Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (Изделие 476)

 

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 2012 г.

 01 Первый серийный Ил 76МД 90А в полете

 

 

Ил-76МД-90А (изделие 476) — транспортный самолет. Глубокая модернизация транспортного самолета Ил-76МД — Ил-76МД-90А — разработана ОКБ им. С. В. Ильюшина совместно с КБ авиационного завода «Авиастар» (г. Ульяновск). По неподтвержденным данным предварительная проработка проекта модернизации велась еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Решение о переводе производства Ил-76 из Ташкента (Узбекистан) в Россию на авиазавод «Авиастар» в Ульяновск принято в 2006 году. Разработка самолета Ил-76МД-90А в целом завершена к весне 2009 года. В течение 2009 года планировалось заключить контракт на производство серии в 6 самолетов Ил-476 для Индии. В течение 2010 года предполагалось построить образец самолета для ресурсных испытаний в ЦАГИ, а в 2011 году начать серийное производство Ил-476.

Строительство первого летного экземпляра «01-02» начато во второй половине 2009 года. В ноябре 2009 года заключен контракт между ОАО «ОАК-ТС» и Министерством промышленности России на «выполнение работ по модернизированной версии изделия 476». Испытания самолета планировалось начать в 2012 году. В первой половине 2010 года СМИ сообщали о планах по завершению строительства опытного образца самолета к июлю 2011 года, а экземпляра для статиспытаний — в октябре 2011 года. По состоянию на апрель 2011 года все силы были брошены на строительство летного образца «01-02» — первый полет самолета был перенесен на начало 2012 года, но неофициальные источники на авиазаводе «Авиастар» называли более реалистичный срок — октябрь-ноябрь 2012 года.

В 2011 году, как и планировалось ранее, было завершено строительство самолета «01-01» для ресурсных статических испытаний и самолет был передан в ЦАГИ в начале октября 2011 года. Испытания образца для статических испытаний были перенесены на 2012 год и их завершение планировалось на весну 2012 года.

Строительство первого летного самолета «01-02» завершено в декабре 2011 года — выкатка состоялась 15.12.2011 г. Первый полет самолета 01-02 ожидался в апреле 2012 года. 5 июля 2012 года состоялась повторная выкатка Ил-476 (№ 01-02) — самолет переведен на летно-испытательную станцию завода. Теперь первый полет самолета ждали в августе-сентябре 2012 года. По состоянию на 1 августа 2012 года самолет вновь находится в сборочном цехе завода. К 23 августа 2012 года была завершена отладка систем самолета, самолет был вновь перемещен на летно-испытательную станцию завода «Авиастар».

В итоге, первый полет самолет «01-02» Ил-76МД-90А совершил 22 сентября 2012 года. Полет состоялся с аэродрома «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе лётчика-испытателя Героя России Николая Куимова (командир), заслуженного лётчика-испытателя России Владимира Иринархова (2-ой пилот), Валерия Гречко (штурман), Алексея Журавлёва (бортинженер) и Сергея Орлова (бортрадист). Первый полёт продолжался около 40 минут и прошёл в штатном режиме.

30 января 2013 года головной Ил-76МД-90А в окраске ВВС России с регистрационным № RA-78650 перелетел в ЛИИ им. М. М. Громова в Раменское — для прохождения летно-конструкторских испытаний. Как сообщил Виктор Ливанов, всего предстоит провести несколько этапов испытаний: заводские, государственные, а также этап специальных испытаний по сбросу различных грузов, десантированию техники и войск, в т.ч. парашютным способом.

13 марта 2013 года в Раменском должна была начаться программа летно-конструкторских испытаний головного летного Ил-76МД-90А. Программа включает в себя 22 полета с выполнением разных задач. По погодным условиям первый полет 13.03.2013 г. отложен. 21 мая 2013 года в СМИ заявлено о досрочном завершении летно-конструкторских испытания самолета. Всего в ходе ЛКИ выполнено 19 полетов из запланированных 22. Техническими специалистами летно-испытательной и доводочной базы ОАО «Ил» осуществляется доработка систем самолета с целью подготовки его к передаче для проведения дальнейших испытаний Минобороны РФ.

