го минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, капитан. Герой Советского Союза.

Биография

Родился 7 февраля 1913 года в селе Большое Берёзово ныне Вичугского района Ивановской области в крестьянской семье. Русский. Жил в селе Вичуга, где работал на фабрике отец. Окончил 7 классов и в 1931 году школу фабрично-заводского обучения при фабрике Ногина в городе Вичуге. Работал на фабрике имени Шагова ремонтировщиком прядильных машин, затем руководителем в кабинете рабочего образования на фабрике им. Красина.

В декабре 1933 года добровольно, через Вичугский райвоенкомат, вступил в Красную Армию. Срочную службу проходил в 4-м артиллерийском полку, остался на сверхсрочную. В 1936 году окончил курсы лейтенантов, продолжал службу в своем полку командиром взвода разведки, командиром батареи.

В 1938 году окончил 3-ю школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. Ворошилова в городе Чкалове. Был направлен летчиком-наблюдателем в 6-й отдельный авиаотряд войск НКВД Белорусского округа, позднее 6-я авиационная эскадрилья 21-й бригады войск НКВД. Летал на самолете Р-5, за отличия в учениях не раз получал благодарности командования. Член ВКП/КПСС с 1938 года. Здесь же встретил начало Великой Отечественной войны.

С 17 июля 1941 года воевал в составе 40-го авиационного полка Черноморского флота, воздушным стрелком-бомбардиром самолета Пе-2. Участвовал в бомбардировках наступающих вражеских частей под Одессой, на Перекопе, в налете на румынский порт Констанца в сентябре 1941 года. Был дважды ранен, над Перекопом и Констанцей, но оставался в строю.

В мае 1942 окончил Курсы усовершенствования командного состава ВВС ВМФ. Полгода в составе специальной группы перегонял из Ирана самолеты А-20 «Boston», поступавшие по ленд-лизу для морской авиации.

С января 1943 года воевал в составе 36-го минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии штурманом авиационной эскадрильи Черноморского флота. Участвовал в боевых вылетах в порты Анапа, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь. В апреле 1944 года полк был выведен в тыл на переформирование.

К марту 1944 года штурман эскадрильи капитан Писарев Г. В. совершил 84 боевых вылета, участвовал в потоплении 4-х транспортов, нескольких тральщиков, 4-х десантных барж и 2-х каботажных судов, в бомбардировке вражеской военно-морской базы. Был представлен к присвоению звания Героя советского Союза.

В июне 1944 года полк был переведен в состав ВВС Северного флота. Здесь штурман Писарев участвовал в налетах на Петсамо и Киркенес, атаках конвоев противника, более 30 раз поднимался в воздух. Участвовал в потоплении двух транспортов и тральщика лично и двух транспортов в составе группы. К декабрю 1944 года на его счету было уже 92 боевых вылета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Писареву Геннадию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

День Победы встретил в должности помощника штурмана по аэронавигации 5-й минно-торпедной Киркинесской Краснознаменной авиационной дивизии.

После войны продолжал службу в ВМФ СССР, в своей дивизии. В 1949 году окончил высшую школу штурманов. Освоил реактивные самолеты, летал на Ту-14, Ил-28, сдал норматив штурмана 2-го класса. После аварии на Ту-14 перестал летать. В 1954 году подполковник Писарев Г. В. уволен в запас с должности помощника главного штурмана по аэронавигации ВВС Северного флота.

Вернулся на родину. Жил в посёлке городского типа Старая Вичуга Ивановской области. Скончался 29 марта 1957 года. Похоронен на кладбище поселка Старая Вичуга.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

На родине, в посёлке Старая Вичуга, именем Героя названы улица, и с 2000 года средняя школа. Его имя увековечено на мемориале Иваново. Бюст Г. В. Писарева, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в посёлке Сафоново ЗАТО, город Североморск Мурманской области.

Мемориальная доска в память о Писареве установлена Российским военно-историческим обществом на здании профессионального лицея № 12 города Вичуга, где он учился.

ПрутковСтепан Дмитриевич Прутков

1911—1978

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военачальник. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1943). Генерал-лейтенант авиации.

