Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
YaBB - Yet another Bulletin Board
  Новости:
Новый сайт и форум открыты и ждут Вас по адресу: ОВВАКУЛ.РФ (КИРИЛЛИЦЕЙ) Старый сайт и форум через некоторое время будут закрыты.
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрацияЛС Администратору
 
Страниц: 1 2 3 
Послать Тему Печать
Судьба курсантов (Прочитано 760 раз)
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Судьба курсантов
20. Октябрь 2015 :: 18:49
 
В моем фотоархиве есть фотография курсантов 3-й Военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
4-я учебная эскадрилья, 2-й отряд, 2-я классная группа. г. Оренбург, п/я 127, 20.02.1937 г.



На обороте подписаны фамилии:
1 ряд слева направо: Кедун, Буторин, Поляков, Саврулин, Яшков, Рошитов, Вельков, Серов.
2 ряд слева направо: Воронин, Петухов, Шаров, Суриков, Чернов, Подрыванов, Спирюков, Зезюлкин, Березин С.С.
3 ряд слева направо: Перегудов, Самохвалов, Березин В., Князев, Вершинин.


Мой родственник лейтенант Кедун Иван Кириллович (первый слева в нижнем ряду), 4.10.1913-25.06.1941, родился в г. Нижний Тагил, Свердловской области.
После окончания летной школы был направлен в Смоленск, в 1939 переведен в Ваенгу (Мурманская область) в 137 КСБАП.
В 1940 был награжден орденом "Боевого Красного Знамени" за "умелые действия, самоотверженность
и храбрость при выполнении боевых заданий" во время зимней войны.
25 июня 1941 года бомбардировщик СБ был сбит ЗА противника над аэродромом Луостари. Экипаж погиб.
В начале 2 000 гг. в лесу были найдены обломки погибшего самолета. Почти все детали
к тому времени были вывезены на металлолом, по счастливой случайности была обнаружена
ведомая шестерня редуктора одного из двигателей с серийным номером, по которому поисковики
смогли установить фамилии погибших летчиков.
На следующий год планирую установить на месте гибели памятную доску, для этого теперь разыскиваю
фотографии штурмана Моргунова Г.С. и стрелка-радиста Маркова Б.А.

С фотографии курсантов известна судьба еще одного летчика: Петухова Георгия Павловича,
бывшего другом Кедуна И.К. (есть еще несколько фотографий, где они вместе). Он также уроженец г. Нижний Тагил, 1917 г.р.
Предположительно, они вдвоем и поступили в летную школу в 1935 году по спецнабору Обкома ВЛКСМ.
Лейтенант Петухов пропал без вести 9.09.1941 г., не вернувшись с боевого задания.

Если у кого-то есть сведения о судьбе остальных курсантов, было бы интересно узнать.
И еще просьба к уважаемым форумчанам: если у кого-то есть довоенные фотографии училища, поделитесь, пожалуйста.
Буду очень благодарна.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #1 - 31. Октябрь 2015 :: 18:34
 
интересная фотография, три месяца летал ,не далеко от аэродрома Луостари, видел его сверху вдалеке(25-30 км), кругом сопки ,озера ,болотистая местность, леса и р.Титовка. К сожалению. в училище, говорили только о героях Советского Союза, а вот о пилотах, таких отделений ничего неизвестно. В лесу находили остатки от мессершмидта, бои там были сильные. Кто выжил из их отделения в той войне. Кроме родственников в архиве я думаю не ответят никому, да и то отсылают к мемориалу -обществу в Москве,есть один ресурс память народа,вот там при указании имени и отчества и фамилии выдается более полная информация.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #2 - 31. Октябрь 2015 :: 18:47
 
в памяти народа -интернет ресурс ,сказано ,что ст л-т Петухов Георгий Павлович служил в 207 дальнем авиационном полку, пропал без вести 9 сентября 1941г.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #3 - 31. Октябрь 2015 :: 18:54
 
Марков Борис Александрович ,1921 года,г.Горький  погиб 26.06 1941 у п.Луостари
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #4 - 03. Ноябрь 2015 :: 12:54
 
