Дни рождения

  • Занудин Виталий Талантович (69)
  • Кабанов Анатолий Сергеевич (72)
  • Трапезников Андрей Витальевич (69)
  • Александр Цветков Завтра (79)
  • Балакин Николай Васильевич Завтра (77)
  • Григорьев Александр Эрихович Завтра (66)
  • Лобанов Виктор Иванович Завтра (66)
  • Нафиков Тимур Шамильевич Завтра (64)
  • Цветков Александр Васильевич Завтра (79)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: История училища

История училища 17 июнь 2023 14:30 #30861

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Конюхов Сергей Семёнович

командир звена 995-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта
лейтенант
Герой Советского Союза


Родился 15 июня 1921 года в посёлке Павловская Слобода ныне Истринского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 7 классов.
Работал фрезеровщиком.

В Красной Армии с 1940 года. В 1943 году он окончил Первую Чкаловскую военную авиационную школу пилотов и был направлен на фронт.

Командир звена 995-го штурмового авиационного полка (306-я штурмовая авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) лейтенант Сергей Конюхов к февралю 1945 года совершил 103 боевых вылета на штурмовку узлов обороны, аэродромов, железнодорожных эшелонов, скоплений живой силы и боевой техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Конюхову Сергею Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5445).

После войны, до 1959 года подполковник С.С. Конюхов служил в Советской Армии.
Жил в городе Кременчуг Полтавской области Украины.
До ухода на заслуженный отдых работал инструктором тренажа в Кременчугском лётном училище гражданской авиации.

Скончался 1 августа 2005 года. Похоронен в Кременчуге на Новом городском кладбище.


Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Славы 3-й степени, Красной Звезды, медалями.
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Михерский Сергей , Харлов Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 27 июнь 2023 17:32 #30944

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Людвиг Ойгенович Немет

лётчик-испытатель


ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спасибо сказали: Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 03 июль 2023 11:48 #30967

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Фиксон Николай Демьянович

лётчик-испытатель 1-го класса
старший лейтенант


Родился 3 июля (20 июня - ст.ст.) 1904 года в селе Великие Бубны ныне Роменского района Сумской области (Украина). С 1920 работал слесарем в военно-ролевом аптекарском магазине, монтёром на телеграфе в Барнауле. С 1922 жил в Одессе, работал монтёром на железной дороге.
В армии с октября 1923 года . В 1923-1924 учился в Киевской военно-теоретической авиашколе.
В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1927 – Качинскую ВАШЛ.
В 1928 – Серпуховскую высшую авиашколу стрельбы и бомбометания.(с 01.03.1925 - Военная школа воздушного боя). Хоть с 09.09.1927 г. началось переброска "Стрельбома" к новому месту базирования - в г. Оренбург, но Фиксман Н. Д. в списках выпускников Серпуховской высшей авиашколы стрельбы и бомбометания.

Служил в строевых частях ВВС (легкобомбардировочная и истребительная авиация). В 1929 в должности лётчика 44-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи участвовал в боях против банд на Северном Кавказе.С июля 1933 – в запасе.
С сентября 1933 – лётчик-испытатель Отряда особого назначения при ГУАПе. Испытывал серийные Р-5 (1934) на авиазаводе №1 (г.Москва).
В 1936-1940 – лётчик-испытатель КБ-29 (Подлипки). Поднял в небо и провёл испытания САМ-13 (начало 1940). Участвовал в испытаниях САМ-5бис (1936), САМ-5-2бис (1936), САМ-10 (1937), САМ-14 (1940), БОК-1 (1939), БОК-7 (1939), БОК-11 (1939). Установил ряд рекордов дальности и продолжительности полета на спортивных самолетах САМ-5 и САМ-5 бис, конструкции инженера А.С.Москалева. 28 февраля 1940 года на самолете Р-5 он буксировал планер СК-9 (РП-318-1), на котором после отцепки летчик-испытатель В. П. Федоров совершил первый в СССР пилотируемый полет с включенным ЖРД.


Первый полет планера с ЖРД был назначен на 28 февраля 1940 года.

