«Стрельбом»

 1921-1928 

line 

Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов,

 а на силу своего разума.                                             

                            Н. Е. Жуковский

 

В воздухе везде опора.                                                

                                 П. Н. Нестеров

 

Сегодня, увидев в небе самолет, уже никто этому не удивляется и, конечно, мало кто задумается о том, что же удерживает такую огромную машину в воздухе. Это стало обыденностью. А еще сто лет назад тысячи энтузиастов методом проб и ошибок, иногда и ценой собственной жизни, делали свои первые шаги в небо.

Развитие отечественной авиации началось во второй половине XIX века и связано с такими именами, как Можайский и профессор Жуковский. В конце XIX и начале XX веков интерес к воздухоплаванию был достаточно велик. Создавались первые летательные аппараты, способные оторваться от земли на небольшую высоту и пролететь по нынешним меркам совершенно мизерное расстояние, но это был огромный шаг всего человечества, шаг к мечте людей, бередившей души первопроходцев, романтиков и изобретателей – к мечте о полетах. Появлялись и первые герои-воздухоплаватели, чьи имена не сходили со страниц газет всего мира, а пресса не скупилась на похвалы, люди их боготворили и готовы были носить на руках.

Первые отечественные самолеты появляются несколько позже зарубежных, в десятых годах 20 века. Бурное развитие  отечественной авиации было связано с 1 Мировой войной. Именно в этот период в России появляется военно-морская, истребительная и бомбардировочная авиация. К октябрю 1917 года Императорский военно-воздушный флот России состоял из более 300 соединений и частей, численность личного состава воздушного флота доходила до 35 000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1 500 летательных аппаратов. Авиация Российской Империи стала тем фундаментом, на котором был построен новый советский воздушный флот.

10 августа 1921 года Постановлением Реввоенсовета Республики за № 1951 была создана Московская высшая авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания, расположившаяся вблизи института инженеров Красного воздушного флота им. Н. Е. Жуковского. Ровно через год, 9 августа 1922 года, школа была переведена в Серпухов. Самолетный парк состоял из старых, много раз ремонтированных машин иностранных марок. Почти не было запасных частей, не хватало горючего. Весной 1922 года по решению Совнарком был расформирован дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Самолеты и весь личный состав были переданы Серпуховской школе. Однако из четырех переданных самолетов пригодным для полетов был только один. Но это были не единственные трудности. Необходимо было создать минимальные условия для размещения штаба и слушателей, оборудовать учебные классы и выровнять летное поле. Слушателям нелегко было учиться. Большинство из них не имели достаточного образования. Учебный план отличался многопредметностъю. Отрицательно сказывалось на успеваемости почти полное отсутствие учебных пособий, инструкций, бедность лабораторной базы, бытовые неурядицы. Тем не менее, тяга к знаниям, упорство и настойчивость слушателей помогали им бороться с трудностями, а мотористы не упускали случая снять все пригодное со списанных машин, чтобы обеспечить полеты. Своим самоотверженным трудом они восхищали инструкторов и слушателей.

Основная задача новой школы заключалась в углублении теоретических знаний и усовершенствования техники пилотирования для летчиков строевых авиаотрядов и эскадрилий, многие из которых имели к тому времени боевой опыт. Если в Егорьевскую школу обучали первоначальным теоретическим знаниям (между собой ее называли «Тёрка»), то в Серпухов на 6 месяцев отправляли только подготовленных пилотов, закончивших обучение в Качинской и Борисоглебской авиашколах, это было своего рода завершением подготовки военных летчиков.

Первым начальником школы был назначен опытный летчик Константин Федорович Капустян, выпускник Севастопольской летной школы (впоследствии знаменитой Качи) 1912 года, которому и было поручено сформировать летную школу в Москве. Обучали учлетов опытные инструкторы — известные летчики А. А. Анисимов, М. М. Громов, Н. К. Анчутин, Л. А. Юнгмейстер А., А. Б. Юмашев, М. Т. Слепнев, М. А. Снегирев. Среди инструкторов школы уже в те годы была одна из первых в стране военных летчиц 3. П. Кокорина. После окончания педагогического училища она работала библиотекарем. Когда ее муж погиб в воздушной катастрофе, она решила продолжить его дело — летать. Зинаида Петровна добилась зачисления в Качинскую летную школу, которую окончила успешно и была направлена инструктором в Серпуховскую школу, которую для краткости стали называть «Стрельбом». Одним из самых самобытных и известных выпускников этого периода (1923-1924 гг.) стал Валерий Павлович Чкалов, учившийся у летчика-испытателя Громова, которого в авиационных кругах тех годов называли «Пилот № 1». Талантливый, решительный, смелый до безрассудства, Чкалов стал легендой еще при жизни.

