БахчиванджиГригорий Яковлевич Бахчиванджи

1909-1943

Полоска короткая с крылышками

 

Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.

Биография

Родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1908 или 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Гагауз болгарского происхождения.

Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина.

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

В 1987 году в честь Г. Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км на хордовом участке Ярославского направления Московской железной дороги, поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.

Награды

• Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

• Медаль «Золотая Звезда»

• Орден Ленина

• Орден Ленина

Память

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), там же платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославскому направлению Московской железной дороги;

Памятники Бахчиванжди установлены:

• в посёлке Малый Исток (на могиле героя);

• в городе Екатеринбурге (памятник возле международного аэропорта «Кольцово» и бюст на улице Бахчиванджи);

• в станице Бриньковская, на родине лётчика;

• в посёлке Патруши (обелиск близ места падения самолёта БИ-1).

Имя Бахчиванжди присвоено улицам:

• в городе Екатеринбурге (ведущей к международному аэропорту «Кольцово»);

• в городе Оренбурге;

• в городе Мариуполе (Украина);

• в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края;

• в городе Арамиле Свердловской области;

• в городе Ахтубинске Астраханской области;

• в городе Щёлково Московской области (в микрорайоне Щёлково-3);

• в городе Первоуральске Свердловской области (в микрорайоне Билимбай);

• в городе Краснодаре;

• в станице Бриньковская, на родине лётчика.

Именем Бахчиванджи также названы:

• школа №60 города Екатеринбурга;

• площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга — «Кольцово»;

• общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге;

• кратер на обратной стороне Луны.