Шерстобитов

Шерстобитов Сергей Максимович

 1925-1968 гг. 

kriliy

 

В 1942-1943 гг. обучался в Ленинградской военной авиационной школе механиков, в 1944-1945 гг. — в Тамбовском военном авиационном училище летчиков, в 1947-1949 гг. — в Кировабадском училище летчиков.
В Липецком авиагарнизоне военный летчик 1-го класса, майор С. М. Шерстобитов проходил службу в качестве командира звена смешанного инструкторского авиационного полка. Избирался секретарем партийной организации эскадрильи.
17 декабря 1968 года в небе над Липецком разыгралась трагедия. Экипаж сверхзвукового бомбардировщика Як-28 в составе пилота Сергея Шерстобитова и штурмана Леонтия Кривенкова выполнял тренировочный полет. Неожиданно у полностью заправленного и начиненного боеприпасами самолета загорелся левый двигатель. После устранения пожара необходимо было совершать экстренную посадку, заходя со стороны Липецка. Но за несколько километров до взлетно-посадочной полосы прямо над городом вышел из строя уже правый двигатель. Ценой своей жизни летчики сумели отвести падающий самолет от жилых зданий, заставив его рухнуть на пустыре.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерстобитов,_Сергей_Максимович

ПерерушевКурсант Владимир Перерушев

 1949-1969 гг. 

kriliy

 

23 августа 1969 года. Руководитель полетов дает команду курсанту Оренбургского летного высшего командного училища младшему сержанту Перерушеву готовиться к полету. Заправив машину Я-29, надев парашют, Володя сел в кабину самолета, закрыл «фонарь» и доложил: «322 к полету готов». В воздух поднялись один за одним четыре самолета – звено, Володя шел вторым. Самолет набрал высоту 50 метров – убрал шасси, поднялся на 75 метров – убрал закрылки. Под ним лес, защитные полосы, дальше по курсу поселок с красивым названием Чистые Пруды, примерно под углом 45 градусов шоссе, по которому движутся машины с зерном нового урожая, чуть дальше высоковольтная линия и несколько стогов соломы.
Неожиданно самолет начал терять скорость, глохнет двигатель, а под ним дома, детские ясли, школа – поселок, где проживает 280 человек … Летчик старается запустить двигатель, но самолет дергается и идет на снижение. Тогда он принимает решение отвернуть машину вправо от  села, гасит скорость поворотом. Машина становится неуправляемой, скорость мала, катапультироваться поздно. Через 3-4 секунды самолет трижды царапнул правым крылом землю, повернулся и взорвался… Так погиб Владимир Перерушев, совершая свой 87 самостоятельный полет. Семья получает скорбную телеграмму: «…ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей…»
Подвиг...  Какой мальчишка не мечтает о нем? А Володя, наверное, даже не успел подумать об этом. Но о жителях поселка, над которым пролетал, подумал. Очевидцы происшедшей катастрофы были поражены мужеством пилота. Бригадир каменщиков совхоза В. С. Сафронов сказал тогда: «Он сделал все, чтобы отвести от нас беду. И заплатил за это жизнью. На месте гибели мы обязательно поставим обелиск». А Володины наставники сказали: «Будь на его месте самый опытный летчик – сделал бы то же самое».

 

Школа, детские годы.
Каким же был Володя? Его биография вполне может уместиться на тетрадном листочке. Но воспоминания о нем его товарищей, учителей, родных создают образ человека с твердой жизненной позицией, честного, скромного, справедливого и внимательного к людям.
Володя рос в семье военного. Отца, Андрея Дмитриевича, в очередной раз перевели на службу в новую войсковую часть. Так семья оказалась в Кинешме, а Володя – в школе имени Д. А. Фурманова.
– Очень славный был мальчик, – вспоминает учительница истории школы имени Фурманова Тамара Александровна Солохина, – до сих пор не могу забыть его добрые глаза, милую улыбку. Вокруг него всегда были ребята. Он их постоянно чем-то увлекал, занимал. Его любили все. Пророчили судьбу педагога, воспитателя, но победила авиация.
А еще Володя очень любил спорт – легкую атлетику, хоккей (всегда был вратарем), лыжи, волейбол. Увлекался музыкой – играл на скрипке, кларнете, пианино. Отлично рисовал. В школе всегда оформлял стенгазеты.

