ОсиповВасилий Николаевич Осипов

1917-1991 гг.

Полоска короткая с крылышками

       

Летчик-бомбардировщик 81-го авиационного полка; заместитель командира эскадрильи 5-го гвардейского авиационного полка.

Родился 30 декабря 1917 года в Петрограде в рабочей семье. Русский.

В Красной Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище.

Во время Великой Отечественной войны В.Н. Осипов участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронтах. Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи авиации дальнего действия. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Только в период с 1 марта 1942 года по ноябрь 1943 года он совершил 267 боевых вылетов ночью и 8 – днем. Всего же за годы войны он совершил около 400 боевых вылетов. Его экипаж уничтожил много боевой техники и живой силы противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 691) Осипову Василию Николаевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года.

Второй медали «Золотая Звезда» заместитель командира эскадрильи 5-го гвардейского авиационного полка гвардии капитан Осипов Василий Николаевич удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года.

После Великой Отечественной войны В. Н. Осипов окончил высшую офицерскую летно-тактическую школу, а затем занимал ряд командных должностей в ВВС.

С 1954 года по состоянию здоровья он находится в запасе, жил и работал в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где скончался 16 июля 1991 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Южном кладбище.

Награжден орденом Ленина (1942 год), 2-я орденами Красного Знамени (1941, 1943 годы), орденами Александра Невского (1945 год), Отечественной войны 1-й степени (1985 год), медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза В. Н. Осипова установлен на Аллее Героев Московского парка Победы города-героя Ленинграда.

23 июля полк в котором служил лейтенант Василий Осипов получил первое боевое задание. Самолеты поднялись с аэродрома неподалеку от Мелитополя и шли на большой высоте над территорией, которую еще не тронула война. Но, поглядывая вниз, Осипов замечал ее суровые приметы. На запад двигались колонны наших войск. Навстречу им тянулись по дорогам обозы беженцев, пылили стада.

Линия фронта обозначилась редкими черточками траншей и ватными облачками разрывов. Неподалеку от Острой Могилы, что под Белой Церковью, командир обнаружил вражеские танки, автомашины, бензоцистерны. Что ж, цель подходящая!

Омельченко повел эскадрилью на бомбежку. Зенитные батареи сосредоточили огонь на ведущем звене. Осипов вдруг почувствовал, как дрогнул его «ил», и, оглянувшись, обнаружили правом крыле рваную дыру. Но машина оставалась послушной. Сбросив по две бомбы, самолеты набирали высоту, готовясь ко второму заходу.

Второй заход. Омельченко выводил девятку точно, как на учебном полигоне: разворот, снижение, горизонтальная площадка-две бомбы вниз. На этот раз к вражеским зениткам присоединились крупнокалиберные пулеметы. Осипову казалось, что светящиеся трассы перекрещиваются где-то прямо под ногами.

Третий заход. Теперь, наверное, конец. Но Омельченко, покачав крыльями своей машины, снова повел эскадрилью на Цель...

Когда, наконец, закончив бомбежку, они уходили от черного дыма пожаров, Осипов взглянул на часы: 45 минут над целью. Усилием воли он сбросил вдруг нахлынувшую усталость. Быстро темнело. Вернуться на свой аэродром не удастся, придется садиться где-то в поле...

Так прошел первый боевой вылет. А потом их было много. Бомбежка переправ, колонн противника... Командир шел всегда точно на цель. Осипов - выше и справа. Луданов – ниже и слева. Возвращались на бреющем на случай встречи с «мессершмиттами». Вылеты становились буднями. И только восемнадцатый, как и первый, крепко запал Осипову в память.

Это было 17 августа 1941 года, накануне Дня авиации. В полку ждали артистов. Эскадрилья получила обычное задание обследовать район, найти цель и поразить ее. Командир вел самолеты на повышенной скорости: хотелось успеть к концерту.

Однако в указанном районе крупных объектов обнаружить не удалось. Только возле одной из рощиц догорали фашистские автомашины. Видимо, здесь уже кто-то «поработал» из советских летчиков.

Пришлось лететь дальше. Когда время поиска подходило к концу, эскадрилья увидела вражеский аэродром. На земле стояли небрежно замаскированные фашистские истребители. И, хотя у наших бомбардировщиков не было воздушного прикрытия, командир повел самолеты на цель.

После первых разрывов бомб, как из разворошенного осиного гнезда, навстречу «илам» начали вылетать фашистские истребители. Так завязался первый воздушный бой, в котором принимал участие Осипов.

Осипов и командир снижались на большой скорости, торопясь прижаться к земле, затруднить истребителям маневр. В это время пуля пробила левый мотор. Осипов начал отставать и почти сразу увидел, как на хвосте машины командира появилось пламя. Пытаясь сбить огонь, тот резко бросил машину вверх. А отяжелевший самолет Осипова не набирал высоту и остался один. К нему быстро приближались два вражеских истребителя. Надо было что-то быстро предпринимать.

Осипов сделал разворот так, чтобы стрелку-радисту было удобнее вести огонь, и очень скоро один из истребителей ткнулся в землю. Второй промчался совсем рядом с «илом». Пуля ударила рядом с плечом Осипова. Другая – оторвала кусок лопасти. Машина начала вибрировать.

