Юрий! Ну разве можно так??? Все, выходные пропали!
А ведь поработать надо было...
Отлично написано! Очень живописно, талантливо! Не оторваться от чтения. Спасибо!
Пока читала "Торжественно клянусь и обещаю..." думала о том, что человек - хоть и часть природы, но окажись в экстремальных
условиях, один на один с этой самой природой, выжить сумеют лишь единицы. И то, скорее всего, если сильно повезет.
А современный человек настолько зависим от комфорта, привязан к нему, что жизнь без него уже даже не представляет,
при этом наивно полагает, что он "царь природы". На деле же, природа в общем смысле, а тайга, горы, океан,
как в некотором роде частности, не терпят человеческой глупости и высокомерия и ошибок не прощают.
Первый и, наверное, единственный раз почувствовала это, когда ездили к Чинжебскому водопаду, на юг края.
В этом районе при проведении изыскательных работ для строительства железной дороги Абакан-Тайшет в 1942 году погибла экспедиция.
Эту дорогу потом назовут "трассой мужества". Если позволите, чуток расскажу.
"
Весной 1958 года была объявлена ударная стройка дороги «Абакан-Тайшет». Но прежде чем строить дорогу,
нужно было проложить маршрут. И тогда была сформирована экспедиция. В нее вошли Алексей Журавлев, Константин Стофато,
руководителем был инженер Александр Михайлович Кошурников. Они вышли прокладывать маршрут в октябре 1942 года.
Несколько оленей помогали везти необходимое оборудование, приборы и скудные запасы продовольствия.
Но кончился мох, основная пища оленей, пришлось расстаться с животными. А впереди большой участок неисследованной трассы.
И очень трудно его преодолеть, если нет оленей. Оборвалась одежда и на исходе были продукты.
С неимоверными трудностями они продолжили работу и вышли к Казыру. Дальше дорога должна была идти вдоль реки.
Сибирская тайга непроходимая, и поэтому по очереди расчищали топором путь. Проводник дальше отказался сопровождать экспедицию.
Тогда Кошурников, Стофато и Журавлев стали мастерить плот, чтобы спускаться по Казыру, хотя они знали, что река бурлит труднопроходимыми порогами.
Экспедиция Кошурникова должна была выйти из тайги в условленное место. Давно уже прошли все сроки, а трое изыскателей не подавали о себе вестей.
Тогда начались долгие упорные поиски. Искали зиму, весну, лето. И лишь осенью 1943 года рыбак на мелководье ледяной реки Казыр
увидел полузанесенные речным песком останки человека в форменном кителе железнодорожника.
В воде виднелись прилипшие к камням листочки бумаги, исписанные карандашом. Листки оказались дневником Кошурникова,
и записи, не смытые водой, рассказали о трагедии.
Дневник рассказывает, как расставшись с проводником, изыскатели начали спуск на плоту.
Река сильно петляла, на мелких перекатах брели в ледяной воде, толкая плот перед собой. Падал мокрый снег, плот цеплялся за камни.
В Саянском пороге Кошурников записал:
«Ночь была очень холодная. Вероятно температура падала ниже 10 градусов.
К утру на реке поднялась шуга и покрыла всю поверхность. Правда, шуга тонкая, мелкая, но это уже плохо…
Очередная и большая неприятность: «расписался» Костя Стофато… Он простудился и у него плеврит.
Они доедали последний хлеб, сухарей осталось дня на четыре, табаку – на два дня. Кошурников как обычно, как и все предыдущие вечера,
делал записи о том, где лучше прокладывать будущую дорогу, откуда строители смогут брать песок, камень, лес.
Они сделали последний свой плот 1 ноября. От голода их тошнило, кружилась голова. Обманывая себя, курили древесный мох.
Опухали лица, руки, ноги. Кошурников едва смог надеть сапоги. Не переставая, валил мокрый снег, ноги при каждом шаге выше колен увязали в нем – тяжелом, плотном…
Предсмертная запись Кошурникова помечена 3 ноября 1942 года:
«Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Погибли Костя и Алеша.
Плот затянуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой.
К берегу прибиться помог я ему, но на берег вытащить не смог, так он и закоченел наполовину в воде.
Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну».
Дневник Александра Кошурникова с оборванной записью хранится теперь в Москве, в Государственном музее."
Сейчас до водопада в сухое время года можно доехать на машине по тягачной дороге, зимой только на снегоходах.
В общем, в комфортных условиях! Главное, чтобы навигатор работал.
Но вот это ощущение, когда стоишь на пригорке, а вокруг на сотни километров ни души, когда есть только ты, ветер, свистящий в ветках деревьев,
и тайга неизведанная, чужеродная, неприветливая... от этого ощущения становится как-то зябко внутри и неуютно.
Ты здесь даже не песчинка в океане, ты почти никто со всем своим человеческим самомнением.
Здесь ты либо знаешь "правила игры" и почтительно принимаешь их, в награду за это ты остаешься жить,
либо ты очень быстро гибнешь и виноват в этом только ты сам.
Извиняюсь, что так много букв получилось ))) "Понесли сандали Петю".