Великая Отечественная война. 1940-е гг.

line

 

К началу войны работа авиационной промышленности, ставшей в середине 1930-х годов крупной отраслью народного хозяйства, была существенно перестроена. В 1939 году ЦК ВКП(б) и советское правительство приняли экстренные меры по укреплению авиационной промышленности с целью перевода ее на производство более совершенной авиационной военной техники. В 1939 – начале 1941 годах были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство новые образцы боевых самолетов: истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, бомбардировщики Пе-2, Пе-8, Ил-4, штурмовик Ил-2. Авиационная промышленность полностью перешла на выпуск самолетов – монопланов с убирающимися шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарем и т. д. Скорость советских истребителей достигла 600-650 км/ч, потолок 11-12 км, дальность полета 3-4 тыс. км, бомбовая нагрузка 3-4 т. Число заводов отрасли по сравнению с 1937 годом увеличилось в 1,7 раза; к 1941 году резко возросли мощности производства, превысив мощности авиационных заводов Германии. Однако, германская авиационная промышленность выпускала самолеты только новых конструкций, а советская – как новых, так и старых. Серийное производство боевых машин новых конструкций было начато в СССР в 1940-м году. Всего за 1940 год и первое полугодие 1941 года было выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 МиГ-1, 1 289 МиГ-3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

Военно-воздушные силы СССР в предвоенные годы развивались уже, как самостоятельный вид Вооруженных Сил, и накануне войны организованно делились на несколько групп. Основным тактическим соединением являлась дивизия. Часть дальнебомбардировочной авиации была сведена в авиационные корпуса. К июню 1941 года имелось 79 авиадивизий и 5 авиабригад. Число авиаполков росло. В сравнении с 1939 годом на июнь 1941 года их количество возросло на 80%. Но к началу войны развертывание авиации и перестройку авиационного тыла осуществить не удалось, летный состав проходил переподготовку.

Не хватало средств обслуживания и ремонта новой техники. От темпов развития авиации отставало развитие аэродромной сети. На вооружении ВВС состояли боевые самолеты разных конструкций, большинство из них имели малую скорость и слабое вооружение. Новые самолеты (МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 и другие) по боевым возможностям не уступали немецко-фашистским, а по ряду показателей превосходили их. Однако поступление их в ВВС началось незадолго до начала войны, и к 22 июня 1941 года их насчитывалось только 2 739.

Авиационные кадры готовились в трех авиационных академиях, 78 летных и 18 технических школах и училищах.

В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, на которых базировалось 65% авиации западных приграничных военных округов. Вооруженные силы потеряли на земле и в воздухе 1200 самолетов, только один Белорусский военный округ лишился 738 самолетов. Авиация противника на ряде направлений советско-германского фронта захватила господство в воздухе. Это поставило советские сухопутные войска и авиацию в трудное положение и явилось одной из причин временных неудач Советской Авиации в первом периоде войны. Несмотря на большие трудности советские летчики проявили высокое мужество, отвагу и массовый героизм. В первый день войны они совершили 6 тысяч самолетовылетов.

В первые дни войны перед авиационной промышленностью была поставлена задача добиться значительного увеличения выпуска боевых машин, особенно новых типов. Авиационной промышленности были переданы многие машиностроительные и станкостроительные заводы, а так же предприятия, выпускавшие электрическое оборудование. Началось строительство новых авиационных заводов.

В июле 1941 года было выпущено более 1800 боевых самолетов (вдвое больше среднемесячного выпуска в первом полугодии 1941 года), в сентябре – 2329. Однако с октября 1941 года произошло значительное снижение производства самолетов, вызванное перебазированием большинства авиационных заводов в восточные регионы страны. Но уже с конца 1941 года отрасль стала непрерывно наращивать выпуск новой авиационной техники.

Всего в период войны авиационной промышленностью освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модифицированных самолетов (истребителей – 10 типов, бомбардировщиков – 8, штурмовиков – 2, транспортных – 4, учебных – 1) и 23 типа авиадвигателей.

Советским правительством были приняты меры, направленные на укрепление военно-воздушных сил, перестройку авиационной промышленности и подготовку авиационных кадров. В августе 1941 года ГКО принял решение о реорганизации военно-воздушных сил. Реорганизация закончилась в целом к 1943 году и представляла более сложную систему, нежели накануне и в начале войны.

Новые самолеты были построены по простой конструкции из недефицитных материалов, что существенно облегчало их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надежности советские самолеты выгодно отличались от зарубежных.

В ходе военных действий авиация давала большую поддержку сухопутным соединениям. Этот род войск был залогом успеха в сотнях военных операций, которые привели нашу страну к главной Победе в тяжелейшей войне.

 

 

Морская авиация.

Следует отметить, что в отличие от ВВС Красной Армии, Морская Авиация в первый день войны практически не понесла потерь. Это было обусловлено в значительной мере своевременным введением в ВМФ высших степеней боевой готовности, а с другой стороны, достаточным удалением основных аэродромов базирования от аэродромов бомбардировочной авиации противника.

В первые наиболее тяжелые месяцы войны авиация ВМФ привлекалась в интересах сухопутных войск к бомбо-штурмовым ударам по наступающему противнику. К выполнению подобных задач в предвоенное время экипажи не готовились. С учетом слабого истребительного прикрытия морские авиаторы несли большие потери в людях и технике.