Согласно сообщений СМИ, 10 июля 2013 года на аэродроме ЛИИ им.Громова в Раменском состоялся первый полет первого этапа государственных совместных испытаний Ил-76МД-90А. Третий полет состоялся 12 июля. После завершения первого этапа ГСИ в ноябре 2013 года Министерством обороны должен быть утвержден акт с предварительным заключением о выпуске установочной партии, дающий право осуществлять серийный выпуск самолетов данной модификации. Программа первого этапа ГСИ состоит из двух стадий, первая — доводочная, вторая — оценочная. «Программа первого этапа ГСИ включает в себя комплексную проверку функционирования воздушного судна, оценку систем и оборудования: пилотажно-навигационного комплекса, системы автоматического управления, ответчика госопознавания, радиосвязного оборудования и других систем».

Первый этап государственных испытаний самолета завершен 4 декабря 2013 года. Первый Ил-76МД-90А (заводской № 01-02) совершил перелет с аэродрома ЛИИ им. М. М. Громова, г. Жуковский в аэропорт «Ульяновск-Восточный» ЗАО «Авиастар-СП» для дальнейшей доработки по результатам первого этапа государственных совместных испытаний (ГСИ). В ходе первого этапа испытаний было выполнено 38 полетов, проверено функционирование пилотажно-навигационного комплекса и его систем, топливной системы, автопилота, радиосвязи. Отработаны предельные по прочности режимы на предельной скорости, предельные перегрузки, сочетание достижения предельной скорости и предельной перегрузки одновременно. В рамках ГСИ выполнены полеты с максимальным взлетным весом 210 тонн и максимальным посадочным весом 170 тонн и отработана методика ухода самолета на второй круг при «отказе» одного и двух двигателей. На ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» будет произведена доработка самолета. Планируется установить новый комплекс связи, комплекс обороны, внешние и внутренние видеокамеры. По завершении этапа доработок опытный образец приступит ко второму этапу ГСИ в городе Жуковском. На втором этапе ГСИ предусмотрено испытание бортового комплекса обороны и бортового комплекса связи, а также десантирование грузов и техники.

Испытания первого летного самолета Ил-76МД-90А планируется завершить в середине 2014 года.

Самолет отличается от Ил-76 новым модифицированным крылом с применением длинномерных панелей кессона, новыми двигателями, модернизированной топливной и системой управления, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления самолетом, а так же новой «стеклянной» кабиной (приборы управления выполненные с использованием ЖК-дисплеев).

Серийное производство Ил-476 предполагается вести на авиазаводе «Авиастар» в Ульяновске (Ил-76 производился ташкентским авиазаводом). В 2009 году потребности ВВС России оценивались в 38 самолетов такого типа до 2020 года. В феврале 2011 года в СМИ сообщается уже о 50 самолетах в вариантах топливозаправщика и военно-транспортного самолета, включенных в Государственную программу вооружений РФ на 2011-2020 годы. 23 августа 2011 года между ОАО «ОАК-ТС» и ЗАО «Авиастар-СП» заключен договор № 155.476.08.2011 на постройку установочной партии самолетов (3 ед.) Ил-76МД-90А. Производство установочной партии начато в 2012 году. 24 января 2012 года в СМИ появилась информация о планах закупки до 2020 года более 100 самолетов Ил-476 в разных модификациях. Кроме того, на базе Ил-476 планируется постройка нового самолета ДРЛО и У А-100 «Премьер».

23.08.2012 г. в СМИ сообщается о планах заключения в октябре 2012 года контракта с АК им. Ильюшина на поставку для Министерства обороны России 41 самолета Ил-476 с поставкой первых двух самолетов в 2014 году. (источник). 4 октября 2012 года Министерство обороны России и ОАО «ОАК-Транспортные самолеты» подписали контракт № З/4/2/1-13-ДОГОЗ на поставку до 2018 года 39 самолетов на сумму 140 млрд руб. Как выяснилось позже (сентябрь 2013 г.) — контракт предусматривает поставку до 2020 года включительно.

12 октября 2012 года в прессе объявлено о получении ОАО «Пермский моторный завод» заказа на 200 двигателей ПС-90А-76 для оснащения самолетов, которые будут строиться по контракту от 04.10.2012 года. Контракт на ОКР по созданию Ил-76МД-90А и самолета-заправщика на его базе за № 11/4/05-12-ДОГОЗ подписан 19 декабря 2012 года.

