ПрокудинАлексей Николаевич Прокудин

1915-1989

Полоска короткая с крылышками

 

Штурман эскадрильи 108-го авиационного полка 36-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса Авиации дальнего действия, майор, Герой Советского Союза.

Биография

Прокудин А. Н. родился 30 сентября 1915 года в селе Верхне-Атаманское (ныне — в составе Старооскольского городского округа, Белгородская область)в семье крестьянина. Окончил семилетнюю школу, в 1932—1935 годах работал электросварщиком на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. В 1935 году добровольно вступил в Красную Армию, после окончания в 1938 году Одесского пехотного училища продолжал службу в городе Котовск командиром взвода. В 1939 году по приказу Наркома обороны был командирован в Оренбургское авиационное училище, которое окончил в феврале 1940 года, и был зачислен в 27-ю авиационную бригаду ЛВО на должность штурмана. Участвовал в Советско-финской войне (1939—1940).

Первый боевой вылет в Великой Отечественной войне совершил 25 августа 1941 года в налёте 133-й АД на Тегеран в ходе «Иранской операции». Всего за годы войны совершил более 300 боевых вылетов, воевал на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском, Волховском, Карельском, Сталинградском, Центральном, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Летал на легендарном бомбардировщике Ил-4 под командованием Героя Советского Союза Петра Ивановича Романова. Экипаж выполнял особые задания Верховного Командования по доставке грузов в партизанские соединения на оккупированной территории, обеспечивал проводку конвоев союзников в северные порты нашей страны, громил скопления войск и техники в портах и на железнодорожных узлах, блокировал аэродромы противника. Так, в ночь на 22 октября 1942 года группа в составе 9 самолётов подвергла бомбардировке аэродром Лаксельвен (Северная Норвегия), экипаж Прокудина выполнял самое трудное — освещение цели, в результате отличного выполнения задания группа уничтожила на аэродроме 65 самолётов противника. В ночь с 10 на 11 февраля 1944 года капитан А. Н. Прокудин в составе опергруппы «Север-3» участвовал по заданию Ставки в нанесении удара по линейному кораблю «Тирпиц» в Альтен-Фиорде (Норвегия).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Прокудину Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Выдержка из наградного листа: «…Выполнял наиболее важные и ответственные задания. 103 боевых вылета совершил в сложных метеоусловиях. Стал замечательным мастером сокрушительных бомбардировочных ударов. По неполным данным, подтверждённым фотоконтролем, контролёрами бомбометания, агентурной разведкой, на боевом счету А. Н. Прокудина числится: взрывов большой силы — 12, взрывов средней силы — 27, пожаров — 84, в том числе 8 крупных, прямых попаданий по лётному полю аэродромов, стоянкам самолётов, эшелонам, скоплениям танков и автомашин — 60. Взрывами, пожарами и прямыми попаданиями авиабомб сожжено и уничтожено на земле 17 самолётов, 36 складов с горючим, боеприпасами, и другим военным имуществом, разбито 7 железнодорожных эшелонов, 9 паровозов, 28 вагонов, 5 бензоцистерн, разрушено и сожжено 18 станционных и аэродромных зданий, 1400 метров станционных путей, 20 танков, 16 прожекторов, подавлено или уничтожено 13 зенитных орудий, 12 зенитных пулемётов…».

А. Н. Прокудин демобилизовался в 1949 году в звании майора по состоянию здоровья. С 1968 года проживал в городе Ивантеевка Московской области, занимался общественно-патриотической работой. В 1976 году награждён Почётным знаком Московского комитета защиты мира за активную деятельность в движении сторонников мира. Умер 20 декабря 1989 года.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» (№ 4416);

• Орден Ленина;

• Орден Красного Знамени;

• Два ордена Отечественной войны 1 степени;

• Орден Отечественной войны 2 степени;

• Орден Красной Звезды;

• Медали.

Память

По решению Военного Совета Балтийского флота в ознаменование ратных подвигов Героя Советского Союза А. Н. Прокудина в городе Быхове Могилёвской области Белоруссии, где базировался гвардейский Севастопольско-Берлинский Краснознамённый авиационный полк ВВС Балтийского флота, преемник 108-го авиационного полка дальнего действия, в котором служил Алексей Николаевич, установлен бюст Героя.

На доме № 6 по улице Победы в Ивантеевке, где жил А. Н. Прокудин, установлена мемориальная доска.

ПрокофьевВладимир Павлович Прокофьев

1921—1991

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военный авиационный штурман. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1946). Гвардии полковник (1957).

