КлимовВасилий Вла­ди­ми­ро­вич Климов

1917—1979

Полоска короткая с крылышками

 

Подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946).

Биография

Василий Климов родился 9 мая 1917 года в селе Александровка (ныне — Мордовский район Тамбовской области). В 1930 году переехал в Москву, где окончил семь классов школы, после чего переехал в Ленинград и, окончив школу фабрично-заводского ученичества, работал формовщиком в литейном цеху одного из ленинградских заводов. В 1936 году Климов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. С апреля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны в составе 274-го истребительного авиационного полка. Принимал участие в боях на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусском фронтах. Был сбит, но, несмотря на полученное тяжёлое ранение, сумел выпрыгнуть с парашютом.

К марту 1945 года майор Василий Климов был штурманом 15-го истребительного авиаполка 278-й истребительной авиадивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 263 боевых вылета, принял участие в 65 воздушных боях, сбив 22 вражеских самолёта лично и ещё 2 — в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1945 года за «отвагу и мужество, проявленные в воздушных боях» майор Василий Климов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего же за время своего участия в войне Климов совершил более 300 боевых вылетов, принял участие в 89 воздушных боях, сбив 25 вражеских самолётов лично и ещё 2 — в составе группы. В 1946 году Климов был уволен в запас. Вернулся в Чкалов (Оренбург), где окончил областную партшколу и работал помощником секретаря Чкаловского обкома ВКП(б). В 1950 году Климов повторно был призван в армию. В 1958 году в звании подполковника он был уволен в запас. Проживал в Оренбурге. С 1963 года был директором первой в СССР школы юных космонавтов, действовавшей при Оренбургском высшем военном авиационном училище лётчиков. Умер 18 апреля 1979 года.

Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, рядом медалей.

 

КлевцовВасилий Ильич Клевцов

1909—1998

Полоска короткая с крылышками

 

Генерал-майор Советской Армии, участник китайско-японской, советско-финской и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1940).

Биография

Василий Клевцов родился 25 февраля 1909 года в Риге. Окончил семилетнюю школу и школу фабрично-заводского ученичества. В 1928 году Клевцов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1929 году он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1930 году — Качинскую военную авиационную школу лётчиков, в 1932 году — курс инструкторов по вооружению при Оренбургской военной школе лётчиков.

Участвовал в боях китайско-японской войны, бомбил японские аэродромы и авиабазы, скоплений японских войск, нанеся противнику большие потери. Участвовал в советско-финской войне, будучи заместителем командующего военно-воздушными силами 13-й армии Северо-Западного фронта. За время боёв он совершил 10 боевых вылетов, один из которых — в тёмное время суток.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» полковник Василий Клевцов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 257.

В 1941 году Клевцов окончил первый курс Военно-воздушной инженерной академии. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. После её окончания Клевцов продолжал службу в Советской Армии. В 1956 году в звании генерал-майора авиации он вышел в отставку. Проживал в Новосибирске. Умер 28 февраля 1998 года, похоронен на Заельцовском кладбище Новосибирска.

Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды и Жукова, рядом медалей.

 

КирилловАлександр Семёнович Кириллов

1921-2016

Полоска короткая с крылышками

 

Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 41-го штурмового авиационного полка 198-й штурмовой авиационной дивизии 6-го штурмового авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (1946), полковник. Почётный гражданин Липецка.

Был последним живущим участником Великой Отечественной войны — Героем Советского Союза, проживавшим в Липецкой области.

Биография

Александр Семенович Кириллов родился 30 мая 1921 года в селе Епрынцево Переволоцкого района Оренбургской области. В 1940 году стал курсантом первой Чкаловской авиационной школы пилотов, после окончания которой в 1942 году был направлен в запасную бригаду Приволжского военного округа, а затем в действующую армию. Воевал в частях и соединениях, входящих в состав Воронежского, Степного, Брянского, Центрального, Белорусского, 1-го Белорусского фронтов. Участие в боевых действиях Александр Семенович начал командиром экипажа штурмовика ИЛ-2. В конце 1943 года был назначен командиром эскадрильи. Участвовал в Курской битве, в обороне и освобождении Воронежа, Белоруссии, Украины, Польши, в Берлинской операции. За период боевых действий с августа 1942 года по 29 апреля 1945 года А.С. Кириллов совершил 129 успешных боевых вылетов, провел 28 воздушных боев, сбил 2 самолета противника, 80 раз водил группу на штурмовку, не потеряв ни одного самолета группы. Им уничтожено 22 танка, 77 автомашин, 37 орудий, 2 склада с горючим, много живой силы противника.

