Бибишев ИИван Фролович Бибишев

1921-1943

Полоска короткая с крылышками

 

Лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).

Биография

Иван Бибишев родился 8 августа 1921 года в селе Камакужа (ныне — Инсарский район Мордовии) в крестьянской семье. После окончания спецшколы работал метеорологом в Магнитогорске. В 1940 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году окончил военную авиационную школу пилотов в Чкаловске (ныне — Оренбург). С мая 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. К январю 1943 года лейтенант Бибишев был заместителем командира эскадрильи 285-го штурмового авиаполка 228-й штурмовой авиадивизии 16-й воздушной армии Донского фронта. Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой особо отличился.

За время участия в боях Бибишев совершил 141 боевой вылет, в ходе которого уничтожил 20 вражеских танков, около 50 автомашин, несколько десятков орудий, несколько самолётов на аэродромах. 18 января 1943 года, производя штурмовку вражеского аэродрома Гумрак под Сталинградом, был подбит и направил горящий самолёт на стоянку немецких самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года лейтенант Иван Бибишев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Был также награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. В честь Бибишева названы улицы в городах Инсар и Магнитогорск. В Магнитогорске в честь Бибишева названа также местная школа № 8, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Также имя Бибишева есть на стеле на Аллее Героев в Волгограде.

БерезуцкийИван Михайлович Березуцкий

1918-2000

Полоска короткая с крылышками

 

Полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Иван Березуцкий родился 13 ноября 1918 года в селе Селивёрстово (ныне — Волчихинский район Алтайского края) в крестьянской семье. Окончил семь классов школы, педагогическое училище в Бийске и аэроклуб. В 1938 году Березуцкий окончил Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. В 1938—1940 годах работал лётчиком-инструктором в Орском аэроклубе Чкаловской области. 17 февраля 1940 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. После окончания 1-й Чкаловской военной авиационной школы пилотов имени Ворошилова проходил службу лётчиком в 161-м резервном и 4-м запасном авиаполках, окончил курсы командиром звеньев.

С июля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на Сталинградском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском фронтах, был командиром звена и заместителем командира эскадрильи. К маю 1943 года гвардии старший лейтенант Иван Березуцкий был штурманом эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса 15-й воздушной армии Прибалтийского фронта. 14 мая 1943 года в районе города Демянск Новгородской области на истребителе «Ла-5» Березуцкий тараном уничтожил вражеский бомбардировщик и сумел произвести успешную посадку на самолёте, несмотря на повреждения. В дальнейшем был командиром эскадрильи, воевал на 3-м и 1-м Белорусском фронтах. К февралю 1945 года гвардии майор Иван Березуцкий был штурманом того же полка, входившего в состав 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. К моменту присвоения звания Героя Советского Союза Березуцкий выполнил 254 боевых вылета, принял участие в 79 воздушных боях, в которых сбил 18 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии майор Иван Березуцкий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5335.

Всего же за годы войны Березуцкий совершил 254 боевых вылета, принял участие в 80 воздушных боях, которых сбил 18 вражеских самолётов (6 из них — бомбардировщиков). После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию[3]. В августе 1969 года в звании полковника был уволен в запас. Проживал в городе Жуковский Московской области, умер 23 февраля 2000 года, похоронен на Быковском кладбище.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

• Орден Ленина

• 3 ордена Красного Знамени

• 2 ордена Отечественной войны 1-й степени

• Орден Отечественной войны 2-й степени

• 2 ордена Красной Звезды

Медали.

БашаринИван Васильевич Башарин

1920-1994

Полоска короткая с крылышками

 

Герой Советского Союза, старший лейтенант. Почётный гражданин г. Вичуги.

Биография

Родился 1 марта 1920 года в деревне Жеребцово ныне Вичугского района Ивановской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил среднюю школу, учился в Вичугском аэроклубе.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Кировабадскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года.

На фронте борьбы с немецким фашизмом находился с 8-го июля 1942 года по 9-е декабря 1942 года. 9-го декабря 1942 года при выполнении боевого задания в качестве «охотника» ведомым в паре, на самолете Ил-2 участвовал в налете на железнодорожный эшелон на станцию Оптуха, в результате которого уничтожен состав с боеприпасами, что подтверждается старшим лейтенантом Дятленко. По возвращению с боевого задания в районе Орел был сбит огнём ЗА. Попал в плен, бежал, с 22-го января по 23 апреля 1943 года находился в партизанском отряде бригады Железняк.

С 7.7.42 года по 9.12.42 года произвел 16 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 в районы: Воронеж, Землянск, Семилуки, Гращевка, Ольховатка, Орел, Мценск. Участвовал в трех групповых полетах на штурмовку вражеских аэродромов: Брянск, Курск, Орел.

