Анатолий Фёдорович Попов
1917—1991
Советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Полковник.
Биография
Анатолий Фёдорович Попов родился 26 декабря 1917 года в губернском городе Перми Советской России (ныне город, административный центр Пермского края Российской Федерации) в семье рабочего-металлурга. Русский. С ранних лет жил с родителями в заводском посёлке Добрянка. Окончил 10 классов Добрянской средней школы № 1. В 1936 году А. Ф. Попов был призван Добрянским районным военкоматом в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Отслужив срочную службу, Анатолий Фёдорович решил связать свою жизнь с военной авиацией. В 1940 году он окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова, а в 1941 году — Первую высшую Рязанскую школу штурманов ВВС Красной Армии.
В сентябре 1941 года А. Ф. Попов был направлен на авиабазу Монино, где лётчики ВВС Красной Армии проходили переобучение на самолётах Пе-2. Стажировку Анатолий Фёдорович проходил вместе с лётчиками 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования Красной Армии. 15 октября 1941 года он был официально зачислен в состав 3-й авиационной эскадрильи. В боях с немецко-фашистскими захватчиками А. Ф. Попов с конца октября 1941 года. Участник Битвы за Москву. Во время обороны столицы Анатолий Фёдорович производил разведку железнодорожных и автомобильных дорог, железнодорожных узлов, аэродромов противника в районах Михайлова, Сталиногорска, Калуги, Можайска. Добытые им сведения всегда имели исключительную ценность и позволяли командованию Красной Армии своевременно вскрывать замыслы противника. 13 боевых вылетов лейтенант Попов совершил в тяжелейших погодных условиях: во время сильных снегопадов он на бреющем полёте производил разведку ближних и дальних подступов к Москве с целью обнаружения механизированных колонн противника. В первый год войны лётчики разведывательной авиации во время выполнения боевых заданий нередко производили штурмовки обнаруженных целей. Экипаж А. Ф. Попова производил бомбардировку вражеских эшелонов на станциях Смоленск, Калуга и Пустошка, наносил удары по войскам противника на дороге Смоленск—Вязьма, сбросив в общей сложности 10 тонн фугасных и осколочных авиабомб. Боевую работу воздушные разведчики, как правило, вели без прикрытия истребителей одиночными экипажами в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации. Во время одного из разведывательных полётов 11 января 1942 года самолёт лейтенанта Попова в районе Калуги был атакован вражескими истребителями и подбит. Анатолий Фёдорович сумел довести горящую машину до линии фронта и посадить её на своей территории, чем спас экипаж и доставил командованию ценные разведданные. Лётчик получил ожоги лица и рук и был отправлен в госпиталь.
Анатолий Фёдорович вернулся в свою часть в феврале 1942 года, и уже в первом после госпиталя вылете он под сильным зенитным огнём сделал снимки железнодорожного узла Смоленск, а на обратном пути произвёл штурмовку немецкого эшелона в Ярцево. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой лётчики 2-го авиационного полка дальней разведки приступили к выполнению разведывательных заданий с целью сбора информации о противнике, необходимой для планирования Ставкой Верховного Главнокомандования операций Красной Армии в весенне-летний период 1942 года. 3-я эскадрилья, в которой служил лётчик А. Ф. Попов, с февраля 1942 года вела боевую работу с аэродрома Выползово. Весной 1942 года Анатолий Фёдорович был произведён в старшие лейтенанты и получил назначение на должность командира звена. К 8 августа 1942 года старший лейтенант Попов совершил 43 боевых вылета на глубокую разведку по вскрытию тылов и аэродромной сети противника. В 37 случаях задание командования было выполнено экипажем Попова «на отлично». За это время он пролетел над территорией, занятой противником, около 14 000 километров, обнаружил 135 железнодорожных эшелонов, 2450 автомашин с войсками и грузами, до 400 самолётов. Экипажем Попова были вскрыты два новых немецких аэродрома и выявлен один ложный аэродром. Так, 13 мая 1942 года А. Ф. Попов в условиях низкой облачности и при постоянном противодействии зенитной артиллерии произвёл разведку автодорог по маршруту Великие Луки—Невель—Пустошка—Опочка—Новоржев—Локня—Холм. При этом на одном из участков он произвёл штурмовку вражеской автоколонны и зажёг несколько автомашин с грузами. 