БорозенецСтепан Николаевич Борозенец

1922-2016

Полоска короткая с крылышками

 

Лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник, военный лётчик 1-го класса.

Биография

Довоенная биография

Родился 20 августа 1922 года в с. Актюба Киргизской (Казахской) АССР (ныне Уланский район Восточно-Казахстанской области Казахстана) в семье крестьянина, русский.

После окончания средней школы с ноября 1940 года по апрель 1941 года прошёл курс обучения в Семипалатинском аэроклубе.

В апреле 1941 года был призван в РККА и направлен в военную авиационную школу пилотов.

С мая 1941 года Борозенец С. Н. — курсант Первой Чкаловской военно-авиационной школы пилотов им. К. Е. Ворошилова, которую окончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта.

После завершения полного курса обучения был направлен в 34-й запасной авиационный полк (ЗАП), базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее г. Дмитров Московской области. Полк занимался подготовкой экипажей штурмовиков Ил-2 к ведению боевых действий.

Участие в Великой Отечественной Войне

В октябре 1943 года Борозенец С. Н. был направлен в действующую армию на 1-й Белорусский фронт (впоследствии 2-й Белорусский фронт), в 4-ю воздушную армию, 4-й штурмовой авиационный корпус (ШАК).

Лётчик, затем командир звена 569-го штурмового авиационного Осовецкого орденов Красного Знамени и Суворова III степени полка (ШАП) 199-й штурмовой Слонимской авиационной дивизии (ШАД).

Лейтенант Борозенец С. Н. произвел более 100 боевых вылетов на штурмовку военных объектов противника.

Его штурмовик в боях уничтожил:

• Танки — 3

• Паровозы — 6

• Вагоны — около 120

• Склады с горючим и боеприпасами — 9

• Батареи зенитной и полевой артиллерии — 36

• Автомашины — 84

В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-го ШАК Борозенец С. Н. на своём Ил-2 неоднократно выполнял полёты на воздушную разведку.

Участвовал в операциях по прорыву укрепленной полосы и уничтожению окруженной вражеской группировки в районе г. Бобруйска, в разгроме Восточно-Прусской группировки противника, в Данцигско-Гдынской операции, в прорыве укрепленной полосы противника на западном берегу реки Одер.

В июле 1944 года в бою в районе г. Слоним штурмовик С. Н. Борозенца был подбит. Лётчик сумел посадить горящий самолёт на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получив при этом серьёзные травмы лица и спины.

В феврале 1945 года при возвращении с боевого задания над территорией Польши эскадрилья штурмовиков была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолёт С. Н. Борозенца был обстрелян, лётчик получил ранение, а его воздушный стрелок, рядовой Леонид Балашенко, погиб.

Окончание войны Борозенец С. Н. встретил в Германии на аэродроме Рехлин к северу от г. Берлин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, лейтенанту Борозенцу Степану Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Послевоенная биография

После войны продолжил службу в Вооружённых Силах СССР. В сентябре 1945 года 569-й штурмовой авиационный полк был перебазирован из Рехлина в Польшу на аэродром Бжег (Бриг), где находился до конца 1945 года. Затем личный состав полка, оставив свои самолёты, был перебазирован в Закавказский военный округ на аэродром Насосная севернее г. Баку Азербайджанской ССР. Новая матчасть (самолёты Ил-2) были получены в пути на авиационном заводе № 30 в г. Москве.

В апреле 1946 года 199-я штурмовая авиационная дивизия была расформирована. Борозенцу С. Н., к тому моменту командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк 10-й гвардейской шад, базировавшийся на аэродроме Кутаиси Грузинской ССР и летавший на самолётах Ил-10. Занимал должности командира звена, зам. командира эскадрильи, командира эскадрильи.

В 1948 году Борозенец С. Н. окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки лётчиков. В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. В период учёбы летал на самолёте МиГ-15.

После окончания академии Борозенец С. Н. был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк 32-й бомбардировочной авиационной дивизии Прикарпатского военного округа, базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее г. Львов Украинской ССР и летавший на самолётах Ил-28, затем на Як-28. Занимал должности командира эскадрильи, зам. командира полка, командира полка.