Биография

Владимир Павлович Прокофьев родился 21 июля 1921 года в губернском городе Петрограде РСФСР (ныне город федерального значения Санкт-Петербург Российской Федерации) в семье рабочего. Русский. Образование 10 классов. После окончания средней школы в сентябре 1939 года по направлению военкомата поступил во 2-е военно-авиационное училище лётнабов и штурманов в Чкалове. В декабре 1940 года Владимир Павлович начал военную службу стрелком-бомбардиром в 1-й резервной авиационной бригаде Орловского военного округа. В мае 1941 года сержант В. П. Прокофьев был переведён в Брянск на должность штурмана корабля 219-го дальнебомбардировочного авиационного полка 35-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации. С началом Великой Отечественной войны Владимир Павлович как один из наиболее перспективных молодых штурманов был направлен для обучения во 2-ю высшую школу штурманов ВВС Среднеазиатского военного округа, которую он окончил в 1942 году.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками младший лейтенант В. П. Прокофьев с сентября 1942 года в должности штурмана корабля 3-го гвардейского авиационного полка дальнего действия 17-й авиационной дивизии дальнего действия. Воевал на дальнем бомбардировщике Ил-4. Всю войну прошёл в составе экипажа Я. А. Шашлова. Во второй половине 1942 года соединения 17-й авиационной дивизии дальнего действия оказывали содействие войскам Западного и Калининского фронтов при проведении Первой Ржевско-Сычёвской операции, операции «Марс» и Великолукской наступательной операции. В составе экипажа гвардии младший лейтенант В. П. Прокофьев участвовал в бомбардировках вражеских аэродромов Орша, Двоевка, Смоленск, Шаталово, Боровское, Коровье Село, бомбил эшелоны и транспортную инфраструктуру в крупных железнодорожных узлах Вязьма, Колодня, Новосокольники, Великие Луки, Невель и Витебск. Боевые вылеты совершались исключительно в ночное время, иногда в сложных метеоусловиях, но штурман корабля Прокофьев не имел ни одного случая потери ориентировки или невыхода на цель. Владимир Павлович в совершенстве овладел техникой самолётовождения по радионавигации, став одним из лучших в этой области специалистов в полку.

С января 1943 года 17-я авиационная дивизия дальнего действия вела боевую работу в интересах Донского и Юго-Западного фронтов. В составе своего экипажа гвардии младший лейтенант В. П. Прокофьев совершил 6 боевых вылетов на бомбардировку позиций окружённой в Сталинграде 6-й армии вермахта. Ещё пять раз Владимир Павлович участвовал в бомбовых ударах по железнодорожному узлу Ростов и Керченскому порту. 26 марта 1943 года 17-я авиадивизия дальнего действия была преобразована во 2-ю гвардейскую. С весны 1943 года авиация дальнего действия СССР активизирует деятельность по нанесению ударов по военно-промышленным объектам на территории Германии и её союзников. Штурман Прокофьев три раза выводил свой Ил-4 на цели в Кёнигсберге, Данциге и Тильзите. В мае 1943 года из состава 3-го гвардейского авиационного полка дальней авиации был сформирован 18-й гвардейский авиационный полк, в состав 2-й эскадрильи которого был включён и экипаж штурмана В. П. Прокофьева. В преддверии Курской битвы Владимир Павлович участвовал в налётах на вражеские аэродромы. В ходе развернувшегося летом 1943 года сражения на Курской дуге экипажи полка участвовали в нанесении бомбовых ударов по ближним и дальним резервам противника, а также бомбили воинские эшелоны в глубоком тылу немцев, затрудняя переброску войск противника в район сражения. К августу 1943 года Владимир Павлович был произведён в гвардии лейтенанты. В ходе Битвы за Днепр и во время боёв на витебском и оршанском направлениях штурман звена 2-й эскадрильи неоднократно водил группы бомбардировщиков на уничтожение скоплений немецких войск и их военной инфраструктуры. На экипаж Ил-4, штурманом которого являлся гвардии лейтенант Прокофьев, возлагалась задача нанесения первого бомбового удара по вражеским целям, с которой экипаж справлялся блестяще. Так, 3 октября 1943 года при налёте на железнодорожный узел Фастов гвардии лейтенант Прокофьев точно вывел Ил-4 на цель и с первого раза поразил её. В результате на станции было зафиксировано два мощных взрыва и сильный пожар. Остальные бомбардировщики нанесли удар уже по хорошо освещённой цели. Ночью 6 ноября 1943 года, выполняя боевое задание по бомбардировке железнодорожного узла Полоцк, группа, ведомая штурманом Прокофьевым, попала в сложные погодные условия, но Владимир Павлович сумел вывести группу на цель и точным попаданием создал ориентир для других экипажей.

