3-я Военная школа летчиков

и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова

1928-1938

line

 

«Комсомолец – на самолет!»

 

Перебазировавшись в Оренбург, Серпуховская школа разместилась в здании бывшего 2-го Оренбургского кадетского корпуса, на высоком берегу реки Урал (сегодня это здание по адресу: ул. Советская, 1). Предстояла напряженная работа прежде, чем удалось наладить учебный процесс. Много энергии и труда в становлении школы на новом месте вложили ее начальник комдив Ф. А. Астахов и комиссар М. Н. Орловский. Под их руководством шло оборудование аэродромов, создавался комплекс подсобных помещений, возводились жилые здания. Высокой напряженностью характеризовался и рабочий день слушателей. Его продолжительность составляла более 12 часов, в том числе 7 часов  учебные занятия по расписанию, три часа  самостоятельная работа. В остальное время под руководством строевых командиров и преподавателей слушатели благоустраивали гарнизон и аэродромы. Много внимания и времени уделяли преподаватели и инструкторы созданию учебно-материальной базы обучения слушателей. Учебные классы оборудовались схемами, макетами, пополнялись агрегатами, приборами, авиационной техникой. Осенью 1928 года в Оренбург из Ленинграда прибыла Высшая военная школа летчиков-наблюдателей, объединившись с бывшей Серпуховской школой, и разместилась в здании бывшей духовной семинарии (ныне по ул. Челюскинцев, 17). Новое учебное заведение стало называться «Третьей Военной школой летчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова».

25 января 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял шефство над Военно-Воздушным Флотом. Выполняя выдвинутый съездом лозунг «Комсомолец, на самолет!», тысячи молодых людей пошли учиться в летные и технические школы ВВС и гражданского аэрофлота, в аэроклубы Осоавиахима. Это была эпоха, наполненная романтикой неба, эпоха героев-летчиков, новых мировых рекордов и беспосадочных перелетов на небывалые до тех пор расстояния. Имена женщин-летчиц Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко, совершивших беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва – Комсомольск-на-Амуре; беспосадочный перелет советских авиаторов через Арктику, совершенный 20-22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 экипажем Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова; первые Герои Советского Союза летчики-полярники, спасавшие челюскинцев; легенды авиации Анатолий Серов, Александр Бряндинский и многие другие – все они будоражили юные умы и влекли за собой в небо. Численность комсомольцев среди курсантов школы в этот период достигала 90%. Общеобразовательный уровень поступавшего пополнения значительно повысился. Это дало возможность пересмотреть учебные программы в соответствии с достигнутым к этому моменту уровнем развития авиационной науки и техники.

В сентябре 1933 г. изменилась организационная структура школы. Первый и второй отделы были реорганизованы в авиабригады. Они готовили летчиков и летчиков-наблюдателей. Командовал первой авиабригадой Н. С. Скрипко, второй – В. М. Толстой. Третий и четвертый отделы, которые ранее готовили кадры специальных служб, переформировали в самостоятельные школы и направили к новому месту дислокации.  Слушатели авиашколы с этого времени стали называться курсантами.

В том же 1933 году в школе был произведен первый набор девушек-пилотов, пришедших по специальному комсомольскому набору. Позднее многие из этого выпуска будут храбро сражаться с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В их числе замечательные летчицы Екатерина Ивановна Зеленко и Нина Ивановна Русакова. Смелые и упорные в учебе, они ничуть не уступали парням. Старшиной у них был Григорий Бахчиванджи – будущий первооткрыватель эры реактивной авиации.

По итогам социалистического соревнования за 1934 г. школа вышла на первое место среди военно-учебных заведений ВВС Красной Армии. За отличную летную работу, учебу и дисциплину командование объявило благодарность и наградило ценными подарками 305 военнослужащих школы.

30-е годы стали периодом бурного роста советской промышленности. Советские конструкторы создавали новые отечественные истребители и бомбардировщики, которые по своим летно-тактическим качествам ничуть не уступали, а в чем-то даже превосходили зарубежные разработки. Здесь и истребитель И-16 с мотором М-22, и скоростной бомбардировщик СБ конструкции А. А. Архангельского, и УТИ-4.

В ноябре 1935 года выпускникам школы впервые было присвоено звание лейтенантов ВВС.

18 августа 1936 года в ознаменование Дня Воздушного флота СССР и 15-летнего юбилея школы  постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР она была награждена Почетным Революционным Красным Знаменем и грамотой.

