Курсант Владимир Перерушев.
23 августа 1969 года. Руководитель полетов дает команду курсанту Оренбургского летного высшего командного училища младшему сержанту Перерушеву готовиться к полету. Заправив машину Я-29, надев парашют, Володя сел в кабину самолета, закрыл «фонарь» и доложил: «322 к полету готов». В воздух поднялись один за одним четыре самолета – звено, Володя шел вторым. Самолет набрал высоту 50 метров – убрал шасси, поднялся на 75 метров – убрал закрылки. Под ним лес, защитные полосы, дальше по курсу поселок с красивым названием Чистые Пруды, примерно под углом 45 градусов шоссе, по которому движутся машины с зерном нового урожая, чуть дальше высоковольтная линия и несколько стогов соломы.
Неожиданно самолет начал терять скорость, глохнет двигатель, а под ним дома, детские ясли, школа – поселок, где проживает 280 человек … Летчик старается запустить двигатель, но самолет дергается и идет на снижение. Тогда он принимает решение отвернуть машину вправо от села, гасит скорость поворотом. Машина становится неуправляемой, скорость мала, катапультироваться поздно. Через 3-4 секунды самолет трижды царапнул правым крылом землю, повернулся и взорвался… Так погиб Владимир Перерушев, совершая свой 87 самостоятельный полет. Семья получает скорбную телеграмму: «…ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей…»
Подвиг... Какой мальчишка не мечтает о нем? А Володя, наверное, даже не успел подумать об этом. Но о жителях поселка, над которым пролетал, подумал. Очевидцы происшедшей катастрофы были поражены мужеством пилота. Бригадир каменщиков совхоза В. С. Сафронов сказал тогда: «Он сделал все, чтобы отвести от нас беду. И заплатил за это жизнью. На месте гибели мы обязательно поставим обелиск». А Володины наставники сказали: «Будь на его месте самый опытный летчик – сделал бы то же самое».
Школа, детские годы.
Каким же был Володя? Его биография вполне может уместиться на тетрадном листочке. Но воспоминания о нем его товарищей, учителей, родных создают образ человека с твердой жизненной позицией, честного, скромного, справедливого и внимательного к людям.
Володя рос в семье военного. Отца, Андрея Дмитриевича, в очередной раз перевели на службу в новую войсковую часть. Так семья оказалась в Кинешме, а Володя – в школе имени Д. А. Фурманова.
– Очень славный был мальчик, – вспоминает учительница истории школы имени Фурманова Тамара Александровна Солохина, – до сих пор не могу забыть его добрые глаза, милую улыбку. Вокруг него всегда были ребята. Он их постоянно чем-то увлекал, занимал. Его любили все. Пророчили судьбу педагога, воспитателя, но победила авиация.
А еще Володя очень любил спорт – легкую атлетику, хоккей (всегда был вратарем), лыжи, волейбол. Увлекался музыкой – играл на скрипке, кларнете, пианино. Отлично рисовал. В школе всегда оформлял стенгазеты.
«Орленок»
За активную работу и хорошую учебу в1965 году совет дружины школы направил его во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок». Он и там проявил себя с самых лучших сторон, получил девять «орлятских» медалей, красные ленты почета, а самое главное – приобрел много новых и верных друзей. Владимир Перерушев – чемпион Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок». 1965 год. Владимир Перерушев – чемпион Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок». 1965 год. Вот что писала в 1970 году (год спустя после гибели) Надежда Родина. Он был в отряде «Икар» постоянным командиром – строгим, взыскательным, но до милого простым. Его все любили и уважали. И не только потому, что в спортивных соревнованиях брал все призы и на его груди висели девять «орлятских» медалей, не только потому, что слишком часто арбитры выкрикивали «выступает Перерушев из лагеря «Солнечный», а потому, что теплый солнечный свет струился из его стального цвета глаз. Да. Солнце и сталь сочетались в нем удивительно органично. «И не пищать, орлята!» – так всегда говорил в трудных ситуациях отрядный командир. Он добился своего. Стал летать. И вдруг …погиб!
Военное летное училище в Оренбурге.