Биография

Степан Дмитриевич Прутков родился 1 января 1911 года в уездном городе Опочно Радомской губернии Российской империи (ныне город, административный центр Опочненского повята Лодзинского воеводства Польской Республики) в семье рабочего. Русский. С началом Первой мировой войны Степан Дмитриевич с матерью переехал в Смоленскую губернию. Его детство и юность прошли в Рославле. Окончив восемь классов школы, С. Д. Прутков устроился на работу грузчиком. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе повышенного типа, которую окончил с отличием. Получив среднее образование, Степан Дмитриевич перебрался в Починок, где устроился на работу сортировщиком льна. Хорошо образованный по меркам своего времени и обладавший задатками лидера молодой рабочий скоро выдвинулся на профсоюзной работе, и осенью 1931 года его перевели на работу в Смоленск.

Начало 30-х годов XX века в СССР сопровождалось бурным развитием авиации. Красный воздушный флот остро нуждался в кадрах. В августе 1933 года по спецнабору ЦК ВКП(б) комсомолец С. Д. Прутков был направлен в Оренбургскую 3-ю военную авиационную школу лётчиков и лётнабов, которую он окончил в 1936 году. Военную службу Степан Дмитриевич начал лётчиком-инструктором 3-й ВАШП. В январе 1939 года Степан Дмитриевич уволился в запас, но с авиацией не расстался. Работал комиссаром Оренбургского областного аэроклуба. В сентябре 1940 года по частичной мобилизации С. Д. Прутков был вновь призван в Красную Армию. Службу продолжил в 218-м скоростном бомбардировочном авиационном полку Западного особого военного округа. Начало Великой Отечественной войны старший лейтенант С. Д. Прутков встретил в должности командира авиационного звена бомбардировщиков СБ.

В первые дни войны материальная база 218-го скоростного бомбардировочного авиационного полка была почти полностью уничтожена. 2 июля 1941 года полк был выведен в тыл и переформирован в 218-й штурмовой авиационный полк. Получив на вооружение 20 новых штурмовиков Ил-2, полк был включён в состав 60-й смешанной авиационной дивизии Брянского фронта. Самолётов на всех лётчиков не хватало, и к боевой работе допускались лишь наиболее опытные пилоты. Прекрасно владевший техникой пилотирования У-2, Р-5, Р-6, УТ-1, УТ-2 и СБ старший лейтенант С. Д. Прутков в их число не попал. На Брянском фронте Степан Дмитриевич совершал лишь учебно-тренировочные полёты. Но будучи от природы прекрасным лётчиком, он быстро освоил Ил-2. Когда в полку была сформирована ещё одна эскадрилья, её командиром был назначен С. Д. Прутков.

К реальной боевой работе Степан Дмитриевич приступил уже на Ленинградском фронте (с 17 декабря 1941 года — Волховский фронт), куда 218-й штурмовой авиационный полк был переброшен во второй половине ноября 1941 года. За отличие в Тихвинской наступательной операции он был произведён в капитаны и представлен к ордену Красной Звезды, но награждение не состоялось. Зимой 1942 года 218-й ШАП в составе 3-й резервной авиационной группы 4-й армии принимал участие в Любанской операции. Всего за время участия в боевых действиях на Ленинградском и Волховском фронтах капитан С. Д. Прутков совершил 16 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил 8 танков, 79 автомашин с войсками и грузами, 8 полевых орудий, 10 мотоциклов, 6 подвод с военным имуществом, 1 самолёт на земле, поджёг восемь зданий с засевшими в них вражескими солдатами и два штабных автобуса, истребил 190 солдат и офицеров неприятеля. В воздушном бою Прутков сбил немецкий бомбардировщик Ю-87. 18 февраля 1942 года 218-й штурмовой авиационный полк был выведен в резерв Верховного Главнокомандования, а капитан С. Д. Прутков был направлен в запасной полк, где освоил полную программу переобучения на штурмовике Ил-2.