 

«Орленок».
За активную работу и хорошую учебу в 1965 году совет дружины школы направил его во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок». Он и там проявил себя с самых лучших сторон, получил  девять «орлятских» медалей, красные ленты почета, а самое главное – приобрел много новых и верных друзей. Владимир Перерушев – чемпион Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок». 1965 год. Владимир Перерушев – чемпион Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок». 1965 год. Вот что писала в 1970 году (год спустя после гибели) Надежда Родина. Он был в отряде «Икар» постоянным командиром – строгим, взыскательным, но до милого простым. Его все любили и уважали.  И не только потому, что в спортивных соревнованиях брал все призы и на его груди висели девять «орлятских» медалей, не только потому, что слишком часто арбитры выкрикивали «выступает Перерушев из лагеря «Солнечный», а потому, что теплый солнечный свет струился из его стального цвета глаз. Да. Солнце и сталь сочетались в нем удивительно органично. «И не пищать, орлята!» – так всегда говорил в трудных ситуациях отрядный командир. Он добился своего. Стал летать. И вдруг …погиб!

 

Военное летное училище в Оренбурге.
Наверное, из него получился бы отличный педагог. Мама мечтала, чтобы он продолжал заниматься музыкой. Папа настаивал, чтобы сын пошел по его стопам. А Володя мечтал лишь об одном – о небе, он хотел стать летчиком. И мечта сбылась: он поступил в летное училище. В Оренбургском училище Володя проучился два года. Здесь, как и везде он был всеобщим любимцем. Имел благодарности от командования за отличные полеты, был назначен старшиной авиаэскадрильи.

 

Память.
Прошли десятилетия. Сейчас на месте гибели двадцатилетнего курсанта – летчика Володи Перерушева стоит обелиск. К обелиску приносят живые цветы  жители села Чистые пруды, что под Оренбургом.
За ним с любовью ухаживают учащиеся Прудовской школы, носящей его имя. Похоронен Володя на центральном Оренбургском кладбище. Так решили его родители: «Он должен лежать под звездами, где летал, учился и мужал», – писали они товарищам сына.


http://www.schoolfurmanov.narod.ru/site/podvig.html 

Капустин

Борис Владиславович Капустин

1931-1966 гг. 

kriliy

Советские летчики Янов Юрий Николаевич и Капустин Борис Владиславович в апреле 1966 года ценой собственных жизней спасли тысячи мирных жителей Берлина. Герои служили в 668 авиационном полке бомбардировщиков 132 бомбардировочной дивизии 24 Воздушной армии, который дислоцировался в Финове.

Янов Юрий Николаевич – старший лейтенант, родился 2 августа 1931 г. в г. Вязьме Смоленской области в русской семье железнодорожника. В 1950 г. окончил в г. Вязьме среднюю школу № 1. В 1953 году заканчивает Рязанское военное автомобильное училище, а затем в 1954 году Рязанское военное училище штурманов. После окончания училища проходил службу в Группе Советских войск в Германии.

Капустин Борис Владиславович – капитан, родился в 1931 году в п. Урупский Отрадненского района Краснодарского края в семье научного работника Капустина. В 1947 г. окончил семилетнюю школу в г. Ростове-на-Дону, затем в 1951 г. заканчивает Ростовский индустриальный техникум. В 1951 призывается в ряды Вооруженных сил и по предложению призывной комиссии поступает в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. Хользунова, которое он заканчивает в 1954 году. Начинает службу на Севере, затем направлен в Группу Советских войск в Германии.

6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать самолеты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.

С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода — черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты 4 000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты, должны были сесть на другой аэродром. А летчики — вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:

— 83-й, отойдите вправо,— приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.

— Не вижу, где ты. — Спросил через две секунды капитан Подберезкин.

— Лети дальше. Я возвращаюсь, — ответил Капустин.

По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: «Как у вас?» Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели — как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.

Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Из рассказа свидетеля западноберлинского рабочего В. Шрадера: «Я работал на 25-этажном здании. В 15 часов 45 минут из мрачного неба вылетел самолет. Я увидел его на высоте примерно 1,5 тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась, вновь падала и вновь поднималась. И так трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет». («Красная звезда» 12.05.1966 г.)

Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала — переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте черного ящика. Командир сказал штурману:

— Юра, тебе надо сейчас прыгать.

Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:

— Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру.

Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.

Огромными физическими усилиями летчик уводил за город неуправляемый самолет от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. По всей видимости, командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.

Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штессензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Английские саперы доставили к озеру катера с кранами и другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале "Штерн"). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое суток военнослужащие Группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков.

На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса Владислав Александрович в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день на памятнике воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в последний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года Капустин и Янов награждены орденами Красного Знамени, посмертно. Похоронен в г. Ростов-на-Дону.