Наверное, из него получился бы отличный педагог. Мама мечтала, чтобы он продолжал заниматься музыкой. Папа настаивал, чтобы сын пошел по его стопам. А Володя мечтал лишь об одном – о небе, он хотел стать летчиком. И мечта сбылась: он поступил в летное училище. В Оренбургском училище Володя проучился два года. Здесь, как и везде он был всеобщим любимцем. Имел благодарности от командования за отличные полеты, был назначен старшиной авиаэскадрильи.
Память.
Прошли десятилетия. Сейчас на месте гибели двадцатилетнего курсанта – летчика Володи Перерушева стоит обелиск. К обелиску приносят живые цветы жители села Чистые пруды, что под Оренбургом.
За ним с любовью ухаживают учащиеся Прудовской школы, носящей его имя. Похоронен Володя на центральном Оренбургском кладбище. Так решили его родители: «Он должен лежать под звездами, где летал, учился и мужал», – писали они товарищам сына.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki/uletevshie-nasegda/9-ucheba#sigProIdf5a6e4dca8
http://www.schoolfurmanov.narod.ru/site/podvig.html
- Просмотров: 1935
Улетевшие навсегда
Мелькают кварталы и прыгать нельзя,
Дотянем до леса – решили друзья,
Подальше от города смерть унесем,
Пускай мы погибнем, но город спасем.
Стрела самолета рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва березовый лес...
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал – ученья идут.
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны,
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо одно на двоих.
Р. Рождественский
Профессия летчика всегда была связана с огромным риском, каждый полет – это опасность и груз ответственности за себя, свой самолет и за свой экипаж. Но не всегда и не все зависит только от знаний и опыта пилота. Бывает так, что подводит техника, а человеку приходится за это расплачиваться своей жизнью. Среди тех, кто не вернулся из полета, особняком стоят те, кто пожертвовал собой, уводя свои неисправные самолеты от населенных пунктов и тем самым спасая жизни сотен, а порой и тысяч простых людей. За них, «улетевших и невернувшихся», – третий тост, стоя и не чокаясь. О них эта страница…
Награждены орденами посмертно:
Перерушев Владимир (курсант ОВВАУЛ)
СПИСОК ЭКИПАЖЕЙ ВВС СФ (безвозвратные потери 1961-2002 гг.)
|
|||
Ф. И. О., должность, в/звание
|
Дата, тип самолета |
Аэродром, в/часть, место катастрофы |
Экипаж (пассажиры) и обстоятельства катастрофы |
Волков В.И., капитан, командир корабля. |
13 июня 1958 г. Ту-16Р |
967 одрап, г. Жуковский |
13.06.58 Ту-16Р К-н Волков В.И. Полет проходил по программе контрольных испытаний в НИИ ВВС в Жуковском. Накрапывал мелкий дождь, погода стала ухудшаться. РП дал команду командиру корабля прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот самолет стал заходить на посадку со стороны города Щелково. Дождь перешел в ливень, видимость снизилась до 50м. Погодный минимум командира был 500м до нижней кромки и видимость не менее 5км по горизонту. Экипаж стал использовать систему слепой посадки «Глобус». Самолет зацепился тележками шасси за крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. Ответственность за происшествие легла на командование института.
|
Гончаров Борис Семенович, капитан, командир корабля. |
17 марта 1961 г. Бе-6 |
403 плап ДПМУ, Североморск-1 (морской полигон) |
нет данных |
Красильников Лев Сергеевич, командир корабля, майор, зам. командира полка. |
23 марта 1961 г. Ту-16к |
967 одрап ДПМУ, Североморск-1 |
23.03.61 г. В Североморске-1 катастрофа ТУ-16к морской авиации СФ, 967 одрап. Командир-майор (по другим данным капитан) Красильников Л.С., остальные члены экипажа: к-н Борисов, к-н Куликов Анатолий Викторович, ст. л-т Жмуренко, матрос Михайлов, старшина Морозов. ДПМУ.