Вот как рассказывал потом Василий Осипов об этом бое:

– Иду на бреющем у самой земли. Впереди озеро. А истребитель снова заходит. Неужели придется погибать в озере? Лучше бы в землю... «Эх, - думаю, - Синицын, друг, бей, пожалуйста, метко!» И молодец Синицын. Второй истребитель задымил, отвалился. А я решил тянуть к аэродрому. Низко лечу. Вижу, колонна на дороге. Думал, свои. Нет! Опять стреляют по самолету. И все-таки снова проскочил. Из машины хлещет масло, бензин. Все плоскости пробиты. Связи никакой, в небе вокруг пусто. Не видно товарищей. Значит, надо надеяться только на себя. Когда впереди уже показался Днепр, начал сдавать последний мотор. Как перелетел через реку, не помню. Посадил машину на своей земле, у мельницы, близ памятной деревушки Днепровка. Так и не удалось послушать долгожданный концерт.

Осипов никогда не гордился количеством пробоин в своей машине, хотя порой их число доходило до сотни. Больше всего он ценил точность боевого расчета. Набрать высоту сверх заданной. Бесшумно, убрав газ, спланировать. Аккуратно прицелиться и нанести удар внезапно и неотразимо. Таков был его «почерк». Но если уж он наметил цель и пошел на нее, никакая опасность, никакой шквал огня не заставят Осипова свернуть в сторону.

Как-то Осипову пришлось совершить три ночных боевых вылета подряд. Близился рассвет. В это время в полк поступило сообщение, что за линией фронта, в одном из приморских городов, происходит важное совещание фашистского командования.

В четвертый раз за сутки поднялся Василий в воздух. Он вел свою машину над морем сквозь низкие тучи. В разрыве облаков открылся вражеский город. Осипов сбросил газ, и самолет почти неслышно устремился прямо к продолговатому зданию штаба.

Первая же бомба разворотила половину здания. Торопливо захлопали зенитки. Воздух прошили светящиеся трассы. Огонь сверкал отовсюду. Но Осипов, спокойно завершив разворот, снова пошел на штаб, навстречу разрывам. Вторая бомба легла так же точно.

Набрав максимальную скорость, Осипов уводил свой самолет в сторону моря. Но несколько «мессершмиттов» упорно настигали его машину. Тогда, нырнув в облака, Василий направил самолет... снова к городу. Истребители проскочили мимо...

В марте 1942 года капитана Осипова перевели в другую бомбардировочную, часть. К этому моменту на его счету было уже свыше сотни боевых вылетов. Осипова приняли в ряды Коммунистической партии.

Однажды воздушная разведка установила, что на близкий к линии фронта вражеский аэродром перебрасывалась большая группа «J-88» и «He-111». По-видимому, готовился удар по объекту в нашем глубоком тылу. Этот удар нужно было упредить. Полк советских бомбардировщиков, в котором служил Осипов, поднялся в воздух в сумерки, с таким расчетом, чтобы линию фронта пересечь уже в темноте. Приблизились к аэродрому противника. Стали различаемыми посадочные знаки и заградительные огни. И вдруг посадочные погасли, а вместо них зажглись аэронавигационные. Вражеский аэродром готовился выпускать «юнкерсы» и «хейнкели» на бомбежку. «Нужно спешить!» – промелькнуло в голове у Осипова.

– Штурман, разворот, – скомандовал он.

– Идем к аэродрому над батареями. Иначе опоздаем.

Зенитные батареи противника молчали, принимая машину Осипова на один из своих самолетов, уже поднявшихся с аэродрома.

Разворот. Самолет уже на боевом курсе идет параллельно взлетно-посадочной полосе. Еще мгновение - и стокилограммовые бомбы одна за другой начали вываливаться из бомболюков. Огромными факелами вспыхнули на полосе фашистские машины...

В июне 1942 года товарищи тепло поздравили Василия Николаевича с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза.

Теперь он летал за многие сотни километров в глубокий тыл противника, как и обещал когда-то отцу. Летал ночами. Под крылом самолета проплывала родная земля-темная, без огней, ждущая своих освободителей. Изредка с высоты можно было различить белые точки костров. Скорее всего, это были партизаны.

Вместе с бомбами, предназначенными для врага, в машину Осипова загружали пачки листовок. В них были горячие слова правды о героической борьбе нашей армии, слова, которые давали силы советским людям, попавшим под вражеское иго.

В конце 1943 года полк, в котором воевал Осипов, уже принимавший участие в освобождении Кавказа, Донбасса, в сражении на Курской дуге, был переброшен на север, под Ленинград. Здесь, в родном городе, оставались родители Василия, сестра.

Несколько раз, направляясь на бомбежки, Осипов проводил самолет над родным городом. Он даже видел его: притихший, заснеженный, суровый. В феврале 1944 года могучим ударом армий Волховского, Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов враг был отброшен от стен Ленинграда.

В эти дни Осипов улетал с аэродрома и возвращался на него улыбающийся, веселый. И только иногда в глубине глаз проскальзывала тревога.

Наконец, он получил возможность побывать в Ленинграде. Сначала Василий шел, потом, уже не сдерживаясь, побежал. Вот его улица, еще несколько шагов – и он рывком распахнул дверь. Пустая, холодная комната...