С октября 1965 года переведен на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии в г. Львове. С лета 1967 года и по декабрь 1972 года проходил службу в Южной группе Войск (ЮГВ) на территории Венгрии, в г. Будапеште в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии. С 1972 года по 1990 год проживал в г. Харькове Украинской ССР. Работал старшим преподавателем кафедры тактики в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков (ХВВАУЛ). С марта 1978 года полковник Борозенец С. Н. — в запасе.

Работал инженером в Харьковском проектном и научно-исследовательском институте ПромСтройНИИПроект. С 1990 года по 1995 годы проживал в Москве. Участник исторической части Парада Победы 9 мая 1995 года, состоявшегося в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В 1995 году по состоянию здоровья переехал в г. Чикаго (США) на лечение, где проживал вплоть до своей кончины 26 августа 2016 года. На момент смерти являлся последним Героем Советского Союза, проживавшим на территории США.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 8207)

• Орден Ленина

• Орден Красного Знамени

• Три Ордена Отечественной войны I степени

• Орден Отечественной войны II степени

• Два Ордена Красной Звезды

• Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени

• Медаль «За взятие Кенигсберга»

• Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

• Медаль «За боевые заслуги»

• Юбилейные медали

Память

Имя Борозенца С. Н. носила пионерская дружина школы с. Актюба Таврического (ныне Уланского) района Восточно-Казахстанской области.

В г. Москве в средней школе N 956 с 1995 года работает музей боевой славы 569-го штурмового авиационного полка.

БородачевВиктор Иванович Бородачёв

1918-1968

Полоска короткая с крылышками

 

Лётчик-ас, генерал-майор Советской Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1944).

Биография

Виктор Бородачёв родился 23 августа 1918 года на хуторе Широкий (ныне — Жирновский район Волгоградской области) в крестьянской семье. В 1936 году окончил Московский педагогический техникум. 5 августа 1936 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году Бородачёв окончил военную авиационную школу пилотов в Оренбурге. Принимал участие в советско-финской войне. С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на Крымском, Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году вступил в ВКП(б). Дважды был ранен в воздушных боях. Принимал участие в обороне Керченского полуострова, битве за Кавказ, Краснодарской операции, Курской битве, освобождении Украины и битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской операциях, захвате Сандомирского плацдарма.

К февралю 1944 года гвардии капитан Виктор Бородачёв командовал эскадрильей 40-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й гвардейской истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К февралю 1944 года Бородачёв совершил 364 боевых вылета, принял участие в 91 воздушном бою, сбил лично 19 вражеских самолётов и 5 — в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитан Виктор Бородачёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2339.

В дальнейшем участвовал в Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях. Всего за время войны совершил 552 боевых вылета, принял участие в 116 воздушных боях, в которых лично сбил 26 самолётов и 5 — в группе.

После окончания войны продолжил службу в ВВС, был командиром 192-го истребительного авиаполка Львовского военного округа в городе Стрый. В 1950 году гвардии подполковник Бородачёв окончил Военно-воздушную академию, после чего находился на должности старшего инспектора-лётчика 2-го отдела Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС в Москве. В 1960 году Бородачёв окончил Военную академию Генерального Штаба, ему присвоено звание генерал-майора авиации. Служил в Военно-политической академии, защитил степень Кандидата военных наук.

Трагически погиб в результате несчастного случая 11 июля 1968 года. Похоронен на московском Востряковском кладбище.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

• Орден Ленина

• 4 ордена Красного Знамени

• Орден Александра Невского

• Орден Отечественной войны 1-й степени

• 2 ордена Красной Звезды

• медали

БирюковВасилий Николаевич Бирюков

1919-1993

Полоска короткая с крылышками

 

Майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Василий Бирюков родился 11 декабря 1919 года в селе Ольховатка (ныне — Поныровский район Курской области) в рабочей семье. После окончания неполной средней школы работал фрезеровщиком на заводе в городе Ковров Владимирской области. В 1939 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году Бирюков окончил Чкаловскую военную авиашколу пилотов. С августа 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны.

Начал боевую деятельность на Калининском фронте, участвовал в освобождении Невеля и Духовщины, производил штурмовки наземных целей противника, участвовал в воздушных боях. Вскоре Бирюков стал заместителем командира эскадрильи. Во время освобождения Белорусской ССР, на Витебском и Полоцком направлениях, группы штурмовиков, ведомым в которых был Бирюков, производили в день по 3-4 боевых вылета, нанеся сильный ущерб противнику. Группы провели 16 воздушных боёв, в которых сбили 7 немецких истребителей, сами при этом не потеряв ни одного самолёта.