Может быть фотографии есть у родственников сестры, Зинаиды Павловны Серебряковой г. Нижний Тагил, ул. Быхова 18. (сестры Петухова Г.П)
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #5 - 03. Ноябрь 2015 :: 13:09
 
Mikhail писал(а) 31. Октябрь 2015 :: 18:54:
Марков Борис Александрович ,1921 года,г.Горький  погиб 26.06 1941 у п.Луостари

г.Горький в краснодарском крае ,почт.инд 353020.Что облегчает поиск, наверняка есть книга памяти края ,в которой указаны ,его адрес проживания до войны.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #6 - 03. Ноябрь 2015 :: 14:03
 
Здравствуйте, Михаил! Спасибо за то, что оставили столько сообщений в этой теме и за то, что не остались равнодушным к ней!
Поиском сведений про Ивана Кирилловича занимаюсь с 2011 года. Все начиналось с ордена Боевого Красного Знамени, который хранится у моего дяди и который я однажды у него видела.
Про его обладателя я тогда не знала ничего. Сегодня могу сказать, что удалось восстановить почти всю его биографию по годам. И работа все еще не закончена.
Если будет интересно, то вот по этой ссылке http://forum.vgd.ru/1594/54158/0.htm?a=stdforum_view&o= можно прочитать почти обо всем, что удалось отыскать на сегодняшний день.
Там много фотографий из личного архива лейтенанта Кедуна, есть и фото с места падения самолета.

Что касается двух других членов экипажа, то информация по ним сейчас тоже собрана здесь: http://forum.vgd.ru/1594/70497/ и здесь http://forum.vgd.ru/1594/70498/  
Для установки памятной доски пробую найти фотографии штурмана и стрелка-радиста.
С Моргуновым дело немного попроще, поскольку он был офицер. Есть надежда найти его фото или в личном деле или в УПК.
А вот с Марковым все намного сложнее. Парень не призывался, а закончил какую-то военную школу стрелков-радистов, сведений о нем в военкомате нет,
офицерское звание не получил, жениться не успел и ближайшие родственники нигде не указаны. Но все-равно зацепки есть, хоть и сложно вести такой поиск...

По поводу Георгия Павловича Петухова. Он, действительно, уроженец Тагила, вместе с Иваном Кирилловичем в 1935 г уехал в Оренбург, вместе приезжали в отпуск домой,
вместе после окончания учебы уехали служить в Смоленск.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9058141
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51520371
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74991384
96 и 207 ДБАП входили в состав 42 АД с 22.06.1941, однако 207 ДБАП был расформирован 18.08.1941. Логично предположить,
что ст. лейтенант Петухов Г.П. был переведен в пределах той же дивизии в 96 ДБАП для прохождения дальнейшей службы.
207 дальнебомбардировочный авиаполк известен благодаря подвигу капитана Н.Ф. Гастелло.

Mikhail писал(а) 03. Ноябрь 2015 :: 13:09:
Mikhail писал(а) 31. Октябрь 2015 :: 18:54:
Марков Борис Александрович ,1921 года,г.Горький  погиб 26.06 1941 у п.Луостари

г.Горький в краснодарском крае ,почт.инд 353020.Что облегчает поиск, наверняка есть книга памяти края ,в которой указаны ,его адрес проживания до войны.

Боюсь, что речь в данном случае идет о г. Нижний Новгород, который тогда назывался Горький. По крайней мере, запись о его рождении мне удалось отыскать... Даже две  Улыбка
Но дело в том, что Борис Александрович записан в Книге Памяти даже не Нижегородской области, а Ивановской.
И извещение о гибели было выслано туда же, а вот выяснить, на чье имя оно было отправлено, не удалось. В военкомате Ивановской области таких сведений нет.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #7 - 04. Ноябрь 2015 :: 07:46
 
В Луостари находиться аэродром, во время войны ,думаю он там тоже был, но под немцами, как и аэродром с которого мы летали в 81 году. Местность была малонаселенная, все что связывало с цивилизацией-железная дорога от Мурманска до границы. Поэтому все там сохранилось более или менее в том виде, в котором было тогда. Я думаю , что размещение здесь фотографий буде интересно всем, потому как это история -реальная
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #8 - 04. Ноябрь 2015 :: 09:46
 
Mikhail писал(а) 04. Ноябрь 2015 :: 07:46:
В Луостари находиться аэродром, во время войны ,думаю он там тоже был, но под немцами, как и аэродром с которого мы летали в 81 году. Местность была малонаселенная, все что связывало с цивилизацией-железная дорога от Мурманска до границы.

