Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
YaBB - Yet another Bulletin Board
  Новости:
Новый сайт и форум открыты и ждут Вас по адресу: ОВВАКУЛ.РФ (КИРИЛЛИЦЕЙ) Старый сайт и форум через некоторое время будут закрыты.
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрацияЛС Администратору
 
Страниц: 1
Послать Тему Печать
поиск бывшего курсанта (Прочитано 83 раз)
Ал.Вас.
гость
***
Вне Форума

I Love YaBB 2!

Сообщений: 1

поиск бывшего курсанта
24. Декабрь 2015 :: 18:36
 
Прошу откликнуться тех, кто что-то знает о выпускниках 1937 или 1938 года. Мой дядя - Яковлев Александр Александрович, 1916 г.р. был призван из Казани, с 1-го курса университета, по спецнабору ВЛКСМ в Оренбургское военное училище летчиков. Сохранились две фотографии, одна датирована Оренбург, 1936г. На второй дядя сфотографирован с другом (неизвестный)в курсантской форме. Далее, есть семейное фото, снятое в ноябре 1938 года, где дядя в форме мл. лейтенанта (один кубарь в петлицах).  По официальным данным, присланным в 1940 году - дядя пропал без вести в Зимнюю войну в Финляндии. После долгих поисков удалось выяснить, что мой дядя был командиром СБ-2М-103У, бортовой № 13/217 и 26 февраля 1940 года был сбит зенитной артиллерией. Воевал в составе 2 или 3 эскадрильи 80 смешанного полка 9 армии. Полк сформирован в октябре 1939 года на аэродроме Ягодник (Архангельск), куда 2 сентября из 51 СБАП  Орловского ВО ( ориентировочно Фатеж или Обоянь Курской обл.) 12 СБ перелетели под командованием к-на Тарасевич Г.Н. По рассказам бабушки, в 1943году проездом в Казани был бывший комэска дяди. Он рассказал, что было большое расследование гибели, т.к. в составе экипажа был якобы племянник маршала Тимошенко. Установили, что командир по видимому, был тяжело ранен, т.к. самолет неоднократно терял и вновь набирал высоту, пока не врезался в землю. Где это было - неизвестно, известно только, что 80 САП действовал в полосе 54 армии.  Прошу откликнуться тех, у кого есть любые сведения о дяде, курсантских годах, службе до войны, об экипаже и пр.
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re:  поиск бывшего курсанта
Ответ #1 - 06. Январь 2016 :: 07:47
 
Здравствуйте!
В Вашем случае очень хорошие шансы найти довольно много сведений про Вашего дядю, правда, для этого надо будет сделать запросы в архивы.
1. В этой базе данных есть Ваш лейтенант: http://winterwar.karelia.ru/site/bd/search/?surname=%DF%EA%EE%E2%EB%E5%E2&nam...
Правда, все, что тут написано, Вы уже знаете. Однако! Если посмотрите внимательно, там сверху в меню есть кнопочка "Обратная связь".
Когда Вы соберете всю недостающую информацию про Александра Александровича, было бы здорово связаться с авторами этой БД
и передать им уточненные сведения о "пропавшем без вести"!  Подмигивание Уверена, что у Вас все получится!

2. Если Вы еще не писали в РГВА (Российский государственный военный архив), то это СТОИТ сделать. У них ДОЛЖНО быть личное дело, учетная и учетно-послужная карточки Вашего офицера,
в которых должно быть записано очень много интересной для Вас информации, в том числе в ЛД могут быть более подробные сведения о его гибели.
Для такого запроса Вам нужно к тексту письма (отправлять заказным письмом через Почту России - так Вы сможете отследить получение архивом Вашего запроса)
приложить копии документов, подтверждающих Ваше родство с Александром Александровичем.
Знаю, что не всегда это бывает просто сделать, но без них личное дело Вам не вышлют (кстати, за изготовление копий они могут выставить Вам счет,
поэтому в запросе неплохо было бы указать, что Вы готовы это оплатить).
И да, забыла сказать: ответа придется ждать от полугода до года (бывает и больше, это как повезет).