Зимой — весной 1944 года дальняя авиация вела активную боевую работу по дальним целям. В этот период гвардии лейтенант В. П. Прокофьев произвёл 7 дальних боевых вылетов, в ходе которых были поражены вражеские объекты в Кёнигсберге, Тильзите и Хельсинки. Также Владимир Павлович бомбил аэродромы, железнодорожные узлы и мосты в Таллине, Нарве, Пскове. Всего к апрелю 1944 года он в составе своего экипажа совершил 150 ночных боевых вылетов. За образцовое выполнение боевых заданий, высокое мастерство и проявленные при этом отвагу и мужество Владимир Павлович был произведён в гвардии старшие лейтенанты и 3 апреля 1944 года командиром полка гвардии подполковником А. Я. Вавиловым был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако командование 2-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия, в который входила 2-я гвардейская авиационная дивизия, ограничилось только орденом Ленина. В апреле 1944 года старший лейтенант В. П. Прокофьев был назначен на должность штурмана 2-й эскадрильи 18-го гвардейского авиационного полка дальнего действия. В этой должности Владимир Павлович участвовал в освобождении Крыма и Белоруссии, наносил бомбовые удары по целям на территории Германии, Румынии, Венгрии и Финляндии. Являясь штурманом эскадрильи, В. П. Прокофьев уделял большое внимание подготовке молодых штурманов. К концу 1944 года он подготовил к боевой работе 8 новых специалистов. Как наиболее опытный штурман в сентябре 1944 года Владимир Павлович был выдвинут на должность помощника штурмана полка и одновременно назначен инструктором по радионавигации.

В результате успешного наступления Красной Армии в летне-осенней кампании 1944 года протяжённость советско-германского фронта и глубина немецких тылов существенно сократились. В результате военно-промышленные цели на территории противника стали доступны фронтовой авиации, и дальняя авиация стала утрачивать своё значение. 6 декабря 1944 года Постановлением Государственного Комитета Обороны № 7082 из частей авиации дальнего действия началось формирование 18-й воздушной армии. Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26 декабря 1944 года 18-й гвардейский авиационный полк дальнего действия был преобразован в 18-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк в составе 2-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. На заключительном этапе войны В. П. Прокофьев участвовал в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях. Всего к концу войны в качестве штурмана он совершил 202 боевых вылета (из них 201 — ночью), в том числе 13 вылетов — на бомбардировку дальних целей. 5 мая 1945 года гвардии капитан В. П. Прокофьев был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 15 мая 1946 года.

После окончания Великой Отечественной войны В. П. Прокофьев продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. В 1954 году Владимир Павлович окончил радиотехнический факультет Ленинградской военно-воздушной инженерной академии. В июне 1954 года подполковник В. П. Прокофьев был направлен для прохождения службы в Министерство среднего машиностроения СССР, где был назначен главным инженером сборочной бригады на объекте хранения ядерных боеприпасов. В 1957 году Владимиру Павловичу было присвоено звание полковника. С мая 1959 года В. П. Прокофьев служил в должности начальника сборочной бригады на объекте категории «С» 12-го Главного управления Министерства обороны СССР. С декабря 1961 года полковник В. П. Прокофьев в запасе. Жил в городе Ленинграде. До выхода на пенсию работал инженером по технике безопасности в Государственном союзном научно-исследовательском институте № 619. 11 ноября 1991 года Владимир Павлович скончался. Похоронен на Волковском кладбище города Санкт-Петербурга.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» (15.05.1946);

• Два ордена Ленина (19.08.1944; 15.05.1946);

• Орден Красного Знамени (21.07.1943);

• Орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);

• Два ордена Красной Звезды (07.03.1943; 1954);

• Медали, в том числе:

• Медаль «За оборону Ленинграда»;

• Медаль «За оборону Сталинграда».

ПономаревВасилий Михайлович Пономарёв

1921—2001

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1945). Полковник.

Биография

Василий Михайлович Пономарёв родился 25 марта 1921 года в деревне Петухи Ветлужского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне деревня Пыщугского района Костромской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы в посёлке Леденгск в 1936 году. С 1937 года В. М. Пономарёв жил в городе Вичуге Ивановской области. В 1940 году он окончил школу фабрично-заводского ученичества. До призыва на военную службу работал ткацким помощником мастера на Вичугской прядильно-ткацкой фабрике имени В. П. Ногина. Без отрыва от производства Василий Михайлович занимался в вичугском аэроклубе, обучение в котором завершил в январе 1941 года.

В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии В. М. Пономарёв был призван в феврале 1941 года. Окончил Поставскую военную авиационную школу пилотов (город Поставы Вилейской области) в 1941 году и 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (город Чкалов Чкаловской области) в 1942 году. С августа по сентябрь 1942 года Василий Михайлович проходил стажировку на базе 10-го запасного авиационного полка на аэродроме Каменка Пензенской области, где освоил штурмовик Ил-2.

