Зарождение отечественной авиации. 1910-1920-е гг.
Несмотря на свою короткую историю, русский императорский военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Императорский ВВФ делился на авиационные отряды по 6-10 самолетов. Они использовались в русской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация).
В 1904 году Николай Егорович Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооруженные силы первые французские самолеты и начала подготовку пилотов.
12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу — Воздухоплавательной части Генерального штаба. Эта дата считается днем образования военной авиации России.
В 1913 году Игорь Иванович Сикорский построил первый четырехмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 году русские авиаторы совершили первые арктические полеты в поисках пропавшей экспедиции Седова. Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. Легендарный пилот Петр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.
На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире – 263 самолета. Однако, количественное преимущество не переросло в качественное, материальная часть была сильно изношена, отряды выступили на фронт с аэропланами и двигателями, бывшими в эксплуатации уже два года – огромный срок для авиатехники того периода.
Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали. Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции, а уже в 1918 году был основан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот.
Морская авиация. Становление.
По Высочайшему повелению императора Николая II, 6 февраля 1910 г. в Петербурге был создан Отдел Воздушного флота, ознаменовавший начало авиационной эры в России. Еще через полгода после этого события, 16 сентября 1910 г., начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота лейтенант С. Ф. Дорожинский выполнил с севастопольского аэродрома Куликово Поле полет на закупленном им во Франции для Морского ведомства самолете «Антуанетт-4». Этот полет и этот самолет были первыми в истории Морской Авиации России.
4 мая 1912 г. начальник Морского Генерального штаба вице-адмирал А. Ливен подал письменный доклад № 127 о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот документ, утвержденный с некоторыми оговорками морским министром вице-адмиралом И. К. Григоровичем, приобрел характер приказа по Морскому министерству. Логическим продолжением доклада стало письмо МГШ № 1706/272 от 02.06.1912 г. начальнику ГМШ о формировании инфраструктуры авиационных частей в 1913 г.
Некоторые историки полагают, что датой рождения Морской Авиации России следует считать 6 августа 1912 г., а местом рождения – Гребной порт на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здесь в этот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Опытной авиационной станции - первой официально сформированной авиационной воинской части на Балтийском флоте.
По состоянию на 1 января 1913 г. на Балтике имелся один гидроаэроплан и два колесных аэроплана, а на Черном море – пять гидроаэропланов. Весной 1914 г. решением морского министра в штат Морского генерального штаба было введено отделение авиации, в составе трех человек.
Начало Первой мировой войны застало Морскую Авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морском министерстве к 1 августа 1914 г. насчитывалось около трех десятков самолетов различных типов и около 20 дипломированных летчиков. Еще около 10 офицеров проходило летную подготовку непосредственно на флотах. К началу войны на Балтике было всего 10 гидросамолетов, базировавшихся в Либаве, а на Черном море, в Севастополе, в Килен-бухте – восемь. На Тихом океане предполагалось развернуть авиационные отряды лишь к лету 1915 г., однако это не было реализовано из-за начавшейся войны.
18 августа 1914г. приказом по флоту и Морскому ведомству № 269 было введено в действие «Положение о Службе авиации в Службе связи», определявшее правовой статус авиационных подразделений флотов.
В начале марта 1915 г. в составе Морской Авиации имелось уже 77 самолетов, в том числе, на Балтике – 47, и на Черном море – 30 гидроаэропланов. Их обслуживали 78 офицеров и 859 нижних чинов.
30 ноября 1916 г. вышел приказ императора Николая II о формировании Воздушных дивизий Балтийского и Черного морей. Одновременно с ним Приказом начальника морского штаба ставки Верховного Главнокомандующего адмирала А. И. Русина № 428, вместо устаревшего положения «О Службе авиации в Службе связи» (учрежденного в 1914 г.), было введено в действие новое положение «О Службе Морской Авиации и Воздухоплавании» Императорского Российского флота. Согласно ему, определялась структура частей и соединений Морской Авиации: 4-8 самолетов составляли отряд, 2-4 отряда образовывали воздушный дивизион, 2-4 дивизиона – бригаду, а 2 и более бригад – воздушную дивизию моря. Данное «Положение» фактически придало отечественной Морской Авиации статус рода сил флота. Оно было подготовлено с учетом опыта применения авианесущих кораблей Черноморского и Балтийского флотов в кампаниях 1915-1916 гг. В тот же день было утверждено «Положение о дивизионе корабельной авиации», в котором были четко прописаны взаимоотношения корабельных и авиационных командиров и начальников.
К октябрю 1917 г. Морская Авиация России имела в своем составе воздушную дивизию Балтийского моря (две воздушные бригады и отряд корабельной авиации) и воздушную дивизию Черного моря (две воздушные бригады и дивизион корабельной авиации). Всего в них насчитывалось 269 самолетов различных типов. Однако их боеспособность была крайне низкой, и в апреле 1918 г. обе дивизии прекратили свое существования.
Fokker C.IVA |