Вновь в действующей армии Степан Дмитриевич с 13 июля 1942 года на Сталинградском фронте в должности штурмана 504-го штурмового авиационного полка 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии. Участник Сталинградской битвы. В период обороны Сталинграда капитан Д. С. Прутков неоднократно водил группы Ил-2 на штурмовку мотомеханизированных колонн противника, скоплений его танков и живой силы. По оценке командира полка майора Ф. З. Болдырихина

при выполнении боевых заданий характерными чертами тов. Пруткова являются его смелость, решительность, военная хитрость и высокая организация строя и боевого порядка… Тов. Прутков является новатором и сторонником всех нововведённых тактических изменений в штурмовой авиации

— ЦАМО, ф. 33, оп. 793756, д. 39.

Как штурман полка Степан Дмитриевич уделял большое внимание обучению лётного состава тактике нанесения штурмовых ударов и ведения воздушного боя. Именно тактически грамотные действия штурмовых групп, ведомых Прутковым, железная дисциплина и хорошая выучка позволяли советским лётчикам нивелировать численное превосходство противника в авиации. Так, 7 сентября 1942 года 9 Ил-2 под командованием капитана Пруткова в районе Виновка — Латошинка вели штурмовку колонны противника, отражая при этом атаки 10-ти немецких истребителей Ме-109. За счёт правильной организации боя, советские штурмовики нанесли большой урон врагу, сбив два «Мессершмитта», один из которых на счету командира группы, и уничтожив на земле 10 танков и до 30 автомашин с войсками и грузами. При этом группа в полном составе вернулась на свой аэродром. Аналогичная ситуация произошла 8 сентября 1942 года во время штурмовки колонны противника в районе хутора Каменный Буерак: восемь Илов в условиях плотного зенитного огня и противодействия десяти истребителей противника сделали несколько заходов на цель, уничтожив при этом 6 танков, до 15 автомашин и свыше 50 военнослужащих вермахта. 16 сентября 1942 года девятка Пруткова произвела штурмовку мотомеханизированной колонны у посёлка Верхняя Ельшанка, сделав при противодействии зенитной артиллерии и шести истребителей противника 2 захода на цель и уничтожив 10 танков и 14 автомашин врага. Своих потерь группа не имела. Всего к середине октября 1942 года на Сталинградском фронте Степан Дмитриевич произвёл 13 боевых вылетов в качестве ведущего групп из 6-9 самолётов, уничтожив при этом лично 5 танков, 13 автомашин и более 20 вражеских солдат.

