Пётр Фёдорович Шевцов
1912-1944
Советский лётчик, Герой Советского Союза (1937), полковник авиации.
Биография
Родился в городе Бухара в семье железнодорожника.
С 1920 года жил на станции Тюлькубас Чимкентской области, где закончил 4 класса. В 1928 году вступил в ВЛКСМ. В 1929 году переехал в Оренбург. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. Затем работал котельщиком на паровозоремонтном заводе.
В 1930 году поступил на службу в Красную Армию. В феврале 1932 года был направлен на учёбу в 3-ю Военную школу лётчиков и лётнабов в Оренбурге, которую окончил в 1933 году. Был направлен на службу в 107-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью, которая базировалась в Брянске.
С ноября 1936 по август 1937 года участвовал в борьбе с фашистами за независимость республиканской Испании в рядах добровольцев-интернационалистов. Командовал эскадрильей «И-16». За манеру своего пилотирования его прозвали камарадо Педро.
В начале августа загранкомандировка Шевцова подошла к концу, и он был отозван на Родину. За мужество, проявленное в Испании, 22 октября 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1938 году был назначен командующим 66-й авиабригадой Белорусского Особого военного округа. В 1939—1940 годах участвовал в войне с белофиннами. В предвоенные годы был лётчиком-инспектором ВВС.
Вскоре произошло неприятное происшествие. 20 июля 1939 года начальник Политического управления РККА армейский комиссар 1-го ранга Мехлис докладывал Военному Совету НКО СССР:
«23 мая 1939 года командир 66 авиационной бригады Герой Советского Союза полковник Шевцов совместно со своими подчинёнными по службе командиром 33 авиационного полка майором Акуленко организовали пьянку, окончившуюся дебошем в городе. При попытке со стороны органов милиции предотвратить это хулиганство Шевцов и Акуленко нанесли побои участковому инспектору милиции т. Куликову и рабочему Архищеву, всячески оскорбляли их».
Виновные были преданы товарищескому суду чести командного, политического и начальствующего состава, который постановил понизить Шевцова и Акуленко в должности.
В заявлении от 18 июня Шевцов писал:
«Понесённое взыскание считаю правильным, и это взыскание для меня будет наукой на всю жизнь. Заверяю Военный Совет… что подлинно большевистской работой оправдаю себя в своей повседневной работе и выведу соединение или часть, которую мне доверят, на первое место в округе по всем дисциплинам». Майор Акуленко в заявлении в ПУ РККА писал: «Я понял одно, что если после этого случая у меня будет хотя бы малейший намёк на подобное, я потеряю совесть, честь, достоинство не только как командир РККА, но как Гражданин Советского Союза».
С 1938 года член ВКП(б). В 1939 году Шевцов окончил КУКС при Военной академии Генштаба. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе ВВС Северо-Западного и Западного фронтов. Был инспектором по технике пилотирования авиадивизии, командиром 272-го истребительного авиаполка. Совершил 86 боевых вылетов, участвовал в 4 воздушных боях, сбил 6 вражеских самолётов лично и 1 в группе.
Погиб 17 января 1944 года при аварии самолёта Ла-5 на аэродроме Дубровка и был похоронен в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области. Позднее перезахоронен в братской могиле в городе Рудня.
Награды
• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 58;
• Орден Ленина;
• Два ордена Красного Знамени;
• Орден Отечественной войны I-й степени;
• Медали.
Память
В честь Шевцова названа улица в городе Рудня, школа и улица в посёлке городского типа Тюлькубас.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/component/content/article/10-vypuskniki/istoriya/519-shevtsov#sigProId3b0af35992