Они вылетели в тот полёт на заправщике Ту 16З
Вот воспоминания однополчанина капитана Трубино В.А.: Второй случай произошел с экипажем Красильникова, что нас срочно заменил из-за заболевшего нашего «правака». Этот случай до сих пор меня, да и не только меня, весь наш экипаж поражает своей.фатальностью. У правого пилота температура была повышенной, то есть +39 по Цельсию. Раньше заменили бы другим праваком, что до сих пор и делалось, но пришло недавно указание – менять весь экипаж, дабы не нарушать его слётанность. После наш второй пилот как-то заявил: «Это я вас всех спас». Нужно бы при этом добавить «А экипаж Красильникова я при этом угробил». Погибли они все, по-моему, даже толком не поняв, как всё это случилось. Прошли весь полёт, встретились с экипажем, это был командир нашего полка, заправились, вместе подлетая к дому, пересекли границу Кольского полуострова и вдруг вошли в пике…Даже командир полка своим голосом кричал: « Прыгайте!.. Прыгайте!..» За 18 секунд, что им определила судьба, много не сделаешь; правда, их правак дослуживал с истребителей, он был более опытным до этого, поэтому успел сбросить свой люк. На катапультирование этих несчастных секунд не хватило.
|
Калиниченко Дмитрий Антонович, полковник, командир корабля. |
25 сентября 1962 г. Ту-16т
|
987 мрап ДПМУ, Североморск-3 |
нет данных |
Гончаров Владимир Сергеевич, капитан, командир корабля. |
30 ноября 1962 г. Ту-16 |
987 мрап НСМУ, Североморск-3 |
нет данных
|
Бахарев Виктор Иванович, капитан, командир корабля. |
12 августа 1963 г. Ту-16
|
9 гмрап, 5-й мрад ДСМУ (минимум), Североморск-1 |
нет данных
|
Павлов, майор, командир отряда (экипаж 6 чел. + 27 матросов в казарме). |
30 марта 1965 г. Ту-16 |
924 гв. мрап НПМУ, Североморск-1 |
нет данных
|
Федотов А. С., полковник, командир полка |
23 января 1966 г. Ан-8 |
912 отап НСМУ, Луостари (Лахта) |
Погибли 6 чел. экипажа и 17 пассажиров.
|
Гриднев Василий Иванович, подполковник, командир корабля. |
23 марта 1967 г. Ту-16р |
967 одрап ДПМУ, Североморск-1 |
нет данных
|
Чаманский Борис Анатольевич, капитан, командир корабля; Иванов,капитан, помощник командира корабля. |
6 октября1967 г. Ту-16 |
987 мрап НСМУ, Североморск-3
|
нет данных |
Плиев А. З., подполковник. |
23 мая1968 г. Ту-16к
|
967 одрап ДПМУ, Североморск-1 (Норвежское море) |
КК подполковник А. З. Плиев, майор В. Н. Кувшинов, капитан Х. Аминев, ст. лейтенант Ю. А. Федоров, ст. лейтенант П. И. Шевченко, ст. лейтенант Н. Г. Юрин, старшина О. Г. Грабельников.
|
Акимов Владимир Николаевич, Кузема Николай Алексеевич, |
15 июля 1968 г. Ту-16
|
924 гв. мрап ДСМУ, ас Оленья |
нет данных |
Шарко Вячеслав Михайлович, Соломин Владимир Пантелеевич, |
12 сентября 1969 г. Ту-16
|
9 гв. мрап НСМУ, Североморск-1 |
нет данных |
Растяпин Алексей Григорьевич, Дъячко Петр Акимович,
|
15 января 1971 г. Ту-95РЦ |
392 одрап НСМУ,Кипелово |
нет данных |
Гладков Иван Федорович, полковник, командир корабля; Домашнев Юрий Владимирович, лейтенант, помощник командира корабля. |
3 сентября 1971 г. Ту-95РЦ
|
392 одрап НСМУ (туман), Кипелово |
нет данных |
Терещенко Алексей Степанович, Степаненко Александр Викторович, |
11 сентября 1973 г. Ту-16Р
|
967 одрап НСМУ, Североморск-1 |
нет данных
|
Карепанов Николай Денисович, Кузнецов Александр Григорьевич, |
29 декабря 1974 г. Ту-16 |