В период контрнаступления советских войск под Сталинградом 504-й штурмовой авиационный полк оказывал содействие своим наземным войскам, производя штурмовки переднего края обороны противника, разрушая опорные пункты обороны и подавляя огонь вражеской артиллерии. 17 декабря 1942 года получивший звание майора С. Д. Прутков был назначен командиром полка, сменив на этом посту подполковника Ф. З. Болдырихина, который возглавил 226-ю штурмовую авиационную дивизию. Степан Дмитриевич непосредственно руководил действиями полка на Южном фронте во время ликвидации окружённой в Сталинграде группировки немецко-фашистских войск. Под его командованием лётчики полка произвели 949 боевых самолёто-вылетов, нанеся противнику большой урон. Неоднократно штурмовики полка точными ракетно-бомбовыми ударами способствовали взятию опорных пунктов немецкой обороны. Неоценимую помощь эскадрильи полка оказали наземным войскам при овладении сильно укреплённым населённым пунктом Цыбенко. На подступах к посёлку на высоте 111,6 противник разместил несколько артиллерийских батарей, которые не давали продвинуться вперёд советской пехоте. В результате массированного штурмового удара Илов полка Пруткова организованное сопротивление немцев на высоте было полностью подавлено и наземные войска овладели высотой, а 13 января штурмом взяли посёлок Цыбенко. Лично майор С. Д. Прутков к окончанию Сталинградской битвы произвёл 22 боевых вылета, а всего с начала войны — 43 боевых вылета. За массовый героизм лётного состава в ходе Сталинградской битвы приказом НКО СССР № 128 от 18 марта 1943 года полк Пруткова бы преобразован в 74-й гвардейский штурмовой авиационный полк, а за особые заслуги при обороне Сталинграда ему было присвоено почётное наименование «Сталинградский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Пруткову Степану Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Три месяца, начиная с февраля 1943 года, авиационные полки 226-й штурмовой авиационной дивизии (с 18 марта 1943 года — 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) находились в резерве фронта. За это время в частях была проведена большая учебная работа. 74-й гвардейский штурмовой авиационный полк под командованием гвардии майора Пруткова по итогам боевой учёбы добился лучших показателей по стрельбе реактивными снарядами и точности бомбометания. 15 мая 1943 года полк в составе своей дивизии перебазировался на аэродром Матвеевский для содействия прорыву наземными войсками долговременной и сильно укреплённой полосы обороны противника — Миус-фронта. Однако в конце мая у Степана Дмитриевича развилось серьёзное заболевание почек. Более месяца он провёл на больничной койке. После выписки из госпиталя ему был предоставлен месячный отпуск, но узнав о подготовке операции, ещё не вполне здоровый гвардии майор С. Д. Прутков вместо фронта отправился в полк. В преддверии Донбасской операции он осуществлял руководство действиями полка по штурмовке оборонительных позиций немцев на реке Миус. С 17 июля по 1 августа 1943 года лётчики полка совершили 230 боевых самолёто-вылетов. В результате ракетно-бомбовых ударов по переднему краю обороны противника и его ближайшим резервам полк уничтожил и повредил до 260 танков, 14 самолётов на аэродромах, 470 автомашин, 25 цистерн с топливом, 37 повозок с грузами, 17 артиллерийских орудий, 7 зенитных точек и 2 миномётные батареи. Экипажами полка было взорвано и подожжено 5 складов с боеприпасами, 5 складов с другим военным имуществом, вызвано 28 крупных очагов пожара. В воздушных боях враг потерял 11 самолётов, а его потери в живой силе составили до 400 человек. Линия обороны противника была насыщена зенитными средствами, и штурмовики часто получали серьёзные повреждения. Но гвардии майор С. Д. Прутков силами собственного технического состава и приданной полку подвижной автомобильной ремонтной мастерской ПАРМ-1 хорошо организовал ремонт повреждённых самолётов. За указанный период времени технический состав полка вернул в строй 49 штурмовиков Ил-2. За успешную боевую работу перед началом наступления войск Южного фронта личному составу 74-го гвардейского штурмового авиационного полка неоднократно объявлялись благодарности от имени Военного Совета Южного фронта, командующего 8-й воздушной армии и командира дивизии.

15 августа 1943 года уже в ходе начавшейся Донбасской операции гвардии майор С. Д. Прутков был назначен заместителем командира 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии. Так получилось, что во время наступления Степан Дмитриевич остался один на командном пункте дивизии: командир дивизии в это время неотлучно находился в штабе 5-й ударной армии, а начальник штаба дивизии — на КП 4-го механизированного корпуса. Ему самому приходилось оценивать боевую обстановку, намечать приоритетные цели, распределять силы дивизии в соответствии с боевыми задачами. Несмотря на отсутствие опыта руководства таким крупным боевым соединением, как дивизия, лётчики которой совершали по 200—207 самолёто-вылетов ежедневно, Степан Дмитриевич успешно справился со своими обязанностями. Его работа получила высокую оценку командования: он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и повышен в воинском звании до подполковника. В октябре — ноябре 1943 года С. Д. Прутков принимал деятельное участие в подготовке операций дивизии во время прорыва войсками 4-го Украинского фронта немецкой линии обороны на реке Молочная, форсирования частями 51-й армии залива Сиваш и отражения попытки контрнаступления немцев с Никопольского плацдарма.

28 декабря 1943 года гвардии подполковник С. Д. Прутков вступил в должность командира 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, а 2 февраля 1944 года ему досрочно было присвоено звание полковника. Первой самостоятельной боевой операцией в должности командира дивизии для Степана Дмитриевича стала ликвидация немецкого плацдарма на левом берегу Днепра у Никополя. Штурмовики дивизии действовали настолько эффективно, что после каждого ракетно-бомбового удара советские наземные войска быстро овладевали узлами обороны противника. Всего во время ликвидации Никопольского плацдарма немецко-фашистских войск дивизия произвела 800 боевых самолёто-вылетов, в 671 из которых были произведены штурмовки немецких позиций непосредственно на поле боя. В апреле 1944 года дивизия Пруткова была переориентирована на крымское направление. В период Крымской операции гвардейцы Пруткова способствовали прорыву вражеской обороны на южном берегу залива Сиваш, обеспечивали быстрое продвижение наземных войск 4-го Украинского фронта к Симферополю, участвовали в освобождении города Севастополя. За смелое и мужественное руководство боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии полковник С. Д. Прутков был награждён орденом Суворова II степени.

