Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154Б

 

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

 06 Пассажирский самолет Ту 154Б 1

 

Самолет Ту-154Б является реактивным пассажирским самолетом средней дальности полета и предназначен для эксплуатации на авиалиниях протяженностью от 500 до 4000 км. Три мощных экономичных двигателя с низким удельным расходом топлива обеспечивают самолету хорошую энерговооруженность и большую дальность полета. Комплекс пилотажно-навигационного оборудования обеспечивает автоматический полет и автоматический заход на посадку по II категории ИКАО. Автономность обслуживания самолета достигается с помощью находящейся на борту вспомогательной силовой установки, которая обеспечивает автономный пуск двигателей, работу системы кондиционирования воздуха в салонах во время стоянки и руления самолета, электроснабжение самолета, опробование всех систем на земле без пуска основных двигателей.

Варианты компоновки самолета Ту-154Б:
-вариант для ближних авиалиний — 169 пассажиров;
-основной туристский вариант — 160 пассажиров;
-смешанный вариант с 6 местами первого класса — 150 пассажиров.

В туристском варианте при установке кресел с шагом 750 мм в самолете можно разместить 160 пассажиров. При этом в средней части пассажирского салона размещается буфет-кухня. В переднем салоне самолета могут быть установлены кресла первого класса с шагом 960 мм. Для обслуживания пассажиров первого класса оборудуется специальная кухня в носовой части фюзеляжа. Пуск двигателей производится от вспомогательной силовой установки, которая размещена в хвостовой части фюзеляжа.

Боковые двигатели снабжены устройством реверса тяги, позволяющим уменьшить длину пробега при посадке.

В 1978 году началось производство варианта Ту-154Б-1, а позднее — Ту-154Б-2. На самолёте Ту-154Б-1 были усовершенствованы топливная система, авионика, система воздушного кондиционирования, а также шасси. В салоне размещалось 160-169 пассажиров. Построено 68 самолётов. Бортовые номера: с 85226 по 85294.

Ту-154Б-2 является модификацией Ту-154Б-1 экономкласса, на 180 пассажиров, с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления (АБСУ-154-2). Многие Ту-154Б-1 были доведены до этой версии позднее. Модификация выпускалась с 1978-го по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. Взлетный вес некоторых экземпляров достиг 100 или 102 тонн за счёт замены колёс шасси и тормозных механизмов на усовершенствованные. Бортовые номера: с 85295 по 85605 (кроме 85317 — опытный Ту-154М). По состоянию на 01.01.2011 г. большинство Ту-154Б уже списаны, в эксплуатации остаётся 15 самолётов.

Последними авиакомпаниями, эксплуатировавшими самолёты Ту-154Б-2 в России являлись а/к «Кавминводыавиа» (до сентября 2011 г.), «Оренбургские авиалинии» (до декабря 2011) и «Когалымавиа» (в январе 2011 г.). В 2012 году Ту-154Б-2 эксплуатируются только в качестве транспортных самолётов ВВС и МВД.

ЛТХ:

Модификация: Ту-154Б
Размах крыла, м: 37,55
Длина самолета, м: 47,90
Высота самолета, м: 11,40
Площадь крыла, м2: 201,45
Масса, кг
-пустого самолета: 50775
-максимальная взлетная: 96000
Внутреннее топливо, кг: 39700
Тип двигателя: 3 х ТРДД НК-8-2У
Тяга, кгс: 3 х 10500
Крейсерская скорость, км/ч: 900-950
Практическая дальность, км: 6600
Дальность действия, км: 3250
Дальность полета с коммерческой загрузкой, км: 2750
Практический потолок, м: 12000
Потребная длина ВПП, м: 220
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: 169 пассажиров или 18000 кг груза.

 

 

 

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
М-Хобби. Дмитрий Колесник. Ту-154.
Авиация и космонавтика. Алексей Вульфов, Дмитрий Колесник. «Рабочая лошадка» Ту-154: 30 лет в небе.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Полет длиною в тридцать лет: О пассажирском самолете Ту-154 и его модификациях.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-154Б».