– Может быть, сегодня, не полетите? – спросил командир полка, глядя на осунувшееся, потемневшее лицо майора Осипова.

– Нет, товарищ полковник. Разрешите лететь. Именно сегодня.

И снова стелется под самолетом земля. Теперь это земля врага. Врага, который погубил близких ему людей, погубил тысячи советских граждан.

– Товарищ майор! – раздается в наушниках голос штурмана. – Нужно довернуть три градуса влево...

Василий Осипов крепче сжимает штурвал. Нужно довернуть. Нужно точно выйти на цель. Нужно воевать еще умелей, чтобы скорее окончательно добить фашизм, чтобы никогда больше не было на земле войны, чтобы нигде не умирали от голода.

ЛуганскийСергей Данилович Луганский

1918-1977 гг.

Полоска короткая с крылышками

        

Родился 1 октября 1918 года в столице Казахстана городе Алма-Ата, в семье крестьянина. Окончив неполную среднюю школу, работал садовником. В 1936 году по путевке комсомола был направлен в 3-ю Военную авиационную школу летчиков в городе Оренбурге. В 1938 году закончил ее, став одним из лучших выпускников. Затем получил назначение в город Псков, где располагалась 14-я авиационная бригада. Был рядовым пилотом, вскоре стал командиром звена.

Зимой 1939-1940 годов участвовал в Советско-финской войне. В составе 49-го ИАП совершил 59 боевых вылетов. Награжден орденом Красной Звезды.

С октября 1941 года лейтенант С. Д. Луганский в действующей армии. По май 1942 года сражался в составе 271-го ИАП; с июня 1942 года по март 1945 года – в 270-м ИАП (152-м Гвардейском ИАП).

К августу 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная Знаменская авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) капитан С. Д. Луганский совершил 221 боевой вылет, в воздушных боях сбил 18 самолетов лично и 1 в группе с товарищами.

2 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 июля 1944 года, по личному указанию Командующего 1-м Украинским фронтом маршала И. С. Koнева, награжден второй медалью «Золотая Звезда». К тому времени на его боевом счету числилось 335 боевых вылетов и 33 лично сбитых самолета противника.

После войны служил в войсках ПВО. В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1964 года генерал-майор авиации С. Д. Луганский – в запасе. Автор книг: «Hа глубоких виражах», «Hебо остается чистым». Умер 16 января 1977 года, похоронен в городе Алма-Ата. На родине установлен бронзовый бюст Героя.

Награжден орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды); медалям.

 

Мастер боя на виражах, выпускник Оренбургской военной школы летчиков, Сергей Луганский начал свою боевую карьеру зимой 1939-1940 годов, участвуя в Советско-финляндской войне, где совершил 59 боевых вылетов.

Эскадрильей 49-го истребительного авиационного полка, в которой служил Луганский, командовал Иван Павлович Попов. Она входила в состав 14-й истребительной авиабригады и действовала с замороженного озера Карху-Лампи. Основной задачей подразделения было нанесение штурмовых ударов по Финским войскам. В одном из вылетов, 28 февраля 1940 года, самолет Луганского был сильно поврежден зенитным огнем и он, несмотря на малую высоту, был вынужден воспользоваться парашютом. В момент прыжка Сергей потерял свои ботинки, а холода в те дни доходили до 40 градусов. Несмотря на это Луганскому удалось добраться до позиций Советских войск.

Уже на следующий день, поднявшись в воздух, он одержал свою первую воздушную победу. В этом вылете, в паре со старшим лейтенантом Владимиром Пешковым, ему удалось сбить финский биплан «Глостер Гладиатор».

«Денек стоял серенький, облачный. Мы шли еще над своей территорией. Совсем близко, прямо перед нами, из облаков вдруг вынырнул вражеский разведчик – тихоходная двукрылая машина. Неприятельский летчик под покровом облаков незамеченным пробрался на нашу сторону и, время от времени «выглядывая» из облаков, производил съемку местности.

Сам Луганский рассказывает об этом так:

«Неожиданная встреча застала меня врасплох. Слишком уж живо было в памяти все, что со мной произошло накануне.

– К бою! – подал команду командир эскадрильи.

Вслед за машиной Володи Пешкова все наше звено легло в боевой разворот. Воздушный разведчик, видимо, не сразу заметил опасность. Надо полагать, он вообще не ожидал встретить в таком месте советские самолеты. Тихонько плывя над землей, он терпеливо и скрупулезно занимался своим делом, занося на карту всевозможные военные объекты.

Дать ему уйти на свою сторону с собранными разведывательными данными было бы непростительно. Когда вражеский летчик увидел нас, было поздно. Наши самолеты уже вышли на атакующий рубеж и приготовились к бою. Финский разведчик круто отвернул в сторону и попытался было снова уйти в облака, но не успел. Командир нашего звена Владимир Пешков, покачав крыльями машины – «Делай, как я!» – устремился вперед и отсек разведчика от облаков. У Пешкова и у меня создалось великолепное положение для атаки. С двух сторон мы ударили по неприятельскому самолету из пулеметов.

Закончив очередь, я привычно положил машину в боевой разворот и вышел из атаки. Занимая новую позицию, глянул вниз и увидел, как сбитый самолет, пылая словно факел, летел к земле, а в небе покачивался белый купол парашюта. Вражеский летчик успел выброситься».

