ШирокихВалентин Иванович Широких

1921-1974

Полоска короткая с крылышками

 

Гвардии лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946). Старший лётчик 91-го гвардейского штурмового Владимир-Волынского Краснознамённого авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая Киевская Краснознамённая ордена Кутузова авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт).

Биография

Родился 10 октября 1921 года в деревне Мальково ныне Уржумского района Кировской области в семье крестьянина. Русский. В Уржуме окончил 7 классов. Рано лишился родителей. В 1938 году переехал в город Сарапул (Удмуртская Республика). Здесь продолжал учёбу в школе; параллельно занимался в аэроклубе.

В 1940 году по направлению Сарапульского райвоенкомата после окончания 9-го класса поступил в Пермскую военную авиационную школу пилотов. В 1941 году был переведён в Новосибирскую, а затем в 1942 году — Чкаловскую военную авиационную школу. После окончания авиашколы был отправлен на фронт.

В действующей армии — с января 1944 года. Воевал на 1-м (с января по сентябрь 1944 года) и 2-м (с сентября 1944 года) Украинских фронтах.

За время пребывания на фронте В. И. Широких к апрелю 1945 года совершил 198 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 2 самолета противника. Уничтожил 30 танков, 102 автомашины с грузом, 91 повозку, 3 артиллерийских батареи, 7 складов, 1 паровоз, 12 железнодорожных вагонов и много живой силы противника. Не имел ни одной поломки и аварии самолёта.

Первый боевой вылет на самолёте Ил-2 В. И. Широких совершил 14 января 1944 года на скопления воинских эшелонов противника на станции Мироновка Киевской области. Участвовал в освобождении Правобережной и Западной Украины, в том числе городов Винница и Проскуров (Хмельницкий).

28 марта 1944 года совершил три вылета на штурм аэродрома противника в городе Проскуров, где лётная группа, в которой находился Широких, была встречена огнём зенитной артиллерии и нападению «мессершмиттов»; когда был подбит самолет ведущего, В. И. Широких принял на себя командование группой и повел её в атаку, сбил два вражеских истребителя, а штурмовики группы подожгли на земле два самолета противника, две бензоцистерны, взорвали склад боеприпасов. 4 июня 1944 года командир авиакорпуса генерал-майор Н. П. Каманин вручил гвардии младшему лейтенанту В. И. Широких орден Красной Звезды.

Летом 1944 года В. И. Широких принимал участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции. 14 июля 1944 года при прорыве обороны немцев севернее города Броды он совершил пять успешных боевых вылетов, в третьем вылете повел группу штурмовиков, сделавших четыре захода, уничтожив 7 автомашин, 4 повозки, одно орудие и до 15 складов с боеприпасами. 15 июля 1944 года группа, в составе которой находился В. И. Широких, вылетала четыре раза, В. И. Широких в этих вылетах уничтожил 1 танк, 4 автомашины, создал 2 очага пожаров.

С 15 августа 1944 года в операциях по расширению плацдарма за Вислой произвел 30 успешных боевых вылетов, уничтожив 5 танков, 12 автомашин с грузом, 2 переправы противника, 2 дзота, до взвода пехоты. 27 августа 1944 года В. И. Широких два раза летал на штурмовку и бомбардировку танков и мотопехоты в район опорного пункта Нови-Весть. Группа Широких сделала 5 заходов на цель и заставила немецкие атакующие части отойти на исходные позиции. При этом она уничтожила 5 танков, 8 автомашин с пехотой и грузами, много живой силы.

В начале сентября 5-й штурмовой авиационный Винницкий корпус был передан в состав 5-й воздушной армии, действовавшей на 2-м Украинском фронте.

В. И. Широких участвовал в боевых действиях на территории Румынии, Венгрии и Чехословакии. В боях на территории Трансильвании 8 октября 1944 года три раза водил группу на штурмовку и бомбардировку железнодорожных эшелонов в район города Сату-Маре, совершил 5 заходов на цель, вызвав сильный пожар на станции и в эшелонах.

При прорыве обороны противника за рекой Тиса совершил 12 боевых вылетов.

18 октября 1944 года В. И. Широких вылетел на разведку железнодорожной станции Альша, в неблагоприятных метеорологических условиях сфотографировал цель (эшелоны с войсками), а после возвращения повёл на станцию группу штурмовиков и разгромил эти эшелоны.

В период Будапештской операции при ликвидации вражеской группировки он 30 раз летал на штурмовку войск противника, 19 раз являлся ведущим группы.

В апреле выполнял боевые задания в небе Чехословакии. Последний боевой вылет совершил в мае 1945 года при освобождении Праги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отличное выполнение задания командования, проявленные при этом мужество и отвагу гвардии лейтенанту Широких Валентину Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8999).