После освобождения Крыма 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия была выведена из состава 8-й воздушной армии и переброшена в Калужскую область. С лета 1944 года и до конца войны дивизия сражалась на 3-м Белорусском фронте в составе 1-й воздушной армии. В период подготовки Белорусской стратегической операции гвардии полковник С. Д. Прутков провёл в дивизии большую учебную работу. Были организованы практические занятия по бомбометанию и ракетным стрельбам, проведена разъяснительная работа среди командиров полков и эскадрилий, состоялись собрания, на которых лётчики обменивались боевым опытом. Результатом проведённой работы стали успешные действия дивизии при освобождении Белоруссии. Особенно эффективно действовали гвардейцы во время Витебско-Оршанской операции. Лётчики дивизии способствовали прорыву обороны противника на оршанском направлении, громили опорные пункты его обороны, уничтожали колонны отступающих немецких войск. Действуя на участке железной дороги Орша — Борисов, гвардейцы Прутков умелыми действиями заставили немцев бросить 20 эшелонов с военным имуществом при этом не повредив железнодорожное полотно. В ходе операции «Багратион» полки 1-й гвардейской ШАД участвовали в освобождении Борисова, Минска и Гродно. Лично гвардии полковник С. Д. Прутков в этот период совершил 5 боевых вылетов. Успешные действия дивизии в Белоруссии 5 раз были отмечены в приказах Верховного Главнокомандующего. Во время Мемельской операции полки дивизии Пруткова способствовали овладению городом Расейняй.

Вершиной полководческого таланта С. Д. Пруткова стала Инстербургско-Кёнигсбергская операция, составная часть Восточно-Прусской стратегической операции. Степан Дмитриевич сам лично спланировал боевую операцию по обеспечению силами своей дивизии ввода в прорыв частей 2-го танкового корпуса. 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия взломала немецкую оборону в Восточной Пруссии в районе Гумбиннена, а затем на протяжении всей операции оказывала штурмовую поддержку танковым частям, наступавшим на Кёнигсберг. За период с 13 по 29 января 1945 года лётчики дивизии, несмотря на плохие метеоусловия, произвели 1563 боевых вылета, уничтожив бомбово-штурмовыми ударами 106 вражеских танков, 508 автомашин с войсками и грузами, 30 бронетранспортёров, 20 самоходных артиллерийских установок, 6 цистерн с горючим, 65 батарей полевой артиллерии, 6 батарей зенитной артиллерии и до 5500 солдат и офицеров вермахта. Гвардии полковник С. Д. Прутков во время операции находился в штабе 2-го танкового корпуса и руководил действиями своей дивизии с его командного пункта. Вместе с танкистами Степан Дмитриевич прошёл с боями около 200 километров от Гумбиннена до Кёнигсберга. За блестяще проведённую операцию гвардии полковник С. Д. Прутков был награждён орденом Кутузова I степени.

В дальнейшем С. Д. Прутков участвовал в штурме Кёнигсберга и разгроме Земландской группировки противника. За умелое руководство подразделением Степану Дмитриевичу в апреле 1945 года было присвоено звание генерал-майора авиации. На завершающем этапе войны он руководил действиями своей дивизии по овладению городом-крепостью Пиллау. После окончания Великой Отечественной войны Степан Дмитриевич продолжил службу в вооружённых силах СССР. Окончив в 1949 году Высшую военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова, С. Д. Прутков служил на различных командных должностях в военно-воздушных силах СССР. Степан Дмитриевич также активно участвовал в общественной жизни страны. Он избирался депутатом Верховного Совета Украинской ССР, в качестве делегата участвовал в работе XXII съезда КПСС. В период с 1964 года по 1971 год был начальником командного факультета Военно-Воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. В отставку Степан Дмитриевич вышел в 1971 году в звании генерал-лейтенанта. Жил в городе Москве. 10 апреля 1978 года С. Д. Прутков скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» (01.05.1943);