Следующая победа Луганского едва не стала концом его летной карьеры: по ошибке он уничтожил советский легкий бомбардировщик-разведчик Р-5. Но все обошлось и Сергей отделался лишь несколькими днями ареста. По окончании финской войны младший лейтенант С. Д. Луганский был награжден орденом Красной Звезды. Боевой опыт полученный им в этих боях оказался очень полезен уже в ближайшем будущем. [М. Ю. Быков в своих исследованиях не подтверждает побед летчика в финской войне].

Великая Отечественная война застала его осенью 1941 года на посту командира эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка. Первые встреченные в небе немецкие самолеты – тройка бомбардировщиков Ju-88 – предпочли убраться восвояси, заметив издалека наши «ЛаГГи».

Пока немцы подтягивали части Люфтваффе ближе к Ростову, советские истребители штурмовали механизированные колонны противника, совершая в день по 4-5 вылетов. А вскоре, когда вспыхнула схватка с «Ме-109», Луганский сразу одержал 2 победы. Вначале он поймал в прицел «мессер», расстрелявший на вертикали машину командира полка И. Попова, а затем атаковал немецкий истребитель, повисший в хвосте у его товарища. Оружие молчало. Быстро перезарядив пушку, Луганский на крутом вираже вновь догнал врага, на этот раз осечки не было. Учтя опыт этого поединка, летчик впоследствии писал:

«Нам нужно навязывать врагу свою манеру боя на виражах. Правда, летчик при этом сильно страдает от перегрузок, но это пока единственное средство измотать противника, лишить его маневренности. Общеизвестно, что немцы не выдерживают лобовых атак, уклоняются от боя на виражах, избегают правых разворотов, чаще всего применяют левые фигуры. Значит, врагу надо навязывать такие положения, при которых дают себя знать конструктивные недостатки «мессершмитта», несколько зависающего на вертикалях. К примеру, немецкий самолет взмыл вверх. Гнаться бесполезно: «Мессер» быстроходнее. Лучше уйти в сторону и встретить врага на вираже, атакуя в лоб».

Очень скоро слава о Луганском и его боевых товарищах загремела по всему фронту. Летая под Таганрогом на истребителе «ЛаГГ-3», он уничтожил несколько вражеских машин. Вскоре, часть эскадрильи была перевооружена на старые «И-16».

Под Батайском и Ростовом-на-Дону С. Д. Луганский сбил 4 вражеских самолета, был награжден орденом Красного Знамени.

Горечь поражений Луганский испытал, когда новый командир полка поставил ему задачу сопровождать днем 9 тихоходных бомбардировщиков СБ. Пара «ЛаГГов» была просто не в состоянии обеспечить им эффективную защиту – с задания вернулись всего 3 машины.

Горестным для Луганского стало и 8 сентября 1941 года. В этот день он потерял двух лучших своих друзей: В. Козлова и В. Пешкова. Тогда, два звена наших истребителей встретили 18 самолетов противника. В завязавшемся бою один из немецких пилотов сбил машину Владимира Пешкова. Луганский настиг «Ме-109» и уничтожил его, но и его самолет получил повреждения. Пилоту снова пришлось положиться на парашют. После падения Ростова, на юго-западном направлении действовало немало немецких асов...

В разгар Сталинградского сражения капитан Луганский приобрел уже немалый боевой опыт, и не случайно в штабе фронта именно ему в сентябре 1942 года было приказано прикрыть переправы через Волгу. Прикрыть любой ценой, под угрозой трибунала.

14 сентября в полку оставалось всего 18 самолетов, 8 из них Луганский поднял в воздух. В районе патрулирования советские истребители сразу столкнулись с группой бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей «Ме-109». Времени для маневра не оставалось, и Луганский бросил машины в лобовую атаку, выбрав себе ведущего «мессера». В критический момент пилот Люфтваффе попытался уйти вниз, но было уже поздно, и крыло «ЛаГГа» начисто снесло хвостовое оперение Ме-109. Этот случай подтвердил высокую живучесть самолета Лавочкина – после столкновения Луганский не только не покинул поле боя, но и продолжил боевые действия (на ЛаГГ-3 он провоевал полтора года). Переправы не пострадали...

После Сталинграда он сражался в небе Белгорода и Харькова, Полтавы и Кременчуга, Черкасс и Кировограда. Только в боях под Белгородом Сергей сбил еще 4 самолета, за что награжден вторым орденом Красного Знамени.

В начале 1943 года изрядно поредевший 270-й истребительный авиаполк был отведен в тыл на переформирование, а потом, оснащенный истребителями «Як-1», принял участие в новых воздушных схватках. В июне 1943 года, летчики его эскадрильи (12 машин) провели знаменитый бой, в котором они атаковали около 80 немецких бомбардировщиков и сбили 12 из них.

5 июля 1943 года Луганский одержал свою очередную победу, отправив к земле «Ме-109». Вскоре он встретился в воздухе и с хвалеными FW-190. Ему быстро удалось сбить на вираже ведомого пары «фоккеров», а затем он догнал и второй вражеский самолет. Привычный вертикальный маневр на этот раз не спас пилота Люфтваффе от более легкого «яка». Пушечная очередь сделала свое дело, и «фокке-вульф» загорелся.