В действующей армии младший лейтенант В. М. Пономарёв с сентября 1942 года в должности лётчика 950-го штурмового авиационного полка 267-й штурмовой авиационной дивизии 1-го смешанного авиационного корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования. В боях с немецко-фашистскими захватчиками Василий Михайлович участвовал с 22 октября 1942 года на Юго-Западном фронте. Воевал на штурмовике Ил-2. С 13 ноября 1942 года авиакорпус, в котором служил младший лейтенант Пономарёв, действовал в составе 17-й воздушной армии. Боевое крещение В. М. Пономарёв принял в боях под Сталинградом, совершив за период с 22 октября 1942 года по 31 января 1943 года 13 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений войск противника и объектов его военной инфраструктуры. Так 13 декабря 1942 года в составе группы из 6-ти Ил-2 Василий Михайлович участвовал в штурмовке аэродрома противника у станции Морозовская, во время которой было уничтожено 16 немецких самолётов. 30 декабря 1942 года он участвовал в налёте на железнодорожную станцию Усть-Белокалитвенская, где было повреждено несколько вражеских воинских эшелонов и взорван крупный склад горюче-смазочных материалов. За отличие в операциях «Уран» и «Малый Сатурн» В. М. Пономарёв был награждён орденом Красного Знамени.

В январе 1943 года подразделения 17-й воздушной армии принимали участие в Острогожско-Россошанской операции, в ходе которой её штурмовая авиация наносила удары по железнодорожным станциям Россошь, Миллерово, Лихая, Чертково, аэродромам Старобельск и Гармашевка. В конце января-феврале 1943 года В. М. Пономарёв участвовал в Ворошиловградской операции, в том числе освобождении города Ворошиловграда. Приказом НКО СССР № 199 от 01.05.1943 года и Директивой Штаба ВВС Красной Армии № 513021 от 07/08.05.1943 года за отличие в боях 950-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 95-й гвардейский в составе 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. В мае 1943 года Василий Михайлович был произведён в лейтенанты и занял должность старшего лётчика.

В преддверии наступления немецко-фашистских войск под Курском летом 1943 года 17-я воздушная армия была переброшена на Курскую дугу. В ходе Курской битвы она поддерживала оборонительные и наступательные действия подразделений Воронежского фронта. Уже 5 июля 1943 года гвардии лейтенант В. М. Пономарёв участвовал в штурмовке аэродромов противника, осуществлённых по приказу Ставки Верховного Главнокомандования одновременно силами трёх воздушных армий. В последующие дни сражения на Курской дуге лётчики штурмовой авиации сосредоточились на уничтожении танков противника и разрушении его транспортной инфраструктуры. 14 июля 1943 года старший лётчик Пономарёв участвовал в штурмовке скопления вражеских войск восточнее Обояни в районе Кривцово, где группа из шести Ил-2 уничтожила 5 танков и 5 орудий полевой артиллерии. Всего за время оборонительной фазы Курской битвы гвардии лейтенант В. М. Пономарёв уничтожил 4 немецких танка. 12 июля 1943 года Василий Михайлович участвовал в контрнаступлении Воронежского фронта на прохоровском направлении.

В середине июля 1943 года подразделения 17-й воздушной армии начали возвращаться в состав Юго-Западного фронта. 15 июля 1943 года старший лётчик В. М. Пономарёв в ходе наступления фронта на изюм-барвенковском направлении в составе группы из шести Ил-2 участвовал в налёте на железнодорожную станцию Каменск, где группой было разбито 4 воинских эшелона противника. В третьей декаде июля 1943 года Василий Михайлович участвовал в боях за удержание и расширение плацдарма на правом берегу Северского Донца, с которого в начале августа 1943 года 57-я армия Юго-Западного фронта перешла в наступление на харьковском направлении в ходе Белгородско-Харьковской операции. 7 августа 1943 года во время воздушного патрулирования в составе группы из шести штурмовиков гвардии лейтенант В. М. Пономарёв заметил двигавшуюся к Харькову колонну немецкой техники. В результате штурмовки было уничтожено 15 автомашин и до 20 солдат противника. 16 августа 1943 года в районе села Дольгенькое Изюмского района Харьковской области Василий Михайлович в воздушном бою сбил немецкий истребитель Ме-110.

