Сергей Михайлович Романов
1908—1999
Советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1942). Полковник (1944). Военный штурман 1-го класса (1950).
Биография
Сергей Михайлович Романов родился 11 июня (30 мая — по старому стилю) 1908 года в посёлке Мытищи Московского уезда Московской губернии Российской империи (ныне город — районный центр Московской области Российской Федерации) в семье служащего. Русский. Окончил школу ФЗУ. До призыва в армию работал столяром на Мытищинском машиностроительном заводе (ныне ОАО «Метровагонмаш»).
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии С. М. Романов был призван в 1927 году. Окончил 1-ю Советскую объединённую военную школу РККА имени ВЦИК. Служил командиром взвода в артиллерийской части в Московском военном округе. С мая 1932 года — курсант 3-й Оренбургской военной авиационной школы лётчиков-наблюдателей. После её окончания проходил военную службу в Украинском военном округе на должностях штурмана корабля и штурмана отряда. Затем прошёл переподготовку на курсах штурманов при Ейской военной школе морских лётчиков и лётнабов. До 1938 года служил штурманом эскадрильи в строевых частях ВВС Киевского военного округа. С сентября 1938 года проходил обучение в Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но учёбу не окончил из-за начала советско-финской войны. В феврале-марте 1940 года сражался на Северо-Западном фронте в должности штурмана корабля 85-го бомбардировочного авиационного полка, совершив в ходе финской кампании 11 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. В марте 1940 года продолжил учёбу уже в Военной академии командного и штурманского состава в Монино, которую окончил в январе 1941 года. До начала войны преподавал в академии на кафедре аэронавигации штурманское дело.
В действующей армии майор С. М. Романов с 23 июня 1941 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с августа 1941 года в должности штурмана эскадрильи 432-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии авиации дальнего действия. За годы войны летал на самолётах ТБ-7 (Пе-8) и Б-25 «Митчелл». Участник битвы за Москву, в ходе которой совершал налёты на крупные железнодорожные узлы противника, аэродромы, скопления живой силы и техники. Одним из первых в дальней авиации опробовал способы ночного автоориентирования, что дало возможность осуществления полётов в дальние тылы немцев. В декабре 1941 года 432-й авиационный полк был переименован в 746-й авиационный полк авиации дальнего действия, а майор С. М. Романов был назначен на должность штурмана полка.
В ходе контрнаступления советских войск под Москвой Сергей Михайлович продолжал наносить бомбовые удары по железнодорожным узлам, скоплениям войск и аэродромам противника в Смоленске, Витебске, Орше, Вязьме и Минске. 31 марта 1942 года экипаж Пе-8, где штурманом был майор Романов, осуществил заброску разведгруппы в район Киева. Всего к концу марта 1942 года в качестве штурмана корабля С. М. Романов участвовал в 21 боевом ночном вылете. В период с 19 мая по 13 июня 1942 года как один из лучших штурманов авиации дальнего действия Сергей Михайлович привлекался к выполнению специальных заданий командования по доставке дипломатических миссий Советского правительства, в том числе обеспечивал визит наркома иностранных дел В. М. Молотова в страны антигитлеровской коалиции.
20 июня 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР майору Романову Сергею Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале августа 1942 года 746-й авиационный полк был передан в непосредственное подчинение командующему авиацией дальнего действия. В конце месяца Сергей Михайлович принял участие в налётах дальней авиации на Варшаву и Штеттин. Однако в сентябре 1942 года обстановка на фронте заставила командование использовать дальнюю авиацию в качестве фронтовых бомбардировщиков на Сталинградском направлении. В апреле 1943 года майор С. М. Романов участвовал в налёте советской дальней авиации на Кёнигсберг, в ходе которого на укрепления города были сброшены первые серийные авиабомбы ФАБ-5000. К маю 1943 года Сергей Михайлович был произведён в подполковники и назначен старшим штурманом 45-й авиационной дивизии дальнего действия, в состав которой незадолго до этого вошёл и 746-й авиаполк.
В должности старшего штурмана авиационной дивизии подполковник С. М. Романов добился хороших показателей в подготовке молодых штурманов, за что впоследствии был награждён орденом Александра Невского. Сергей Михайлович также участвовал в прорыве блокады Ленинграда и в специальных операциях командования на территории Финляндии и Венгрии. В декабре 1944 года в связи с реформированием дальней авиации 45-я авиационная дивизия дальнего действия была преобразована в 45-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, которая вошла в состав 18-й воздушной армии. В последние месяцы войны Сергей Михайлович участвовал в бомбардировках Кёнигсбергской и Берлинской группировок противника. Всего за годы войны С. М. Романов совершил 63 успешных ночных боевых вылета. Боевой путь он завершил в звании полковника в небе Восточной Пруссии.
После войны полковник С. М. Романов продолжал служить в авиации дальнего действия в должности старшего штурмана бомбардировочной авиадивизии, затем главного штурмана тяжелобомбардировочного авиакорпуса. В апреле 1947 года полковник С. М. Романов был назначен начальником отдела бомбометания штурманской службы Дальней авиации, а декабре стал заместителем главного штурмана Дальней авиации, которую занимал до декабря 1949 года (в период с июля 1948 года по март 1949 года исполнял обязанности главного штурмана Дальней авиации).
В апреле 1950 года Сергей Михайлович окончил Военную академию Генерального штаба, после чего занимал должности заместителя главного штурмана Дальней авиации (1950—1953) и начальника штурманской службы Штаба ВВС СССР (с мая по октябрь 1953 года). В октябре 1953 года полковник Романов был направлен в заграничную командировку в Китай, где до августа 1956 года был военным советником по штурманской и бомбардировочной подготовке ВВС Китайской Народной Республики. После возвращения в СССР с ноября по декабрь 1956 года был начальником учебной части военной кафедры Московского топографического политехникума, а в 1957—1959 годах преподавал на военной кафедре Московского лесотехнического института.
Уволившись в запас в марте 1959 года, Сергей Михайлович поселился в городе-герое Москве. Сначала работал на одном из оборонных заводов, а с 1962 по 1985 год трудился старшим инженером и ведущим инженером в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (до 1970 года — Институт теоретической кибернетики).
С 1985 года С. М. Романов на пенсии. Умер 16 марта 1999 года. Похоронен в колумбарии Митинского кладбища столицы.
Награды
• Медаль «Золотая Звезда» (20.06.1942);
• Два ордена Ленина (20.06.1942; 20.04.1953);
• Два ордена Красного Знамени (20.02.1942; 06.11.1947);
• Орден Александра Невского (23.07.1945);
• Два ордена Отечественной войны 1 степени (10.08.1943; 11.03.1985);
• Два ордена Красной Звезды (03.11.1944; 31.07.1948);
• Медаль «За оборону Москвы» (1944);
• Медаль «За оборону Ленинграда» (1944).
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/component/content/article/10-vypuskniki/istoriya/438-romanov#sigProIddfc640958f