В ходе контрнаступления советских войск под Курском на фюзеляже самолета Луганского появилась 20-я звездочка. В течение двух дней, 4 и 5 августа, он уничтожил 4 вражеских самолета (по 2 в каждый из дней). В конце августа провел примечательный воздушный бой с немецким разведывательным Не-111. Начав бриться, Луганский был вынужден срочно взлететь по приказу комдива, с мылом на лице, без гимнастерки и не пристегнув парашюта. Опытный экипаж противника оказался крепким орешком. Бомбардировщик был подбит только тогда, когда его хвостовой стрелок расстрелял весь боезапас и был убит пулеметной очередью нашего аса.

27 сентября 1943 года войска Степного фронта форсировали Днепр у села Мишурин Рог (ныне Кировоградская область). Во главе эскадрильи Луганский вылетел на самолете «Як-7» для прикрытия штурмовиков. В это время к переправе приблизилась группа бомбардировщиков Ju-88 и He-111 под прикрытием истребителей Me-109. В бой наравне с истребителями пришлось вступить и штурмовикам. Атака «юнкерсов» была отбита, но к переправе прорвались «хейнкели». Луганский выбрал для атаки флагмана, подошел к нему снизу и пропеллером рубанул по рулю высоты. «Хейнкель», потеряв управление, рухнул на землю. Поврежденный при таране истребитель Луганскому удалось благополучно посадить на своем аэродроме. За второй таран Сергей был награжден орденом Александра Невского.

К декабрю 1943 года Луганский в воздушных боях на 2-м Украинском фронте лично сбил еще 13 вражеских самолетов. В одном из боев, был ранен и до полного выздоровления вернулся на родину, в город Алма-Ата (конец декабря 1943 года). Там его встретили с большим энтузиазмом. Газета «Казахстанская правда» 29 декабря 1943 года посвятила ему специальный выпуск. В опубликованном тогда же обращении ко всем комсомольцам и молодежи Алма-Аты городской комсомольский актив призывал: «...Соберем средства на новогодний подарок нашему герою! Подарим ему быстрокрылый самолет!..»

Это патриотическое желание было выполнено: 180 тысяч рублей собрали, а директор авиазавода помог пилоту остановить выбор на облегченном «Як-1Б», специально подготовленном для участия в конкурсе на лучший истребитель. На фронт летчик вернулся уже на именной машине с надписью на борту: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомола и молодежи г. Алма-Ата».

В мае 1944 года летчики полка осуществляли воздушное прикрытие 1-го Гвардейского штурмового авиационного корпуса под командованием В. Г. Рязанова, в составе 1-го Украинского Фронта.

В июне, после гибели командира полка, Сергей Луганский возглавил часть, переименованную вскоре в 152-й Гвардейский ИАП. А через несколько дней после вступления в должность он едва не погиб, атакованный при посадке парой немецких «охотников».

Истребитель Луганского уже выпустил шасси, когда поступило предупреждение с земли. Ведомый, молодой летчик Виктор Усов, сумел сбить напарника аса Люфтваффе, но и сам попал под огонь противника – в воздухе остались только два самолета. Луганского спасло лишь то обстоятельство, что при выпуске шасси его истребитель несколько «просел» в воздухе и вражеская очередь прошла выше.

Пока «Як» убирал шасси, немецкий пилот успел выполнить еще один заход, пули разбили фонарь кабины, приборную доску и зацепили пистолет на боку... Затем наступила очередь Луганского идти в атаку. Почти без горючего, облегченный до предела «Як-1Б» послушно лег в глубокий вираж. Оказавшись в хвосте «мессершмитта», советский ас нажал на гашетку оружия. Вначале от «мессера» отлетели куски, а затем снаряд угодил точно в двигатель. Совершивший вынужденную посадку на краю аэродрома пилот (по словам самого Луганского) имел на счету около 70 воздушных побед и был удостоен высших наград Рейха.

По некоторым источникам сбитый им пилот оказался действительно известным немецким асом: Отто Фенклод, из истребительной эскадры JG 52, имел на счету 136 побед, включая 30 одержанных на Восточном Фронте. На следующий день, Командующий 1-м Украинским Фронтом, маршал И. С. Koнев лично посетил аэродром, где находился сбитый Ме-109 и приказал наградить Луганского второй Золотой Звездой. 1 июля 1944 года Сергей Данилович стал дважды Героем Советского Союза. К тому времени он выполнил 335 боевых вылетов и лично сбил 33 самолета.

Вообще, Луганскому часто «везло» на встречи с немецкими асами. Еще в боях над Волгой он сбил нескольких летчиков с полным набором Железных Крестов. Во время боев за Львов, Луганский часто летал на «свободную охоту» с Героем Советского Союза Евгением Петровичем Меншутиным.

В одном из вылетов, они встретили пару Ме-109, один из которых имел ярко-красный капот двигателя. В завязавшемся бою Евгений Mеншутин сбил ведомого, а Луганский – ведущего пары. Пилотом красноносого Ме-109 оказался известный итальянский ас. По словам самого Луганского, это был некий Джибелли, имевший более 50 воздушных побед и награжденный тремя «Железными Крестами».

