ВагинСергей Тимофеевич Вагин

1923-2015

Полоска короткая с крылышками

 

Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 175-го гвардейского штурмового авиационного полка 11-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (15.05.1946).

Биография

Родился в селе Красное (ныне Плавского района Тульской области) в семье крестьянина. Окончив 7 классов, учился в городе Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) в химическом техникуме.

В годы Великой Отечественной войны

В РККА с весны 1941 года. Был направлен в Таганрогское лётное училище, где его и застала Великая Отечественная война. Окончив в 1942 году Таганрогскую авиационную школу, продолжил обучение в Оренбургской лётной школе (окончил в 1943 году). Затем в 1944 году окончил Краснодарское объединённое военное авиационное училище, где освоил самолёт-штурмовик Ил-2. На фронте с февраля 1944 года. Воевал на 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах.

В феврале 1944 года прибыл в 874-й (с 19 августа 1944 года — 175-й гвардейский) штурмовой авиационный полк, в составе которого участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши. В частности, в феврале 1945 года при штурме города-крепости Познань как командир звена многократно водил своих подчинённых на штурм цитадели. Лично уничтожил два орудия, миномёт, пулемёт и несколько сот солдат и офицеров противника.

К апрелю 1945 года гвардии младший лейтенант С. Т. Вагин произвёл 101 боевой вылет на разведку, бомбардировку и штурмовку живой силы и военных объектов противника. Был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе подсчитано, что лётчик 5 раз водил группы по четыре самолёта на боевые задания, 20 раз летал заместителем ведущего групп, 40 раз вылетал на разведку расположения войск и техники противника, представлял ценные сведения командованию, участвовал в 17-ти воздушных боях с истребителями противника, в которых сбил несколько самолётов. По мнению командира полка гвардии подполковника Волкова, С. Т. Вагин «с первых же дней проявил себя мужественным лётчиком, кипучий, энергичный, инициативный воин, смело и охотно идёт на выполнение любого боевого задания.»

Всего же за время войны С. Т. Вагин совершил 103 боевых вылета на самолёте Ил-2. Совместно со своим звеном подбил 9 танков, 32 орудия малой зенитной артиллерии, 11 орудий полевой артиллерии, а также несколько сот солдат и офицеров противника. Войну закончил в звании лейтенанта, заместителем командира эскадрильи.

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии младшему лейтенанту С. Т. Вагину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7022).

В послевоенные годы

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1946 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1955 — Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. С 1961 полковник С. Т. Вагин — в запасе.

С 1963 года жил в городе Оренбурге. До 1968 года работал заместителем директора по кадрам Оренбургского горплодовощторга. Затем до выхода на пенсию в 1987 году — военным руководителем в школах города.

Награды и звания

• Медаль «Золотая Звезда» № 7022 Героя Советского Союза (15 мая 1946)

• Орден Ленина (15 мая 1946)

• Два ордена Красного Знамени (18 сентября 1944; 8 февраля 1945 — за 31 боевой вылет)

• Орден Отечественной войны I степени

• Орден Отечественной войны II степени (4 октября 1944 — за 21 боевой вылет)

• Два ордена Красной Звезды (июль 1944 — за 15 боевых вылетов; ??)

• медали

Почётный гражданин города Оренбурга (1995).

БыковНиколай Петрович Быков

1920-1945

Полоска короткая с крылышками

 

Старший лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).

Биография

Николай Быков родился в 1920 году в деревне Савёлово (ныне — Фировский район Тверской области) в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу. В 1936 году переехал в Ленинград, где был рабочим на судостроительном заводе. В 1940 году Быков поступил на учёбу в военное авиационное училище. В 1943 году он вступил в ВКП(б).

Великая Отечественная Война

С апреля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на 3-м Украинском фронте, дважды был ранен. Принимал участие в боях под Белгородом, освобождении Донбасса, Запорожья, битве за Днепр. Производил разведку и штурмовку объектов противника, в том числе в сложных метеорологических условиях. К марту 1944 года старший лейтенант Николай Быков был заместителем командира эскадрильи 237-го штурмового авиаполка 305-й штурмовой авиадивизии 9-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта.