К 1927 году учебная база Серпуховской школы уже не отвечала новым требованиям. Встал вопрос о новом месте дислокации. Таким местом был выбран Оренбург, расположенный в глубоком тылу, на границе Европы и Азии, что гарантировало бесперебойную работу школы в случае войны. Второй важной причиной стал климат Оренбуржья, где количество солнечных и ясных дней обеспечивало высокую эффективность в подготовке курсантов. По маршруту Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов прошел без единого происшествия. Открытие новой оренбургской школы состоялось в десятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября того же года. Осенью 1928 года туда же перебазировалась Ленинградская школа летчиков-наблюдателей и объединилась с Серпуховской школой. Новое учебное заведение получило название «Третья Военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова». В школе были созданы четыре отряда для подготовки летчиков-истребителей, штурманов, третий и четвертый отряды занимались подготовкой техников по вооружению, авиационных механиков и мотористов. Срок обучения был увеличен до 2-х лет. Первые наборы курсантов производились из военнослужащих наземных войск, авиационных механиков и гражданской молодежи по партийным и комсомольским путевкам. Горожане, как могли, помогали авиаторам, местные комсомольцы участвовали в пятнадцати массовых субботниках по подготовке и благоустройству аэродромов. Летчики и техники были желанными гостями на фабриках и заводах города и области. Оренбург стал второй малой родиной для тысяч будущих летчиков и штурманов, городом, который будет дружить с этим учебным заведением и относиться к его воспитанникам с особым уважением и почти отеческой любовью.

Так рождалась оренбургская летка, так начинался ее славный боевой путь!

 

 


Начальники Московской высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания:

5.12.1921-30.09.1922 – Капустян Константин Федорович, военлет, создатель и начальник Московской авиационной школы.

30.09.1922-2.05.1924 – Чекалов Василий Иванович, военлет.

2.05.1924-19.05.1924 – Корф Семен Яковлевич (1891-1970 гг.).

31.05.1924-1.12.1930 – Астахов Федор Алексеевич  (1892-1966 гг.).

 

Военные комиссары школы:

5.12.1921-7.02.1922 – Кузьмин

7.02.1922-6.12.1922 – Анисимов 

6.12.1922-7.07.1923 – Окунев С. 

7.02.1923-13.05.1923 – Уркевич 

13.05.1924-6.07.1924 – Толмачев Г. 

4.08.1924-8.09.1924 – Потяк 

9.09.1924-24.08.1925 – Иванов В. И. 

24.08.1925-16.09.1926 – Супрун К. Х. 

16.09.1926-28.07.1927 – Игнатьев П. И. 

 

 

Начальники Петроградской военной школы летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова:

? – Скворцов Н. И.

? – 1.09.1928 – Гусаковский П. Н.

 

Военные комиссары школы:

? – Шошмин

? – Лягиль

? – Микенас

? – Наумов

? – Игнатьев

? -1.10.1928 – Закс

 

 

Летчики-инструкторы:

• Анчутин Николай Александрович (1896-?).

• Громов Михаил Михайлович (1899-1985 гг.), в Серпухове одним из его курсантов был Валерий Чкалов.

• Качан Павел Федорович (1892-1940 гг.), погиб при испытании нового типа самолета.

• Кокорина Зинаида Петровна (данных нет) – первая женщина-инструктор Серпуховской школы.

• Кудрин Борис Николаевич (1898-1977 гг.), летал на самолетах «Илья Муромец».

• Писаренко Виктор Осипович (1897-1931 гг.), самостоятельно сконструировал самолет «Писаренко-Т».

• Снегирев Михаил Артемьевич (1891-1933 гг.), погиб во время испытательного полета на самолете К-7.

• Юнгмейстер Леонид Александрович (1897-1972 гг.) – начальник летной части Серпуховской высшей школы стрельбы и бомбометания в 1922 году, летчик-испытатель.

 

Летчики-испытатели:

• Корзинщиков Сергей Александрович (1904-1943 гг.), погиб во время испытательного полета на Як-7Б.

• Степанченок Василий Андреевич (1901-1943 гг.), погиб во время испытательного полета на И-185.

• Юмашев Андрей Борисович (1902-1988 гг.), инструктор с 1926 по 1927 гг., Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, летчик-испытатель 1 класса.

 

 

Обучение происходило на самолетах:

• «Сопвич» (учебный полутораплан).

• «Вуазен» (самолет-разведчик).

• «Ньюпор-17», «Ньюпор-23»,«Ньюпор-24» (истребители).

• «Илья Муромец» (бомбардировщик).

• «Виккерс-Вернон» (бомбардировщик).

• «Фридриксгафен» (бомбардировщик).

• «Фоккер С-IV» и «Фоккер D-XI» (истребители).

• «Мартинсайд F-4» (истребитель).

• «И-2 бис» (истребитель).

• «Р-1» (разведчик).

 

 В статье использованы материалы:

• Форум Борисоглебского ВВАУЛ 
• Видеопроект «Оренбургские соколы Отчизны» (авт. В. Г. Лукашевич, выпускник ОВВАКУЛ 1969 г.)
• Оренбургское летное. Очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища (авт. Копылов И. С., Лазукин А. Н., Райкин Г. Л.). — М., Воениздат, 1976.