Все верно. Наши бомбардировщики летели в тот день бомбить Луостари. Зенитками с этого аэродрома и был сбит СБ.

Mikhail писал(а) 04. Ноябрь 2015 :: 07:46:
Поэтому все там сохранилось более или менее в том виде, в котором было тогда.

Не сохранилось... Печаль Проблема в том, что по тому месту, где когда-то лежали обломки, проходит тягачная дорога, по которой за последние 70 лет прошли и проехали сотни людей.
Они эти обломки видели и по возможности вывозили из леса, сдавая на металлолом. И если в начале 2 000 гг. фрагменты самолета еще валялись там,
то уже через несколько лет поисковики с большим трудом смогли найти это место: все было собрано подчистую...

Вот фото:
Место падения со спутника. Прислали поисковики.


Вид с места падения. Впереди Генеральская сопка.


Самолет упал на высокий берег р. Малая Печенга


Фото начала 2 000 гг. Трубчатые конструкции центроплана, кусок приборной доски пилота, выхлопные трубы двигателей
и куски обшивки верхней части самолета, окрашенные в зеленый цвет. На одном был виден фрагмент красной звезды:


То же самое место сегодня (видно край дороги по низу фотографии).


Фрагменты самолета: коленвалы двигателей с остатками блоков цилиндров, отлетевшие более, чем на сто метров от места падения


Реактивные снаряды. Смятое оперение (стабилизатор) от бомбы (слева). Сопловой аппарат реактивного снаряда (справа):


СБ с подвешенными реактивными снарядами


Карбюратор от двигателя с надписью «СССР завод 33 К-100А»


Ведомая шестерня редуктора одного из двигателей с серийным номером, по которому и удалось установить имена членов экипажа:


Там же в лесу была найдена неразорвавшаяся ФАБ-100. Фотографии, к сожалению, нет. Не успели они отбомбиться. Сбили на подходе к аэродрому.
Бомбу сбросили метров за 100 до удара о землю. Вероятно, надеялись выжить.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #9 - 04. Ноябрь 2015 :: 13:05
 
все верно, перед аварийной посадкой бомбы сбрасывают ,чтобы не сдетонировали, остаток от такой ракеты ,именно сопло я видел в районе нашего аэродрома Ровный в 81 году. Ну а рельеф местности судя по фотографии был неподходящим для удачной посадки, в идеале должна быть ровная поверхность. В районе станции Титовка ,за мостом были такие места. Насколько я знаю на нашем аэродроме ,в войну базировались немецкие истребители и была грунтовая полоса. В Луостари могли базироваться бомбардировщики, поэтому с началом войны, были запланированы вылеты на уничтожение авиационной техники.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #10 - 05. Ноябрь 2015 :: 09:24
 
Mikhail писал(а) 04. Ноябрь 2015 :: 13:05:
рельеф местности судя по фотографии был неподходящим для удачной посадки, в идеале должна быть ровная поверхность.

