Гагарин

Юрий Алексеевич ГАГАРИН

Полоска короткая с крылышками

Космонавт СССР: № 1
Космонавт мира: № 1
Число полетов: 1
Продолжительность: 1 час 48 минут

  

 

Детство

           

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в городе Гжатске, Западной области РСФСР (ныне г. Гагарин, Смоленской области), в простой семье, которая ничем не отличалась от миллионов трудовых семей нашей Родины. Родители жили в большом селе Клушино. Отец Юрия, Алексей Иванович был плотником, а мать – Анна Тимофеевна – работала на молочнотоварной ферме.  

Существует легенда, которую поведала Лидия Алексеевна Обухова (русская писательница, 1924-1991 гг., автор книги «Как мальчик стал космонавтом»), что Юрий родился, на самом деле, 8 марта, но его отец, Алексей Иванович, будто бы сказал: «Парень, и родился в женский день?! Не годится. Записывай рождение 9 марта». Анна Тимофеевна в свой книге пишет, что сын родился в ночь с восьмого на девятое марта.

Всего в семье Гагариных было четверо детей. Брат Валентин был старше Юрия на десять лет, сестра Зоя – на семь, а младший брат Борис был младше на два года (родился в 1936 г.).

Отец Гагарина – сын смоленского крестьянина-бедняка – был человеком любознательным, слыл мастером на все руки, хорошим плотником, и его хозяйство относилось к числу крепких: имелись корова, лошадь, бык, поросята и несколько овец, куры, гуси. В своих воспоминаниях Ю.А. Гагарин пишет: «Я до сих пор помню желтоватую пену стружек, как бы обмывающих его крупные рабочие руки, и по запахам могу различить породы дерева – сладковатого клена, горьковатого дуба, вяжущий привкус сосны, из которых отец мастерил полезные людям вещи».

С 1933 г., когда до их села дошла коллективизация, родители Гагарина начали работать в колхозе:  отец – плотником, а мать – дояркой. Родители привыкли к тяжелому труду и с детства приучали к этому своих детей. Строгий, но справедливый отец преподал своим детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду.

Маленького Юру тянуло в школу. Хотелось так же, как старшие брат и сестра, готовить по вечерам уроки, иметь собственный пенал и тетрадки. И когда ему исполнилось семь лет, отец сказал: «Ну, Юра, нынешний осенью пойдешь в школу». Шел 1941-й год…

 

22 июня, отец прибежал из сельсовета встревоженным и растерянным. Он произнес только одно слово война! Умолкли в селе песни. Весь колхоз провожал парней, уходящих на фронт. Учеба Юрия в школе была недолгой, так как уже 12 октября село Клушино заняли немецкие войска.

Отца Гагарина на военную службу в Красную Армию не взяли по состоянию здоровья, и он в эти страшные времена помогал, как мог, селянам, оказавшимся, как и его семья, в оккупации. Дом Гагариных немцы определили под мастерские, и хозяевам пришлось жить в землянке во дворе. Как-то раз младшего братишку Юры фашистский солдат схватил за шарфик и подвесил на яблоневый сук. Пока солдат ходил за фотоаппаратом, Юра с мамой спасли Бориса, унесли его в землянку и едва смогли привести в чувство.

В своей книге «Память сердца» Анна Тимофеевна писала, что осенью 1941-го через село «дни и ночи шли беженцы», а с запада в сторону Москвы пролетали немецкие бомбардировщики. Сводки радио каждый день становились все страшнее.

Однажды сельчане услышали нарастающий шум мотора и увидели советский самолет. Он летел очень низко над землей, и казалось, что «вот-вот врежется в землю». Летчик направлял машину в сторону от построек, а затем упал недалеко от избы Гагариных. Анна Гагарина побежала домой и увидела, что младших детей, в том числе первоклашки Юры, нет: побежали к самолету. Тем временем, в небе показался еще один краснозвездный самолет и приземлился поблизости.