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=z2bJR3jX188

http://yak-28.maverick-lab.net/library/yanov_kapustin

https://cont.ws/@bia354444/490393>

КубраковКубраков Виктор Владимирович

1945-1979 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

«Смотрите, смотрите: самолет горит!» Самолет Виктора Кубракова рухнул буквально в шестистах метрах от места, которое на карте обозначено как граница населенного пункта. Это произошло 11 мая 1979 года. Уже на следующий день специалисты, просчитав траекторию падения самолета, ужаснулись: по всем законам аэродинамики горящая машина должна была упасть на сельскую школу, где в это время шли занятия! То, что сделал летчик Кубраков, казалось просто необъяснимым. Библиотекарь и заведующая музеем Янтарненской общеобразовательной школы I-III ступеней Елена Коваленко, тогда еще ученица этой школы, была очевидцем тех уже почти легендарных событий. — Это был первый год работы новой, только что построенной большой сельской школы, — вспоминает Елена Николаевна. — Заканчивался учебный год, в селе только отпраздновали праздник Великой Победы над фашизмом, стояла теплая солнечная погода, вокруг села цвели деревья. После уроков мы всем классом вместе с учительницей пошли гулять за село, на балку. Вдруг мальчишки закричали: «Смотрите, смотрите: самолет горит!» Поначалу к их словам никто особо не прислушался — знаете, мальчишки всегда были склонны к фантазиям. Но вскоре отчетливо послышался зловещий нарастающий гул. Мы все обернулись, посмотрели в сторону, куда указывали наши одноклассники, и увидели пылающий самолет, который, как сначала казалось, падал прямо на наше Янтарное. Мы прямиком кинулись в село. Перепуганная учительница пыталась нас остановить, но ее уже никто не слушал. Через несколько секунд раздался страшный взрыв. Он буквально потряс землю. Мы замерли, перепуганные, а потом увидели столб черного дыма, устремившийся в небо, — это было страшное зрелище. Отовсюду бежали перепуганные люди, кричали… Добежать до места взрыва дети не успели. Их остановили военные, уже выстроившиеся в оцепление. Некоторое время село жило почти на осадном положении. Большие обломки самолета сразу погрузили в грузовые машины и увезли. Куски искореженного металла поменьше собирали еще несколько дней. Около суток, как рассказывают, искали черный ящик. Потом, спустя месяцы, мальчишки по всей округе находили разлетевшиеся осколки от самолета, прятали их по самым укромным уголкам и берегли  как реликвию. Несколько таких «трофеев» теперь находятся в школьном музее.   «Плановый полет» Свидетели тех событий, простые сельские жители, рассказывают теперь, что тогда их охватила одна мысль: «Война!» В мире было неспокойно: американцы наращивали военное присутствие в Европе, китайские агрессоры вторглись в Социалистическую Республику Вьетнам, а наш «ограниченный контингент» вошел в Афганистан. Советское правительство боролось «за мир во всем мире», а в школах проводили уроки гражданской обороны, на которых рассказывали детям о том, как надо вести себя в случае атомной войны. Чуть ли не каждый день с военного аэродрома в Октябрьском взлетали боевые самолеты Констанцского полка, которые должны были противостоять самолетам Шестого флота США — авиация ныне «дружественной» Америки была направлена на европейскую часть СССР. Судьба жителя поселка Октябрьское Алексея Гирника тесно оказалась связана с Констанцским авиационным полком. Сейчас он на общественных началах собирает материал для музея, который разместился в здании  Дома офицеров бывшего гарнизона, а ныне — Дома детского и юношеского творчества. — В тот день на аэродроме гарнизона Октябрьское проходили обычные плановые полеты самолетов «Ту-22М2», — рассказывает Алексей Петрович. — Экипаж корабля № 19 в составе капитана Кубракова, штурмана Перелепченко, штурмана-инструктора Каленинихина, помощника командира Кузнецова летел из Октябрьского на известный полигон «Свободный порт», где должно было пройти учебное бомбометание. На высоте 3200 метров обнаружились неполадки в работе двигателя. Позднее специальная комиссия признает действия членов экипажа безупречными: летчики в экстремальной ситуации сделали все возможное для устранения неполадок — говоря по-другому, возгорания самолета в воздухе избежать было невозможно. — В конечном итоге произошел взрыв двигателя и топливных баков, — продолжает Алексей Гирник. — Самолет, потеряв управление, стал падать. Из-за возникших перегрузок члены экипажа не могли катапультироваться, и тогда командир корабля нажал привод принудительного катапультирования — так три члена экипажа остались живы. Каким образом Кубраков сумел спасти жизнь своих товарищей и отвернуть машину в сторону от поселка, объяснить с точки зрения элементарной логики просто невозможно. При тех перегрузках, которые возникли, человек попросту должен был потерять сознание. Расшифровка записей черного ящика (на самом деле он оранжевый) показала: летчик, прилагая неимоверные усилия, до последнего контролировал ситуацию и сумел продлить полет потерявшей управление машины, насколько это было возможно. По просьбе селян Виктора Кубракова похоронили рядом со школой. Старожилы села вспоминают, что проститься с летчиком Констанцского полка пришли все жители Янтарного. На могиле сначала установили скромный обелиск, а позже поставили памятник. Пионерской дружине Янтарненской школы и одной из сельских улиц присвоили имя Виктора Кубракова, а в самой школе создали музей. Одним из его первых экскурсоводов была ученица 10 класса Лена Коваленко — ныне библиотекарь и руководитель музея. — Наш музей никогда не прекращал работу. Приезжали даже гости из зарубежных стран.