• Два ордена Ленина (23.10.1942; 01.05.1943);

• Четыре ордена Красного Знамени (20.04.1942; 07.07.1944; 13.05.1945; ??);

• Орден Кутузова 1-й степени (19.04.1945);

• Орден Суворова 2-й степени (16.05.1944);

• Орден Александра Невского (30.03.1944);

• Орден Отечественной войны 1-й степени (08.10.1943);

• Орден Красной Звезды;

• Медали, в том числе:

• Медаль «За боевые заслуги» (1944);

• Медаль «За оборону Сталинграда» (1942).

ПрошенковНиколай Иванович Прошенков

1918-1963

Полоска короткая с крылышками

 

Командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного полка 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии майор[1], Герой Советского Союза.

Биография

Родился 7 января 1918 года в крестьянской семье. Русский. В 1932 году окончил 7 классов, следующие 2 года учился в школе ФЗУ и работал на фабрике в Вязниках. Был помощником мастера на ткацкой фабрике «Свободный пролетарий». Одновременно занимался в аэроклубе.

В 1938 году поступил на военную службу. В 1939 году окончил Чкаловское авиационное училище лётчиков. С 13 августа 1941 года младший лейтенант Прошенков на фронтах Великой Отечественной войны.

До декабря 1941 года сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка, летал на И-153 и Як-1. C марта по июнь 1942 года — в 774-м истребительном авиационном полку, где летал на Як-1. С лета 1942 года по осень 1944 года — в 21-м гвардейском истребительном авиационном полку, на Як-1 и «Аэрокобре». С осени 1944 года по май 1945 года — в 69-м гвардейском истребительном авиационном полку, на «Аэрокобре».

В августе 1941 года Прошенков открыл свой боевой счёт. В неравном бою с 4 вражескими самолётами он сбивает один Ме-109. Оставшиеся 3 немецких истребителя пытались атаковать самолёт Н. И. Прошенкова, но советский лётчик сам атаковал фашистов и обратил их в бегство.

3 февраля 1944 года группа в составе 5 самолётов «Аэрокобра» под командованием Прошенкова прикрывала наземные войска в районе города Шпола Черкасской области Украины. На высоте 2500 метров Прошенков заметил группу пикировщиков Ju-87 до 15 самолётов, а с интервалом до 15 км подходила и вторая группа немецких бомбардировщиков. Прошенков, имея преимущество в высоте, приказал одной паре находиться на той же высоте, а сам в составе 3 самолётов решительно атаковал самолёты противника и с первой же атаки сбил лично одного «Юнкерса». Выйдя из атаки, снова атаковал Ju-87 и в результате атаки сбил второго вражеского бомбардировщика. Видя, что «Юнкерсы» идут без прикрытия истребителей, Прошенков приказал верхней паре вступить в бой с бомбардировщиками. В результате смелых и дерзких атак истребителей группы под командованием Прошенкова, немецкие бомбардировщики не выполнили свою задачу, в беспорядке ушли на свою территорию, потеряв при этом 5 самолётов.

После этого Прошенков заметил ещё одну группу Ju-87 до 18 самолётов и вступил с ними в бой. С первой же атаки сбил ещё одного «Юнкерса» и умело командуя своей группой, разогнал немецких бомбардировщиков. Так 5 наших лётчиков под командованием Прошенкова сорвали массированный налёт немецких бомбардировщиков на наши боевые порядки наземных войск, сбив при этом 6 самолётов противника типа Ju-87, из которых 3 лично сбил сам Прошенков.

К маю 1945 года командир эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 23-й гвардейской истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта гвардии майор Н. И. Прошенков совершил 375 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 4 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Прошенкову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6559).

После окончания Великой Отечественной войны Н. И. Прошенков продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1960 года гвардии полковник Н. И. Прошенков — в запасе. Жил в Киеве. Скончался 27 апреля 1963 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Память

Надгробный памятник на Байковом кладбище в Киеве.

Мемориальная доска в память о Прошенкове установлена Российским военно-историческим обществом на здании Никологорской средней школы Вязниковского района, где он учился.

Подкатегории