13 августа 1943 года началась Донбасская операция, в ходе которой 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк оказывал содействие войскам Юго-Западного фронта при форсировании реки Северский Донец и завоевании плацдармов на его правом берегу. 7 сентября 1943 года гвардии лейтенант В. М. Пономарёв участвовал в штурмовке аэродрома Красноармейское, в ходе которой советские штурмовики уничтожили 19 самолётов противника, 6 бензозаправщиков, 4 орудия зенитной артиллерии и около 70 человек лётно-технического состава. В первой половине октября 1943 года в ходе Битвы за Днепр войска Юго-Западного (с 20 октября 1943 года — 3-го Украинского) фронта провели Запорожскую операцию. Гвардии лейтенант В. М. Поляков участвовал как в боях по ликвидации запорожского плацдарма противника, так и в боях за освобождение города Запорожье. 11 октября 1943 года в воздушном бою у Запорожья он сбил немецкий истребитель Ме-109. За героизм лётчиков при освобождении города Запорожье 5-й гвардейской штурмовой дивизии было присвоено почётное наименование «Запорожская». До конца декабря 1943 года Василий Михайлович участвовал в штурмовках укреплений противника на правом берегу Днепра и на острове Хортица.

С января 1944 года гвардии лейтенант В. М. Пономарёв сражался за освобождение Правобережной Украины, приняв участие во всех операциях 3-го Украинского фронта: во время Никопольско-Криворожской операции он штурмовал войска противника на Никопольском плацдарме и освобождал город Никополь, взламывал оборону врага и громил его резервы в ходе Березнеговато-Снигирёвской и Одесской операций. Став в полку признанным мастером «свободной охоты», Василий Михайлович всё чаще водил группы Ил — 2 на штурмовку войск противника и в марте 1944 года его назначили командиром авиационного звена. В мае 1944 года 5-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, в которую входил 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк, была переведена в состав вернувшегося в действующую армию 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (28.09.1944 года переименован во 2-й гвардейский), вместе с которым в июне 1944 года она убыла на 1-й Украинский фронт, где была включена во 2-ю воздушную армию. 30 июня 1944 года В. М. Пономарёву было присвоено звание гвардии старшего лейтенанта.

В августе 1944 года 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк участвовал в Львовско-Сандомирской операции, во время которой гвардии старший лейтенант В. М. Пономарёв неоднократно водил группы Ил-2 на штурмовку войск противника и «свободную охоту», оказывал содействие наземным войскам под Владимиром-Волынским и Рава-Русской, в форсировании Вислы и боях за плацдарм на её левом берегу. Звено В. М. Пономарёва совершило 155 успешных боевых вылетов, имея за всё время лишь одну небоевую потерю. В конце августа 1944 года Василий Михайлович был назначен на должность заместителя командира 3-й авиационной эскадрильи. До конца 1944 года 2-я воздушная армия участвовала в боях на Сандомирском плацдарме, способствовав успеху наземных войск в боях за удержание и расширение плацдарма. В январе 1945 года гвардии старший лейтенант участвовал в Сандомирско-Силезской операции, в ходе которой штурмовая авиация 2-й воздушной армии обеспечивала прикрытие наземных войск, перешедших в наступление с Сандомирского плацдарма. Василий Михайлович также участвовал в освобождении польских городов Сандомира и Кельце. В ходе Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операций он громил группировки противника в районах Глогау, Бреслау, Шпроттау, Оппельна. Всего к апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант В. М. Пономарёв совершил 130 боевых вылетов, в том числе 95 — на штурмовку и бомбардировку скоплений войск противника и его военной инфраструктуры и 35 — на разведку. В результате штурмовок им было уничтожено и повреждено 5 самолётов на аэродромах, 1 катер с баржей, 25 танков, 7 бронетранспортёров, 77 автомобилей и 40 повозок с военными грузами, 7 орудий полевой и 9 орудий зенитной артиллерии, 4 склада с горючим и 7 складов с боеприпасами, 3 бензоцистерны, 3 паровоза, 16 железнодорожных вагонов, 1 железнодорожный мост, сбит 1 аэростат-корректировщик артиллерийского огня, убито и рассеяно до 550 солдат и офицеров противника. В воздушных боях Василий Михайлович сбил 2 немецких истребителя.

На завершающем этапе войны штурмовые подразделения 2-й воздушной армии во время Берлинской операции обеспечивали форсирование войсками 1-го Украинского фронта реки Нейсе, прокладывали им путь к Берлину, добивали гарнизон города-крепости Бреслау. Боевой путь лётчики армии завершили разгромом дрезденско-пражской группировки противника в ходе Пражской операции. 27 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Пономарёву Василию Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После завершения Великой Отечественной войны Василий Михайлович продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. До середины 50-х годов он служил в строевых частях. После окончания Военно-воздушной инженерной академии в 1957 году он служил инженером-испытателем авиационных систем Научно-исследовательского института прикладной гидромеханики. С 1973 года полковник В. М. Пономарёв в запасе. Жил в городе Подольске Московской области. 27 декабря 2001 года Василий Михайлович скончался. Похоронен на Аллее Героев на кладбище Красная Горка города Подольска.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» (27.06.1945);

• Орден Ленина (27.06.1945);

• Два ордена Красного Знамени (01.01.1943; 01.07.1944);

• Орден Отечественной войны 1-й степени (1985);

• Орден Отечественной войны 2-й степени (25.10.1943);

• Орден Красной Звезды;

• Медали.