987 мрап НСМУ, Североморск-3 |
нет данных
|
Красносельских Аркадий Иванович, Гарыничев Федор Егорович, |
4 августа 1976 г. Ту-95Р |
392 одрап
|
нет данных |
Хазагеров Владимир Михайлович, лейтенант, командир корабля; Басимов Марат Абдулович, капитан, командир корабля. |
6 августа 1976 г. Ту-142
|
76 оплап ДСМУ, Кипелово (Североморск-1)
|
нет данных |
Успенский Александр Павлович, Добронравов Евгений Юрьевич, |
6 сентября 1976 г. Ту-16
|
987 мрап НСМУ, Североморск-3 |
нет данных
|
Кудряшов Александр Сергеевич, Печуркин Юрий Николаевич, Круговых А. А., штурман, военный штурман 2 класса старший лейтенант, Дрепин В. И. второй штурман, лейтенант , Пронин Г. Д., РТР, капитан. Вахромеев В. В., ВСР, прапорщик. Крылов В. М., КОУ, прапорщик
|
11 сентября 1978 г. Ту-16р
|
967 одрап ДСМУ, Североморск-1 (о. Надежда) |
нет данных |
Морозов Александр Васильевич, Борухович Илья Яковлевич, |
15 февраля 1980 г. Ту-16
|
924 гв. мрап НСМУ, Высокий (Североморск-3) |
нет данных |
Вымятнин Валерий Кириллович, Филиппов Юрий М.,
|
25 января 1984 г. Ту-95РЦ |
392 одрап
|
нет данных |
Голощапов Валерий Викторович, Рубцов Евгений Васильевич,
|
3 февраля 1994 г. Ил-38
|
403 оплап
|
нет данных |
Козырев Егор Александрович, майор, командир корабля. |
21 февраля 2002 г. Ан-26 |
403 оплап НСМУ (минимум), Североморск-1 (Лахта) |
нет данных |
СПИСОК ЭКИПАЖЕЙ ВВС ЧФ (безвозвратные потери 1962-1990 гг.)
|
|||
МуравьевИ. И., капитан, командир корабля. |
22 мая 1962 г. Бе-10
|
318 оплап аэ Донузлав |
Самолет Бе-10 потерпел катастрофу на взлете с гидроаэродрома Донузлав. |
Жильцов В. Ф., капитан, командир корабля Ушанов Г. П., ст.лейтенант, помощник командира корабля. |
1 октября 1970 г. Бе-12
|
318 оплап аэ Донузлав |
На взлете с гидроаэродрома Донузлав предположительно из-за столкновения со стаей птиц потерпел катастрофу самолет Бе-12. Экипаж погиб. |
Пономаренко Ф. И., подполковник, командир полка
Преображенский В. Б., ст.лейтенант, помощник командира корабля. |
20 июля 1972 г. Бе-12
|
318 оплап аэ Донузлав |
Катастрофа произошла при посадке на воду в открытом море из-за столкновения с посторонним предметом. Экипаж погиб, спасся только начальник связи полка майор Ю. И. Чуприн. |
Шаров Н. В., майор, командир отряда; Перегняк Н. М., мл. лейтенант, помощник командира корабля. |
30 мая 1973 г. Ту-16 |
124 мрап аэ Гвардейское ДПМУ
|
Через 2 ч. 11 мин. после выполнения маршрутного полета, экипаж, по указанию руководителя полетов, выполнял проход над ВПП на высоте 200 м с последующим заходом на посадку. Самолет, находясь на курсе и на глиссаде на удалении 2 км от полосы, перешел в набор высоты, вошел в облачность и через 1 мин. 28 сек. упал в 7 км левее полосы.
|
Денисов В. К., подполковник, заместитель командира полка;
Летягин В. И., лейтенант, помощник командира корабля. |
9 августа 1974 г. |
318 оплап аэ Донузлав
|
При выполнении полета на слежение за ПЛ предположительно из-за отказа двигателя на малой высоте произошла катастрофа самолета Бе-12. Экипаж погиб. |
Фесенко В. Ф., полковник, командир полка. |
30 октября 1974 г. Ту-22Р |
30 одрап аэСаки
|
Экипаж выполнял тренировочный полет в зону над Черным морем. Через 7 мин. радиолокационный контакт с самолетом был потерян, на запросы руководителя полетов экипаж не отвечал.
|
Белобородов Н. И., капитан, командир корабля.