Знаю, что поисковики на одном из форумов неоднократно сравнивали местность по военным и современным фотографиям
и приходили к выводу, что в то время там была куда более скудная. Вероятно, тогда там было редколесье
из северной березы, более походящее на кустарник. Не так давно нашла интереснейшие воспоминания
стрелка-радиста того же 137 полка Трифонова Ивана Андреевича. В целом, теоретически, шансы выжить после посадки у них могли быть...
"28 июля 1941 г., в ходе возвращения на свой аэродром после выполнения задачи по бомбометанию в районе Рованиеми
наш самолет был сбит огнем зенитной артиллерией противника (попал под первый залп). Бомбардировщик совершил
вынужденную посадку. Машина сгорела. Я остался единственным выжившим из экипажа. Мне удалось выбраться из кабины,
после чего потерял сознание. Когда очнулся, то принял решение выбираться к своим. В целом состояние было удовлетворительное,
но как потом оказалось был сломан мизинец на ноге. При мне был только пистолет ТТ, наградной пистолет «Тульский Коровина»
(вручен за отличную стрельбу в тире одиночными патронами из пулемета ШКАС), финский нож и разбитый компас,
который удалось восстановить (вместо стрелки была вставлена спичка). Сухой паек сгорел в самолете.
На 19-е сутки вышел к берегу реки. Для переправы было необходимо какое-то плавсредство.
Неподалеку был обнаружен домик финского рыбака. Хозяин отсутствовал. Дождавшись возвращения финна,
принял решение его ликвидировать и воспользоваться лодкой. Подошел к дому, и, держа наготове нож
(стрелять остерегался, чтобы не привлечь внимания), постучал в дверь. Рыбак открыл. Удар не удался.
Во-первых, финн оказался выше и крепче. Во-вторых, 19 дней практически без еды и усталость дали о себе знать.
Завязалась драка. Жизнь спас наградной «Коровинский», лежавший в кармане…
В доме было немного пропитания – в трубе коптилась рыба, а в подсобном хозяйстве нашлись отруби,
которыми набил полные карманы летного комбинезона.
На 21-сутки после вынужденной посадки вышел в расположение одной из наших пехотных частей."

У меня есть вопрос. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Я понимаю, что надо смотреть документы с приказами и летными заданиями на тот день,
но теоретически, опираясь на имеющуюся информацию, верно ли предположить, что на бомбардировку
заходили с северо-запада, как нарисовала на карте? Есть ли какие-то общие правила для бомбардировщиков
при заходе на цель или это всегда сугубо индивидуально решается в каждой конкретной ситуации и зависит от многих факторов?
Линия фронта к тому моменту проходила немного восточнее Луостари и, скорее всего, там, где самолет упал была уже нейтральная полоса.
Но точно известно, что южнее и восточнее войск противника не было.


Скорее всего, тот самый СБ:


Mikhail писал(а) 04. Ноябрь 2015 :: 13:05:
Насколько я знаю на нашем аэродроме, в войну базировались немецкие истребители и была грунтовая полоса.
В Луостари могли базироваться бомбардировщики, поэтому с началом войны,
были запланированы вылеты на уничтожение авиационной техники.

Я не знаю, какие самолеты базировались в Луостари, пока не интересовалась этим вопросом. Но есть фото аэродрома:

Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #11 - 05. Ноябрь 2015 :: 19:04
 
Тактика боя определялась и определяется различными руководствами, думал,что заход был со стороны Баренцева моря, поскольку базировались самолеты в Ваенге, ныне Североморске-1, подход чист от сопок и препятствий и отработав можно было отвернуть в сторону нашей оборонительной линии,она проходила по ст. Титовка,дальность примерно 40 км. Место для посадки все-таки было и скорее они приземлились . Немцы начали наступление 29 июня, так что была большая вероятность добраться до Титовского оборонного рубежа. Все-таки они один заход выполнили ,раз остался один реактивный снаряд,(реактивных снарядов на внешних подвесках -8)   и одна бомба, бомб брали до 6 штук.(600кг)
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #12 - 05. Ноябрь 2015 :: 19:45
 
Mikhail писал(а) 05. Ноябрь 2015 :: 19:04:
Все-таки они один заход выполнили ,раз остался один реактивный снаряд и одна бомба, бомб брали до 6 штук.(600кг)

Возможно, Вы правы, но до конца мы это уже вряд ли сможем выяснить. Все-таки доступ людей к этому месту был свободный.
А могли сами военные после войны то, что смогли найти (неразорвавшиеся бомбы и снаряды), собрать и вывезти на полигоны с дальнейшей утилизацией? Ведь леса буквально напичканы были опасным металлом.
Надеюсь, что отчеты и документы полка из ЦАМО смогут прояснить какие-то дополнительные детали того дня.