Довелось Луганскому встретиться в учебном поединке и с американским летчиком. Весной 1944 года полк посетила делегация США, и один из ее членов, полковник Бонт, выразил сомнение в летных данных «яков» с фанерной обшивкой крыла. Луганский тут же предложил ему состязание в небе. Уже со второго захода советский летчик повис в хвосте у «кингкобры» американского полковника, и как последний не старался, он ничего не смог поделать.

Наказ трудящихся Казахстана – не щадя сил, уничтожать немецких захватчиков – Сергей Данилович выполнил с честью. Это убедительно доказывают многие боевые документы, относящиеся к двум последним годам войны. В одной из фронтовых листовок, посвященной подвигам летчика, написано следующее:

«Сотни глаз устремились к небу, где в безоблачной синиве разыгралось жестокое воздушное сражение. Четыре истребителя «Як-1», прикрывавшие группу штурмовиков, отражали нападение 10 «мессершмиттов». Бой шел над румынской землей. Стояло лето 1944 года...

Неравная схватка в воздухе длилась уже несколько минут. Наш «як» сверкнул плоскостями, ринулся на вражеский истребитель, и тот дымным факелом понесся к земле. Но в то же мгновение советские воины, не спускавшие взоров с неба, почуяли сердцем беду: к победителю с тыла подбирался другой «мессер», вот сейчас он ударит по нашему «ястребку».

...Неожиданно для всех, советский летчик умелым маневром вывел свою машину из-под вражеского огня и сам оказался в хвосте неприятеля. Еще несколько секунд и вражеский самолет вспыхнул. Второй!

В это время в небе появился новый вражеский отряд: 18 «юнкерсов». На земле увидели: тот самый «як», что уничтожил сейчас два истребителя, ринулся навстречу противнику. Летчик-герой атаковал головной бомбардировщик. Вот и эта машина беспорядочно завертелась, оставляя в небе дымный след... Три вражеских самолета обрекли на гибель советский истребитель за считанные минуты! Пилотом этого «яка» был майор С. Д. Луганский».

Когда в июне 1944 года Сергей Луганский был назначен командиром 157-го Гвардейского авиаполка, его земляки решили собрать средства на покупку новых самолетов для передачи в этот полк. Прошло немного времени, и в республиканской печати появилось сообщение, что часть получила прекрасный подарок – 12 новейших истребителей «Як-3» с надписью на борту «Koмсомолец Kaзахстана».

157-й Гвардейский истребительный авиационный полк под командованием Гвардии майора С. Д. Луганского, после успешных боев за город Сандомир (Польша), получил наименование «Сандомирский». Был награжден орденами Богдана Хмельницкого и Александра Невского.

О своих боевых делах летчик не раз отчитывался перед земляками. В одном из писем, опубликованном в печати, обращаясь к трудящимся столицы Казахстана, он писал: «Примите привет от летчиков моей части. Сейчас сокрушаем врага в воздухе и на земле. Ваш самолет в полной боевой готовности, цел и невредим. На нем каждый день я дерусь с противником. Близок час окончательного разгрома, скоро встретимся».

Так же, как и труженики Казахстана, денежные средства для приобретения самолетов авиационному полку С. Д. Луганского собрали и волжане. На эту цель поступили крупные суммы от членов колхозов «Коминтерн» и «Пробуждение» Терновского района Саратовской области.

...Фронт двигался на запад. Сергей Данилович участвовал в освобождении народов Польши. В боях под Бреслау, гарнизон которого был окружен войсками 1-го Украинского фронта, он сбил еще один, 37-й по личному счету, вражеский самолет. Пистолет, взятый у попавшего в плен немецкого пилота, был передан на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил СССР, где был выставлен вместе со шлемофоном нашего отважного летчика.

В марте 1945 года командующий фронтом маршал Конев своим приказом направил Гвардии майора Луганского на учебу в Военно-Воздушную академию. Узнав, что все имущество дважды Героя состоит из пары белья, гимнастерки и бритвенного набора, он подарил ему трофейный «мерседес», на котором тот и приехал с фронта в Монино.

Всего же, за период войны, Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, в воздушных боях одержал по официальным данным 37 побед лично и 5 в группе с товарищами. М. Ю. Быков в своих последних исследованиях указывает на 34 личные и 1 групповую победы летчика. Его полк уничтожил 245 самолетов противника.

После окончания академии, Сергей Данилович командовал авиационными соединениями ПВО страны. Генерал-майор авиации С. Д. Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей: от «МиГ-15» до «МиГ-19». Вышел в запас в 1964 году. Этот беззаветный воздушный боец трогательно любил цветы, в часы досуга заботливо ухаживал за собранной им коллекцией...

 

Истребители сопровождения.

«Обеспечение боевой работы штурмовиков и бомбардировщиков является одной из сложных задач истребительной авиации. В боях юго-западнее Кременчуга наши истребители, сопровождая штурмовиков и бомбардировщиков, все время старались найти более совершенные формы взаимодействия с ними в воздухе. В этом отношении заслуживает внимания опыт истребителей нашей части.

Летчики нашей части, сопровождая группы штурмовиков, сбили более 150 немецких самолетов. Tакой крупный боевой итог явился результатом мастерства летчиков и продуманной организации каждого воздушного боя. В основу боевого порядка истребителей сопровождения в нашей части было положено взаимодействие между группами. Выделялся также обязательный резерв. Мы не придерживались шаблонного деления истребителей только на 2-3 группы. В зависимости от наличия самолетов и особенностей задачи создавались 3-4 группы с обязательным резервом части сил обеспечения боя.

