Виктор Осипович Писаренко
1897-1931 гг.
Участник Гражданской войны. В начале 20-х годов был инструктором в Качинской авиашколе. В 1923 г. своими руками в мастерских авиашколы построил самолет ВОП-1 – первый советский свободнонесущий низкоплан. 27 ноября 1923 впервые поднялся на нем в небо и в последующие дни выполнил ряд полетов. В январе 1924 самолет был перевезен в Москву и на нем были сделаны еще сотни полетов. Писаренко стал инструктором в Серпуховской школе стрельбы и бомбометания (Стрельбом).
В 1925 г. в Стрельбоме построил 2-й самолет собственной конструкции - «Писаренко-Т», для которого также использовал оригинальные профили крыла. Получив разрешение только на руление, поднял самолет в воздух и перелетел в Москву на Центральный аэродром. Здесь сделал на своем самолете второй полет, выполнив ряд фигур высшего пилотажа.
С 1925, по распоряжению начальника ВВС П. И. Баранова, Писаренко на летно-испытательной работе в НОА (НИИ ВВС). Участвовал в испытаниях И-4 (АНТ-5) (1927), Хейнкель HD-37 (И-7) (1928), Р-5 (1929), Р-7 (АНТ-10) (1930).
20 июля 1928 при испытании в НИИ ВВС истребителя Хейнкель HD-37 на штопор, самолет вошел в плоский штопор и Писаренко не удалось его вывести. Долго не мог покинуть самолет, а выпрыгнув на высоте 300 м, не сразу раскрыл парашют. При приземлении сильно ударился и сломал ногу. Потом оказалось, что в сокращенном переводе инструкции самолета отсутствовала информация о выводе его из штопора.
С 27 июля по 9 августа 1926 с летнабом Б. В. Стерлиговым совершил перелет по маршруту Москва – Харьков – Ростов-на-Дону – Севастополь – Киев – Москва протяженностью 3 000 км. 21 июля 1929 Я. И. Алкснис и В. О. Писаренко на Р-5 выполнили беспосадочный перелет Москва – Севастополь (1 276 км за 5 час 30 мин).
С сентября 1930 стал работать в летной инспекции ВВС (помощник П. Х. Межераупа). Погиб 9 сентября 1931 года в авиационной катастрофе на Р-5 в районе Брянска. С П. Х. Межераупом он выполнял инспекционный полет в тяжелых атмосферных условиях. В тумане зацепили верхушки деревьев.