«Чуть спустя прибежал Юра. Глаза горят от возбуждения, хочет поскорее мне все рассказать, сбивается… «Первому летчику удалось выпрыгнуть из кабины над самой землей. Он даже не поранился. Ругался на гитлеровцев, кулаком им грозил. Подбежал летчик с другого самолета. Они расстегнули плоские кожаные сумки, а там карты». Юрий пересказывал каждую мелочь, передавал каждое движение, все время повторял слово «летчик»: «Летчик спросил: «Как ваша деревня называется?» Летчик сказал: «Ну, гады, ну, фашисты – заплатите!» Потом удивился: «Вы почему с портфелями?», а потом сказал: «Молодцы! Надо учиться!» Летчик расстегнул кожаную куртку, а на гимнастерке у него – орден. Летчики – герои. Они сражались в Испании. А орден называется – Боевого Красного Знамени. А еще он мне дал подержать кожаную сумку. Она планшеткой зовется. Мама! Вырасту – тоже буду летчиком!».

Анна Тимофеевна дала сыну хлеба и молока, наказала отнести еду летчикам и пригласить их в дом, но они машин не покинули. Только поздно ночью вернулись и дети. «Юра все повторял фамилию, которую назвал ему первый летчик... После космического полета Юрий получил письмо из города Горького. Бывший военный летчик Ларцев писал, что он хорошо помнит тяжелый воздушный бой в сентябре 1941 года, вынужденную посадку у смоленского села, помнит и группу ребятишек, которые рассматривали боевую машину, а потом принесли поесть. И еще он писал: ему кажется, что он припоминает мальчишку, который все повторял: «Я буду летчиком, дядя!». Мог ли он, пилот военных лет, предположить, что на деревенском лугу в тяжелом сорок первом повстречался с будущим первым космонавтом Земли?»

Весной 1943 г. отступающие фашисты стали угонять в Германию молодежь из Клушина. В их число попали 18-летний Валентин и 15-летняя Зоя Гагарины. Но брату и сестре Юрия удалось бежать и через некоторое время они оказались в рядах Красной Армии. Валентин пошел на фронт танкистом, а Зоя работала в ветеринарном госпитале при кавалерийской части.

6 марта 1943 г. части Красной Армии освободили Клушино, а уже 9 марта 1943 г., в Юрин день рождения, был ему сделан самый желанный подарок – возобновились занятия в школе.

Школа размещалась в обычной сельской избе. Не было ни чернил, ни карандашей, ни тетрадок. Писать учились на старых газетах. На уроках арифметики складывали не палочки, а патронные гильзы. Учебников так же не было, но командир полка Красной Армии, освободившей Клушино, передал учительнице Ксении Герасимовне «Боевой устав пехоты». По нему-то и овладевали грамотой.

Под новый 1946 год семья Гагариных перебралась в г. Гжатск, где отец Юрия получил работу. После переезда Юра продолжил учебу в третьем классе Гжатской базовой школы при местном педагогическом училище, а потом в пятом и шестом классе уже средней школы, где выиграл соревнования по кроссу на дистанцию 500 метров, а год спустя стал пионером и начал заниматься в физическом кружке. Юра еще не раз участвовал в спортивных соревнованиях и был победителем общешкольного турнира «Кто больше всех подтянется на турнике?» (его рекорд был 16 раз, остальным это оказалось не под силу). 

 

 

Архивные документы

line

 Работа по поиску и обработке документов по истории училища продолжается.

 

1. Исторический формуляр Военной школы воздушного боя, 1926 г.

 

2. О составе комиссии и ее работе в 3-й Военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова, ноябрь 1937 г. («Акты выпускных испытаний 1-й, 2-й и 3-й военных школ летчиков», 4-й Отдел 1-го Управления ВВС. 3-й Отдел военно-учебных заведений ВВС. Управление военно-учебных заведений ВВС, Российский государственный военный архив).