Серьезное внимание было обращено на самую расстановку сил. Например, если штурмовики шли в колонне звеньев, то истребители сопровождения располагались так, чтобы с одной стороны боевого порядка штурмовиков были 2 группы (в голове и хвосте колонны), а с другой стороны – еще одна группа, ударная, летящая в центре и с превышением; выше ударной выделялся обязательный резерв.

Подобный порядок сопровождения позволял командиру истребителей осуществлять взаимодействие между отдельными группами самолетов.

Известно, что бой истребителей, сопровождающих штурмовиков, затруднен еще тем, что приходится вести его на малой высоте. Ввиду этого в нашей части, помимо ударной группы, выделялась в резерв шестерка мастеров воздушного боя. Обычно они летели за общей группой или же со стороны солнца и держали превышение. Такое построение позволяло эшелонировать истребителей сопровождения по высотам и создать глубину боевого порядка. Насколько это важно, можно убедиться на примерах отдельных боев.

Однажды немцы атаковали наши самолеты в составе 4-х групп истребителей. Две четверки FW-190 направили свой удар против штурмовиков, а «мессеры» в составе двух четверок старались связать боем истребителей сопровождения. Атаки велись одновременно против сковывающей и ударной групп. Это могло принести врагу успех, если бы в группе сопровождения не было сильного и активного резерва.

Пара самолетов «Як-1», ведомая Героем Советского Союза капитаном Дунаевым, внезапным ударом с высоты мгновенно изменила обстановку в нашу пользу. В первой же атаке Дунаев и его ведомый сбили 2-х немцев. Этим была освобождена некоторая часть наших истребителей, и они немедленно бросились на помощь своим штурмовикам. Дунаев, не теряя времени, вновь занял выгодную позицию и повторял удар. За короткое время немцы потеряли 6 самолетов, не сбив ни одного нашего. Сковать истребителей сопровождения немцам не удалось. Этому воспрепятствовала наша резервная четверка, которая по существу и решила исход боя.

Подобных примеров решающего значения пары или четверки мастеров воздушного боя в нашей части имелось много. Таким образом у нас был разрешен вопрос о месте «аса» при сопровождении штурмовиков. Мы знаем немало образцов эффективного использования «асов», но они в основном относятся к борьбе истребителей за господство в воздухе. В этом случае сравнительно легко определить место «аса», позволяющее ему свободно маневрировать или выжидать на выгодной позиции завязки боя, чтобы в решительную минуту своим вмешательством изменить обстановку в нашу пользу. Еще шире применяется тактика свободного полета «асов». Но в группах сопровождения мастер воздушного боя обычно нес обязанности ведущего, и это привязывало его к штурмовикам. Естественно, что в таких условиях летчик не может проявить полностью свое индивидуальное мастерство. Он не имеет возможности самостоятельно маневрировать и применять одному ему присущие комбинации атак.

Разумеется, что ведущим группы сопровождения тоже должен быть опытный летчик, но оборонительный бой его группы необходимо обеспечивать одной или двумя парами сильного и активного резерва.

Всегда ли нужно выделять отдельные пары резерва? На наш взгляд, это надо делать в зависимости от обстановки. В нашей части к этому прибегали в тех случаях, когда противник был весьма активен, а также при определенных метеорологических условиях. Но время облачности выгодно иметь резервную пару под кромкой облаков. Например, в районе Кременчуга при сопровождении штурмовиков я шел за их группой под кромкой облаков. При внезапной атаке немцев я использовал облака и в короткое время сбил 2 «мессера».

Я имею на своем счету 37 личных побед, которые одержал почти все при сопровождении штурмовиков. Сочетая искусство ведущего и мастерство индивидуального боя, я находился там, где этого требовала обстановка. Если нужно, я возглавлял группу, а когда враг был особенно активен, обеспечивал ей бой.

Формы боя истребителей сопровождения довольно разнообразны. Почти каждый полет требует новых приемов борьбы с врагом, отвечающих обстановке. При действии на предельный радиус боевые порядки истребителей сопровождения значительно отличаются от тех, которых требует полет над полем боя. В первом случае нельзя вести активный наступательный бой. Летчики ограничены в своих действиях запасом горючего и вынуждены только обороняться. Другое дело – над полем сражения. Здесь истребители сопровождения получают возможность упреждать действия противника, а при слабой его активности в воздухе – даже атаковать наземные цели. Каждый командир обязан постоянно менять тактику боя истребителей сопровождения, помня, что шаблон ведет к поражению».

(Из сборника «Сто сталинских соколов в боях за Родину». Москва, ЯУЗА-ЭКСМО, 2005 г.)

 

Ибатулин Хасан Мингеевич

line1

        Родился 21.03.1913 в городе Оренбурге.В 1936 г. закончил Оренбургское летное училище (Оренбургская военно-авиационная школа).

        Служил в Гомельской авиационной штурмовой бригаде Особого Белорусского военного округа. В должности комиссара авиаэскадрильи X.М.Ибатулин участвовал в освободительных походах в Западной Украине. Затем служил в 160-м авиаполку 43-й авиадивизии.