6 августа 1944 года группа Бирюкова из 8 самолётов «ИЛ» получила приказ уничтожить пехоту и боевую технику противника в районе Биржай. Во время выполнения задания группа подверглась нападению 16 самолётов «Фокке-Вульф-190». Истребители сбили два немецких самолёта, но остальные продолжали нападать на самолёты группы Бирюкова. Тем не менее, группа не покинули поля боя, пока не выполнили боевую задачу. В воздушном бою самолёт Бирюкова получил сильные повреждения, в результате чего пилот с огромным трудом смог довести его до аэродрома.

К сентябрю 1944 года старший лейтенант Василий Бирюков был заместителем командира эскадрильи 723-го штурмового авиаполка 211-й штурмовой авиадивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. К тому времени он уже совершил 120 боевых вылетов, производил штурмовку и разведку скоплений вражеских войск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Василий Бирюков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5347.

В 1949 году Бирюков окончил военную авиационную школу штурманов ВВС в Краснодаре, в 1956 году — центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1959 году в звании майора был уволен в запас. Проживал в Калинине, умер 15 октября 1993 года, похоронен на тверском Дмитрово-Черкасском кладбище.

Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также рядом медалей.

БоровиковАндрей Евс­тиг­не­е­вич Боровиков

1912-1938

Полоска короткая с крылышками

 

Герой Советского Союза, участник боёв на озере Хасан.

Довоенная биография

Андрей Евстигнеевич Боровиков родился 7 (20) сентября 1912 года в деревне Жильково Ельнинского уезда[1] в крестьянской семье. В 1929 году его семья одной из первых вступила в колхоз «Красные нивы».

Андрей Боровиков с детства мечтал быть лётчиком. В 1932 году его призвали в РККА. Он поступил в Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Окончил её в 1936 году и стал лётчиком-наблюдателем бомбардировочной авиации. Службу начал лётчиком Черниговского гарнизона. Затем был переведён на Дальний Восток в 29 лёгко-бомбардировочную эскадрилью им. В. И. Ленина (29-я ЛБАЭ им. В. И. Ленина). В конце 1936 года эскадрилья получает новую матчасть — скоростной бомбардировщик СБ. В январе 1937 года 29 ЛБАЭ им. В. И. Ленина переходит на новые штаты и переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную эскадрилью им. В. И. Ленина с дислокацией на аэродроме Хвалынка г.Спасск-Дальний.

В соответствии с приказом Командующего ОКДВА Василия Блюхера № 0084 от 28 июня 1938 года был сформирован 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий с дислокацией штаба авиаполка, 1, 2 и 3 эскадрилий на аэродроме Красный Кут, 4 и 5 эскадрилий — Хвалынка. Полк вошёл в состав 25 скоростной бомбардировочной авиабригады 1-й Приморской армии. Основой формирования полка стали 59 скоростная бомбардировочная эскадрилья (59-я СБАЭ) им. В. И. Ленина и частично 58 скоростная бомбардировочная эскадрилья (58-я СБАЭ).

Участие в Хасанских боях

Подвиг

1 августа 1938 года 1 САЭ в составе 12 самолётов СБ произвела боевой налёт на высоту западнее озера Хасан — целями являлись сопки Заозёрная, Безымянная и Богомольная, а также артиллерийские батареи на японской стороне границы в районах Монтокусан, Йенчен, Нансон и Саосандо. Было сброшено 2040 авиационных осколочных 2,5 кг бомб и 4 бомбы ФАБ-50 по пехоте противника. Во время бомбометания зенитной артиллерией противника был сбит СБ старшего лейтенанта Гавриша, в экипаже которого служил Андрей Боровиков. Самолёт загорелся и упал на территорию противника. Пилот Гавриш и стрелок-радист Брусников сгорели в самолете, лейтенант Боровиков выпрыгнул на парашюте и приземлился на вражеской территории. Пробираясь к своим, старший лейтенант Боровиков был обнаружен противником. Японцы пытались взять его в плен, но он, не желая сдаться живым, последней пулей застрелил себя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года за героизм и мужество, проявленные в боях с японскими милитаристами, лётнабу старшему лейтенанту Андрею Евстигнеевичу Боровикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и Ордена Ленина.