 

3. Замечания комиссии по учебно-летной работе 3-й Военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова, ноябрь 1937 г. (Приложение к «Актам выпускных испытаний 1-й, 2-й и 3-й военных школ летчиков», 4-й Отдел 1-го Управления ВВС. 3-й Отдел военно-учебных заведений ВВС. Управление военно-учебных заведений ВВС, Российский государственный военный архив).

 

4. Выписки из протоколов совещаний комиссии в период с 30.10.1937 по 02.11.1937 членами комиссии НКО с курсантами 1-й и 2-й авиабригад 3-й Военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова («Акты выпускных испытаний 1-й, 2-й и 3-й военных школ летчиков», 4-й Отдел 1-го Управления ВВС. 3-й Отдел военно-учебных заведений ВВС. Управление военно-учебных заведений ВВС, Российский государственный военный архив).

 

 

5. Политдонесения о политико-моральном состоянии личного состава 1-го Чкаловского военного авиационного училища им. К. Е. Ворошилова, 1938 год. Фрагменты.

 

6. Переписка ВВС РККА с 3-й ВШЛиЛН им. К. Е. Ворошилова по перемещению личного состава; списки личного состава школы. Управление начальника военно-воздушных сил РККА, 02.01.1938 - 31.12.1938. Отдел кадров ВВС Отдел командного и начальствующего состава ВВС Управление кадров ВВС.

 

 

Послевоенные годы

1945-1959

line

Мы люди большого полета,                              
Создатели новых чудес,                                    
Орлиное племя – пилоты,                                 
Хозяева синих небес.                                        

Летим мы по вольному свету,                           
Нас ветру догнать нелегко.                               
До самой далекой планеты                               
Не так уж, друзья, далеко.                                

(из песни «Мы люди большого полета», 1947 г.)

 

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны училище перешло на штаты мирного времени. На заслуженный отдых ушли многие ветераны: летчики-инструкторы, преподаватели и другие офицеры. На смену им прибыл летный и инженерно-технический состав с богатым боевым опытом. Многие из них были Героями Советского Союза.

1 октября 1945 года 1-я Чкаловская военно-авиационная школа пилотов была переименована в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова.

Разработки первых реактивных двигателей начались в СССР еще в 30-х гг., а во время войны на Урале велись испытания первых реактивных самолетов, в которых принимал активное участие известный летчик-испытатель, выпускник нашего училища Григорий Бахчиванджи. Этот этап развития ВВС связан с переходом авиации на реактивные самолеты и обучением личного состава боевому использованию оружия большой мощности. Известный советский авиационный конструктор А. И. Микоян так писал об этом: «В наши дни, на наших глазах начался новый, высший этап в развитии авиации. Чтобы стало ясно, какой это огромный качественный скачок, приведу один пример. Довоенный истребитель имел мотор мощностью примерно 1 000-2 000 л. с. Если же перевести на эту старую меру тягу современного скоростного самолета, то получится цифра порядка 40-50 тыс. лошадиных сил. Мощность самолетов возросла в десятки раз!»

В послевоенные годы на вооружение поступили новые реактивные боевые самолеты: фронтовые истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, всепогодный ночной истребитель-перехватчик Як-25, фронтовой бомбардировщик Ил-28, дальний бомбардировщик Ту-16. Летный состав приступил к массовому освоению полетов в сложных метеорологических условиях и ночью по системе слепой посадки.

В первой половине 50-х годов реактивные самолеты Ил-28, МиГ-15, МиГ-17 начали поступать и в авиационное училище.  МиГ-15 стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации. С начала серийного производства в 1948 году было выпущено более 15 тысяч таких машин. Они находились на вооружении армий 40 стран мира. Его боевой дебют состоялся в Корее и оказался успешным. Отличный вертикальный маневр вместе с мощным вооружением позволил эффективно противостоять самолетам противника.  