К 1 марта 1944 года Быков совершил 89 боевых вылетов, принял участие в 13 воздушных боях с немецкими истребителями, лично уничтожил 87 автомашин с грузами и живой силой, 19 танков, 12 дзотов, 23 железнодорожных вагона, 21 артиллерийское орудие, 2 бомбардировщика на аэродроме и большое количество другой техники. Ни один из боевых вылетов Быкова не был безрезультатным.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Николай Быков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3963.

Во время воздушного боя в Прибалтике Быков получил тяжёлое ранение, от которого умер 3 января 1945 года. Похоронен в братской могиле в латышском городе Елгава.

Награды

Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей.

БочаровВладимир Михайлович Бочаров

1910-1936

Полоска короткая с крылышками

 

Герой Советского Союза (31 декабря 1936; посмертно), капитан (1936).

Биография

Родился 20 июля (2 августа) 1910 года на железнодорожной станции Колпна (ныне посёлок Орловской области) в семье железнодорожного кочегара. Русский. С 1912 года жил в Курске. В 1928 году окончил 9 классов школы № 42 (ныне — школа № 34).

В армии с января 1929 года. В 1929 году окончил Вольскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году — Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе); был флаг-штурманом авиаэскадрильи, командиром авиаотряда.

Участник боевых действий в Испании с ноября 1936 года в должности командира истребительного авиаотряда. Совершил 4 боевых вылета на истребителе И-16, провёл 1 воздушный бой.

13 ноября 1936 года был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. В плену подвергся зверским пыткам и был убит.

14 ноября 1936 года над Мадридом с самолёта был сброшен на парашюте ящик с частями тела В. М. Бочарова. В ящике также находилась записка с угрозами в адрес остальных советских лётчиков.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года командиру авиационного отряда в войсках республиканской Испании капитану Бочарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле в районе Мадрида (Испания).

Награды

• Герой Советского Союза (31.12.1936, посмертно)

• Орден Ленина (31.12.1936, посмертно)

• Орден Красной Звезды (25.05.1936)

Память

В Курске именем В. М. Бочарова названа улица, а на доме, в котором он жил, была установлена мемориальная доска (ныне дом снесён). В Колпне и в Курске установлены бюсты В. М. Бочарова.

Подробности боевой работы

Владимир Бочаров прибыл в Испанию в составе второй группы советских лётчиков-добровольцев в начале ноября 1936 года. Из лётчиков этой группы была сформирована эскадрилья на истребителях И-16, которую возглавил С. Ф. Тархов. Тремя отрядами, входившими в эскадрилью, командовали В. М. Бочаров, С. П. Денисов и К. И. Колесников.

8 ноября 1936 года отряды Владимира Бочарова и Сергея Денисова во главе с командиром эскадрильи Сергеем Тарховым вылетели из Альхантерильи на мадридское направление. На полпути самолёты совершили посадку в Альбасете, где задержались до 10 ноября (по всей вероятности, из-за плохой погоды).

10 ноября 1936 года в 13.20 на аэродром Алкала (под Мадридом) из Альбасете перелетели 16 истребителей И-16. Весть о прибытии пополнения подняла настроение у республиканцев, а необычный для своего времени самолёт вызвал интерес у многих. В связи с этим было решено устроить демонстрацию высшего пилотажа. В. М. Бочаров, поднявший свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Даже советские лётчики, видевшие, как летают на этом самолёте на родине, такой пилотаж наблюдали впервые.

В этот же день с 16.00 до 17.10 новые истребители штурмовали противника, занявшего мадридский парк Каса-де-Кампо. Встречи с противником в воздухе не произошло, но три самолёта получили пробоины от зенитного огня. Это был первый боевой вылет Владимира Бочарова.

11 ноября 1936 года наши лётчики на И-16 весь день дежурили на аэродроме, но боевых вылетов не совершали из-за плохой погоды.

Утром 12 ноября 1936 года, сконцентрировав силы, наземные части франкистов предприняли попытку прорваться в сторону Толедского моста. В отражении этого удара приняли участие 15 истребителей И-16. Правительственные части удержали свои позиции, шесть самолётов получили пробоины от огня с земли. Это был второй боевой вылет Владимира Бочарова.

Утром 13 ноября 1936 года 13 истребителей И-16 штурмовали противника. Два истребителя получили пробоины, один потерпел аварию при посадке. Это был третий боевой вылет Владимира Бочарова.

