Кубраков Виктор Владимирович
1945-1979 гг.
«Смотрите, смотрите: самолет горит!» Самолет Виктора Кубракова рухнул буквально в шестистах метрах от места, которое на карте обозначено как граница населенного пункта. Это произошло 11 мая 1979 года. Уже на следующий день специалисты, просчитав траекторию падения самолета, ужаснулись: по всем законам аэродинамики горящая машина должна была упасть на сельскую школу, где в это время шли занятия! То, что сделал летчик Кубраков, казалось просто необъяснимым. Библиотекарь и заведующая музеем Янтарненской общеобразовательной школы I-III ступеней Елена Коваленко, тогда еще ученица этой школы, была очевидцем тех уже почти легендарных событий. — Это был первый год работы новой, только что построенной большой сельской школы, — вспоминает Елена Николаевна. — Заканчивался учебный год, в селе только отпраздновали праздник Великой Победы над фашизмом, стояла теплая солнечная погода, вокруг села цвели деревья. После уроков мы всем классом вместе с учительницей пошли гулять за село, на балку. Вдруг мальчишки закричали: «Смотрите, смотрите: самолет горит!» Поначалу к их словам никто особо не прислушался — знаете, мальчишки всегда были склонны к фантазиям. Но вскоре отчетливо послышался зловещий нарастающий гул. Мы все обернулись, посмотрели в сторону, куда указывали наши одноклассники, и увидели пылающий самолет, который, как сначала казалось, падал прямо на наше Янтарное. Мы прямиком кинулись в село. Перепуганная учительница пыталась нас остановить, но ее уже никто не слушал. Через несколько секунд раздался страшный взрыв. Он буквально потряс землю. Мы замерли, перепуганные, а потом увидели столб черного дыма, устремившийся в небо, — это было страшное зрелище. Отовсюду бежали перепуганные люди, кричали… Добежать до места взрыва дети не успели. Их остановили военные, уже выстроившиеся в оцепление. Некоторое время село жило почти на осадном положении. Большие обломки самолета сразу погрузили в грузовые машины и увезли. Куски искореженного металла поменьше собирали еще несколько дней. Около суток, как рассказывают, искали черный ящик. Потом, спустя месяцы, мальчишки по всей округе находили разлетевшиеся осколки от самолета, прятали их по самым укромным уголкам и берегли как реликвию. Несколько таких «трофеев» теперь находятся в школьном музее. «Плановый полет» Свидетели тех событий, простые сельские жители, рассказывают теперь, что тогда их охватила одна мысль: «Война!» В мире было неспокойно: американцы наращивали военное присутствие в Европе, китайские агрессоры вторглись в Социалистическую Республику Вьетнам, а наш «ограниченный контингент» вошел в Афганистан. Советское правительство боролось «за мир во всем мире», а в школах проводили уроки гражданской обороны, на которых рассказывали детям о том, как надо вести себя в случае атомной войны. Чуть ли не каждый день с военного аэродрома в Октябрьском взлетали боевые самолеты Констанцского полка, которые должны были противостоять самолетам Шестого флота США — авиация ныне «дружественной» Америки была направлена на европейскую часть СССР. Судьба жителя поселка Октябрьское Алексея Гирника тесно оказалась связана с Констанцским авиационным полком. Сейчас он на общественных началах собирает материал для музея, который разместился в здании Дома офицеров бывшего гарнизона, а ныне — Дома детского и юношеского творчества. — В тот день на аэродроме гарнизона Октябрьское проходили обычные плановые полеты самолетов «Ту-22М2», — рассказывает Алексей Петрович. — Экипаж корабля № 19 в составе капитана Кубракова, штурмана Перелепченко, штурмана-инструктора Каленинихина, помощника командира Кузнецова летел из Октябрьского на известный полигон «Свободный порт», где должно было пройти учебное бомбометание. На высоте 3200 метров обнаружились неполадки в работе двигателя. Позднее специальная комиссия признает действия членов экипажа безупречными: летчики в экстремальной ситуации сделали все возможное для устранения неполадок — говоря по-другому, возгорания самолета в воздухе избежать было невозможно. — В конечном итоге произошел взрыв двигателя и топливных баков, — продолжает Алексей Гирник. — Самолет, потеряв управление, стал падать. Из-за возникших перегрузок члены экипажа не могли катапультироваться, и тогда командир корабля нажал привод принудительного катапультирования — так три члена экипажа остались живы. Каким образом Кубраков сумел спасти жизнь своих товарищей и отвернуть машину в сторону от поселка, объяснить с точки зрения элементарной логики просто невозможно. При тех перегрузках, которые возникли, человек попросту должен был потерять сознание. Расшифровка записей черного ящика (на самом деле он оранжевый) показала: летчик, прилагая неимоверные усилия, до последнего контролировал ситуацию и сумел продлить полет потерявшей управление машины, насколько это было возможно. По просьбе селян Виктора Кубракова похоронили рядом со школой. Старожилы села вспоминают, что проститься с летчиком Констанцского полка пришли все жители Янтарного. На могиле сначала установили скромный обелиск, а позже поставили памятник. Пионерской дружине Янтарненской школы и одной из сельских улиц присвоили имя Виктора Кубракова, а в самой школе создали музей. Одним из его первых экскурсоводов была ученица 10 класса Лена Коваленко — ныне библиотекарь и руководитель музея. — Наш музей никогда не прекращал работу. Приезжали даже гости из зарубежных стран.
За проявленную стойкость и мужество капитан Виктор Кубраков был посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/vypuskniki-geroi/10-istoriya/581-kubrakov-viktor#sigProId7c8b5e8cb3
http://biyuk-live.org/node/7645
http://time4news.org/content/podvig-letchika-kubrakova-ili-istoriya-kotoraya-ne-nuzhna-ukraine