ЧкаловВалерий Павлович Чкалов

1904-1938 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Биография

Валерий Чкалов легендарный советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелет через Северный полюс.

Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца. Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет.

Вскоре мальчик начал учиться в школе. К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.

Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет. В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.

Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.

 

 

Летчик

Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения.

Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности. Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолетов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом Владимира Ленина и Красной Звезды.

 

 

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва Петропавловск-Камчатский».

Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро. И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

 

 

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.

Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землей. Рассказы летчика» и «Наш трансполярный рейс Москва Северный полюс Северная Америка».

 

 

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.

Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас все равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.

Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

 

ЧистовБорис Петрович Чистов

1921-1978

Полоска короткая с крылышками

 

Участник Великой Отечественной войны, лётчик 749-го авиационного полка 24-й авиационной дивизии дальнего действия, Герой Советского Союза.

Биография

Чистов Борис Петрович — лётчик 749-го авиационного полка 24-й авиационной дивизии авиации дальнего действия, старший лейтенант.

Родился 14 августа 1921 года в деревне Молодцы Подольского района Московской области в семье крестьянина. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ Подольского механического завода. Работал слесарем-лекальщиком на заводе № 710. Был учлётом Подольского аэроклуба.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Кировабадскую военно-авиационную школу пилотов накануне Великой Отечественной войны.

На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. В начале октября 1941 года дальнебомбардировочный полк, в котором служил Чистов, перебросили под Москву. К 19 октября создалось тяжёлое положение на Калининском направлении. Экипаж (командир — Чистов, штурман — Литвин, стрелок-радист — Леонтьев) вылетел на бомбёжку моторизованных колонн противника. Чтобы не быть обнаруженными, командир вёл бомбардировщик в сплошной облачности. Когда они увидели технику, Чистов вышел из спасительных облаков. Штурман начал прицельное бомбометание. Заполыхали автомашины, и танки врага, рвались бензоцистерны, заметались вражеские солдаты. Было уничтожено около 10 танков, 12-15 автомашин, 5 цистерн с горючим. На обратном пути на бомбардировщик напала пара «мессершмиттов». Самолёт Чистова загорелся. Пришлось прыгать с парашютом. При этом погиб стрелок. А Чистов со штурманом только через неделю пришли к своим.

Потом были полёты на бомбёжку колонн танков и автомашин в районе городов Малоярославца и Солнечногорска. Бомбил Чистов аэродром в Смоленске, с которого фашисты летали бомбить Москву. Около 50 боевых вылетов совершил Чистов в дни битвы под Москвой.

Весной 1942 года Чистов стал защитником Ленинграда. За успешные вылеты на Волховском фронте 29 мая 1942 года он был награждён орденом Красного Знамени.

Летом 1942 года Чистов в составе полка перебазировался под Сталинград. За период с 22 сентября по 22 декабря 1942 года он совершил 65 ночных вылетов в район Сталинграда, при этом уничтожил несколько автоцистерн с горючим, 8 танков и 2 батальона пехоты противника. На аэродроме Сталино уничтожил 1 прожектор и 5 самолётов. В посёлке Красный Октябрь уничтожил 2 прожектора и 5 артиллерийских батарей. В вылетах на железнодорожный узел Миллерово, город Котельниково, город Сальск уничтожил 7 складов с боеприпасами, до 40 вагонов с пехотой противника.

Всего старший лейтенант Чистов к концу января 1943 совершил 144 боевых вылета (138 — ночью) на бомбардировку важных объектов и войск противника, нанеся ему значительный урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Борису Петровичу Чистову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 910).

В последующие годы войны Чистов совершил большое количество вылетов на бомбёжку особо важных военных и промышленных объектов в глубоком тылу противника. Участвовал в налётах на германские города Кёнигсберг, Данциг.

В 1945 году неоднократно бомбил объекты в столице рейха городе Берлине.

После войны Б. П. Чистов продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. В 1958 году полковник Чистов вышел в отставку. Жил в Подольске. Умер 21 июня 1978 года. Похоронен на Аллее Героев Подольского городского кладбища.

Его именем названа улица в городе Подольске Московской области. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;

• Два ордена Ленина;

• Орден Красного Знамени;

• Орден Отечественной войны I степени;

• Орден Красной Звезды

• Медали.

ЧесноковФёдор Сергеевич Чесноков

1922-2004

Полоска короткая с крылышками

 

Командир звена 367-го бомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, младший лейтенант. Герой Советского Союза.

Биография

Родился 28 апреля 1922 года в деревне Телятинки ныне Луховицкого района Московской области в крестьянской семье. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 7 классов школы № 95 и школу ФЗУ в Москве. Работал токарем на машиностроительном заводе. Окончил аэроклуб.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Кировабадскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1942 года.