В 1950-х гг. в состав училища входили три авиационных полка: 814 УАП на Як-18 с аэродрома Меновой двор (Оренбург-2), 817 УАП на МиГ-15 с аэродрома Киржак (Оренбург-3) и 811 УАП на МиГ-15 с аэродрома Соль-Илецк. До 1960 г. аэродромная сеть базирования училища включала в себя: аэродром совместного базирования с Оренбургским ВАУШ Меновой двор (Оренбург-2); аэродром Киржак (Оренбург-3); аэродром в Соль-Илецке. Кроме этого использовались полевые аэродромы в Никольском, в Нижней Павловке и в Кушкуле.

В 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск искусственных спутников Земли и проведено успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты. Это не могло пройти мимо будущих летчиков: в училище были организованы торжественные митинги, посвященные этим событиям. Этот год вошел в историю училища еще и, как год, когда впервые был произведен выпуск летчиков-истребителей, закончивших обучение с боевым применением на реактивном самолете. Среди выпускников был и Юрий Алексеевич Гагарин, окончивший училище с отличием.

18 апреля 1958 года 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов было переименовано в Оренбургское военное авиационное училище штурманов, а в 1959 – в Оренбургское военное авиационное училище штурманов ВВС.

В 1950-е гг. в состав ОВАУШ входили 3 учебных авиационных полка: один УАП на Ли-2 на аэродроме Кушкуль; 903-й и 904-й УАП на Ил-28 на аэродроме Чебеньки. До 1960 г. аэродромная сеть базирования штурманского училища включала в себя: 1-й аэродром (Машзавод), 2-й аэродром (Оренбург-2, Пугачи), а также аэродромы в Нежинке, Кушкуле и в Чебеньках.

Будни курсантов были наполнены не только учебой и полетами. Они принимали активное участие в летних и зимних спартакиадах, спортивных первенствах города, гарнизона и округа по парашютному спорту, по футболу, волейболу и баскетболу. Команда гимнастов на протяжении трех лет завоевывала первенство округа. В училище был создан драматический коллектив, которым руководил заслуженный артист РСФСР В. Е. Веский. На сцене училища было поставлено несколько пьес, которые пользовались неизменным успехом не только в училище, но и за его пределами.

18 апреля 1958 года в связи с переименованием города Чкалова обратно в Оренбург училище стало называться Оренбургским военным авиационным училищем летчиков им. К. Е. Ворошилова, а с 12 июля того же года – Оренбургским военным авиационным училищем летчиков.

 

 

Начальники 1-го ЧВАУ летчиков:

1946-1949 гг. – полковник Пуцыкин И. П.

1949-1959 гг. – генерал-майор Макаров Василий Харитонович

1959-1961 гг. – Герой Советского Союза полковник Брехов Константин Владимирович (стоял у истоков Оренбургского высшего летного училища).

 

Начальники 2-го ЧВАУ штурманов:

1948-1952 гг. – о начальнике училища нет точных данных.

1952-1960 гг. – генерал-майор Артемов Андрей Федорович

 

Начальник ОВВАУЛ:

1961-1967 гг. – Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Андреевич Куличев.

 

 

В статье использованы материалы и фотографии:

• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)

• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.

• Фотографии из личных архивов курсантов.

• Фотографии из музея ОВВАКУЛ.

Послевоенные годы

1961-1993

line

60-е годы стали для училища особыми. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми государством и его безопасностью к Военно-воздушным силам страны, весной 1960 года училище одним из первых было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков. Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировабадского училища летчиков, чьи 747-й и 753-й учебные авиаполки были расформированы, а реорганизованный 750-й полк со всеми самолетами училища, штабом, знаменем и печатью стал частью Оренбургского. Часть личного состава с аэродромов Домбаровка и Халилово перевели в Чебеньки, где раньше учили штурманов, и перешла на обучение летчиков. Кировабадское военное авиационное училище летчиков им. В. С. Хользунова было перебазировано в г. Орск еще в 1953 г. За годы войны это училище (тогда оно называлось Кировабадской военной авиационной школой им. В. С. Хользунова) подготовило 2 264 пилота. В сентябре 1945 г. авиашкола была переименована в училище и названо в честь героя испанских боев. В 1946 году поменялась его штатная структура, и был создан 1-й учебный авиационный полк, который носил это название до 1953 года (первым командиром этого полка был подполковник Владимир Константинович Кишкурно), а в апреле 1958 года приказом Министра обороны СССР училище было переименовано в Орское военное авиационное училище летчиков им. В. С. Хользунова.