В конце июня 1941 г. из подразделений гражданской авиации были сформированы три авиаотряда ГВФ (Балтийский, Черноморский, Северный), которые оперативно подчинялись командованию ВВС соответствующих флотов. Их задачей было обеспечение транспортных перевозок в интересах флотов. Кроме того, с первых дней войны в состав Морской Авиации были переданы некоторые авиационные части Погранвойск НКВД. В это же время в составе ВВС ВМФ появились первые подразделения штурмовой авиации: эскадрилья в составе 57-го БАП на Балтике и 46-я ОШАЭ на ЧФ.

По инициативе Наркома Военно-морского флота СССР адмирала Кузнецова Н. Г. на базе 1-го минно-торпедного авиаполка КБФ была создана «особая ударная группа» из 15 самолетов ДБ-3Т. Торпедоносцы были переоборудованы под свободнопадающие боеприпасы. Ночью 8 августа 1941 года группа, которую вел лично командир 1-го МТАП полковник Преображенский Е. Н, нанесла бомбовый удар по столице Германии городу Берлину и в полном составе вернулась на аэродром вылета. В дальнейшем, в течение августа самолетами полка было выполнено еще 7 вылетов, потеряно 18 самолетов и 7 экипажей. Также необходимо отметить, что подключившаяся к бомбардировкам Берлина дальняя авиация ВВС РККА в первый же вылет (10 августа) из 10 ушедших на Берлин машин вышли на цель и отбомбились только шесть, а вернулось домой только две. После этого вылета командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Герой Советского Союза Водопьянов М. В. (который также был сбит) был снят с должности, а на его место был назначен Голованов А. Е. Не нанеся сколь-нибудь существенного военно-экономического ущерба гитлеровской Германии, эти вылеты имели значительный психологический характер в СССР и мире.

Большие потери вынудили руководство ВВС ВМФ расформировать к середине осени ряд соединений и частей, оставшихся без матчасти, и перевести полки с 5-эскадрильного на 3-эскадрильный состав. Оставшийся личный состав направлялся в тыл на переформирование и пополнение авиатехникой. Высвободившиеся эскадрильи также были использованы для формирования новых летных частей. Кроме того, в течение первых двух месяцев войны были утеряны все приграничные и часть тыловых аэродромов ВВС БФ и ЧФ. Только на Севере потери ВВС СФ были вполне умеренными, и аэродромная сеть не претерпела изменений.

В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия Морской Авиации. Первыми звания гвардейских были удостоены 1 -й МТАП ВВС БФ, 72-й САП ВВС СФ, 5-й и 13-й ИАП ВВС БФ, которые с 19 января 1942 г. стали именоваться 1-м гв. МТАП, 2-м гв. САП, 3-м гв. и 4-м гв. ИАП соответственно. В апреле 1942 г. к их числу добавились 5-й гв. МТАП (бывш. 2-й МТАП) и 6-й гв. ИАП (бывш. 8-й ИАП) ВВС ЧФ.

В 1942-1943 гг., исходя из насущных требований войны, в составе Морской Авиации был сформированы новые соединения – штурмовые и бомбардировочные (пикировочные) бригады, вооруженные самолётами Ил-2 и Пе-2 (9-я ШАБ ВВС БФ, 10-я БАБ ВВС ТОФ, 11-я ШАБ ВВС ЧФ, 12-я ШАД ВВС ТОФ).

С 1943 г. и до конца войны структура ВВС флотов практически не претерпела изменений. Она включала в себя дивизии минно-торпедной, пикировочной, штурмовой и истребительной авиации, смешанные авиационные дивизии, отдельные полки истребительной и разведывательной авиации, отдельные эскадрильи боевой и вспомогательной авиации, а также отдельные авиационные отряды и звенья специальной авиации.

В 1944-1945 гг. боевой состав ВВС ВМФ пополнился еще четырьмя авиационными соединениями. На Черном море была сформирована 13-я ПАД, на Севере 14-я САД, и на ТОФ – 15-я и 16-я САД.

В Великую Отечественную войну Авиация ВМФ оказалась самой результативной из сил флота – официально подтверждено уничтожение авиацией 407 кораблей противника, что составляет 66 % потерь, при общем количестве потерь – 614 единиц.

В августе 1945 года СССР начал Боевые действия против Японии, в которых приняли участие ВВС ТОФ, ВВС СТОФ и Авиация АмВФ. К началу боевых действий штатная численность дальневосточной группировки морской авиации по личному составу и технике, даже без учета прибывших на усиление частей с западных регионов страны, превышала суммарную численность ВВС БФ, ВВС ЧФ и ВВС СФ, вместе взятых. Боестолкновения на дальневосточном театре военных действий носили скоротечный, но ожесточенный характер и продлились с 9 по 26 августа 1945 года, при этом потери, по сравнению со статистикой боевых потерь на Западных фронтах, были в разы меньше. Ряд частей ВВС ТОФ получил гвардейские звания и почетные наименования.

С окончанием Второй мировой войны, началось общее сокращение Вооруженных Сил СССР. В Морской Авиации уже после окончания боевых действий была полностью ликвидирована штурмовая авиация, однако были сформированы три новых авиадивизии.

 

 

Белл P-39 Аэрокобра

Вoston A-20

И-153 «Чайка»

И-16

Ил-10

Ил-2 

Ил-4

Ла-5

ЛаГГ-3

Ли-2

МиГ-3

Пе-2

Р-5

Р-Z

СБ-2 

Су-2

ТБ-3

ТБ-7

УТ-2

Ще-2

Як-1

Як-7