Простите, Михаил, не совсем поняла про место посадки и про 40 км... Что Вы имеете ввиду?
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #13 - 06. Ноябрь 2015 :: 12:43
 
От места посадки до Титовки, месторасположения 14 ой армии ,на оборонном рубеже - примерно,40 км. Военные не вывозили боеприпасы, потому как там болота, и горная местность .
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #14 - 07. Ноябрь 2015 :: 12:06
 
Бомбили тогда полками с горизонтального полета, т.е в вылете мог быть задействован весь полк. Ваш дед ,я так понял, был ведущим своего звена ,бомбили по ведущему, он сбрасывает бомбы ,его ведомые следом . Раций не было, для связи между самолетами, а только для связи с Командным пунктом , для этого был стрелок радист.  От аэродрома, его длина 3 км до места приземления - 9км,те.траектория снижения довольно пологая,(хорошо бы знать высоту бомбометания)Если 600 метров ,то это почти нормальная глиссада снижения перед посадкой ,в обычных условиях. Бомб с места приземления никто не забирал , иначе бы и той ,что в ста метрах лежит - не было бы тоже. Обычно их уничтожают на месте(в трудно доступных местах)
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #15 - 07. Ноябрь 2015 :: 18:04
 
Михаил, спасибо Вам огромное за такие важные детали!!! Теперь все становится на свои места.

Прадед действительно был командиром звена. Я так понимаю, что это было одно из звеньев. Их всего было 6 СБ в том вылете (6 экипажей - это 2 звена?)

Скажите, а сколько обычно бомбардировщики делали заходов? и с каких высот обычно бомбили?
Есть вот такие данные из документов за тот день: "25.06.1941г., ориентировочно около 7.00 утра,
по просьбе Командующего флотом,  для совместной работы с 72 АП,  из состава 1-й САД  на аэродром Ваенга-1 из Африканды,
перебазировалась 5-я эскадрилья 137-го КСБП в количестве девяти СБ (девять экипажей плюс один экипаж –запасной)
под командованием капитана Котова В.В. Один самолет в Ваенге был передан в 72-й морской АП.
Оперативно подчиняясь Командующему ВВС СФ, эта эскадрилья до конца июля (пока вся не погибла) наносила
бомбардировочные удары по морским транспортам в порту Петсамо, по переднему краю обороны противника на Мурманском
направлении, по аэродромам Луостари и Хебуктен.
Перебазировавшись и дозаправившись, в этот же день в период времени с 9.45 по 13.45 и в 16.00 шесть экипажей СБ 137 КСБП
из Ваенги во главе с капитаном Котовым Василием Васильевичем, вылетали на бомбардировку аэродрома Луостари.
В первом вылете, над Луостари были атакованы истребителями противника, один из СБ получил повреждения.
Самолет требует замены плоскостей. В последующих вылетах: облачность 8-10 баллов, высота 400-600 метров.
Примерно в 16.55 над аэродромом прямым попаданием зенитной артиллерии сбит самолет СБ № 2/67,
упал прямо у аэродрома (обломки на берегу р. Малая Печенга. южнее Луостари)."

Не разбираюсь в баллах облачности, но видимо, это довольно низкая облачность и высота не очень большая.
Для прыжка с парашютом, наверное, все же недостаточная, да и пытались наверное поближе к своим сесть?
И еще один вопрос: Вы полагаете, что они все-таки пытались посадить самолет и как можно ближе к Титовке?
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #16 - 07. Ноябрь 2015 :: 19:31
 
9 самолетов -это эскадрилья . 3 звена плюс экипаж командира эскадрильи Котова  В.В .Если это был второй вылет ,то фактор неожиданности уже не сработал, их ждали. Облачность мешала ,потому как бомбили визуально, т.е нужно было идти чуть ниже нижнего края на высотах 380м или чуть выше, чтобы произвести прицельный сброс, в облаках строй держать трудно, скорее подходили выше 600 метров ,над верхней кромкой, перед целью пробили облака ,отбомбились по началу сбросу ведущего в тройке и... в облака. Скорее ведомый видел проблемы с попаданием у ведущего, должен быть рапорт. Ну а курс был на юго-восток в район Титовки и полет был управляемым, двигатель скорее сначала один вышел из строя, летели на другом пока тот работал. Потому как  расстояние  9 км на скорости 400 пролетишь  за 1.5 мин ,можно точнее высчитать .Они тянули к своим пока работал двигатель. Второй заход в этих условиях невозможен , для самолета ведущего ,для остальных -   потери могли возрасти из-за истребителей ,которые уже вызвали в связи с бомбардировкой . Да и на второй заход идти с одной бомбой и одной ракетой ,какой смысл. Просто они не успели сбросить одну бомбу и пустить реактивный снаряд из-за внешней причины,- попадания зенитного снаряда.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #17 - 07. Ноябрь 2015 :: 20:03
 