3. В запросе кроме указанных выше документов Вам нужно  попросить найти еще так называемый "Акт расследования причин летных боевых потерь", который составлялся по факту гибели летчика/экипажа и самолета.
Если расследование было (а его должны были провести не только из-за того, что там мог быть племянник маршала), то документы должны остаться.
Они должны быть в фонде авиадивизии, в которую входил 80 САП и в фонде соответствующей ВА.
Но полагаю, что архивные специалисты и сами разберутся, а пишу я это Вам на случай, если из архива придет отписка
и Вы решите либо самостоятельно поработать в Москве (если есть такая возможность), либо найти кого-то, кто смог бы для Вас это сделать и найти все необходимое.

4. Купила в том году вот такую книжку:


Автор - Карл Геуст, финский военный историк, прекрасно говорит по русски. Давно и серьезно занимается темой ВВС РККА в Зимней войне.
В конце книги есть сводная таблица по безвозвратным потерям летного состава ВВС РККА за 1939-1940 гг.
Нашла я там Вашего лейтенанта:



Вчера все глаза проглядела: ну, нету за февраль погибших с фамилией Яковлев! А сегодня нашла!!! В самом конце списка, на последней страничке, в марте...  
В принципе, с автором можно связаться по электронке. Что-то дополнительное по этому экипажу он вряд ли сообщит,
но может дать Вам реквизиты фонда, описи и дела по этому полку (это опять же для частной работы в архиве). Если нужно, пишите в личку.

5. Еще можно сделать запрос в РГАСПИ (архив, где хранятся партийные документы, регистрационные бланки, отчетные карточки на кандидатов и членов партии).
В этих документах также может быть дополнительная персональная информация о семье военнослужащего, о его довоенной жизни (если уже был членом партии),
но самое главное - на этих документах и карточках есть фотографии!!! Частенько приходится обращаться в этот архив
в поисках именно фотографий погибших и пропавших без вести.
Здесь документы о родстве не нужны.
Вот их электронка: rgaspi@inbox.ru Отвечают также по электронке и довольно быстро.

Вроде пока все. Желаю Вам удачи в поиске! И с праздниками Вас!  Улыбка
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re:  поиск бывшего курсанта
Ответ #2 - 06. Январь 2016 :: 09:10
 
Еще Вам информация по 80 САП.
"Полк был сформирован в сентябре 1939 г. в Орле, как двухэскадрильный полк на СБ, а в конце осени 1939 г. переведен в Ягодник рядом с Архангельском.
80 САП стал единственным более или менее постоянным авиаполком ВВС 9-й Армии. К 16 октября 1939 г. прибыли эскадрилья ДБ-3 (из АОН-2),
эскадрилья И-153, сформированная в Люберцах (под командованием капитана Анистратенко), и эскадрилья на И-15бис из 7 ТБАП (под командованием капитана К.Д. Белякова).

Подчинение:
ВВС ЛВО (до конца декабря 1939)
ВВС 0-й Армии (с 28.12.1939)