Память

Мемориальная доска в честь Героя Советского Союза В. М. Пономарёва установлена в городе Подольске Московской области на доме, где он жил.

Мемориальная доска в память о Пономарёве установлена Российским военно-историческим обществом на здании профессионального лицея № 12 города Вичуга, где он учился.

ПоповАнатолий Фёдорович Попов

1917—1991

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Полковник.

Биография

Анатолий Фёдорович Попов родился 26 декабря 1917 года в губернском городе Перми Советской России (ныне город, административный центр Пермского края Российской Федерации) в семье рабочего-металлурга. Русский. С ранних лет жил с родителями в заводском посёлке Добрянка. Окончил 10 классов Добрянской средней школы № 1. В 1936 году А. Ф. Попов был призван Добрянским районным военкоматом в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Отслужив срочную службу, Анатолий Фёдорович решил связать свою жизнь с военной авиацией. В 1940 году он окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова, а в 1941 году — Первую высшую Рязанскую школу штурманов ВВС Красной Армии.

В сентябре 1941 года А. Ф. Попов был направлен на авиабазу Монино, где лётчики ВВС Красной Армии проходили переобучение на самолётах Пе-2. Стажировку Анатолий Фёдорович проходил вместе с лётчиками 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования Красной Армии. 15 октября 1941 года он был официально зачислен в состав 3-й авиационной эскадрильи. В боях с немецко-фашистскими захватчиками А. Ф. Попов с конца октября 1941 года. Участник Битвы за Москву. Во время обороны столицы Анатолий Фёдорович производил разведку железнодорожных и автомобильных дорог, железнодорожных узлов, аэродромов противника в районах Михайлова, Сталиногорска, Калуги, Можайска. Добытые им сведения всегда имели исключительную ценность и позволяли командованию Красной Армии своевременно вскрывать замыслы противника. 13 боевых вылетов лейтенант Попов совершил в тяжелейших погодных условиях: во время сильных снегопадов он на бреющем полёте производил разведку ближних и дальних подступов к Москве с целью обнаружения механизированных колонн противника. В первый год войны лётчики разведывательной авиации во время выполнения боевых заданий нередко производили штурмовки обнаруженных целей. Экипаж А. Ф. Попова производил бомбардировку вражеских эшелонов на станциях Смоленск, Калуга и Пустошка, наносил удары по войскам противника на дороге Смоленск—Вязьма, сбросив в общей сложности 10 тонн фугасных и осколочных авиабомб. Боевую работу воздушные разведчики, как правило, вели без прикрытия истребителей одиночными экипажами в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации. Во время одного из разведывательных полётов 11 января 1942 года самолёт лейтенанта Попова в районе Калуги был атакован вражескими истребителями и подбит. Анатолий Фёдорович сумел довести горящую машину до линии фронта и посадить её на своей территории, чем спас экипаж и доставил командованию ценные разведданные. Лётчик получил ожоги лица и рук и был отправлен в госпиталь.

Анатолий Фёдорович вернулся в свою часть в феврале 1942 года, и уже в первом после госпиталя вылете он под сильным зенитным огнём сделал снимки железнодорожного узла Смоленск, а на обратном пути произвёл штурмовку немецкого эшелона в Ярцево. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой лётчики 2-го авиационного полка дальней разведки приступили к выполнению разведывательных заданий с целью сбора информации о противнике, необходимой для планирования Ставкой Верховного Главнокомандования операций Красной Армии в весенне-летний период 1942 года. 3-я эскадрилья, в которой служил лётчик А. Ф. Попов, с февраля 1942 года вела боевую работу с аэродрома Выползово. Весной 1942 года Анатолий Фёдорович был произведён в старшие лейтенанты и получил назначение на должность командира звена. К 8 августа 1942 года старший лейтенант Попов совершил 43 боевых вылета на глубокую разведку по вскрытию тылов и аэродромной сети противника. В 37 случаях задание командования было выполнено экипажем Попова «на отлично». За это время он пролетел над территорией, занятой противником, около 14 000 километров, обнаружил 135 железнодорожных эшелонов, 2450 автомашин с войсками и грузами, до 400 самолётов. Экипажем Попова были вскрыты два новых немецких аэродрома и выявлен один ложный аэродром. Так, 13 мая 1942 года А. Ф. Попов в условиях низкой облачности и при постоянном противодействии зенитной артиллерии произвёл разведку автодорог по маршруту Великие Луки—Невель—Пустошка—Опочка—Новоржев—Локня—Холм. При этом на одном из участков он произвёл штурмовку вражеской автоколонны и зажёг несколько автомашин с грузами. 17 июня 1942 года экипаж Попова произвёл разведку аэродрома в Орше, после чего по своей инициативе произвёл разведку Витебска, обнаружив аэродром с 70-ю самолётами, скопление большого количества эшелонов и автомашин. В Смоленске экипаж, несмотря на противодействие двух истребителей Ме-110, произвёл фотографирование аэродрома, на котором базировалось до 120 самолётов различного типа. 10 июля 1942 года, действуя на высоте 25 метров, А. Ф. Попов в семи километрах от города Остров обнаружил ранее неизвестный и хорошо замаскированный аэродром противника с 50-ю самолётами. 3 августа 1942 года при выполнении боевого задания на дальнем маршруте на самолёте Попова отказал левый двигатель. На одном моторе Анатолий Фёдорович пролетел более 320 километров и благополучно посадил самолёт на своём аэродроме, доставив важные разведданные.