6 экипажей - это 2 звена , до Титовки на скорости 400  всего 8 минут полета . Однозначно они летели туда, потому как с 400 метров без
двигателей будет посадка прямо перед собой .
Вылеты на Лоустари и Хебуктен повторялись ,потому как нужно было выводить взлетные полосы и бомбардировщики из строя, чтобы те не бомбили Мурманск и транспорты.
Нашел про бомбардира -стрелка Моргунова Григория Степановича 1912 г. лейтенант, он из Бугуруслана Самарской области. Жена Белова, дочь 1940 г. рождения. Точного адреса нет.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #18 - 07. Ноябрь 2015 :: 21:10
 
Бугуруслан - это Оренбуржская область. В Книге Памяти этой области его нет, но зато он есть в КП  Самарской и Ленинградской областей.
До сих пор не удалось выяснить, откуда он родом. Это надо искать его Личное дело или хотя бы УПК.
Адрес его есть на ОБД. Вернее, его жены Анны Александровны. Она жила в Ленинграде, на ул. Старорусской, потом переехала на ул. Моисеенко.
Дочка Галя умерла в мае 1942 во время блокады. Сама Анна Александровна прожила долгую жизнь и скончалась в 1979 г.
К сожалению, мне не удалось выяснить была ли она второй раз замужем и были ли у нее еще дети.
Вся имеющаяся информация по Григорию Степановичу по ссылке ниже:
http://forum.vgd.ru/1594/70497/
Это пока все, что удалось найти.

А что значит "посадка перед собой"?

Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Странник 85
Админ
*****
Вне Форума

Нижегородцев Павел
85

Сообщений: 7519
Россия, Ялта
Re: Судьба курсантов
Ответ #19 - 07. Ноябрь 2015 :: 21:33
 
Zhe-ka писал(а) 07. Ноябрь 2015 :: 21:10:
А что значит "посадка перед собой"?

Вынужденная посадка с малой высоты, перед собой, так как нет времени выбирать площадку и способ захода.

Наверх
 
 

Если Вы боитесь потолстеть, выпейте перед едой 100 грамм коньяка. Коньяк притупляет чувство страха Подмигивание
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #20 - 08. Ноябрь 2015 :: 07:54
 
В одном документе написано Моргунов Г.С уроженец г. Куйбышев ,т.е Самары , это место его призыва и рождения, а Бугуруслан местожительство жены - куда было выслано сообщение о том ,что произошло. Вообще там была путаница. Марков Б.А погиб п. Луостари, Латвийской ССР - написано в книге памяти. Хорошо бы узнать фамилии всех экипажей, прилетевших в Ваенгу в июне 41-го. Фамилия командира эскадрильи  теперь известна. Приказ о перебазировании эскадрильи подписан командующим Северного  Флота.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #21 - 08. Ноябрь 2015 :: 19:02
 
Павел, большое спасибо Вам за пояснение!

Вот здесь: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9053168 написано только про Григория Степановича.
И здесь: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56692808 указано именно ЕГО место рождения.
Анна Александровна проживала в Ленинграде, немного Борисоглебске, потом опять в Ленинграде. У меня есть выписка из домовой книги.
И извещение о гибели мужа ей пришло в Ленинград, равно как и единовременное пособие за июль было выслано ей туда же, на ул. Старорусскую.
Вот фрагмент ответа из ЦАМО:



Григорий Степанович был кадровым военным, скорее всего попал в летное училище, как и Иван Кириллович -
по спецнабору ВЛКСМ. Сведений о его призыве ни в Самаре, ни в Бугуруслане нет. У меня есть ответы из военкоматов.
Рискну предположить (буквально сейчас появилась такая мысль), что могла быть какая-то военная школа штурманов или стрелков-бомбардиров в Куйбышеве. Надо проверять.
И еще обращаю Ваше внимание на то, что документы, где указан Бугуруслан датированы 1942 и 1944 гг,
тогда как донесение, где указан Куйбышев, был составлен 3 июля 1941 , т.е. буквально через 2 недели после гибели экипажа.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50034196&page=1
Если честно, веры ему больше... хотя могу ошибаться. Но не хочется гадать. Надо как-то добраться до документов ЦАМО и все станет понятно.