С 1946 года гвардии старший лейтенант В. И. Широких — в запасе. Вернулся в город Сарапул, работал председателем городского совета Осоавиахима. В 1947 году был избран депутатом Верховного Совета Удмуртской АССР. В 1948 году переехал в город Черкассы (Украина), работал командиром корабля на предприятии Гражданского воздушного флота.

Скончался 5 августа 1974 года.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

ШиловМихаил Ильич Шилов

1921—1941

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 21 Сентября 1921 года в деревне Кобяки, ныне Родниковсного района Ивановской области, в семье крестьянина. Закончил 7 классов в селе Филосово и школу ФЗУ при фабрике имени В. П. Ногина в городе Вичуге, работал ткачом на текстильной фабрике. В 1938 году по путёвке комсомола был направлен в лётную школу в городе Великие Луки, а оттуда - в 1-е Чкаловское военное авиационное училище. В Октябре 1939 года получил звание Младшего лейтенанта.

С Июля 1941 года в действующей армии. За период с 20 Августа по 23 Сентября 1941 года он 75 раз вылетал на выполнение боевых заданий, из которых на штурмовку - 43, на разведку - 12, участвовал в 31 воздушном бою, сбил 1 самолёт.

23 Сентября 1941 года лётчик 69-го истребительного авиационного полка (Одесская Приморская армия) Лейтенант М. И. Шилов в районе Одессы один вступил в бой с 5 истребителями противника, отвлекая их от наших самолётов, штурмовавших вражескую пехоту. В этом бою погиб.

Всего совершил 164 боевых вылета, в которых проявил себя бесстрашным воздушным бойцом. Произвёл 64 штурмовки живой силы, позиций и техники врага, выполнил 22 полёта на разведку и провёл 41 воздушный бой, в котором лично сбил 4 и в группе с товарищами 2 самолёта противника.

За отличное выполнение боевых заданий, доблесть и геройство Михаил Ильич Шилов 10 Февраля 1924 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза в числе первых 12-ти Героев полка. Награждён орденом Ленина.

Память о Герое увековечена надгробной плитой у могилы Неизвестного солдата в городе Одесса. Его имя носили пионерские дружины в городах Вичуга и Родники.

 

ШестернинБорис Ильич Шестернин

1919-2011

Полоска короткая с крылышками

 

Штурман звена 20-го гвардейского авиационного полка 3-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

Биография

Родился 13 августа 1919 года в селе Путилово ныне Волховского района Ленинградской области в семье служащего. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. В 1937 году окончил десять классов Путиловской средней школы, в 1939 году — два курса Ленинградского судостроительного техникума.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище, в 1942 году — Рязанскую военную авиационную офицерскую школу. В боях Великой Отечественной войны с ноября 1942 года.

На боевом счету Б. И. Шестернина — аэродромы, мосты, вражеские эшелоны, железнодорожные станции. Он участвовал в одном из первых массированных налётов на Берлин, бомбил аэродромы, вражеские эшелоны, железнодорожные станции, мосты, военные заводы, укрепрайоны, занимался воздушной разведкой.

К сентябрю 1944 года штурман звена 20-го гвардейского авиационного полка 3-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия гвардии старший лейтенант Б. И. Шестернин совершил 176 боевых вылетов ночью на бомбардировку военных объектов в глубоком и ближнем тылу врага, скоплений его войск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Шестернину Борису Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За всю войну Б. И. Шестернин совершил 283 боевых вылета, участвовал в обороне Москвы, штурме Кённисберга, Будапешта, Праги, Берлина, участвовал в операции по освобождению города Харькова.

После войны продолжал службу в армии. В 1952 году окончил высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации.

С 1960 года полковник Б. И. Шестернин — в запасе. Жил в Харькове. С 1960 по 1962 год работал начальником штаба гражданской обороны Харьковского трамвайно-троллейбусного управления, с 1962 по 1969 год — начальником штаба Харьковского городского коммунального хозяйства, с 1969 по 1974 год — заместителем начальника службы управления коммунального обслуживания Харьковского горисполкома, с 1974 по 1981 год — начальником отдела кадров харьковского метрополитена.

С 1981 года — на пенсии. Скончался 14 декабря 2011 года. Похоронен на в городе Харьков на кладбище № 2.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В городе Харьков на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

ШехиревБорис Алек­санд­ро­вич Шехирев

1919-1995

Полоска короткая с крылышками

 

Старший лётчик 783-го штурмового авиационного полка 199-й штурмовой авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, младший лейтенант. Герой Советского Союза.

Биография

Родился 19 апреля 1919 года в городе Камень-на-Оби (ныне Алтайский край) в семье служащего. Окончил 10 классов и аэроклуб в Новосибирске.