В январе 1943 года полк, в котором служил старший лейтенант А. Ф. Попов, принимал участие в операции «Искра», в ходе которой была прорвана блокада Ленинграда, и Великолукской операции. За проявленные отвагу, стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в боях с немецкими захватчиками приказом Народного комиссара обороны СССР № 64 от 08.02.1943 года в 2-й авиационный полк дальней разведки был преобразован в 47-й гвардейский. В дальнейшем полк обеспечивал командование Красной Армии разведданными при подготовке и проведении Демянской и Ржевско-Вяземской операций. В период ликвидации демянского плацдарма А. Ф. Попов дважды производил фотосъёмку обороны противника в Рамушевском коридоре. В период боевых операций он производил разведку тылов противника, его коммуникаций, узлов сопротивления, вскрывал подход резервов, обследовал пути отхода. Действуя с оперативного аэродрома в Андреаполе, Анатолий Фёдорович также осуществил разведку обороны неприятеля в треугольнике Великие Луки—Невель—Новосокольники. Полученная им информация была использована при подготовке Невельской операции. В марте 1943 года А. Ф. Попов был назначен заместителем командира 3-й авиационной эскадрильи. Вскоре ему было присвоено звание капитана. Весной и летом 1943 года эскадрильи полка вели разведывательную работу по обеспечению Ставки ВГК информацией для подготовки и проведения Орловской, Брянской и Смоленско-Рославльской операций.

Всего к 1 октября 1943 года гвардии капитан А. Ф. Попов по заданиям Главного Командования в интересах Западного, Калининского, Северо-Западного, Волховского и Брянского фронтов совершил 80 успешных боевых вылетов на разведку транспортной инфраструктуры противника, его аэродромной сети, переднего края обороны и дальних тылов в районы Калуги, Можайска, Вязьмы, Ржева, Калинина, Смоленска, Рославля, Брянска, Кричева, Могилёва, Орши, Витебска, Минска, Вильно, Полоцка, Даугавпилса, Риги, Пскова и других населённых пунктов. Над территорией, занятой врагом, он провёл в общей сложности 320 часов, что соответствует 120 000 пройденных километров. Им вскрыто 2300 железнодорожных составов противника с общим числом вагонов и платформ с грузами и техникой 80 500 единиц, до 2000 танков и бронемашин, до 15 000 автомашин с войсками и военным имуществом, до 10 000 самолётов, до 150 зенитных батарей, 25 транспортных кораблей, 150 барж, 75 катеров и других видов морского и речного транспорта, до 20 новых и 3 ложных аэродромов. 67 раз фотографирование военных объектов противника производилось в сложных погодных условиях. 170 раз самолёт гвардии капитана Попова был обстрелян зенитной артиллерией и 4 раза атакован вражескими истребителями. Шесть раз Анатолий Фёдорович приводил свой самолёт на аэродром на одном двигателе. За достигнутые боевые успехи ему 5 раз объявлялась благодарность от имени заместителя начальника штаба по разведке ВВС Красной Армии и 2 раза — от имени командира полка. Дважды А. Ф. Попову выплачивались премии на общую сумму 11 000 рублей. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Попову Анатолию Фёдоровичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года гвардии капитан А. Ф. Попов участвовал в Новгородско-Лужской операции, в ходе которой была окончательно снята блокада Ленинграда. Экипаж Попова по заданию разведуправления ВВС Красной Армии в интересах 6-й и 14-й воздушных армий осуществлял разведку железнодорожных узлов и транспортных магистралей северо-западных районов РСФСР и Прибалтики, вскрывал места базирования немецкой авиации на аэродромах Гатчина, Сиверская, Лисино, Любань, Мга, Дно, вёл наблюдение за переброской резервов морским путём, осуществлял контроль за портами Нарва, Кунда и Таллин. Летом 1944 года Александр Фёдорович участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. За образцовое выполнение заданий командования при форсировании реки Березины и освобождении города Борисова 47-му гвардейскому полку дальней разведки было присвоено почётное наименование «Борисовский». 25 июля 1944 года полк был переименован в 47-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк. 15 августа 1944 года гвардии капитан А. Ф. Попов был назначен командиром 3-й эскадрильи. К середине февраля 1945 года его эскадрилья осуществила 177 боевых вылетов на разведку войск противника, в ходе которых было обнаружено 2800 железнодорожных составов противника, 1350 самолётов, 540 танков, 7050 автомобилей, 8020 повозок с грузами. Лётчиками эскадрильи вскрыли позиции более 20 зенитных батарей, сбросили в тылу неприятеля более 400 000 единиц агитационных материалов. Сам Анатолий Фёдорович вылетал на самые ответственные задания. В преддверии Висло-Одерской операции он произвёл разведку обороны противника на участке Рава-Мазовецка—западный берег реки Равка—река Рылька до её впадения в реку Пилица. В ходе Восточно-Померанской операции он водил свою эскадрилью на разведку немецкой обороны на участке Дойч-Эйлау—Млава. Эскадрилья Попова также своевременно обнаружила эвакуацию немецких войск из портов Западной Померании и определила её направление. За время работы в должности командира эскадрильи капитан А. Ф. Попов уделял большое внимание подготовке молодых лётчиков к боевой работе. Под его руководством лётчики эскадрильи провели 111 учебно-тренировочных полётов. Боевой путь Анатолий Фёдорович завершил на аэродроме Торн. В июне 1945 года, уже после окончания Великой Отечественной войны, эскадрилья Попова, действуя с аэродрома Иновроцлав, выполняла спецзадания Генерального штаба Красной Армии по фотографированию территории Польши и Германии в картографических целях.