В этот день к двухместному самолету-буксировщику Р-5 прицепили ракетопланер.
Летчик самолета Николай Демьянович Фиксон молча обошел вокруг планера, пожал плечами и полез в кабину самолета. Весь его вид говорил: ну что ж, посмотрим, что из этого получится.
На второе свободное место стал забираться Щербаков с кинокамерой.
Палло (Палло Арвид Владимирович - конструктор авиационной и ракетно-космической техники ОКБ-1 (НПО "Энергия) запротестовал: - Полечу я. Мало ли что может произойти в воздухе.
Высота будет немалая - с земли не увидишь. Если что-нибудь случится, я смогу потом объяснить.

После некоторых препирательств решили лететь в задней кабине двое - Щербаков и Палло.
Лётчик Фиксон не возражал, только предупредил Щербакова, чтобы он подтянул трос, как только планер отцепится,
а если трос окажется помехой, чтобы сбросил его совсем.
Наконец все обговорено, все сели по местам. Фёдоров надел на лицо маску из беличьего меха, чтобы не обморозиться в полете ведь кабина у него была открытой.
Вот он дал отмашку Фиксону - у меня все готово. Николай Демьянович чуть выдвинул машину вперед - выбрал слабину троса - и пошел на взлет.
Сзади заклубилась снежная пыль, окутала планер, с самолета его не стало видно, да и со стороны тоже, и только Фиксон по поведению машины чувствовал, что планер еще скользит по земле.
Еще секунда, еще - и Палло увидел взмывший над снежным облаком ракетопланер.
А буксировщик еще не оторвался, набирал скорость, но вот и он завис над землей.
Было решено запускать ЖРД на высоте три тысячи метров, чтобы в случае аварийной обстановки успеть принять меры.
Больше получаса ушло на то, чтобы эта верная, испытанная в самых невероятных условиях "лошадка" Р-5 затащила ракетопланер на высоту. Наконец Фёдоров отдал буксир и пошел по прямой.
Температура воздуха здесь была всего три градуса ниже нуля.

Фиксон взял правее. Солнце тоже находилось с правой стороны и хорошо освещало РП-318.
Самолет и планер находились на расстоянии 80–100 метров друг от друга. Радиостанции на них не было, и летчики могли переговариваться только знаками.
Фёдоров увидел, что Фиксон пристроился сбоку. Значит, все готовы к наблюдению. Он дал знак рукой: "Приступаю к запуску".
Вечерело.
На снегу виднелись синие тени. Около ангара можно было рассмотреть горстку людей - это члены комиссии, запрокинув головы, наблюдали за полетом.
Солнце не мешало им: Фёдоров начал запуск ЖРД, когда оно оказалось у них за спиной.

Включил зажигание, за хвостом ракетопланера показался серенький дымок - это воспламенилась шашка, - а вслед за ним потянулась оранжево-серая размытая струя газа. Палло сказал сам себе: "Заработали пусковые форсунки".

Вот уже из сопла вылетел клуб темно-оранжевого дыма, а потом показался огонь в виде тупого копья длиной около полутора метров. На конце огненной струи чуть вихрилась легкая светло-серая струйка дыма.
Как только был включен ЖРД, планер начал быстро увеличивать скорость. Лётчик Фиксон дал полный газ.
Он не хотел отставать от Фёдорова, который шел теперь с набором высоты, чтобы не превышать заданную скорость. Мотор взревел, и самолет увеличил скорость. Фиксон попытался догнать ракетопланер, но не тут-то было!

А Фёдоров, между тем, ждал, когда полностью выработается топливо из баков. Кислоты было заряжено больше, и когда двигатель перестал работать, из сопла показался желто-коричневый дым - пошла кислота с воздухом.
Это Фёдоров продувал систему, чтобы легче и безопаснее было садиться.
И вот уже планер заскользил по земле. Все сорвались с мест, побежали.
А пилот вылез из кабины, улыбающийся, и пошел навстречу людям...


С мая 1940 по 1945 – лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Поднял в небо и провёл испытания Су-8 (11.03.1944), УТБ (21.07.1946), Су-12 (1948). Провёл испытания Су-2 (1940-1941), Су-4 (1940), Су-6 (1941), Су-6 (2А) (1943), Р-2 (1945-1946), ОН (1945), Су-7 (1945-1946).
С декабря 1949 по 1950 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева.
С июля 1950 – лётчик-испытатель Софринского научно-исследовательского полигона.
Погиб 30 августа 1951 года при выполнении испытательного сброса авиабомбы с самолёта Ан-2 (?).
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.