После войны Александр Семенович был направлен в Липецк на курсы переподготовки летчиков. В 1947 году А.С. Кириллов поступил на командный факультет Военно-Воздушной академии, после окончания которой проходил службу на командных летных должностях в частях ВВС, передавая свой богатый боевой опыт летной работы молодому поколению авиаторов. С 1959 года и вплоть до увольнения в запас в 1976 году его служебная деятельность была связана с Липецким авиацентром, где он одним из первых осваивал реактивные самолеты 1-го и 2-го поколения. Занимаясь вопросами исследования их боевых возможностей и переучивания летного состава, внес большой вклад в повышение боеспособности и боеготовности частей истребительно-бомбардировочной авиации. Какой бы участок служебной деятельности не поручало ему командование, он с чувством высокой ответственности выполнял свой воинский долг, отдавая силы, опыт и знания делу укрепления обороноспособности нашего Отечества.

На всем протяжении жизни Александр Семенович занимался общественной работой. В 1960-62 годах избирался депутатом Липецкого городского Совета депутатов трудящихся; депутатом Правобережного районного Совета депутатов, делегатом X съезда ВЛКСМ, XI съезда профсоюзов. Длительное время являлся председателем ассоциации Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы Липецкой области, членом Совета ветеранов труда предприятия «Промстрой». В настоящее время является членом Президиума Совета ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов Советского района и членом Совета ветеранов войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов города Липецка. Александр Семёнович принимает активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи. Он частый гость в студенческих и школьных аудиториях, его рассказы о войне и службе в армии звучат на многих мероприятиях в библиотеках города. При его участии создана экспозиция музея Липецкого авиацентра, в котором он продолжает встречаться с молодёжью города. Александр Семенович постоянный участник всех военно-научных и исторических конференций военно-патриотической тематики, всегда участвует в мероприятиях, посвященных памятным датам России. В 2005 году А.С. Кириллов был удостоен чести быть приглашённым на приём, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне к Президенту России. Участник парадов Победы в 1995, 2000 и 2001 годах. Кавалер ордена Александра Невского, он является активным инициатором развития в Липецке молодёжного общественного движения «Наследники Александра Невского».

Александр Семенович скончался на 96-м году жизни 15 сентября 2016 года.

Награды

• Герой Советского Союза (15 мая 1946 года, № 7056)

• Орден Ленина (15 мая 1946 года, № 7056)

• 3 ордена Красного Знамени

• Орден Александра Невского

• Орден Отечественной войны I степени

• Орден Отечественной войны II степени

• 2 ордена Красной Звезды

• Орден «За службу Родине в ВС СССР» III степени,

• Медаль «За боевые заслуги»

• Медаль «За освобождение Варшавы»

• Медаль «За взятие Берлина»

Другие медали

• Орден «Крест Храбрых» (ПНР)

Звания

• Почётный гражданин Липецка

 

КирияШалва Нестерович Кирия

1912-1988

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 10 января 1912 года в селе Цаиши, в Грузии, окончил 6 классов, работал в родном селе. Служил красноармейцем, затем был принят в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1935 году.

Был направлен в бомбардировочную авиацию, летал на ТБ-3, на СБ. 22 июля 1941 года выполнил на СБ свой первый боевой вылет. В качестве командира экипажа провел на бомбардировщике несколько десятков боевых вылетов. 28 августа его СБ был сбит мессерами, экипажу удалось спастись.

В феврале 1942 года он переучился на истребителя в запасном авиаполку под Саратовом. Вернулся на фронт в мае 1943 года. Сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию.

7 июля в ходе Курской битвы самолет капитана Кирии был отсечен от своей группы шестеркой Me-109. Кирия сбил ведущего, однако на выходе из атаки загорелся его истребитель. На горящем самолете он в упор расстрелял еще один "Мессершмитт". Превозмогая боль от ранения и ожогов, атаковал третий истребитель противника и длинной очередью сбил и его. Во время воздушного боя отважный летчик совершил вынужденную посадку с убранными шасси на своей территории.

Последнюю победу он одержал 7 мая 1945 года неподалеку от Вены, сбив гигантский четырехмоторный "Кондор".

Всего за войну он провел 250 боевых вылетов, сбил 28 самолетов и 1 уничтожил в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. Военный летчик 1-го класса. Командовал полком, дивизией. Ушел в отставку в 1961 году в звании генерал-майора. Жил и работал в городе Зугдиди, позднее в Сочи. Написал книгу "Небо принадлежит звездам" (Тбилиси, 1981).

Ш.Н. Кирия умер 17 июля 1988 года.

Герой Советского Союза (26.10.1944). Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

 

КаспаровАшот Джумшудович Каспаров

1909—1993

Полоска короткая с крылышками

 

 

Участник Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 101-го авиационного полка 1-й авиационной дивизии 7-го авиационного корпуса авиации дальнего действия, майор.