Неофициальная версия событий

По некоторым данным, возможной причиной гибели самолёта Гавриша-Боровикова-Брусникина могли стать осколки бомб со «своих» самолётов. Использовавшиеся для бомбометания кассеты (так называемые «вёдра Онисько» — цилиндрические кассеты с открывающимся дном) были крайне ненадёжны. По словам комбрига Павла Рычагова: «…гранаты не всегда надежно выпадают из корзинки…<…> …я боялся привезти гранату на хвосте самолета обратно на аэродром…». Так, на самолёте командира звена Тараканова насчитали свыше 70 пробоин. Всего от осколков пострадало 5 из 12 бомбардировщиков. Командование ВВС ДВФ организовало расследование. Было высказано предположение, что всему виной дефектные взрыватели, сработавшие преждевременно (сразу после отделения от самолёта). Взрыватели изъяли со складов.

БизяевДмитрий Иванович Бизяев

1919-1990

Полоска короткая с крылышками

 

Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1946), гвардии полковник.

Участник Великой Отечественной войны с декабря 1943 года. Воевал в составе 218 (173 гв) шап, был командиром звена. Совершил 140 боевых вылетов на разведку и штурмовку. После войны до 1975 года служил в ВВС, был замполитом полка. Затем работал помощником начальника штаба ГО Псковской области.

Биография

Дмитрий Бизяев родился 24 февраля 1919 года в селе Елбань (ныне Маслянинского района Новосибирской области) в семье крестьянина. Русский. Позднее семья переезжает в Кемеровскую область.

Образование среднее — в 1935 году окончил среднюю школу в селе Банново Крапивинского района Кемеровской области, затем — курсы счетоводов в райцентре Крапивино.

Работал счетоводом в колхозе «Молодой колхозник» Крапивинского района, затем бухгалтером на базе «Роскожобувьторг» в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области. Учился в Ленинск-Кузнецком аэроклубе.

В 1940 году призван в РККА. Окончил в июне 1942 года Новосибирскую военную школу пилотов, в 1943 году — Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.

C декабря 1943 года в составе 218-го штурмового авиационного полка, которому за массовый героизм личного состава в августе 1944 года было присвоено гвардейское знамя, сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в наступательных операциях зимы 1943—1944 годов, Белорусской, Висло-Одерской, Берлинской.

Исключительное мужество и мастерство лейтенант Бизяев проявил в успешной операции по разгрому с воздуха окруженной вражеской группировки под Бобруйском 27-28 июня 1944 года. В августе 1944 года во главе звена уничтожил несколько батарей артиллерийских орудий противника у польского города Седлец, препятствовавшим наступлению конно-механизированной группы генерала В. В. Крюкова на Варшаву.

К маю 1945 года, командир звена 173 штурмового авиационного полка (11-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант Бизяев совершил 140 боевых вылетов на разведку и штурмовку. Им уничтожено 9 танков, свыше 50 автомобилей, свыше 20 полевых орудий, много иной боевой техники и живой силы врага.

Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года за героизм и высокое боевое мастерство в воздушных боях.

После войны продолжал службу в ВВС, был вторым пилотом Главнокомандующего Группы советских войск в Германии, с 1951 года служил в Москве. Окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина в 1956 году.

С 1956 года служит в Пскове заместителем командира авиационного полка по политической части. В 1961 году свыше пяти месяцев находился в служебной командировке во Вьетнаме.

С 1975 года полковник Бизяев — в запасе. Жил в Пскове. Работал помощником начальника штаба гражданской обороны Псковской области. Скончался 14 февраля 1990 года.

Награды

• Орден Ленина,

• Два ордена Красного Знамени,

• Орден Отечественной войны 1-й степени,

• Три ордена Красной Звезды,

Медали.

Память

Именем Бизяева Д. И. названа улица в городе Полысаево Кемеровской области.

Бюст Героя установлен в р.п. Маслянино Новосибирской области.

Имя Героя увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы.

Памятная доска-барельеф в городе Пскове (пл. Победы, стена Окольного города)

Подкатегории