Евсевьев Иван Иванович
Родился 18 октября 1910 года в селе Оёк Иркутской области. Сын георгиевского кавалера, участника русско-японской и 1 Мировой войны в двухлетнем возрасте с родителями переехал в Барнаул. В 1921 году из-за голода семья переехала в сельскую местность, где жила до 1925 года. В деревнях Комарчиха, Хмелевка, Бобровка отец работал секретарем сельсовета, Иван зимой учился, а летом батрачил. После переезда в Барнаул также зимой учился, а летом работал чернорабочим на Бобровском затоне. После окончания 5 классов в январе 1927 года поступил в школу ФЗУ речников в г. Красноярске, в которой учился до призыва в Красную Армию. В июле 1929 года добровольцем ушел в ряды Красной Армии и Красноярским горвоенкоматом направлен в Вольскую объединенную военную школу летчиков и техников. После ее окончания в декабре 1930 года продолжил обучение в 3-й (Оренбургской) военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей.
После окончания школы летчиков в марте 1932 года получил назначение в 34 истребительную авиаэскадрилью 56 авиабригады Киевского военного округа. Рос по службе — младший летчик, командир звена, командир отряда.
25 мая 1936 года за успехи в боевой, политической и технической подготовке старший лейтенант Евсевьев был награжден орденом «Знак Почета».
Когда в Испании началась война, написал рапорт с просьбой отправить его на помощь республиканцам. Рапорт был удовлетворен, и старший лейтенант Евсевьев с 13 мая по 29 сентября 1937 года участвовал в национально-революционной войне в Испании. Командовал звеном истребителей И-16, сначала летал с аэродрома Алькала-де-Энарес, расположенного вблизи Мадрида, потом — с аэродрома Альберисия, под Сантандером. В августе принял командование эскадрильей на Арагонском фронте. В сентябре был переведён на Северный фронт, на аэродром в Каррено, где командовал авиационным отрядом 1-й эскадрильи самолетов И-16.
Первую победу одержал на Арагонском фронте под Уэску — сбил истребитель Fiat CR-32. В одном из боёв машина Евсевьева получила 48 пробоин, по возвращении на аэродром пришлось менять одну плоскость.
С 12 июля Евсевьев стал командовать эскадрильей И-16. Советские добровольцы кроме патрулирования над линией фронта стали чаще совершать вылеты на «свободную охоту». 23 августа мятежникам удалось перерезать все дороги, ведущие из Сантандера в Астурию. Евсевьеву пришлось выполнять ответственное спецзадание — прорваться на своём истребителе к осаждённому городу и сбросить вымпел с приказом о направлении выхода оставшихся частей. На подходе к Сантандеру ему пришлось вступить в бой с парой Ме-109. Один «Мессерш-митт» он сумел сбить, а от второго оторвался, маскируясь за дымом пожаров. Вечером 29 августа республиканские войска прорвали кольцо окружения в Сантандере и ушли в горы. Когда положение на Северном фронте стало критическим, республиканское командование приняло решение эвакуировать советских добровольцев и 12 октября летчики были вывезены на территорию Франции.
За четыре месяца боев в Испании старший лейтенант Евсевьев сбил лично 4 и в группе 12 самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1937 года За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга Ивану Ивановичу Евсевьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
1937 год остался в истории страны как год репрессий, в том числе и среди высшего командного состава Красной Армии. Почти весь руководящий состав армии и флота от дивизии и выше стал жертвой клеветы и надуманных обвинений. На замену «врагов народа» на высокие должности стали назначать молодых, но уже успевших отличиться в боях в Испании офицеров. Так после возвращения в СССР 26 октября 1937 года старшему лейтенанту Евсевьеву было присвоено внеочередное воинское звание «полковник» (через три «ступени»!) и он был назначен командиром 71 истребительной авиаэскадрильи. Герои испанской войны быстро росли в должности и звании.
Через три месяца 22 февраля 1938 года полковнику Евсевьеву было присвоено воинское звание «комбриг», он был награжден медалью «ХХ лет РККА» и уже в апреле 1938 года принял под командование 51-ю истребительную авиабригаду.