|
6 июня 1975 г. Ту-22Р |
30 одрап аэ Саки
|
При выполнении тренировочного полета в зону из-за разрушения и пожара двигателя произошла катастрофа Ту-22у. Летчик и штурман корабля ст. лейтенант Ерохин В. М. погибли, оператор капитан Смирнов В. Г. катапультировался. |
Сапронов Р. Д., майор, командир отряда. |
23 июня 1977 г. Ту-22Р |
30 одрап аэ Саки
|
В ходе КШУ «Берег-77» после вылета на бомбометание на посадке с повышенной вертикальной скоростью по неустановленной причине произошла катастрофа Ту-22Р. У самолета на пробеге подломилась передняя и левая стойки шасси, он перевернулся на спину, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
|
Вишневский А. Н., майор, заместитель командира эскадрильи; Федоров Н. П., подполковник, инструктор, заместитель командира полка. |
17ноября1978 г. Ту-16 |
5 гв. мрап аэ Веселое НСМУ
|
нет данных
|
Кубраков Виктор Владимирович, капитан, командир корабля. |
11 мая 1979 г. Ту-22м2
|
943 мрап аэ Октябрьский ДПМУ
|
Из-за разрушения турбины правого двигателя произошла катастрофа самолета Ту-22м2. Помощник командира корабля катапультировался самостоятельно. Оператор и штурман были катапультированы принудительно командиром экипажа. Командир экипажа, уводя неисправный самолет от населенного пункта, катапультироваться не смог и погиб. Посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени. |
Васильев В. М., майор, командир корабля. |
14 января 1982 г. Ту-22м2
|
943 мрап аэ Октябрьский ДПМУ |
На взлете из-за потери продольной управляемости произошла катастрофа самолета Ту-22м2. Помощник командира корабля катапультировался и остался жив, остальные члены экипажа погибли. |
Карпов А. С.,
лейтенант, командир корабля старший; Кузичев В. С., ст. лейтенант, помощник командира корабля. |
18 сентября 1990 г. Ту-16 |
943 мрап аэ Октябрьский ДПМУ |
При выполнении маршрутного полета на полигон Свободный порт, на обратном маршруте, по неустановленной причине возник пожар на борту Ту-16. Самолет упал в море. Экипаж погиб. Штурман корабля старший лейтенант Данилов А. С. катапультировался и остался невредим |
- Просмотров: 10768
Виктор Николаевич Сокерин
08.04.1955
- Просмотров: 3392
Алексей Николаевич Кот
1914-1997
Советский военный летчик, участник Великой Отечественной войны, штурман звена 10-го гвардейского авиационного полка дальнего действия 3-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия, гвардии полковник. Герой Советского Союза (19.08.1944).
Произведения:
• Из рейдов возвращались на рассвете (1978)
• На дальних маршрутах (1983)
• Отечества крылатые сыны (1989)
Владимир Борисович Куликов
09.04.1950
Автобиография:
Произведения:
• Вадик
•
•
•
•
Юрий Михайлович Собещаков
19.07.1959
Юрий Собещаков родился в 1959 году в Приморском крае. Окончил Оренбургское высшее военное училище летчиков, служил в одной из воинских частей морской авиации. С 1968-го жил в Николаеве.
В 1999 году переехал с семьей в Канаду. Там вернулся к летной работе. Сдав экзамены в министерстве транспорта Канады, уехал работать в полярный город Инювик. В настоящее время Юрий Собещаков служит офицером в канадских ВВС.
Произведения:
• Воспоминания мёртвого пилота.
• Торжественно клянусь и обещаю
• Сказ о том, как чернобыльских детей лечить возили, и чуть не убили
• A Dick
• Мой друг - «босс русской мафии»
Василий Васильевич Чечельницкий
11.03.1947
Родился в семье военного. За время учебы поменял 10 школ от крайнего Запада (острова в Балтийском море) до Забайкалья, Дальнего Востока, Сахалина.
В роду никогда не было летчиков, но он, как только стал себя осознавать, начал мечтать о небе...
Всегда занимался спортом.
После армии летал летчиком в аэроклубе и преподавал «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города». Сейчас проводит время, в основном, в путешествиях, в перерывах - пишет прозу...
Произведения:
• Записки морского летчика
• Надежность летчика
• О чем молчал полковник
• В небесах мы летали одних
• Жить с верой в чудеса
• Намастэ
• Испытатель жизни
и др. на сайте http://www.proza.ru/avtor/12omrap
- Просмотров: 6668
Владимир Борисович Куликов
09.04.1950
- Просмотров: 2909