А с Марковым все значительно сложнее. Запись в КП - однозначно ошибочная. Ни одна приличная организация КП вообще не принимает за документ, достойный внимания  Улыбка
Не знаю, правильно ли это - тащить всю информацию с того форума сюда, поэтому вот ссылочка:
http://forum.vgd.ru/1594/70498/
Здесь все, что мне известно на сегодняшний день.

Mikhail писал(а) 08. Ноябрь 2015 :: 07:54:
Хорошо бы узнать фамилии всех экипажей, прилетевших в Ваенгу в июне 41-го. Фамилия командира эскадрильи  теперь известна. Приказ о перебазировании эскадрильи подписан командующим Северного  Флота.

Не очень смогла уловить ход Ваших мыслей: а что это дает для данного поиска?
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #22 - 08. Ноябрь 2015 :: 21:04
 
Могу ответить , что прыгать с высоты 400 метров нет никакого смысла, близость неприятельского аэродрома, запас высоты недостаточен для раскрытия парашюта (военных лет).Пока самолет летит и двигатель работает, есть надежда ,что он еще  проработает какое-то время. Бомбить можно было с разных высот ,чем выше ,тем безопаснее(с точки зрения разлета осколков, своих же бомб).Высота полета определялась боевой задачей ,которую нужно было выполнить и противодействующей ПВО противника(зенитная артиллерия и истребители). Фамилии летчиков той эскадрильи могут быть интересны и вам, потому,как было два ведомых, которые видели, что произошло .
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #23 - 09. Ноябрь 2015 :: 07:30
 
Mikhail писал(а) 08. Ноябрь 2015 :: 21:04:
Фамилии летчиков той эскадрильи могут быть интересны и вам, потому,как было два ведомых, которые видели, что произошло.

Мда, Вы правы, могут... но они, скорее всего, всё должны были изложить в рапортах после возвращения
или каких-то докладах тому же капитану Котову, а тот в свою очередь докладывал наверх.
Узнать о наличии подобных документов можно только в ЦАМО, но с ним крайне тяжело работать.
Не смотря на то, что это крупнейший архив страны и все документы за военный период по частям и соединениям КА хранятся там,
доступ к ним есть только при личном посещении читального зала.
На запросы по военнослужащим за время войны архив присылает отписки, поскольку они не относятся
к социально-правовым и не касаются пенсионного обеспечения граждан.
Прикрываются тем, что якобы на ОБД и Подвиге Народа уже все документы выложены, но все прекрасно знают, что это далеко не так.
Поэтому у меня единственная возможность хоть что-то узнать - это просить людей, кто может туда поехать,
за определенное вознаграждение искать для меня документы.
Вот теперь очень надеюсь, что кому-нибудь из моих помощников удастся туда добраться в феврале след. года...
В общем, здесь можно много об этом говорить, тяжелая это тема.
А поскольку у меня в работе эти погибшие ребята не единственные, чью судьбу пытаюсь установить,
то приходится расставлять приоритеты, что искать в первую очередь, а что может подождать до следующего раза.
В данном случае - мне прежде всего нужны фотографии штурмана и стрелка-радиста для памятной плиты.
Если на Моргунова Г.С. есть надежда найти личные документы с фото, то фотографию Маркова Б.А. найти куда как труднее.

Ну вот, пожаловалась о наболевшем  Улыбка Прошу прощения.

А за подробные ответы на мои вопросы огромное Вам спасибо!