17 июня 1942 года экипаж Попова произвёл разведку аэродрома в Орше, после чего по своей инициативе произвёл разведку Витебска, обнаружив аэродром с 70-ю самолётами, скопление большого количества эшелонов и автомашин. В Смоленске экипаж, несмотря на противодействие двух истребителей Ме-110, произвёл фотографирование аэродрома, на котором базировалось до 120 самолётов различного типа. 10 июля 1942 года, действуя на высоте 25 метров, А. Ф. Попов в семи километрах от города Остров обнаружил ранее неизвестный и хорошо замаскированный аэродром противника с 50-ю самолётами. 3 августа 1942 года при выполнении боевого задания на дальнем маршруте на самолёте Попова отказал левый двигатель. На одном моторе Анатолий Фёдорович пролетел более 320 километров и благополучно посадил самолёт на своём аэродроме, доставив важные разведданные.
В январе 1943 года полк, в котором служил старший лейтенант А. Ф. Попов, принимал участие в операции «Искра», в ходе которой была прорвана блокада Ленинграда, и Великолукской операции. За проявленные отвагу, стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в боях с немецкими захватчиками приказом Народного комиссара обороны СССР № 64 от 08.02.1943 года в 2-й авиационный полк дальней разведки был преобразован в 47-й гвардейский. В дальнейшем полк обеспечивал командование Красной Армии разведданными при подготовке и проведении Демянской и Ржевско-Вяземской операций. В период ликвидации демянского плацдарма А. Ф. Попов дважды производил фотосъёмку обороны противника в Рамушевском коридоре. В период боевых операций он производил разведку тылов противника, его коммуникаций, узлов сопротивления, вскрывал подход резервов, обследовал пути отхода. Действуя с оперативного аэродрома в Андреаполе, Анатолий Фёдорович также осуществил разведку обороны неприятеля в треугольнике Великие Луки—Невель—Новосокольники. Полученная им информация была использована при подготовке Невельской операции. В марте 1943 года А. Ф. Попов был назначен заместителем командира 3-й авиационной эскадрильи. Вскоре ему было присвоено звание капитана. Весной и летом 1943 года эскадрильи полка вели разведывательную работу по обеспечению Ставки ВГК информацией для подготовки и проведения Орловской, Брянской и Смоленско-Рославльской операций.
Всего к 1 октября 1943 года гвардии капитан А. Ф. Попов по заданиям Главного Командования в интересах Западного, Калининского, Северо-Западного, Волховского и Брянского фронтов совершил 80 успешных боевых вылетов на разведку транспортной инфраструктуры противника, его аэродромной сети, переднего края обороны и дальних тылов в районы Калуги, Можайска, Вязьмы, Ржева, Калинина, Смоленска, Рославля, Брянска, Кричева, Могилёва, Орши, Витебска, Минска, Вильно, Полоцка, Даугавпилса, Риги, Пскова и других населённых пунктов. Над территорией, занятой врагом, он провёл в общей сложности 320 часов, что соответствует 120 000 пройденных километров. Им вскрыто 2300 железнодорожных составов противника с общим числом вагонов и платформ с грузами и техникой 80 500 единиц, до 2000 танков и бронемашин, до 15 000 автомашин с войсками и военным имуществом, до 10 000 самолётов, до 150 зенитных батарей, 25 транспортных кораблей, 150 барж, 75 катеров и других видов морского и речного транспорта, до 20 новых и 3 ложных аэродромов. 67 раз фотографирование военных объектов противника производилось в сложных погодных условиях. 