Вновь созданное Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ) возглавил участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза полковник Константин Владимирович Брехов, а с марта 1961 г. – Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Андреевич Куличев.

В связи с реорганизацией училища на командную, преподавательскую и инструкторскую работу прибыло немало новых офицеров. Большинство из них – участники Великой Отечественной войны. Они имели солидный опыт педагогической деятельности и методической работы. Вместе с тем на вакантные должности были назначены и молодые, инициативные командиры, политработники и инженеры, имеющие в основном высшее образование.

От училища требовалась теперь подготовка таких специалистов, которые не только прекрасно разбираются в авиационной технике и в военном деле, но и которые способны быстро освоить и переучиться на  новейшие типы самолетов, их эксплуатировать в быстро меняющихся условиях современного воздушного боя.

Значительно вырос уровень подготовки и абитуриентов: теперь это были уже молодые люди, имеющие десятилетнее среднее образование или техникум. Были и такие, кто успел проучиться 1-2 курса в гражданском вузе. Около 20 % поступающих были солдатами и сержантами-срочниками, решившими связать свою жизнь с авиацией.

Дата 12 апреля 1961 г. стала грандиозным событием, прогремевшим на весь мир: человек впервые оказался в космосе! Двойной повод для гордости и всеобщего ликования был в этот день и для курсантов Оренбургской летки: ведь это именно выпускник их родного училища, всего лишь 4 года назад окончивший его с отличием, Юрий Гагарин, стал первым космонавтом Земли!

Через два года 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. Среди выпускников училища за время его существования было еще 3 летчика-космонавта: Валентин Витальевич Лебедев, Александр Степанович Викторенко и Юрий Валентинович Лончаков.

В мае 1967 года училищу было присвоено имя выпускника училища 1932 года дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина, а 9 августа 1971 года училище было награждено орденом Боевого Красного Знамени и стало именоваться Оренбургским высшим военным авиационным Краснознаменным училищем летчиков им. И. С. Полбина.

Первый выпуск летчиков-инженеров для ВВС училище осуществляет в 1963 году. Вместе с тем, меняется профиль подготовки летного состава: училище готовит летный состав для морской ракетоносной и противолодочной авиации, а также для дальнейшего пилотирования самолетов авиации ВМФ: Бе-12, Ил-38, Ту-16, Ту-22. Выпускники училища составляли основу авиации ВМФ от Балтики до Камчатки, от Севастополя до Мурманска.

Подготовка летчиков велась в 3-х учебно-авиационных полках на самолетах Л-29, Ил-28, Ту-134 УБЛ. Многие выпускники, закончив летную работу на флотах, возвращались в стены родного училища и передавали свой опыт в качестве преподавателей, ротных командиров.

Всего за годы существования училища было подготовлено около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов.

Пять наших выпускников проявили мужество и героизм, отвернув неисправные аварийные самолеты от сел и городов, спасая жизни мирных граждан:  Б. В. Капустин, С. М. Шерстобитов, В. В. Кубраков, Ю. И. Захаревич, В. П. Нестеров.

Выпускники летного училища служили в Корее, Египте, Вьетнаме, обучали летные кадры Албании, Алжира, Венгрии, Польши, Монголии, Китая.

12 февраля 1993 г. училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «летки», но и ведет собственную историю, а ежегодно 10 августа многие из выпускников, убеленные сединами, приезжают из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья в Оренбург в день образования своего родного  училища, собираются на плацу, чтобы почтить память павших, встретить своих друзей, коллег и вспомнить преподавателей и инструкторов. 