Разрешите еще один вопрос? Я правильно понимаю, что для бомбардировки аэродрома бомбардировщики
скорее всего заходят вдоль ВПП для нанесения максимального урона полосе и технике противника?
Лететь поперек полосы, наверное, не имеет смысла? То есть они заходили скорее с севера-востока, чем с северо-запада.
Таким образом, траектория полета должна выглядеть
примерно вот так (а не так, как было нарисовано на карте выше в этой теме):

Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #24 - 09. Ноябрь 2015 :: 07:50
 
все зависело от первого вылета, может в первый они так уже проходили, плюс расположение зенитных батарей, ну и тактическая
хитрость- заход с северо-запада - непонятно, кто летит может немцы . Донесения о сбитом СБ были собраны со всех , с командира группы и двух ведомых, кто что видел. Практика поисковых работ тоже была, на своей территории, но и немцы бы не упустили возможности поймать кого-нибудь со сбитого самолета, что такое 9 км для подразделения на транспортере.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #25 - 09. Ноябрь 2015 :: 08:13
 
Mikhail писал(а) 09. Ноябрь 2015 :: 07:50:
Практика поисковых работ тоже была, на своей территории, но и немцы бы не упустили возможности поймать кого-нибудь со сбитого самолета, что такое 9 км для подразделения на транспортере.

Согласна! Но по немецким источникам не удалось ничего найти, хотя не утверждаю, что в Бундесархиве ничего нет.
С немецкими документами свои заморочки...
Хорошо хоть смогли для меня проверить списки советских военнопленных у финнов и немцев. Никого из экипажа там не оказалось.
А про расследование еще раз повторюсь: ОЧЕНЬ надеюсь, что в документах полка или дивизии будет Акт расследования причин летных боевых потерь.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Mikhail
выпускник ОВВАКУЛ
*
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 49

Re: Судьба курсантов
Ответ #26 - 09. Ноябрь 2015 :: 08:31
 
Конечно, потерять один самолет в первый день и второй в ремонт, это предмет для разбора, причем очень серьезного.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #27 - 09. Ноябрь 2015 :: 08:40
 
А ведь Вы правы: это, судя по всему, были первые потери полка в той войне...
Почему-то раньше не приходила эта мысль в голову  Улыбка
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #28 - 09. Ноябрь 2015 :: 10:29
 
Полтора года назад я связывалась с председателем Совета ветеранов училища Владимиром Николаевичем Сороколетовым.
Он мне тогда написал, что с 2016 года здание училища должно быть передано епархии, что они занимаются только историей с 1960 по 1993 гг,
что у них в музее есть экспонаты военных лет, но главная задача сейчас у них - сохранить самолет и бюст Гагарина,
а также мемориал с именами ГСС. Остальным у них заниматься некому и некогда. В общем, как я поняла, интереса к этому нет.

С одной стороны понимаю, что сейчас надо сохранить хотя бы то, что есть, с другой - а почему такой выборочный подход?
Разве до 1960 года не было истории и славных летчиков?
Наверное, подавляющее большинство из тех, кто стал Героем Советского Союза, это звание получили как раз во время войны?
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re: Судьба курсантов
Ответ #29 - 09. Ноябрь 2015 :: 11:55
 
Mikhail писал(а) 09. Ноябрь 2015 :: 11:21:
Для меня было неожиданностью -такие потери за один месяц. ...хотя за первые дни войны на западном направлении потеряли полторы тысячи самолетов на аэродромах.

Так то было на западном направлении... тут север. Все было несколько иначе.

Да, Вы правы, мне кажется я тоже не так давно видела интервью с ней (не помню по какому поводу интересовались ее мнением),
в титрах было указано, что она директор какого-то музея в Москве.
Да только чем она может помочь? Училище закрыто, про героев вспоминают только к юбилейным датам, про тех, кто просто честно выполнял свою работу на фронте
или в мирное время не вспоминают вообще (либо ты Герой Советского Союза, либо никто), как будто и не было ничего.
Епархии, ясное дело, это здание намного нужнее.
А многие ли летные училища могут похвастаться такой длинной историей, как Оренбургское?!
Радует здесь только одно: документы о довоенной истории училища хранятся не в ЦАМО,
а в РГВА, соответственно доступ к ним получить чуть легче, но это все-равно надо ехать в Москву и лично работать в чит. зале.

С советом ветеранов все понятно, а может быть, есть кто-то из военных историков или любителей, кто серьезно занимается историей ОВВАКУЛ?
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Страниц: 1 2 3 
Послать Тему Печать