Первый серийный самолет Ил-76МД-90А, построенный по заказу Минобороны России, совершил первый полет 3 октября 2014 года — полет продолжительностью 4 часа 20 минут выполнил экипаж заслуженного летчика-испытателя РФ Владимира Иринархова. Самолет планируется передать в ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева» для создания специального авиационного комплекса ДРЛО и У А-100.

Конструкция самолета идентична конструкции Ил-76. Изготовление планера самолета (фюзеляж, крылья, оперение) ведется на авиазаводе «Авиастар» (г.Ульяновск), шасси изготавливается ПО «Авиаагрегат» (г. Самара), механизация производства Ташкентского авиазавода (по неподтвержденным данным встречается не кондиция), оперение — так же производства ташкентского авиазавода, пилоны — ВАСО. Начиная с первых предсерийных самолетов механизация и пилоны (пилона — начиная с самолета «01-06») будут изготавливаться на авиазаводе «Авиастар».

Крыло разработано вновь с использованием с длинномерных панелей кессона. Ранее на Ил-76 на авиазаводе в г. Ташкент панели крыла изготавливались из 3 частей по длине и 4 частей по ширине. Для Ил-476 панели крыла изготавливаются цельными (по 25 метров) в длину и по 3-4 сегмента в ширину. Существенно изменилась и конструкция панелей крыла — ранее стрингеры обрабатывались заодно с панелью (из плиты), а сейчас они будут изготавливаться отдельно и клепаться с панелями. Теоретический контур крыла не менялся. Панели выполнены длинномерными и в результате уменьшается вес на 2,7 тонны. Силовая схема крыла Ил-476 подобна применяемой на Ил-96-300. Первоначально изготовление крыла планировалось вести на ВАСО, но осенью 2009 года принято решение вести производство крыльев на авиазаводе «Авиастар». На первоначальном этапе это вызвало ряд проблем из-за отсутствия на заводе оборудования для автоматической клепки панелей стержневыми заклепками — поэтому на первом самолете 01-02 старжневые заклепки заменены универсальными.

Шасси идентично шасси базового самолета (Ил-76), но усилено под возросшую массу самолета.

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:

-для перевозки личного состава;
-для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
-для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
-для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
-для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой. Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.

На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.

Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
-перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
-осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
-осуществлять тушение пожаров.

ЛТХ:

Модификация: Ил-76МД-90А (Изд. 476)
Длина самолета, м: 46,60
Высота самолета на стоянке, м: 14,76
Размах крыла, м: 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2: 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м: 8,16
Диаметр миделевого сечения, м: 4,8
Характеристики двигателя ПС-90А-76
Количество двигателей: 4
Степень двуконтурности: 4,4
Тяга, кгс
-максимальный режим: 14500
-максимальный повышенный режим: 16000
-крейсерский режим: 3300
-режим обратной тяги (реверс): 3600
Удельный расход топлива, крейс. режим, кг/кгс ч: 0,59
Массовые характеристики:
Максимальная взлетная масса, т: 210
Максимальная нагрузка, т: 52
Общая вместимость топливных баков, л: 109500
Летные данные:
Скорость полета, км/час: 750 — 800
Дальность полета, км
-при нагрузке 52 тонны: 5000
-при нагрузке 20 тонн: 8500
Высота полета, м: 12100
Длина разбега, м: 1540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м: 1700
Длина пробега с реверсом тяги двигателей, м: 960
Десантирование
Высота десантирования, м
-техники: 300-4000
-десантников-парашютистов: до 8000
Скорость при парашютном десантировании, км/час
-техники: 260-400
-десантников-парашютистов: 220-400
Число мест
Экипажа: 5
-десантников-парашютистов: 126
-личного состава /при установке второй палубы: 145 / 225
-пострадавших, при установке саноборудования: 114
Размеры грузовой кабины
Длина с рампой, м: 24,54
Ширина, м: 3,45
Высота, м: 3,40
Объем грузовой кабины, м3: 321
Ресурс самолета
Календарный, лет: 30
Количество посадок: 10000
Количество летных часов: 30000.

 

 

Список источников:
Ил-76МД-90А совершит первый полет. Лента.ру. 2012 г..
В.Чернышева. В Ульяновске презентовали секретный Ил-476. Российская газета. 20.01.2012 г.
Авиационный форум. Сайт (http://aviaforum.ru/) 2010 г.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-76МД-90А (Изделие 476)».