"В период с 10 июля по настоящее время произвел 5 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника в районы Моховое, Бол. Малиновец, Сетуха ведомым в составе шестерки. Летает смело и уверенно, в бою проявляет мастерство и бесстрашие. 13-го июля 1943 года шестерка Ил-ов, в составе которой ведомым шел младший лейтенант Башарин, выполняла боевое задание по уничтожению живой силы и техники противника в районе Дерновка. Во время атаки цели ведущий группы старший лейтенант Дятленко неоднократно подвергался атаке 2-х вражеских истребителей ФВ-190. Товарищ Бащарин, оказывая взаимовыручку в бою и защищая жизнь своего командира, навязал воздушный бой вражеским истребителям и в неравном бою пулеметно-пушечным огнём обратил в бегство атакующих истребителей и сбил одного из них".

— Из наградного листа на орден Красного Знамени, 1943 год.

Заместитель командира эскадрильи 810-го штурмового авиаполка (225-я штурмовая авиадивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант Башарин И. В. к апрелю 1944 года совершил 88 боевых вылетов на штурмовку оборонительных позиций войск, аэродромов противника, а также в качестве охотника-штурмовика — во вражеский тыл.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за боевые подвиги, мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Башарину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4530).

После войны отважный лётчик продолжал службу в армии. С 1946 года подполковник Башарин И. В. — в отставке. Жил и работал в городе Вичуга. В 1985 году переехал на постоянное место жительства в г. Тамбов. Скончался 28 марта 1994 года.

Мемориальная доска в память о Башарине установлена Российским военно-историческим обществом на школе в селе Углец, где он учился.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда»

• Орден Ленина

• Орден Боевого Красного Знамени (21.7.1943)

• Орден Боевого Красного Знамени

• Орден Боевого Красного Знамени

• Орден Отечественной войны 1-й степени (5.9.1943)

• Орден Отечественной войны 1-й степени

Медали

БеликовВиктор Матвеевич Беликов

1923-2002

Полоска короткая с крылышками

 

Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи, штурман эскадрильи 109-го гвардейского штурмового авиационного полка (6-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Биография

Родился 29 апреля 1923 года в деревне Копытово Заволжского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу. Работал токарем в городе Наволоки Ивановской области, учился в Кинешемском аэроклубе.

Призван в Красную Армию в 1941 году и направлен в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания с декабря 1942 года летчик-штурмовик Беликов на фронте. Начал боевой путь под Сталинградом. Участвовал освобождении Украины, Молдавии. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

В феврале 1943 года над Донбассом летчик-штурмовик Беликов сбил Юнкерс-88. В этом же вылете сам был сбит, совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Через три дня вместе со стрелком-радистом вышел к своим. Всего за войну его сбивали трижды. Был несколько раз ранен, но всегда возвращался в свой полк. Последний боевой вылет совершил в небе Германии, под Берлином.

К концу войны на счету старшего лейтенанта Беликова было 128 боевых вылетов на разведку, бомбардировку и штурмовку узлов сопротивления, аэродромов и переправ. 24 июня 1945 года в составе сводного полка 1-го Украинского фронта он участвовал в параде Победы на Красной площади.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Беликову Виктору Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4824).

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. В 1958 года подполковник Беликов уволен в запас. Жил в городе Кишинёв (Молдавия). Работал диспетчером службы движения аэропорта.

Умер 28 ноября 2002 года.

Награды

• Орден Ленина

• Орден Красного Знамени

• Орден Красного Знамени

• Ордена Отечественной войны 1-й степени

• Ордена Красной Звезды

• Ордена Красной Звезды

Медали

Память

Его имя носит улица в городе Кишинёве.

г. Заволжск, бюст в Аллее Героев.

Мемориальная доска в память о Балукове установлена Российским военно-историческим обществом на школе в селе Воздвиженье, где он учился.

БахчиванджиГригорий Яковлевич Бахчиванджи

1909-1943

Полоска короткая с крылышками

 

Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.

Биография

Родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1908 или 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Гагауз болгарского происхождения.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

В 1987 году в честь Г. Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км на хордовом участке Ярославского направления Московской железной дороги, поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.

Награды

• Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

• Медаль «Золотая Звезда»

• Орден Ленина

• Орден Ленина

Память

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги;

Памятники Бахчиванжди установлены:

• в посёлке Малый Исток (на могиле героя);

• в городе Екатеринбурге (памятник возле международного аэропорта «Кольцово» и бюст на улице Бахчиванджи);

• в станице Бриньковская, на родине лётчика;

• в посёлке Патруши (обелиск близ места падения самолёта БИ-1).

Имя Бахчиванжди присвоено улицам:

• в городе Екатеринбурге (ведущей к международному аэропорту «Кольцово»);

• в городе Оренбурге;

• в городе Мариуполе (Украина);

• в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края;

• в городе Арамиле Свердловской области;

• в городе Ахтубинске Астраханской области;

• в городе Щёлково Московской области (в микрорайоне Щёлково-3);

• в городе Первоуральске Свердловской области (в микрорайоне Билимбай);

• в городе Краснодаре;

• в станице Бриньковская, на родине лётчика.

Именем Бахчиванджи также названы:

• школа №60 города Екатеринбурга;

• площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга — «Кольцово»;

• общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге;

• кратер на обратной стороне Луны.

Подкатегории