        Первый вражеский самолет Хасан Ибатулин сбил 23 июня 1941 года, на второй день войны, в районе города Гродно. За этот бой он уже 25 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красной Звезды. 
        Летчиком-истребителем он прошел всю войну - от Белоруссии до Берлина, он командовал эскадрильей, а потом и 30-м Гвардейским истребительным авиационным Барановичским Краснознаменного ордена Суворова 3-степени полком. 
        Хасан Ибатулин совершил 456 боевых вылетов и в воздушных боях, лично и в группе, сбил 15 самолетов противника. За доблесть и героизм Хасан Ибатулин удостоен ордена Ленина, четырех орденов Боевого Красного знамени, ордена Александра Невского, двух орденов Красной Звезды, награжден многими медалями.

        Летал c 1935 г. на У-2, Р-1, P-5, ДИ-6, И-15, УТ, Харрикейн, И-153, И-16, УТИ-4, Киттихаук, Аэрокобра и других самолетах.

        В запас Хасан Мингеевич вышел в звании полковника. По окончании службы в ВВС работал начальником Алма-Атинского аэропорта, директором завода дорожных знаков, затем в Министерстве автомобильных дорог Казахской ССР.

        Похоронен в 1992 году в Алма-Ате.

 

Фотографии для публикации предоставлены внуком Хасана Мингеевича - Виталием Загороднюком.

Источник:  http://www.airforce.ru/photogallery/album/ibatulin/index.htm

Ansaldo SVA-9 – один из вариантов итальянской серии самолетов-разведчиков Первой мировой войны. Первоначально создавался в качестве истребителя, но оказался недостаточно маневренным для этой роли. Тем не менее, его впечатляющая скорость, дальность и практический потолок, позволили использовать его в качестве разведывательного самолета и даже легкого бомбардировщика. SVA-9 выпускался с 1918 года как двухместная версия самолета SVA-5.

SVA-10 - вооруженный вариант SVA-9, на котором членов экипажа поменяли местами: летчик теперь располагался в передней кабине, а наблюдатель - в задней. В задней кабине также смонтировали пулемет на турели. 20-30 машин приобрела Грузия (впоследствии - захвачены Красной армией), 50 экземпляров закупил Советский Союз, где он как учебно-тренировочный использовался даже в первой половине 1930-х годов.

Костенко Григорий Васильевич

1914-1973 гг.

line1

 

Костенко Григорий Васильевич родился 19 января 1914 года. Окончил Киевское пехотное училище. В 1940 году окончил Оренбургскую школу лётчиков. С 1940 по июль 1942 года служил в 137 скоростном бомбардировочном авиаполку в Заполярье. С августа 1942 по март 1943 был заместитель начальника штаба по оперативной разведчасти 839 штурмового авиаполка. С апреля 1943 по февраль 1944 года – начальник штаба 442 отдельной разведывательной эскадрильи. С марта 1944 по ноябрь 1944 года – зам. начальника штаба по оперативной разведчасти 668 штурмового авиаполка.


Был сбит в бою над Норвегией 19 ноября 1944 г., успел выпрыгнуть из горящего самолета и открыть парашют, но приземлялся уже без сознания. В результате этого он получил черепное ранение и осколками были повреждены обе ноги. Его разыскали на фьордах однополчане и срочно вывезли в Москву, где и была сделана операция. Врачи отняли правую ногу, а из ступни левой всю жизнь затем вынимали осколки, из-за чего получил инвалидность 1-й группы. Умер в 1973 году в Киеве.

Из письма инженера 839 ШАП Ефимова И.А. к внуку Григория Васильевича:
«…я его немного знаю и помню. В 1943 г. я был переведён из 17-го гвардейского ШАП в 839 ШАП на должность инж. полка по электроспец. оборудованию. Когда прибыл я в 839 ШАП, это было на аэродроме Кондо-ручей, Карельский фронт, полк только формировался и проходил учебу на самолетах Ил-2. Когда учебу прошли и начались боевые вылеты на передовую, а Ваш отец был зам.начальника штаба, его послали на передовую к пехоте корректировать нашей дивизии боевые действия самолетов, т.е. он на передовой по рации по указанию пехотного начальства передавал летчикам, какое место бомбить или штурмовать. А мне, как инженеру полка, с ним приходилось находиться очень мало, т.к. он почти все время находился на передовой. Я не помню сейчас, как мы с ним расстались и где. Когда была у нас учеба у летчиков, мы с твоим отцом дружили, были в хороших товарищеских отношениях, он был хорошим товарищем. 15.07.1943 г. на Карельском фронте на аэродроме Кондо-ручей мы сфотографировались.
На фотокарточке: Шамыкин - ст. лейтенант, нач. связи, умер в Москве после войны; Сильченков - капитан, нач-к строевого отдела (лененградец), дальнейшую судьбу не знаю; Баранов - мл. лейтенант, нач-к 1-го отдела, дальнейшую судьбу не знаю; Костенко Г.В.- капитан, зам. нач-ка штаба; Колодиев - майор, нач-к штаба, дальнейшую судьбу не знаю; Ефимов, т.е. я - гвардии старший техник-лейтенант, инженер полка; Лепескин - старшина, писарь полка, дальнейшую судьбу не знаю…»



Информацию предоставил сын Григория Васильевича Валерий Костенко.

Подкатегории