170 раз самолёт гвардии капитана Попова был обстрелян зенитной артиллерией и 4 раза атакован вражескими истребителями. Шесть раз Анатолий Фёдорович приводил свой самолёт на аэродром на одном двигателе. За достигнутые боевые успехи ему 5 раз объявлялась благодарность от имени заместителя начальника штаба по разведке ВВС Красной Армии и 2 раза — от имени командира полка. Дважды А. Ф. Попову выплачивались премии на общую сумму 11 000 рублей. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Попову Анатолию Фёдоровичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1944 года гвардии капитан А. Ф. Попов участвовал в Новгородско-Лужской операции, в ходе которой была окончательно снята блокада Ленинграда. Экипаж Попова по заданию разведуправления ВВС Красной Армии в интересах 6-й и 14-й воздушных армий осуществлял разведку железнодорожных узлов и транспортных магистралей северо-западных районов РСФСР и Прибалтики, вскрывал места базирования немецкой авиации на аэродромах Гатчина, Сиверская, Лисино, Любань, Мга, Дно, вёл наблюдение за переброской резервов морским путём, осуществлял контроль за портами Нарва, Кунда и Таллин. Летом 1944 года Александр Фёдорович участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. За образцовое выполнение заданий командования при форсировании реки Березины и освобождении города Борисова 47-му гвардейскому полку дальней разведки было присвоено почётное наименование «Борисовский». 25 июля 1944 года полк был переименован в 47-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк. 15 августа 1944 года гвардии капитан А. Ф. Попов был назначен командиром 3-й эскадрильи. К середине февраля 1945 года его эскадрилья осуществила 177 боевых вылетов на разведку войск противника, в ходе которых было обнаружено 2800 железнодорожных составов противника, 1350 самолётов, 540 танков, 7050 автомобилей, 8020 повозок с грузами. Лётчиками эскадрильи вскрыли позиции более 20 зенитных батарей, сбросили в тылу неприятеля более 400 000 единиц агитационных материалов. Сам Анатолий Фёдорович вылетал на самые ответственные задания. В преддверии Висло-Одерской операции он произвёл разведку обороны противника на участке Рава-Мазовецка—западный берег реки Равка—река Рылька до её впадения в реку Пилица. В ходе Восточно-Померанской операции он водил свою эскадрилью на разведку немецкой обороны на участке Дойч-Эйлау—Млава. Эскадрилья Попова также своевременно обнаружила эвакуацию немецких войск из портов Западной Померании и определила её направление. За время работы в должности командира эскадрильи капитан А. Ф. Попов уделял большое внимание подготовке молодых лётчиков к боевой работе. Под его руководством лётчики эскадрильи провели 111 учебно-тренировочных полётов. Боевой путь Анатолий Фёдорович завершил на аэродроме Торн. В июне 1945 года, уже после окончания Великой Отечественной войны, эскадрилья Попова, действуя с аэродрома Иновроцлав, выполняла спецзадания Генерального штаба Красной Армии по фотографированию территории Польши и Германии в картографических целях.
После окончания Великой Отечественной войны А. Ф. Попов продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию, а в 1959 году — Военную академию Генштаба. В запас Анатолий Фёдорович уволился в 1970 году в звании полковника. Жил в городе Риге. Работал старшим преподавателем гражданской обороны в Рижском политехническом институте. 8 февраля 1991 года А. Ф. Попов скончался. Похоронен в городе Риге Латвийской Республики.
Награды
• Медаль «Золотая Звезда» (04.02.1944);
• Орден Ленина (04.02.1944);
• Три ордена Красного Знамени (20.06.1942; ??; ??)
• Орден Александра Невского (22.02.1945);
• Два Орден Отечественной войны 1-й степени (21.02.1943; 11.03.1985);
• Два ордена Красной Звезды;
• Медали.
Память
Имя Героя Советского Союза А. Ф. Попова присвоено самолёту МиГ-25РБ с бортовым номером 16 47-го гвардейского Борисовского Краснознамённого ордена Суворова III степени разведывательного авиационного полка.
https://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/component/content/article/10-vypuskniki/istoriya/426-popov#sigProId9673e581e1