Fokker C.IV
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1923
Тип: Самолет-разведчик
В период, когда продажи военных самолетов на мировом рынке заметно снизились, Fokker C.IV имел некоторый коммерческий успех. Первый самолет поднялся в воздух в 1923 году, а его серийные поставки начались в 1924 году. Разработанный на базе модели C.I, он имел несколько большие размеры и более прочную конструкцию. Самолет оснащался двигателем Napier Lion и имел два втягивающихся боковых радиатора, установленных в носовой части фюзеляжа. По сравнению с самолетом C.I, фюзеляж и шасси с единой осью колес у новой машины были шире. Авиакорпус голландской Армии (LVA) приобрел 30 самолетов, а еще 10 купили вооруженные силы Голландской Ост-Индии (LA).
Всего были выпущены 159 самолетов C.IV, из которых 20 были по лицензии построены в Испании компанией "Jorge Loring". Испанские C.IV воевали в составе контингента в Марокко. Среди других заказчиков был СССР, закупивший 55 самолетов, а также Аргентина и авиаслужба Армии США. Один самолет проходил испытания в Италии.
Как и многие другие самолеты фирмы "Fokker", C.IV прославился своими надежностью и большим ресурсом. После эксплуатации в течение ряда лет в качестве разведывательных, эти машины в 1930-е годы с успехом использовались еще и как учебно-тренировочные в различных странах мира.
Модификации :
Fokker C.IV первоначальная серийная модификация.
Fokker C.IVA вариант с уменьшенными до 12,5 м размахом крыла и до 2016 кг максимальным взлетным весом. Этот самолет находился в эксплуатации в Голландской Ост-Индии (10 машин).
Fokker C.IVB с таким же размахом крыла, как у первоначальной модели C.IV, но оснащенный либо двигателем Rolls-Royce Eagle мощностью 360 л.с., либо American Liberty мощностью 420 л.с. Несколько самолетов применялись армией Голландии.
Fokker C.IVC вариант для дальней разведки с размахом крыла 14,27 м. На нем был оставлен двигатель Нэйпиер Лайон. Несколько самолетов применялись армией Голландии.
Fokker C.IV-W двухпоплавковый вариант гидросамолета с двигателем Лайон и крылом увеличенного размаха от модели C.IVC. Самолет C.IVH, пилотируемый аргентинским майором Занни, в 1924г. совершил перелет из Амстердама в Токио.
CO-4 официальное обозначение варианта Армии США. Три экспериментальных самолета XCO-4, а за ними пять самолетов СО-4А были оснащены двигателями Либерти 12А мощностью 420 л.с. Модель СО-4А имела два боковых радиатора и фюзеляж, удлиненный на 0,24 м. Модели XCO-4 и СО-4А были всесторонне испытаны Военно-воздушными силами США в Маккук Филд.
ЛТХ:
Модификация Fokker C.IV
Размах крыла, м 12.90
Длина, м 9.20
Высота, м 3.40
Площадь крыла, м2 39.20
Масса, кг
пустого самолета 1450
нормальная взлетная 2270
Тип двигателя 1 ПД Napier Lion
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 214
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один(два) неподвижных, направленных вперед 7,7-мм пулемета и два 7,7-мм пулемета на кольцевом лафете над задней кабиной.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/ucheba-samoljoty/659-fokker-c-iv#sigProIdd28edb2775
Список источников:
de Agostini. Мировая Авиация. Fokker C IV
Fokker Aircraft. Fokker C.IV
T. Postma, T. Wesselink. De Nederlandse vliegtuigen
Dutch-aviation.nl. Dutch Aviation History from 1900 till now
San Diego Air and Space Museum Archive
Henri Hegener. Fokker - The Man and His Aircraft