За проявленную стойкость и мужество капитан Виктор Кубраков был посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени. 

 



http://biyuk-live.org/node/7645
http://time4news.org/content/podvig-letchika-kubrakova-ili-istoriya-kotoraya-ne-nuzhna-ukraine

КапустянКонстантин Федорович Капустян

1889-? гг.

kriliy

 

Военный инженер и летчик. Родился в 1889 г.

Сын разночинца, поступил на службу в Инженерное училище. Фельдфебель.

1910 г. – окончил Николаевское Инженерное училище. Выпущен подпоручиком (ст. 15.6.1908) в Гренадерский саперный батальон.

1912 г. – окончил Севастопольскую летную школу. Военный летчик. Оставлен в Школе.

Работал инструктором и начальником учебно-летной части.

05.1916 – заведующий Симферопольским отделением Севастопольской военной авиационной школы. Штабс-капитан.

«Был мобилизован занявшими Крым белыми и был использован ими для работы в Севастопольской авиационной школе против желания. Считался у них ненадежным». Инструктор в Севастопольской летной школе до 1920 г.

В рядах РККА с 1921 г.

01.1921 г. – летчик батальона резерва авиаспециалистов.

03.1921 г. – летчик Научно-опытного аэродрома.

02.1922 г. – начальник Серпуховской высшей школы воздушной стрельбы и бомбометания. Беспартийный.

01.1923 г. – первый помощник начальника 2-й Военной школы летчиков Красного Воздушного Флота в г. Борисоглебске  по учебно-летной части.

11.1923 г. старший инпектор в Управлении ВВС РККА г. Москва.

11.1926 г. начальник учебного отдела Управления ВВС РККА г. Москва.

03.1931 г. начальник авиационного сектора Военного отдела при ЦИТ г. Москва.

06.1932 г. начальник 5 авиационного сектора Военинститута труда и техники НКО (РВС).

11.1936 г. военный руководитель Московского института цветных металлов и золота г. Москва (НКО).

02.1939 г. старший преподаватель и начальник военного цикла в 4-м Московском авиатехникуме ГВФ (НКО).

01.1941 г. начальник тактического цикла 2-й Московской военшколы автомехаников (НКО).

04.1944 г. зам. начальника штаба 4-го штурмового авиакорпуса 2-го Белорусского фронта (ВВС РККА).

02.1945 г. ст. преподаватель кафедры Московского энергетического института им. Молотова (ВВС РККА).

07.1947 г. в резерве Управления кадров ВВС г. Москва (ГК ВВС).

07.1947 г. уволен в запас по ст. 43 (по возрасту) (ГК ВВС).

Участник Великой Отечественной войны. В Действующей армии с августа 1943 г. За выслугу лет награжден орденом Боевого Красного Знамени (1944 г.). «За период зимних наступательных операций (1-2.1945) умело организовал снабжение корпуса горючим и боеприпасами в трудных условиях зимы и распутицы. Особенная активность и находчивость была проявлена при подборе и осушении аэродромов, своевременно передислоцируя боевую технику на новые аэродромы». НШ 4 ШАК полковником В. Ф. Бенюком представлен (19.2.1945) к ордену Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. №165 от 21.2.1945 г. 2-го Белорусского фронта).

 

 

 

Список источников:

Сайт БВВАУЛ;

Архивные документы;

Сайт «Подвиг Народа». Наградной лист К. Ф. Капустяна. Лист 1;

Сайт «Подвиг Народа». Наградной лист К. Ф. Капустяна. Лист 2.

Подкатегории