После окончания Великой Отечественной войны А. Ф. Попов продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию, а в 1959 году — Военную академию Генштаба. В запас Анатолий Фёдорович уволился в 1970 году в звании полковника. Жил в городе Риге. Работал старшим преподавателем гражданской обороны в Рижском политехническом институте. 8 февраля 1991 года А. Ф. Попов скончался. Похоронен в городе Риге Латвийской Республики.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» (04.02.1944);

• Орден Ленина (04.02.1944);

• Три ордена Красного Знамени (20.06.1942; ??; ??)

• Орден Александра Невского (22.02.1945);

• Два Орден Отечественной войны 1-й степени (21.02.1943; 11.03.1985);

• Два ордена Красной Звезды;

• Медали.

Память

Имя Героя Советского Союза А. Ф. Попова присвоено самолёту МиГ-25РБ с бортовым номером 16 47-го гвардейского Борисовского Краснознамённого ордена Суворова III степени разведывательного авиационного полка.

ПолынинФёдор Петрович Полынин

1906-1981

Полоска короткая с крылышками

 

Советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1938), генерал-полковник авиации (1946), генерал брони (ПНР), Командующий ВВС ВС Польши (1944—1949).

Биография

В РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году.

С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань).

14 ноября 1938 года за мужество и героизм, проявленные во время боевых действий в Китае, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в Советско-финской войне.

С 1940 года командовал бомбардировочной авиационной дивизией в Белорусском военном округе.

На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командующий 6-й воздушной армией (январь 1943 г. — октябрь 1944 г.). С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. 11 июля 1946 года присвоено звание генерал-полковника авиации.

За время войны Полынин был шесть раз упомянут в благодарственных в приказах Верховного Главнокомандующего.

После войны командовал 13-й воздушной армией (с 10.01.1949 г. — 76-й воздушной армией с марта 1947 года по май 1950 года. В 1955 году окончил Военную академию им. Ворошилова. В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.

Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (могила включена в Государственный список памятников истории и культуры города Москвы).

Награды

СССР

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 110 (14.11.1938);

• Два ордена Ленина (14.11.1938, 03.11.1953);

• Орден Октябрьской Революции (20.10.1976);

• Пять орденов Красного Знамени (25.11.1934, ??.04.1940, 10.11.1941, 17.04.1943, 20.06.1949);

• Два орден Кутузова 1-й степени (19.08.1944, 09.08.1945);

• Орден Кутузова 2-й степени;

• Орден Трудового Красного Знамени;

• Два ордена Красной Звезды (в том числе 03.11.1944)

• Медали

ПНР

• Командорский крест ордена Возрождения Польши

• Орден «Крест Грюнвальда» 2-й степени

• Рыцарский крест ордена Воинской доблести

• Серебряный крест ордена Воинской доблести

• Золотой Крест Заслуги

• Медали

Память

В мемориальном комплексе Вольского филиала Военной академии тыла установлена памятная плита в честь Героя.

Подкатегории