Боевая хроника.
Задачей 80 САП было в основном уничтожение железнодорожных станций и нарушение ж/д сообщения на ребольском направлении, а позднее - снабжение окруженной 54-й горнострелковой дивизии.
17 декабря 1939 г. СБ с заводским номером 8/221 (ст. л-нт Г.В. Каралкин, 2-я эскадрилья) пропал без вестиво время перегона их Архангельска в Ухту. Обломки самолета были обнаружены в 1998 г. около Северодвинска.
Кстати, по интересному стечению обстоятельств, не так давно нашла ссылку на пост поисковиков об этом самолете и о ходе поисков. Уже давала ссылки в своей теме, но повторюсь здесь
http://nnm.me/blogs/shamba/hronika_propavshego_bombardirovshika/
http://nnm.me/blogs/shamba/hronika_propavshego_bombardirovshika_-_prodolzhenie/ продолжение
24 декабря 1939 в Реболы прибыла 5 эскадрилья в составе 18 И-15бис.
28 декабря 1939 полк под командованием майора Плешивцева перебазировался из Ягодника в Ухту. В Ягоднике осталась эскадрилья ДБ-3. Полк включал в себя две своих эскадрильи СБ.
Затем он был усилен двумя эскадрильями из 41 СБАП и еще двумя - из 152 ИАП.
30 декабря 1939 прибыла шестая эскадрилья в составе 14 И-153.
В конце декабря 1939 14 И-153, 18 И-15бис, 3 ДБ-3 и 18 СБ из состава 80 САП вошли в подчинение ВВС 9 Армии.
1 января 1940 - вылет на ОУЛУ силами 17 СБ с высоты 4 500 м. СБ с заводским номером 6/219 (летчик л-нт А.А. Изюмченко, 2 эскадрилья) взорвался после прямого попадания зенитного снаряда.
В начале января 1940 была сформирована 4 эск-я полка (15 И-16) из 4-й эскадрильи 20 ИАП. Эта эскад-я прибыла из Смоленска по ж/д в Кемь 24 декабря 1939.
9 января 1940 1-я эск-я (11 ДБ-3) прибыла в Африканду и была придана авиагруппе Спирина в феврале 1940 г. 80 САП также получил пополнение несколькими СБ из 41 СБАП.
17 января 1940 три истребителя И-15бис из 5 эск-и разбились вместе с летчиками: машина с заводским номером 4474 разбилась в районе Медвежьегорска после повреждений,
полученных в воздушном бою, истребитель с зав. номером  4460 пропал без вести во время разведвылета в р-н дороги Коски-Кухмониеми, и истребитель с зав. номером 4357 разбился при неудачной вынужденной посадке в Сегозеро.
Днем позже при вынужденной посадке в Сулострове разбились два И-16.
27 января 1940 И-15бис с зав. номером 4460 4460 (старшина К.И. Кочетков, 5 эск-я) был сбит во время штурмовки в районе Кухмонниеми.
19 января 1940 звено майора Сухорученко вылетело на разведку, но из-за неверной информации обстреляло из пулеметов свои части, один красноармеец погиб. На обратном пути командир потерял ориентировку
и в результате все звено совершило вынужденную посадку в 40 км юго-восточнее Реболы. Майор Сухорученко потерял ориентировку еще один раз 22 января 1940, а днем позже заблудился его заместитель.
Все это привело к расстрелу майора, ветерана испанской гражданской войны.
Вместо него командиром 4 эск-и был назначен майор Девотченко из штаба ВВС 9 Армии.
31 января 1940 И-15бис капитана К.Д.Белякова пропал без вести в боевом вылете в район Саунаярви.
На 1 февраля 1940 в полку было 17 СБ, 15 И-15 и 13 И-16 на оперативном направлении Каяани. 10 ДБ-3 из 1 эск-и полка были подчинены Авиагруппе Спирина (ВВС 9 Армии) на ледяном аэродроме Федосеевка.
2-я эск-я (бывшая 4-я эск-я/19 ИАП) и 3-я эск-я (бывшая 4-я эск-я/68 ИАП) из 152 ИАП были приданы 80 САП с 3 февраля и 13 февраля 1940.
3 февраля1940 одиночный "Бленхейм" бомбил аэродром Реболы в 9.00.
4 февраля 1940 одиночный "Бленхейм" бомбил командный пункт (!) 80 САП в 9.00. Поднятые по тревоге истребители вылетели слишком поздно и не сумели перехватить бомбардировщик.
СБ (возможно, с зав. номером 1/205 из 2-й эск-и) был подбит огнем с земли и упал на обратном пути в 40 км северо-западнее Реболы. Летчик мл. л-нт Ф.П. Володин был ранен, остальные члены экипажа погибли.
5 февраля 1940 вражеский самолет бомбил штабы 44 и 163 дивизий. Все вражеские налеты с 3 по 5 февраля 1940 остались незамеченными советскими постами воздушного наблюдения."
(К. Геуст "ВВС РККА на финской войне", СПб, 2014 г.)
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re:  поиск бывшего курсанта
Ответ #3 - 06. Январь 2016 :: 09:29
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
"12 февраля 1940 одиночный "Бленхейм" в последний раз бомбил аэродром Реболы в ходе финской войны. Ранен один бортстрелок. Два И-16 отогнали бомбардировщик.
СБ из 3-й эск-и был обстрелян с земли, бортстрелок Н.С. Соболев скончался от полученных ранений.
20 февраля 1940 звено СБ бомбило ж/д станцию Хелькя (?). Их прикрывали 5 И-16, которые обстреляли здание станции и поезд после сброса бомб.
В конце февраля 1940 7 летчиков-истребителей И-16 и группа механиков прибыла из 48 ИАП с Дальнего Востока.
На 1 марта 1940 в полку насчитывалось 15 СБ, 15 И-15 и 12 И-16 для операций в напралении Каяани. 12 ДБ-3 было подчинено авиагруппе Спирина.
В марте 1940 истребители 80 САП неоднократно вылетали на штурмовку финских частей, окруживших 54 и 163 стрелковые дивизии.
11 марта 1940 л-нт А.П. Мошин из 4-й эск-и (на И-16 с зав. номером 562) пропал без вести. Финские части передали его тело советским властям 20 марта 1940.
12 марта 1940 СБ с зав. номером 13/217 из 3-й эск-и был сбит зенитным огнем во время вылета по снабжению окруженных частей, весь экипаж погиб (дата, возможно, 11 марта 1940).
80 САП бомбил Оулу, Нурмес, Соткамо, Кухмо, Валтимо, Каяани и др. цели, сбрасывал продовольствие и боеприпасы окруженной 54 горнострелковой дивизии.
В последние недели финской войны несколько самолетов было потеряно во время сброса продовольствия окруженным в "котлах".
Полк выполнил 3 102 боевых вылета, потерял 6 летчиков, 6 штурманов, 6 бортстрелков и 3 механика.
Майор И.П. Фирсов (командир 2 эск-и) бомбил ж/д станцию Нурмес в ночное время и уничтожил свыше 40 вагонов. Затем он атаковал вражескую колонну на дороге в Кухмониеми
и "уничтожил свыше 30 грузовиков и значительное количество войск противника".
80 САП награжден орденом Красной Звезды 20 мая 1940. Майор И.Ф. Фирсов был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза днем позже.
Он стал последним советским летчиком, награжденным Золотой Звездой за финскую войну."
(К. Геуст "ВВС РККА на финской войне", СПб, 2014 г.)
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Дмитрий
Экс-Участник




