Великая Отечественная война

1941-1945

line

 

 

…И отзовется вам, в небо летавшим,              
Родина сердцем своим –                                
Вечною памятью доблестно павшим,              
Вечною славой живым.                                  

Ф. Касаткин-Ростовский, «Русским летчикам».

 

Если в первый период своего существования (1921-1928 гг.) в Серпухове летчики занимались повышение своего мастерства после окончания других училищ, то в Оренбурге начали обучать будущих летчиков с самых азов.

После раздела в феврале 1939 года на два училища, 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков продолжило подготовку летчиков-истребителей и бомбардировщиков, а 2-е Чкаловское военное авиационное училище – летчиков-наблюдателей (штурманов) для всех родов авиации.

В конце января – начале февраля 1941 года оба училища снова были реорганизованы в авиашколы и стали называться:

• 1-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов им. К. Е. Ворошилова  (1-я ЧВАШП). В 1941 г. готовила истребителей и бомбардировщиков, с 1942 года – в основном летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.

• 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров (2-я ЧВАШС-Б).

В первые месяцы войны Военно-Воздушные Силы ощущали острую нехватку летных кадров. Весь учебный процесс с первых дней был серьезно реорганизован и максимально приближен к боевой обстановке. Были пересмотрены учебные планы, установлен поточный метод выпуска курсантов по мере освоения ими теории и летной подготовки, что позволяло ежемесячно давать фронту десятки летчиков. Полеты осуществлялись круглосуточно, занятия шли по 10-12 часов. Обучение курсантов проводилось на самолетах Р-5, СБ-2, ТБ-3.

Не прекращалась работа по усовершенствованию учебной базы, изготовлению наглядных пособий, схем, альбомов. Были созданы ремонтные группы, которые в течение всей войны обеспечивали ремонт всей авиатехники.

Члены семей военнослужащих также включились во всенародное дело помощь фронту. Они взяли шефство над госпиталями, учились на организованных при школе медицинских курсах, приобретали специальности телефонисток и телеграфисток, укладчиков парашютов, шоферов, медсестер, поваров. Боевые подруги командиров внесли десятки тысяч рублей из своих сбережений в фонд обороны, на подарки детям фронтовиков, принимали личное участие в благоустройстве и оборудовании госпиталя Чкаловского гарнизона, работали в колхозах и совхозах области на уборке урожая.

Осенью 1941 года из остатков разбитых и эвакуированных авиашкол Ленинградской, Петрозаводской, Полтавской и других областей в Чкалове дополнительно была сформирована 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов (3-я ВАШП). Поначалу расположившись в Чебеньках и Черном отроге, в 1944 году школу перебазировали в г. Уральск. В начале войны подготовка бомбардировщиков велась на самолетах СБ-2. Самостоятельный налет курсантов составлял примерно 20 часов. С 1943 года школа выпускала в основном штурмовиков на самолетах Ил-2.

В июне-ноябре 1941 г. из летного и технического состава, самолетов школ были сформированы для фронта 593-й ночной легкобомбардировочный (впоследствии штурмовой) авиаполк, 616-й ночной легкобомбардировочный авиаполк, 617-й ночной легкобомбардировочный (впоследствии штурмовой) авиаполк и 624-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Для боевых полков школа выделила лучшие самолеты СБ-2, Р-5 и хорошо подготовленные кадры.

Летом того же года на базе 1-й Чкаловской ВАШП был сформирован еще один авиаполк – 808-й штурмовой и направлен сразу под Сталинград, а в сентябре и октябре 1941 г. при 1-й ЧВАШП проходили летную подготовку несколько авиационных частей.

Воспитанники школы героически сражались не только в воздухе, но и на земле. В 1942 г. из курсантов были сформированы маршевые роты и батальон особого назначения. Овладев в короткий срок стрелковым оружием и тактикой общевойскового боя, батальон влился в ряды бойцов Воронежского фронта. В одном из ожесточенных боев он попал в окружение. В течение трех суток без пищи и пополнения боеприпасами курсанты отражали атаки превосходящих сил врага и нанесли ему огромный урон.

В конце октября 1941 г. перед школой была поставлена задача выделить эскадрилью самолетов СБ-2 для участия в воздушном параде 7 ноября в Куйбышеве. Для выполнения задания были выделены лучшие летчики и техники, подготовлены надежные самолеты. Группу возглавлял начальник школы генерал-майор авиации И. В. Скробук. Среди участников парада были летчики подполковник М. А. Лисов, майор А. И. Корольков, старший лейтенант Д. В. Сальников, техники П. И. Грепенников и М. Ф. Соколов.

Много трудностей и лишений выпало на долю личного состава школы в годы войны, но он стойко их преодолевал, проявляя высокую сознательность и дисциплину. «Многого не хватало: обмундирования, питания, топлива, но все эти недостатки не огорчали нас, курсантов, — вспоминал выпускник 1943 г. Герой Советского Союза Н. Ф. Алексашкин. — Но один из недостатков, а именно недостаток материальной части, как спарок, так и боевых самолетов, переносился курсантами очень болезненно. Каждому из нас хотелось быстрее окончить вывозную программу и попасть в боевой полк, уходящий на фронт».