Биография

Детство и учеба

Родился 29 декабря 1909 года в семье крестьянина села Дудукчи Шушинского уезда Елизаветопольской губернии (ныне Ходжавендский район Азербайджана / Гадрутский район НКР). По национальности армянин. Детские годы про­шли в родном селе среди живописной природы родного региона. Там же в Карабахе окончил пятилетнюю сельскую школу, после чего работал в колхозе родного села. В 1928 году, когда ему исполнилось девятнадцать лет, Ашот пере­ехал в Баку, где в посёлке Бинагады несколько лет работал каменщиком.

В 1931 году молодой рабочий добровольно вступает в ряды Красной Армии и направляется в Бакинское пехотное училище имени С. Орджо­никидзе, в этом же году он подаёт заявление на вступление в ряды ВКП(б), действительным членом которой он становится в 1932 году. В 1934 году, после окончания Бакинского училища его направили на учёбу в Оренбургское лётное училище. Боевое крещение молодой офицер проходит в 1939 году во время советско-финской войны.

Великая Отечественная война

К моменту начала Великой Отечественной войны Ашот Каспаров служил штурманом в авиачасти, расположенной под Ленинградом. В пер­вые дни войны он в составе своего экипажа совершил несколько бое­вых вылетов, позднее принимал активное участие в обороне Ленинграда. Отличился в снабжении с воздуха боеприпасами и продуктами партизанских отрядов в Белоруссии и на Украине. Ашот Джумшудович доставлял партиза­нам боеприпасы и продовольствие, а обратным рейсом привозил ране­ных в боях советских солдат. Имя отважного офицера было внесено в книгу почётных партизан 1-й Минской партизанской бригады, а Украинский штаб парти­занского движения наградил его орденом Отечественной войны 1-й степени. За время полётов в партизанские отряды Ашот Каспаров доставил туда 91 тонну боеприпасов, перевез 61 человека на «Большую землю», доставил 420 раненых и детей партизан. Летал через Ладожское озеро, доставляя блокированному Ленинграду продовольствие.

Отважный лётчик участвовал в битвах на Курской дуге, на Днепре, под Львовом, Тильзитом, Кёнигсбергом, на Калининском, Сталинградском, Ленинградском, 1-м, 2-м и 3-м Бе­лорусских фронтах. В июле 1942 года штурман звена Каспаров, успешно бомбардировал переходы фашистских войск через Днепр. В составе своей дивизии он также интенсивно бомбардировал скоп­ления вражеской техники и войск в районах Вязьмы, Орла, Смоленска, Львова, Рославля, Брянска, Витебска, Минска, Гомеля и на других важных плац­дармах.

Помимо того, что Каспаров был первоклассным штурманом, он был и отличным фотографом. В течение одной ночи в Орле он успешно сфотографировал результаты бомбардировки несколькими сотнями советских самолётов, за что был награждён орденом Красного Зна­мени.

Одна из нескольких боевых групп 101-го авиа­полка дальнего действия (со второй поло­вины 1944 — 31-й гвардейский Красносельский Краснознаменный авиаполк дальнего действия), штурманом которой был майор Каспаров, не раз бомбила важные военно-стратеги­ческие узлы, скопления военной силы и промышленные центры прямо на террито­рии врага. Эскадрилья совершала такие по­лёты на Хельсинки, Котку, Тильзит, Кёнигсберг, Инстербург, нанося противнику большой материальный и технический урон.

Бомбардировщик отважного штурмана громил гитлеровские войска и в боях за Варшаву, под Познанью, на Одере, и в битве за Берлин, в бомбардировках которого участвовал 16 раз.

За годы Великой Отечественной войны майор Каспаров совершил 290 ночных и 15 дневных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника, всего им же им было совершенно 365 боевых вылетов (в том числе 55 — в тыл врага, к советским партизанам), что со­ставляет 2650 часов налёта. Бомбардировщиком Каспарова на врага было сброшено 256 тонн бомб, при этом уничтожено много гитле­ровцев и большое количество военной тех­ники. За время войны майор Кас­паров был награждён пятью орденами и девятью медалями, за отвагу и героизм он 45 раз получал благодарности Верховного Главнокоман­дования.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Каспарову Ашоту Джумшудовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5246).

После того, как в 1946 году в звании майора был уволен в запас, жил в Гадруте. Работал председателем колхоза, сельсовета, начальником автоколонны, заведующим коммунального хозяйства, директором райзаготконторы. Умер в 1993 году.

Награды

• Герой Советского Союза;

• Орден Ленина;

• Два ордена Красного Знамени;

• Два ордена Отечественной войны I степени;

• Орден Красной Звезды;

• Девять медалей.

 

Подкатегории