 

В этом городе давно уже я не был,

Только память сердце болью сдавит вдруг – Вспоминаются мои друзья и небо,

Когда слышу слово – Оренбург!

Здесь познали мы нелегкий труд пилотов,      

И хоть много времени прошло,

Помним наши первые полеты,

Как впервые «встали на крыло».

Победив земное притяжение,

Словно птицы стали мы летать.

Мы познали третье измеренье,

О чем раньше лишь могли мечтать.

Здесь ковали летный в нас характер,

Здесь познали первый свой успех.

До земли поклон вам, Альма-матер,

За судьбу и счастье от нас всех!

Мы давно на землю приземлились,

И задор наш проиграл годам.

С небом, как пилоты, мы простились,

Только сердце навсегда осталось там!

До сих пор полеты ночью снятся,

Мы во сне летаем вновь и вновь.

Лишь одна на свете АВИАЦИЯ

Для пилотов – вечная любовь!

  В. Г. Лукашевич, выпускник 1969 г.

 

 

 

Начальники училища:

 

1961-1967 гг. – Герой Советского Союза, генерал-майор Куличев Иван Андреевич

1967-1970 гг. – генерал-майор Медведев Алексей Захарович

1970-1974 гг. – генерал-майор Васильев Марат Васильевич

1974-1980 гг. – генерал-майор Симахин Юрий Васильевич

1980-1982 гг. – генерал-майор Крутов Игорь Николаевич

1982-1985 гг. – генерал-майор Кучин Николай Захарович

1985-1993 гг. – генерал-майор Милюков Владимир Иванович

 

 

 

В статье использованы материалы и фотографии:

• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)

• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.

• Фотографии из личных архивов курсантов.

• Фотографии из музея ОВВАКУЛ.

Великая Отечественная война

1941-1945

line

 

 

…И отзовется вам, в небо летавшим,              
Родина сердцем своим –                                
Вечною памятью доблестно павшим,              
Вечною славой живым.                                  

Ф. Касаткин-Ростовский, «Русским летчикам».

 

Если в первый период своего существования (1921-1928 гг.) в Серпухове летчики занимались повышением своего мастерства после окончания других училищ, то в Оренбурге начали обучать будущих летчиков с самых азов.

После раздела в феврале 1939 года на два училища, 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков продолжило подготовку летчиков-истребителей и бомбардировщиков, а 2-е Чкаловское военное авиационное училище – летчиков-наблюдателей (штурманов) для всех родов авиации.

В конце января – начале февраля 1941 года оба училища снова были реорганизованы в авиашколы и стали называться:

• 1-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов им. К. Е. Ворошилова  (1-я ЧВАШП). В 1941 г. готовила истребителей и бомбардировщиков, с 1942 года – в основном летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.

• 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров (2-я ЧВАШС-Б).

В первые месяцы войны Военно-Воздушные Силы ощущали острую нехватку летных кадров. Весь учебный процесс с первых дней был серьезно реорганизован и максимально приближен к боевой обстановке. Были пересмотрены учебные планы, установлен поточный метод выпуска курсантов по мере освоения ими теории и летной подготовки, что позволяло ежемесячно давать фронту десятки летчиков. Полеты осуществлялись круглосуточно, занятия шли по 10-12 часов. Обучение курсантов проводилось на самолетах Р-5, СБ-2, ТБ-3.

Не прекращалась работа по усовершенствованию учебной базы, изготовлению наглядных пособий, схем, альбомов. Были созданы ремонтные группы, которые в течение всей войны обеспечивали ремонт всей авиатехники.

Члены семей военнослужащих также включились во всенародное дело помощь фронту. Они взяли шефство над госпиталями, учились на организованных при школе медицинских курсах, приобретали специальности телефонисток и телеграфисток, укладчиков парашютов, шоферов, медсестер, поваров. Боевые подруги командиров внесли десятки тысяч рублей из своих сбережений в фонд обороны, на подарки детям фронтовиков, принимали личное участие в благоустройстве и оборудовании госпиталя Чкаловского гарнизона, работали в колхозах и совхозах области на уборке урожая.