В 15.00 этого же дня на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолётов: 8 бомбардировщиков под прикрытием 18 истребителей. На перехват поднялись 12 истребителей И-15 во главе с П. В. Рычаговым и 12 истребителей И-16 во главе с С. Ф. Тарховым. В ходе завязавшегося воздушного боя, одно звено мятежников осталось прикрывать бомбардировщики, а другая часть немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские лётчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Намереваясь повторить удар, И-16 после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие лётчики из группы прикрытия, оставшиеся незамеченными, атаковали советские истребители. Очереди вражеских истребителей попали в самолёт Владимира Бочарова и ранили его самого. Лётчик нашёл в себе силы вне аэродрома, мастерски, на шасси, посадить свой самолёт. Всё было сделано правильно, за исключением одной, роковой ошибки — он сел на вражеской территории.

На следующий день его обезглавленное, изрубленное на куски тело было сброшено в деревянном ящике над Мадридом.

БурмистровМихаил Фёдорович Бурмистров

1901-1939

Полоска короткая с крылышками

 

Майор Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Гражданской войны в России и боёв на Халхин-Голе, Герой Советского Союза (1939).

Биография

Михаил Бурмистров родился 11 сентября 1901 года в селе Пушкино (ныне — город в Московской области) в рабочей семье. С 1909 года вместе с родителями проживал в Западной Сибири, работал молотобойцем в кузнице села Лебяжье Алтайского края. В 1919 году вступил в партизанский отряд, принимал участие в боях с войсками адмирала Колчака. В январе 1920 года вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в боях с формированиями Андрея Бакича и Александра Кайгородова. В 1922—1924 годах Бурмистров принимал участие в боях с басмаческими формирования в Ферганской долине и Восточной Бухаре. В годы войны дважды был ранен. В 1924—1926 годах Бурмистров обучался в Киевской объединённой военной школе. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1928 годах проходил службу в 39-м кавалерийском полку 7-й кавалерийской дивизии. В 1928—1929 годах Бурмистров был стажёром 18-й авиаэскадрильи. В 1930 году он окончил школу лётчиков и летнабов в Оренбурге, после чего проходил службу летнабом в 5-й отдельной авиаэскадрилье. В 1932 году Бурмистров окончил Высшую школу спецслужбы ВВС РККА, в 1933 году — вторую военную школу лётчиков в Борисоглебске.

В 1933—1938 годах Бурмистров командовал отрядом, затем был помощником командира 150-го бомбардировочного авиаполка. 15 ноября 1938 года майор Михаил Бурмистров был назначен командиром этого полка. С 11 мая 1939 года принимал участие в боях на Халхин-Голе. В ходе боёв он 22 раза водил свой полк на боевые задания. 25 августа 1939 года Бурмистров погиб в воздушном бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за «бесстрашие в воздушных схватках и умелое командование полком по уничтожению живой силы, техники и укреплений противника» майор Михаил Бурмистров посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

БорщевСергей Тимофеевич Борщёв

1912-1977

Полоска короткая с крылышками

 

Полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946).

Биография

Сергей Борщёв родился 18 февраля 1912 года в селе Косы (ныне — Подольский район Одесской области Украины) в рабочей семье. После окончания неполной средней школы и школы фабрично-заводского ученичества работал на шахте забойщиком. В 1930—1935 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1932 году вступил в ВКП(б), в том же году окончил военную авиационную школу лётчиков в Оренбурге. В 1939 году был повторно призван в армию. С начала Великой Отечественной войны на её фронтах. К апрелю 1945 года гвардии подполковник Сергей Борщёв был заместителем по лётной части командира 79-го гвардейского штурмового авиаполка 2-й гвардейской штурмовой авиадивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

К апрелю 1945 года Борщёв совершил 132 года на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, переправ, скоплений техники и живой силы врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии подполковник Сергей Борщёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1952 году Борщёв окончил Военно-воздушную академию, в 1956 году — Военную академию Генерального Штаба. Был начальником кафедры академии, имел учёную степень кандидата военных наук. В 1964 году в звании полковника Борщёв был уволен в запас. Проживал и работал в Одессе. Скончался 5 мая 1977 года.

Был также награждён пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Красной Звезды, а также рядом медалей.

Подкатегории