Американский фильм "Выживший", получивший "Оскар", прекрасно снят и хорошо придуман. Но что стоит выдумка в сравнении
с реальной историей — о выжившем в 1943 году в горах Аляски русском штурмане Константине Демьяненко,
выпускнике 3-й Оренбургской ВШЛиЛН 1937 года.Упавший с неба...Теплым июньским днем 1943 года на аэродроме Лэдд Филд в Фербенксе готовилась к вылету очередная десятка
фронтовых бомбардировщиков А-20 "Бостон". Их предстояло перегнать в Ном, до которого было более 800 километров,
а затем через Берингово море — в чукотский поселок Уэлькаль. Отправку авиагруппы задерживала плотная облачность в горах.
На разведку погоды на маршруте был послан более мощный бомбардировщик Б-25 "Митчелл".
Его сообщений в полной готовности ждали летчики 1-го перегоночного авиаполка, базировавшегося в Фербенксе.
Экипажи провожал в полет седой католический священник отец Антоний. И американцы, и русские относились к нему с уважением.
— Святой отец! — обратился к нему глава советской военной миссии на Аляске, полковник Михаил Григорьевич Мачин,
ожидавший вместе со всеми метеосводку с маршрута.— Вы ближе всех нас к небу, скажите, не подведет ли сегодня погода?
— На все воля Божия! — ответил отец Антоний.— Но лично я буду молиться за благополучное возвращение ваших парней.
А парни, сняв летние куртки, беззаботно грелись на солнышке. Они курили и подтрунивали друг над другом.
Летчиков-перегонщиков торопила в дорогу интригующая новость: в Уэлькале они могут успеть попробовать котлеты из свежей
медвежатины. Об этом поведал штурман Константин Демьяненко: дежурный на командно-диспетчерской вышке Джозеф Фейес
по секрету сообщил ему, что чукчи убили огромного белого медведя, забредшего на аэродром. Правда это или очередная байка, никто не знал.
С Аляски же на Чукотку ленд-лизовские бомбардировщики А-20 "Бостон" доставляли советские экипажи из двух человек.
Обычно они садились вместе в переднюю кабину, причем штурман находился чуть впереди летчика.
Но в тот день перегонялась особая партия самолетов, где в носовой части были установлены четыре 20-миллиметровые пушки.
В этом варианте фронтовые бомбардировщики среднего радиуса действия А-20 "Бостон" могли использоваться
в качестве ночных истребителей дальней авиации (гораздо чаще они применялись в качестве торпедоносцев на море).
И тут уже штурман усаживался за спиной летчика — на месте стрелка-радиста в задней кабине.
Б-25 "Митчелл" нашел "окно" в облаках и повел за собой десятку "Бостонов". Авиагруппа благополучно прошла большую часть
маршрута. Но, когда подлетели уже к хребту, тянувшемуся вдоль побережья, облачность сильно уплотнилась.
Кружным путем, со стороны залива Нортона, самолеты заходили к Ному, но прибрежный аэродром закрыла густая облачность.
Получив отказ на посадку, командир каравана был вынужден повернуть назад всю авиагруппу.
Обратный путь над горами Аляски проходил в затяжном "слепом" полете. Экипажи в клубящихся облаках потеряли из виду и лидера, и друг друга.
Каждому пришлось переваливать через хребет поодиночке. Все машины благополучно приземлились на промежуточном аэродроме в Галене на реке Юкон.
Но в одном экипаже не оказалось штурмана — балагура старшего лейтенанта Константина Демьяненко.
"Дошутился!" — в сердцах подумал про него Михаил Григорьевич, когда ему доложили о происшествии.
Мачин хорошо знал Константина Демьяненко. Ему был по душе веселый нрав штурмана и то, как он с серьезным видом исполнял частушки под аккордеон.
Но главное — Демьяненко был грамотный специалист, быстро освоивший американское радиооборудование и навигационную систему полетов над территорией США.
В сложных метеоусловиях полковник Мачин иногда брал его с собой, и Костя ни разу не подвел.
Отложив все дела, полковник Мачин вылетел в Галену. Он тщательно осмотрел бомбардировщик с открытой задней кабиной —
очевидно было, что штурман оттуда выпал. На хвостовом оперении была вмятина с клочком желтой кожи.
Кто-то вспомнил, что Костя был обут в желтые ботинки...