Гагарин

Юрий Алексеевич ГАГАРИН

Полоска короткая с крылышками

Космонавт СССР: № 1
Космонавт мира: № 1
Число полетов: 1
Продолжительность: 1 час 48 минут

  

 

Детство

           

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в городе Гжатске, Западной области РСФСР (ныне г. Гагарин, Смоленской области), в простой семье, которая ничем не отличалась от миллионов трудовых семей нашей Родины. Родители жили в большом селе Клушино. Отец Юрия, Алексей Иванович был плотником, а мать – Анна Тимофеевна – работала на молочнотоварной ферме.  

Существует легенда, которую поведала Лидия Алексеевна Обухова (русская писательница, 1924-1991 гг., автор книги «Как мальчик стал космонавтом»), что Юрий родился, на самом деле, 8 марта, но его отец, Алексей Иванович, будто бы сказал: «Парень, и родился в женский день?! Не годится. Записывай рождение 9 марта». Анна Тимофеевна в свой книге пишет, что сын родился в ночь с восьмого на девятое марта.

Всего в семье Гагариных было четверо детей. Брат Валентин был старше Юрия на десять лет, сестра Зоя – на семь, а младший брат Борис был младше на два года (родился в 1936 г.).

Отец Гагарина – сын смоленского крестьянина-бедняка – был человеком любознательным, слыл мастером на все руки, хорошим плотником, и его хозяйство относилось к числу крепких: имелись корова, лошадь, бык, поросята и несколько овец, куры, гуси. В своих воспоминаниях Ю.А. Гагарин пишет: «Я до сих пор помню желтоватую пену стружек, как бы обмывающих его крупные рабочие руки, и по запахам могу различить породы дерева – сладковатого клена, горьковатого дуба, вяжущий привкус сосны, из которых отец мастерил полезные людям вещи».

С 1933 г., когда до их села дошла коллективизация, родители Гагарина начали работать в колхозе:  отец – плотником, а мать – дояркой. Родители привыкли к тяжелому труду и с детства приучали к этому своих детей. Строгий, но справедливый отец преподал своим детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду.

Маленького Юру тянуло в школу. Хотелось так же, как старшие брат и сестра, готовить по вечерам уроки, иметь собственный пенал и тетрадки. И когда ему исполнилось семь лет, отец сказал: «Ну, Юра, нынешний осенью пойдешь в школу». Шел 1941-й год…

 

22 июня, отец прибежал из сельсовета встревоженным и растерянным. Он произнес только одно слово война! Умолкли в селе песни. Весь колхоз провожал парней, уходящих на фронт. Учеба Юрия в школе была недолгой, так как уже 12 октября село Клушино заняли немецкие войска.

Отца Гагарина на военную службу в Красную Армию не взяли по состоянию здоровья, и он в эти страшные времена помогал, как мог, селянам, оказавшимся, как и его семья, в оккупации. Дом Гагариных немцы определили под мастерские, и хозяевам пришлось жить в землянке во дворе. Как-то раз младшего братишку Юры фашистский солдат схватил за шарфик и подвесил на яблоневый сук. Пока солдат ходил за фотоаппаратом, Юра с мамой спасли Бориса, унесли его в землянку и едва смогли привести в чувство.

В своей книге «Память сердца» Анна Тимофеевна писала, что осенью 1941-го через село «дни и ночи шли беженцы», а с запада в сторону Москвы пролетали немецкие бомбардировщики. Сводки радио каждый день становились все страшнее.

Однажды сельчане услышали нарастающий шум мотора и увидели советский самолет. Он летел очень низко над землей, и казалось, что «вот-вот врежется в землю». Летчик направлял машину в сторону от построек, а затем упал недалеко от избы Гагариных. Анна Гагарина побежала домой и увидела, что младших детей, в том числе первоклашки Юры, нет: побежали к самолету. Тем временем, в небе показался еще один краснозвездный самолет и приземлился поблизости.

«Чуть спустя прибежал Юра. Глаза горят от возбуждения, хочет поскорее мне все рассказать, сбивается… «Первому летчику удалось выпрыгнуть из кабины над самой землей. Он даже не поранился. Ругался на гитлеровцев, кулаком им грозил. Подбежал летчик с другого самолета. Они расстегнули плоские кожаные сумки, а там карты». Юрий пересказывал каждую мелочь, передавал каждое движение, все время повторял слово «летчик»: «Летчик спросил: «Как ваша деревня называется?» Летчик сказал: «Ну, гады, ну, фашисты – заплатите!» Потом удивился: «Вы почему с портфелями?», а потом сказал: «Молодцы! Надо учиться!» Летчик расстегнул кожаную куртку, а на гимнастерке у него – орден. Летчики – герои. Они сражались в Испании. А орден называется – Боевого Красного Знамени. А еще он мне дал подержать кожаную сумку. Она планшеткой зовется. Мама! Вырасту – тоже буду летчиком!».

Анна Тимофеевна дала сыну хлеба и молока, наказала отнести еду летчикам и пригласить их в дом, но они машин не покинули. Только поздно ночью вернулись и дети. «Юра все повторял фамилию, которую назвал ему первый летчик... После космического полета Юрий получил письмо из города Горького. Бывший военный летчик Ларцев писал, что он хорошо помнит тяжелый воздушный бой в сентябре 1941 года, вынужденную посадку у смоленского села, помнит и группу ребятишек, которые рассматривали боевую машину, а потом принесли поесть. И еще он писал: ему кажется, что он припоминает мальчишку, который все повторял: «Я буду летчиком, дядя!». Мог ли он, пилот военных лет, предположить, что на деревенском лугу в тяжелом сорок первом повстречался с будущим первым космонавтом Земли?»

Весной 1943 г. отступающие фашисты стали угонять в Германию молодежь из Клушина. В их число попали 18-летний Валентин и 15-летняя Зоя Гагарины. Но брату и сестре Юрия удалось бежать и через некоторое время они оказались в рядах Красной Армии. Валентин пошел на фронт танкистом, а Зоя работала в ветеринарном госпитале при кавалерийской части.

6 марта 1943 г. части Красной Армии освободили Клушино, а уже 9 марта 1943 г., в Юрин день рождения, был ему сделан самый желанный подарок – возобновились занятия в школе.

Школа размещалась в обычной сельской избе. Не было ни чернил, ни карандашей, ни тетрадок. Писать учились на старых газетах. На уроках арифметики складывали не палочки, а патронные гильзы. Учебников так же не было, но командир полка Красной Армии, освободившей Клушино, передал учительнице Ксении Герасимовне «Боевой устав пехоты». По нему-то и овладевали грамотой.

Под новый 1946 год семья Гагариных перебралась в г. Гжатск, где отец Юрия получил работу. После переезда Юра продолжил учебу в третьем классе Гжатской базовой школы при местном педагогическом училище, а потом в пятом и шестом классе уже средней школы, где выиграл соревнования по кроссу на дистанцию 500 метров, а год спустя стал пионером и начал заниматься в физическом кружке. Юра еще не раз участвовал в спортивных соревнованиях и был победителем общешкольного турнира «Кто больше всех подтянется на турнике?» (его рекорд был 16 раз, остальным это оказалось не под силу).