В феврале 1942 г. началось обучение курсантов на Ил-2. Этот самолет, имея мощное бортовое вооружение и броню, оказался одним из лучших самолетов-штурмовиков за все время войны. Самолет имел на вооружении два 7,62-мм пулемета ШКАС, две 23-мм пушки и восемь реактивных снарядов РС-82, его бомбовый груз составлял 400–600 кг. Скорость самолета достигала 400 км/час. Ил-2 наносил мощные штурмовые удары по войскам противника, и не случайно у фашистов он получил название «шварцер тот» («черная смерть»). Вначале штурмовики, поступившие в школу, были в одноместном варианте. В школьных мастерских их переоборудовали в учебные самолеты с двойным управлением.

Большую помощь школе в освоении новой материальной части оказали преподаватели и инструкторы Краснознаменной Военно-воздушной академии командного и штурманского состава, находившейся в годы войны в г. Чкалов. Передовые методы эксплуатации материальной части, тактические приемы использования штурмовиков на поле боя широко заимствовались и внедрялись в практику обучения курсантов. В 1942 г. весь преподавательский состав школы прослушал в академии курс теории самолета и мотора, их эксплуатации и боевого применения.

В сентябре и октябре 1941 г. при школе проходили летную подготовку несколько авиационных частей, в том числе 284-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием воспитанника училища Героя Советского Союза майора Д. Д. Валентика. Перед отправкой полков на фронт экипажи прошли дополнительную тренировку в технике пилотирования, в слетанности ночью по маршрутам с бомбометанием на полигоне, отрабатывали ночную посадку без прожекторов, с минимальным количеством стартовых огней.

Многие из воспитанников школы внесли большой вклад в дело совершенствования тактических приемов борьбы с врагом. Так, Степаном Дмитриевичем Прутковым и Федором Васильевичем Тюленевым был разработан такой тактический прием, как действия по цели в боевом порядке «круг самолетов». Этот прием был освоен в период оборонительных боев в небе Сталинграда. Сущность его состояла в том, что самолеты группы над целью перестраивались в круг и последовательно, один за другим, производя индивидуальное прицеливание, атаковали объекты. При этом боевом порядке увеличивалось время воздействия на противника, кроме того, каждый летчик защищал впереди летящего товарища. Потери от вражеских истребителей и зениток сократились, эффективность штурмовых ударов резко возросла.

Опыт летчиков эскадрильи Пруткова быстро распространился по всем фронтам, стал достоянием не только летчиков-штурмовиков, но и пикирующих бомбардировщиков, в частности воспитанника училища командира полка летчика-бомбардировщика И. С. Полбина.

В годы войны успешно велись исследовательские работы, начатые еще в 30-е годы. К маю 1942 года был построен истребитель с жидкостно-реактивным двигателем. На Урале начались испытания, в которых принимал участие выпускник 3-й ВШЛиЛН летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это было начало реактивной эры.

Личный состав школы в военные годы не только решал задачу подготовки летчиков для фронта, в марте 1943 г. на базе школы были организованы курсы подготовки летчиков-инструкторов, которые за два года работы произвели 5 выпусков без единого летного происшествия. В годы Великой Отечественной войны 65 человек из числа инструкторов, преподавателей и техников школы за самоотверженную работу по подготовке летчиков для фронта и внедрение опыта боев в обучение курсантов были награждены орденами и медалями.

В ноябре 1944 г. 1-я ЧВАШП по итогам боевой и политической подготовки заняла одно из первых мест среди вузов ВВС страны. Этот успех по времени совпал с другим событием: 6 ноября 1944 г. в торжественной обстановке школе были вручены Почетное Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета Союза ССР.

В годы Великой Отечественной войны выпускники Оренбургского училища внесли достойный вклад в Великую Победу. Многие из них были награждены высокими государственными наградами за мужество и героизм. Имя одного из выпускников, легендарного летчика-бомбардировщика, дважды Героя Советского Союза Ивана Семеновича Полбина было позднее присвоено и самому училищу.

Массовый героизм продемонстрировали выпускники: 33 из них совершили воздушные тараны (в том числе и первая в истории авиации женщина, совершившая таранный удар – Екатерина Зеленко), 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Среди воспитанников училища за годы войны – 309 Героев Советского Союза, из них 8 человек были награждены этой высокой наградой дважды.

С 1941 по 1945 гг. 1-я Чкаловская военная авиационная школа летчиков имени К. Е. Ворошилова подготовила 3 988 пилотов; 3-я Чкаловская военная авиационная школа пилотов – 1 240 пилотов; 2-я Чкаловская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров (с 9 августа 1943 года – 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов) – 3 696 штурмана.

    

Начальники 1-го ЧВАУЛ:

1940-1946 гг. – генерал-майор Скробук Иосиф Васильевич (нет данных). 

 

 

Начальники 2-го ЧВАУШ:

1940-1943 гг. – полковник Гребнев Петр Григорьевич (нет данных).

1944-1948 гг. – полковник Ордановский Аркадий Зиновьевич.

 

 

 

В статье использованы материалы и фотографии:

• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)

• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.