Награждён орденами Красного Знамени (30.04.1944), «Знак Почёта», медалями.
Вложения:
Спасибо сказали: Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 авг 2023 10:42 #31296

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого есть такой стенд.....



Трое - выпускники нашего училища.





Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 авг 2023 10:52 #31298

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого стенд посвященный Ю. А. Гагарину.....

Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 21 сен 2023 22:55 #31527

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
В ЦБП и ПЛС в Ейске несколько залов, посвящённых морским лётчикам, ставшим космонавтами. Есть там и ваши выпускники, новые стенды сделаны в этом году.

Обнаружила наградной с представлением к званию Героя Советского Союза:
КУРОЧКИН Михаил Алексеевич
12.11.1907–4.11.1995
генерал-майор авиации

К сожалению, прокатили. Возможно, из-за того, что в наградном было много ошибок.
Но вы должны знать, что этот выпускник заслуживал высокого звания Героя страны!








Спасибо сказали: Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 21 сен 2023 22:58 #31528

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
КУРОЧКИН Михаил Алексеевич
[12.11. 1907, с. Яминское, ныне Тургиновского сельсовета Тверской обл. — 4.11.1995 — г. Одесса, Украина]. Русский; генерал-майор авиации (31.5.1954); в РККА с 1927, ВМФ с 1937, СА с 1957; член компартии с 1929. Окончил Воен. теорет. школу летчиков в Ленинграде (12.1927-12.1928), 3-ю воен. школу летчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова в г. Оренбурге (12.1928-7.1930), команд. отд-е ВКУНС авиации ВМФ (11.1940-7.1941), АКОС при ВМА им. К. Е. Ворошилова (12.1945-5.1946), авиац. отд-е военно-мор. фак-та ВВА им. К. Е. Воршилова (2.1952-11.1953).
Мл. летчик 3-го отдельн. авиаотряда (7.1930-5.1931), ст. летчик 59-й аэ (5.1931-5.1932) МВО. Ком-р корабля (5.1932-2.1937), неотдельн. авиаотряда (2.1937-5.1938) 111-й аэ, 16-го отдельн. авиаотряда (5.1938-4.1939), пом. ком-pa 34-го ап (4.1939-11.1940) ВВС ТОФ.
Участник Вел. Отеч. войны. Зам. ком-pa 57-го ап (7.1941-8.1942), ком-р 73-го пбап (8.1942-1.1944), 12-го гв. пбап (1-5.1944), 9-й шад (5-8.1944), 8-й мтад (8.1944-12.1945) ВВС БФ.
Из наградного листа (1945): «За время Отечественной войны полковник Ку-рочкин лично совершил 75 боевых вылетов на бомбоудары по ВМБ и портовым сооружениям, аэродромам, узлам сопротивления, живой силе и технике противника. За успешное руководство и образцовое выполнение заданий командования полковник Курочкин награжден 4 орденами Красного Знамени и орденом Британской империи 4-й ст.
За время его командования дивизия совершила 8850 боевых вылетов, в результате которых нанесен большой ущерб в живой силе и технике противника, только потоплено ТР — 135, СКР — 23, ТЩ — 13... крейсер ПВО «Ниобе»... поставлено 635 мин. Летчиками дивизии в воздушных боях сбито 173 самолета противника. В боях за город Таллин, о. Эзель, Мемель в приказах Верховного главнокомандующего всему личному составу дивизии объявлена благодарность, как особо отличившимся войскам».
Имя К. отмечалось в приказах ВГК.
В распоряжении УК ВМС (5-12.1946). Ком-р 14-й сад (12.1946-12.1947), нач-к летной инспекции Упр. (12.1947-2.1950), ком-р 5-й мтад (2.1950-2.1952) ВВС СФ.
Из характеристики (1951): «В авиации флота последовательно занимал должности от рядового летчика до командира мин-но-торпедной авиационной дивизии... Во время Отечественной войны... показал себя смелым, инициативным командиром. Лично произвел 153 боевых вылета и имеет на своем счету потопленные транспорты и боевые корабли противника. За боевую работу, долголетнюю и безупречную службу в Вооруженных силах награжден восемью орденами Советского Союза... Как командир показал достаточные организаторские способности. Чувство ответственности за порученное дело развито. Инициативен и решителен... Как летчик подготовлен отлично. Летает на всех типах самолетов дивизии, днем и ночью, в простых и сложных условиях».
В распоряжении ГК ВМС (1-3.1954). Нач-к 92-го ВММТАУ в Николаеве (3-6.1954).
Команд. ПВО и зам. команд. ВВС СФ (6.1954-1.1957).
В составе ПВО СФ передан в войска ПВО страны (1.1957). Ком-р Северного (1.1957-1.1959), Одесского (1.1959-5.1960) корпусов ПВО. Первый зам. команд. и ЧВС 4-й отдельн. А ПВО (5.1960-12.1963).
С дек. 1963 в запасе по болезни.
Награжден орд. Ленина (1956), 6 орд. Красного Знамени (1942, 1943 — 2, 1944 — 2, 1948), орд. Ушакова II ст. (1945), Нахимова II ст. (1945), Александра Невского (1944), Красной Звезды (1944), медалями, английским орд. Британской империи IV ст. (1943).