Re:  поиск бывшего курсанта
Ответ #4 - 10. Февраль 2016 :: 20:33
 
Доброго времени суток!
Посмотрите, пожалуйста, в Вашей чудо-книге, нет ли в списках погибших Сапова (Сопова) Александра Федоровича ( Фадеевича )
1905 года рождения, родился в Костромской области, Солигаличского района, Кожуховского сельсовета, деревня Манылово .
Возможная дата гибели 12-13 марта 1940 года, по информации, которая сказала 90-я родственница, он был летчиком ( членом экипажа ) и погиб в конце войны или на следующий день. Их (его) самолет был сбит, после приземления был расстрелян финнами или застрелился , привезён в Ленинград и похоронен на Волковском кладбище. По сводкам, которые я нашел, на эти даты приходится несколько сбитых самолётов. На фотографии, которой я располагаю, он слева. В электронных списках погибших и награжденных, я его не нашел.
Вот ссылка на фотографию https://pp.vk.me/c629426/v629426426/64a6/599_ECmr_H0.jpg
Возможно был комиссаром или политработником, ни звания, ни должности , точно, сказать не могу.
Наверх
 
 
  IP записан
Zhe-ka
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 198
Красноярск
Re:  поиск бывшего курсанта
Ответ #5 - 13. Февраль 2016 :: 07:39
 
Дмитрий, ответила по почте.  Улыбка
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Дмитрий
Экс-Участник




Re:  поиск бывшего курсанта
Ответ #6 - 13. Февраль 2016 :: 11:13
 
Спасибо Вам большое ! Вы меня спасли.
Наверх
 
 
  IP записан
Страниц: 1
Послать Тему Печать