Сложная международная обстановка обязывала личный состав училища ускорить подготовку летчиков для истребительной и бомбардировочной авиации наших ВВС. Нарастала угроза новой мировой войны. В 1936 году началась гражданская война в Испании, где мятежников во главе с генералом Франко поддерживали фашистские Германия и Италия, а на стороне республиканцев выступили Советский Союз и добровольцы-антифашисты из многих стран мира. Хотя истоки конфликта уходили своими корнями в спор столетней давности, в Европе 1930-х гг. он принял форму столкновения между фашизмом и антифашистским блоком. Через Испанию прошло  около 30 тысяч солдат и офицеров вермахта, 150 тысяч итальянцев, около трех тысяч советских военных советников и добровольцев, включая летчиков, впервые столкнувшихся в небе с немецкими асами.

 

Начальники школы:

31.05.1924-1.12.1930 – Астахов Федор Алексеевич (1892-1966 гг.).

1.12.1930-1.12.1931 – комбриг Лопатин Всеволод Николаевич.

1.12.1931-1.10.1932 – Макаров М. Д.

1.12.1932-1936 – комбриг Ратауш Роберт Кришьянович (1894-1943 гг.).

1936-1937 – майор Ордановский Аркадий Зиновьевич.

 

Военные комиссары школы:

1.10.1927-1.12.1929 – Орловский М. Н.

1.12.1929-1.07.19321 –Головков М.

1.07.1932-? – Субботин А. В.

 

Летчики-инструкторы:

• Дубовой Иван Иванович (190?-1941 гг.) – летчик-испытатель НИИ ВВС, был первым летчиком-инструктором Григория Бахчиванджи, погиб в боевом вылете на МиГ-3.

• Ершов Александр Владимирович (1908-1938 гг.) – летчик-испытатель в НИИ ВМФ, погиб в испытательном полете на АРК-3-2.

• Попельнушенко Петр Матвеевич (1911-1944 гг.) – летчик-испытатель ЦАГИ, погиб в авиакатастрофе на УТ-2.

• Руббе Николай Павлович (1904-1967 гг.) – летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны.

• Сузи Томас Павлович (1901-1939 гг.) – летчик-испытатель, погиб при испытании истребителя И-180.

• Фегервари Николай Берталонович (1904-1941 гг.) – летчик-испытатель, погиб в катастрофе на ПС-84.

 

Выпускники-герои этого периода.

Герои Советского Союза:

• Баланов Никифор Федотович (1909-1981 гг.).

• Бочаров Владимир Михайлович (1910-1936 гг.), раненым попал в плен в Испании, после пыток был обезглавлен.

• Грицевец Сергей Иванович (1909-1939 гг.), комэск ВВС республиканской Испании, погиб в авиакатастрофе, дважды Герой Советского Союза.

• Евсевьев Иван Иванович (1910-1991 гг.).

• Зверев Василий Васильевич (1908-1947 гг.), командир отряда в составе Народной армии Китая.

• Полынин Федор Петрович (1906-1981 гг.), командир авиагруппы Народной армии Китая.

• Пумпур Петр Иванович (1900-1942 гг.), Серпуховская ВШВБ 1925 г.

• Селиванов Иван Павлович (1903-1984 гг.), штурман АЭ Народной армии Китая.

• Серов Анатолий Константинович (1910-1939 гг.), погиб в авиакатастрофе.

• Слепнев Маврикий Трофимович (Серпуховская ВШВБ, 1923 г.).

• Сухов Иван Степанович (1907-1976 гг.), штурман АЭ Народной армии Китая.

• Тархов Сергей Федорович (1909-1936 гг.), умер от ран, похоронен в Мадриде.

• Туржанский Борис Александрович (1900-1948 гг.), командир ОАЭ ВВС Испании.

• Хованский Иван Андреевич (1908-1937 гг.), погиб в воздушном бою. Данных о месте обучения нет.

• Шахт Эрнст Генрихович  (1904-1942 гг.), командир БАЭ ВВС Испании.

• Шевцов Петр Федорович (1912-1944 гг.), погиб в воздушном бою.

 

Орден Боевого Красного Знамени:

• Амбольдт Л. Г.

• Веселов Н. И.

• Маштаков С. А.

• Разумов К. А.

• Сипачев В. В.

 

 


Группа фотографий из архива генерал-полковника авиации Ивана Михайловича Соколова, в годы Великой Отечественной войны командовавшего 7-й и 9-й воздушными армиями. В группе собраны снимки, сделанные в период с 1919 по 1940 гг. Портретные и групповые фотографии рядового и командного состава РККА. Фото, сделанные во время обучения в 3-й Военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей: подготовка летчиков, процесс выполнения различных упражнений с инструкторами школы, фотографии тренажеров и авиатехники, снимки интерьеров школы.

 

В статье использованы материалы и фотографии:

• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)

• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.

• Фотографии из личных архивов курсантов.

• Фотографии из музея ОВВАКУЛ.