Командир звена 367-го бомбардировочного авиационного полка младший лейтенант Фёдор Чесноков к маю 1943 года совершил сто семьдесят один успешный боевой вылет, из них — сто сорок пять ночью, на бомбардировку и разведку объектов в тылу противника, а также его войск. В воздушном бою отважный лётчик бомбардировочной авиации сбил один и уничтожил на земле двадцать один вражеский самолёт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-вражеским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Чеснокову Фёдору Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Ф. С. Чесноков продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году он окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С 1959 года полковник Ф. С. Чесноков — в запасе.

Жил в городе-герое Москве. В 1967 году окончил электромеханический техникум, и до ухода на заслуженный отдых работал техническим инспектор труда в Центральном комитете профсоюза рабочих общего машиностроения.

Скончался 7 июля 2004 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Имя Героя носила пионерская дружина школы в селе Городня Луховицкого района Московской области.

ЧибисовЮрий Васильевич Чибисов

1921-1988

Полоска короткая с крылышками

 

Заместитель командира эскадрильи 15-го гвардейского Невского штурмового авиационного полка 277-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

Биография

Родился 11 декабря 1921 года в станице Абинской ныне Краснодарского края.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. На фронте с сентября 1942 года. Воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, в боях по снятию блокады Ленинграда, в освобождении Ленинградской и Псковской областей, Эстонии, в боях в Восточной Пруссии.

К июлю 1944 года совершил 180 боевых вылетов на бомбардировку укреплённых районов противника, штурмовку его войск, из них 23 на штурмовку дальнобойной артиллерии противника, обстреливавшей Ленинград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Чибисову Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1959 года полковник Ю. В. Чибисов в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 25 декабря 1988 года.

ЧернышовАлексей Фёдорович Чернышов

1922-1995

Полоска короткая с крылышками

 

Лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 569-го штурмового авиационного полка 199-й штурмовой авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии. Герой Советского Союза.

Биография

Чернышов Алексей Фёдорович (в архивных документах встречается как Чернышев) родился 10 марта 1922 года в посёлке Лушниковка (ныне — в составе городского поселения Бобров, Воронежская область) в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Семья переехала в Челябинскую область. Работал электромонтёром на Магнитогорском металлургическом заводе. Летал в Магнитогорском аэроклубе, который окончил в 1939 году. В марте 1940 года поступил на учёбу в Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в феврале 1943 году. Член ВЛКСМ с 1939 года, член ВКП(б) с 1944 года.

Во время войны

По окончании Чкаловской военной авиационной школы лётчиков был направлен на Брянский фронт на должность лётчика в 569-й штурмовой авиационный полк, в полку переучился на новый самолёт-штурмовик Ил-2. Свой первый боевой вылет выполнил 6 августа 1943 года с боевой задачей по содействию наземным войскам в уничтожении Орловского плацдарма. Уже 10 августа в воздушном бою получил первое ранение, осколками были иссечены лицо и плечо. За войну прошел путь от лётчика до командира эскадрильи.

К марту 1945 года командир эскадрильи 569-го штурмового авиационного полка (199-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус) старший лейтенант А. Ф. Чернышов совершил 92 боевых вылета на разведку и штурмовку оборонительных сооружений и войск противника. В воздушных боях лично сбил 1 и 4 самолёта в группе.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза.

Участие в операциях и сражениях

Чернышов А. Ф. в составе своего 569-го штурмового авиационного полка воевал на Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах, принимал участие в операциях и сражениях Великой Отечественной войны:

Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года;

Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года;

Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года;

Восточно-Померанская операция — с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года;

Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

После войны

После войны продолжал службу в ВВС. С 1961 года майор А. Ф. Чернышов — в запасе. Жил в городе Саранск Мордовской АССР. Работал заместителем командира эскадрильи Центральной объединённой лётно-технической школы ДОСААФ (Саранский аэроклуб ДОССАФ). За время работы в клубе выполнил 587 прыжков с парашютом. Обучил первоначальной летной подготовке 8 выпусков лётчиков. Среди его выпускников есть мировые рекордсмены по высшему пилотажу и Герои Советского Союза, получившие столь высокое звание в послевоенный период. После ухода с летной работы продолжал работу авиационным диспетчером аэроклуба ДОСААФ.

Умер 11 ноября 1995 года. Похоронен в городе Саранске.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 8025, 18.08.1945);

• Орден Ленина (18.08.1945);

• Орден Красного Знамени (25.10.1943);

• Орден Красного Знамени (04.07.1944);

• Орден Александра Невского (18.04.1945);

• Орден Отечественной войны 1 степени (04.04.1944).

Память

В городе Острогожске Воронежской области его именем была названа пионерская дружина школы № 8.

В 2005 году на здании школы № 8 в городе Острогожск Воронежской области установлены мемориальная доска на здании школы и бюст Героя.

Подкатегории