Осенью 1941 года из остатков разбитых и эвакуированных авиашкол Ленинградской, Петрозаводской, Полтавской и других областей в Чкалове дополнительно была сформирована 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов (3-я ВАШП). Поначалу расположившись в Чебеньках и Черном отроге, в 1944 году школу перебазировали в г. Уральск. В начале войны подготовка бомбардировщиков велась на самолетах СБ-2. Самостоятельный налет курсантов составлял примерно 20 часов. С 1943 года школа выпускала в основном штурмовиков на самолетах Ил-2.

В июне-ноябре 1941 г. из летного и технического состава, самолетов школ были сформированы для фронта 593-й ночной легкобомбардировочный (впоследствии штурмовой) авиаполк, 616-й ночной легкобомбардировочный авиаполк, 617-й ночной легкобомбардировочный (впоследствии штурмовой) авиаполк и 624-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Для боевых полков школа выделила лучшие самолеты СБ-2, Р-5 и хорошо подготовленные кадры.

Летом того же года на базе 1-й Чкаловской ВАШП был сформирован еще один авиаполк – 808-й штурмовой и направлен сразу под Сталинград, а в сентябре и октябре 1941 г. при 1-й ЧВАШП проходили летную подготовку несколько авиационных частей.

Воспитанники школы героически сражались не только в воздухе, но и на земле. В 1942 г. из курсантов были сформированы маршевые роты и батальон особого назначения. Овладев в короткий срок стрелковым оружием и тактикой общевойскового боя, батальон влился в ряды бойцов Воронежского фронта. В одном из ожесточенных боев он попал в окружение. В течение трех суток без пищи и пополнения боеприпасами курсанты отражали атаки превосходящих сил врага и нанесли ему огромный урон.

В конце октября 1941 г. перед школой была поставлена задача выделить эскадрилью самолетов СБ-2 для участия в воздушном параде 7 ноября в Куйбышеве. Для выполнения задания были выделены лучшие летчики и техники, подготовлены надежные самолеты. Группу возглавлял начальник школы генерал-майор авиации И. В. Скробук. Среди участников парада были летчики подполковник М. А. Лисов, майор А. И. Корольков, старший лейтенант Д. В. Сальников, техники П. И. Грепенников и М. Ф. Соколов.

Много трудностей и лишений выпало на долю личного состава школы в годы войны, но он стойко их преодолевал, проявляя высокую сознательность и дисциплину. «Многого не хватало: обмундирования, питания, топлива, но все эти недостатки не огорчали нас, курсантов, — вспоминал выпускник 1943 г. Герой Советского Союза Н. Ф. Алексашкин. — Но один из недостатков, а именно недостаток материальной части, как спарок, так и боевых самолетов, переносился курсантами очень болезненно. Каждому из нас хотелось быстрее окончить вывозную программу и попасть в боевой полк, уходящий на фронт».

В феврале 1942 г. началось обучение курсантов на Ил-2. Этот самолет, имея мощное бортовое вооружение и броню, оказался одним из лучших самолетов-штурмовиков за все время войны. Самолет имел на вооружении два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 23-мм пушки и восемь реактивных снарядов РС-82, его бомбовый груз составлял 400–600 кг. Скорость самолета достигала 400 км/час. Ил-2 наносил мощные штурмовые удары по войскам противника, и не случайно у фашистов он получил название «шварцер тот» («черная смерть»). Вначале штурмовики, поступившие в школу, были в одноместном варианте. В школьных мастерских их переоборудовали в учебные самолеты с двойным управлением.

Большую помощь школе в освоении новой материальной части оказали преподаватели и инструкторы Краснознаменной Военно-воздушной академии командного и штурманского состава, находившейся в годы войны в г. Чкалов. Передовые методы эксплуатации материальной части, тактические приемы использования штурмовиков на поле боя широко заимствовались и внедрялись в практику обучения курсантов. В 1942 г. весь преподавательский состав школы прослушал в академии курс теории самолета и мотора, их эксплуатации и боевого применения.