В 1939 году окончил курсы усовершенствования начсостава при Академии Генерального штаба РККА, командовал 22-й авиабригадой. Постановлением Совнаркома СССР от 4 июня 1940 года И. И. Евсевьеву было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». Тридцатилетний генерал был назначен командиром 38 истребительной авиадивизии в Забайкальском военном округе. В связи с началом войны с Германией дивизия была переброшена на Запад и с середины июля 1941 года авиадивизия входила в состав ВВС 24-й армии Резервного фронта. С 10 октября до ноября 1941 года 38 смешанная авиадивизия действовала на Западном фронте. В ноябре 1941 года управление дивизии было выведено в резерв, а полки с материальной частью переданы в состав других авиационных дивизий.
Генерал-майор Евсевьев 30 октября 1941 года был назначен командиром 51 истребительной авиадивизии (ИАД) ПВО.
С 6 ноября 1941 года по 29 марта 1942 года Евсевьев командует 102-й ИАД ПВО. Части дивизии успешно прикрывали Сталинград, а также станции и перегоны на участках, связывавших Сталинград с населенными пунктами Лихая, Сальск, Поворино. За это время летчикам удалось сбить семь неприятельских самолетов, не потеряв ни одного летчика.
С апреля по июнь 1942 года — командир 141 ИАД ПВО в г. Куйбышев.
В июне 1942 года генерал Евсевьев назначен командиром 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО, выполнявшей задачи по прикрытию объектов и коммуникаций в границах Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО, в прифронтовой полосе Юго-Западного (с августа 1942 года — Воронежского) фронта. Дивизия (имевшая в июне 1942 года всего 48 самолетов) под его командованием участвовала в боях под Воронежем, прикрывала с воздуха железнодорожные узлы Балашов, Поворино, Сталинград, Ртищево, Борисоглебск. В июне-июле 1942 года в небе Воронежа лётчики-истребители 101-й ИАД, отражая массированные налёты авиации противника, произвели 2413 самолёто-вылета, провели 68 воздушных боёв и сбили 47 немецких самолётов. В августе произвели свыше 1100 боевых самолёто-вылетов, участвовали в 35 воздушных боях, в которых сбили 9 и подбили 8 самолётов противника. За умелое руководство боевой работой дивизии генерал-майор Евсевьев 14 февраля 1943 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.
С 29 сентября 1942 года генерал Евсевьев назначен на должность командира 8 истребительного авиакорпуса (ИАК) ПВО в г. Баку. Задачей корпуса было прикрытие города Баку и нефтепромышленного района Апшеронского полуострова от ударов противника с воздуха. Во время битвы за Кавказ корпус успешно прикрывал наземные войска и силы Черноморского флота.
В 1943 году генерал Евсевьев участвовал в организации и обеспечении перелета правительственной делегации СССР в Иран на Тегеранскую конференцию. За успешное выполнение этого ответственного задания 7 декабря 1943 года был награжден вторым орденом Отечественной войны
I степени. С 16 марта по 20 мая 1945 года генерал Евсевьев — командующий ВВС Закавказского фронта ПВО. За подготовку летных кадров для фронта, успешное переучивание летного состава на новую технику, обеспечение перегона самолетов иностранных марок из Ирана в СССР командир корпуса 22 ноября 1944 года был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Кавказа».
После окончания войны продолжил службу в войсках ПВО, окончил Военную академию Генерального штаба, снова командовал авиакорпусом, выполнял интернациональный долг в Китае. В течение трех лет с 1954 по 1957 годы служил в Войске Польском — главный военный советник командующего ПВО и старший военный советник командующего ВВС Войска Польского.
В августе 1955 стал генерал-лейтенантом авиации. После возвращения из Польши занимал ответственные должности в войсках ПВО: заместитель командующего войсками Одесского военного округа по войскам ПВО, заместитель командующего войсками Бакинского округа ПВО по тылу.
Уволен в запас в 1964 году. Жил в Киеве. Умер 30 декабря 1991 года.
Адрес полной версии этой страницы:
www.krskstate.ru/pobeda/heros/0/id/16049/