В РККА с 1940 года. В 1942 году окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов и в 1944 году — Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1944 года. Член ВКП(б) с 1945 года.

Старший лётчик 783-го штурмового авиационного полка кандидат в члены ВКП(б) младший лейтенант Борис Шехирев к апрелю 1945 года совершил на самолёте-штурмовике «Ил-2» сто три успешных боевых вылета на штурмовку войск противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и боевой технике. В тринадцати воздушных боях сбил один вражеский самолёт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Шехиреву Борису Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Б. А. Шехирев продолжал службу в ВВС. В 1955 году он окончил Военно-воздушную академию. С 1970 года полковник Шехирев Б. А. — в запасе.

Жил в Воронеже. Работал на ВАСО инженером отдела. Скончался 28 февраля 1995 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище.

Награды

• Герой Советского Союза;

• Орден Ленина (18.8.1945);

• Орден Красного Знамени (17.2.1945);

• Два ордена Отечественной войны I степени (18.8.1944; 11.3.1985);

• Орден Отечественной войны II степени;

• Орден Красной Звезды.

ШевцовПётр Фёдорович Шевцов

1912-1944

Полоска короткая с крылышками

 

Советский лётчик, Герой Советского Союза (1937), полковник авиации.

Биография

Родился в городе Бухара в семье железнодорожника.

С 1920 года жил на станции Тюлькубас Чимкентской области, где закончил 4 класса. В 1928 году вступил в ВЛКСМ. В 1929 году переехал в Оренбург. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. Затем работал котельщиком на паровозоремонтном заводе.

В 1930 году поступил на службу в Красную Армию. В феврале 1932 года был направлен на учёбу в 3-ю Военную школу лётчиков и лётнабов в Оренбурге, которую окончил в 1933 году. Был направлен на службу в 107-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью, которая базировалась в Брянске.

С ноября 1936 по август 1937 года участвовал в борьбе с фашистами за независимость республиканской Испании в рядах добровольцев-интернационалистов. Командовал эскадрильей «И-16». За манеру своего пилотирования его прозвали камарадо Педро.

В начале августа загранкомандировка Шевцова подошла к концу, и он был отозван на Родину. За мужество, проявленное в Испании, 22 октября 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1938 году был назначен командующим 66-й авиабригадой Белорусского Особого военного округа. В 1939—1940 годах участвовал в войне с белофиннами. В предвоенные годы был лётчиком-инспектором ВВС.

Вскоре произошло неприятное происшествие. 20 июля 1939 года начальник Политического управления РККА армейский комиссар 1-го ранга Мехлис докладывал Военному Совету НКО СССР:

«23 мая 1939 года командир 66 авиационной бригады Герой Советского Союза полковник Шевцов совместно со своими подчинёнными по службе командиром 33 авиационного полка майором Акуленко организовали пьянку, окончившуюся дебошем в городе. При попытке со стороны органов милиции предотвратить это хулиганство Шевцов и Акуленко нанесли побои участковому инспектору милиции т. Куликову и рабочему Архищеву, всячески оскорбляли их».

Виновные были преданы товарищескому суду чести командного, политического и начальствующего состава, который постановил понизить Шевцова и Акуленко в должности.

В заявлении от 18 июня Шевцов писал:

«Понесённое взыскание считаю правильным, и это взыскание для меня будет наукой на всю жизнь. Заверяю Военный Совет… что подлинно большевистской работой оправдаю себя в своей повседневной работе и выведу соединение или часть, которую мне доверят, на первое место в округе по всем дисциплинам». Майор Акуленко в заявлении в ПУ РККА писал: «Я понял одно, что если после этого случая у меня будет хотя бы малейший намёк на подобное, я потеряю совесть, честь, достоинство не только как командир РККА, но как Гражданин Советского Союза».

С 1938 года член ВКП(б). В 1939 году Шевцов окончил КУКС при Военной академии Генштаба. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе ВВС Северо-Западного и Западного фронтов. Был инспектором по технике пилотирования авиадивизии, командиром 272-го истребительного авиаполка. Совершил 86 боевых вылетов, участвовал в 4 воздушных боях, сбил 6 вражеских самолётов лично и 1 в группе.

Погиб 17 января 1944 года при аварии самолёта Ла-5 на аэродроме Дубровка и был похоронен в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области. Позднее перезахоронен в братской могиле в городе Рудня.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 58;

• Орден Ленина;

• Два ордена Красного Знамени;

• Орден Отечественной войны I-й степени;

• Медали.

Память

В честь Шевцова названа улица в городе Рудня, школа и улица в посёлке городского типа Тюлькубас.

Подкатегории