В сентябре и октябре 1941 г. при школе проходили летную подготовку несколько авиационных частей, в том числе 284-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием воспитанника училища Героя Советского Союза майора Д. Д. Валентика. Перед отправкой полков на фронт экипажи прошли дополнительную тренировку в технике пилотирования, в слетанности ночью по маршрутам с бомбометанием на полигоне, отрабатывали ночную посадку без прожекторов, с минимальным количеством стартовых огней.

Многие из воспитанников школы внесли большой вклад в дело совершенствования тактических приемов борьбы с врагом. Так, Степаном Дмитриевичем Прутковым и Федором Васильевичем Тюленевым был разработан такой тактический прием, как действия по цели в боевом порядке «круг самолетов». Этот прием был освоен в период оборонительных боев в небе Сталинграда. Сущность его состояла в том, что самолеты группы над целью перестраивались в круг и последовательно, один за другим, производя индивидуальное прицеливание, атаковали объекты. При этом боевом порядке увеличивалось время воздействия на противника, кроме того, каждый летчик защищал впереди летящего товарища. Потери от вражеских истребителей и зениток сократились, эффективность штурмовых ударов резко возросла.

Опыт летчиков эскадрильи Пруткова быстро распространился по всем фронтам, стал достоянием не только летчиков-штурмовиков, но и пикирующих бомбардировщиков, в частности воспитанника училища командира полка летчика-бомбардировщика И. С. Полбина.

В годы войны успешно велись исследовательские работы, начатые еще в 30-е годы. К маю 1942 года был построен истребитель с жидкостно-реактивным двигателем. На Урале начались испытания, в которых принимал участие выпускник 3-й ВШЛиЛН летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это было начало реактивной эры.

Личный состав школы в военные годы не только решал задачу подготовки летчиков для фронта, в марте 1943 г. на базе школы были организованы курсы подготовки летчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели 5 выпусков без единого летного происшествия. В годы Великой Отечественной войны 65 человек из числа инструкторов, преподавателей и техников школы за самоотверженную работу по подготовке летчиков для фронта и внедрение опыта боев в обучение курсантов были награждены орденами и медалями.

В ноябре 1944 г. 1-я ЧВАШП по итогам боевой и политической подготовки заняла одно из первых мест среди вузов ВВС страны. Этот успех по времени совпал с другим событием: 6 ноября 1944 г. в торжественной обстановке школе были вручены Почетное Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета Союза ССР.

В годы Великой Отечественной войны выпускники Оренбургского училища внесли достойный вклад в Великую Победу. Многие из них были награждены высокими государственными наградами за мужество и героизм. Имя одного из выпускников, легендарного летчика-бомбардировщика, дважды Героя Советского Союза Ивана Семеновича Полбина было позднее присвоено и самому училищу.

Массовый героизм продемонстрировали выпускники: 33 из них совершили воздушные тараны (в том числе и первая в истории авиации женщина, совершившая таранный удар – Екатерина Зеленко), 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Среди воспитанников училища за годы войны – 309 Героев Советского Союза, из них 8 человек были награждены этой высокой наградой дважды.

С 1941 по 1945 гг. 1-я Чкаловская военная авиационная школа летчиков имени К. Е. Ворошилова подготовила 3 988 пилотов; 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов – 1 240 пилотов; 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров (с 9 августа 1943 года – 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов) – 3 696 штурмана.

    

Начальники 1-го ЧВАУЛ:

1940-1946 гг. – генерал-майор Скробук Иосиф Васильевич (нет данных). 

 

 

Начальники 2-го ЧВАУШ:

1940-1943 гг. – полковник Гребнев Петр Григорьевич (нет данных).

1944-1948 гг. – полковник Ордановский Аркадий Зиновьевич.

 

 

 

В статье использованы материалы и фотографии:

• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)

• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.

Подкатегории