Биография из справочника:
Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР 1946–1960. М., 2007.
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сергей Трифонов, Михерский Сергей , Харлов Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 28 нояб 2023 23:09 #31952

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Давно не было информации про здание на Советской дом 1. Складывалось представление, что дело спасения памятника архитектуры федерального значения, исторического здания Оренбургской летки, где учился первый космонавт Земли, забросили.
И вот "дело спасения" здания вышел на уровень Следственного комитета. Хочется положительных результатов....
Года три назад по вопросу сохранения здания на Советской дом 1, писали обращение от имени выпускников в адрес Президента РФ. Но результата не получили.
Теперь хочется надеяться. Будем смотреть....

Дело разрушающейся оренбургской "летки" дошло до Бастрыкина

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 29 нояб 2023 00:59 #31953

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
Коллеги, приветствую вас. Помогите, пожалуйста, связаться с директором вашего музея, вопрос касается организации выставки посвящённой 90 летию Ю.А. Гагарина.
Мой тлф. в Серпухове 89104937981, эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., в ВКонтакте vk.com/id257272049
Заранее спасибо.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 08 фев 2024 22:52 #32345

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
Коллег оренбуржцев поздравляю с днём рождения В.П. Чкалова. В честь юбилейной даты в Серпухове в музейном- выставочном центре была организована выставка "Валерий Чкалов - Колумб ХХ века".

Вложения:
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 27 фев 2024 06:35 #32440

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Спасибо сказали: Кольцов Михаил Львович

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 01 март 2024 10:21 #32463

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Ульсен Адольф Аммунович
лётчик-испытатель, комбриг


Адольф Аммунович Ульсен родился 1 марта 1900 года в городе Христиания, Норвегия. Согласно другим источникам, отчество Адольфа Ульсена - Амундсенович
В 1914 окончил гимназию, в 1917 - среднее техническое училище.
Работал столяром. С 1917 - член Коммунистической партии Норвегии, был организатором коммунистических союзов молодёжи.
В начале 1920-х эмигрировал в Советский Союз. В 1922 окончил партийную школу. Работал столяром на заводе «Авиаработник».
В армии с апреля 1924 года.
В 1924 окончил Качинскую ВАШЛ.
В 1925 - Серпуховскую "Военную школу воздушного боя". Служил в строевых частях ВВС (Подмосковье).
В 1930 - 1932 - лётчик-инструктор Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге, старший летчик, командир эскадрильи, командир авиаотряда. С 193.. - в запасе.
С весны 1932 по 1937 год - лётчик-испытатель авиазавода № 31 (Таганрог), начальник летно-испытательной станции завода. Поднял в небо и провёл испытания головного МБР-2 (июль 1934), МБР-5 (3.10.1935). Испытывал серийные МБР-2 (1934-1937).
В 1933 году Ульсен, одновременно с лётно-испытательной работой, организовал при таганрогском авиазаводе планерную школу, потом городской аэроклуб и возглавил их на общественных началах.

В декабре 1935 года начальник летной станции авизавода А. А. Ульсен спас группу рыбаков, оказавшихся на оторванной льдине в Азовском море.
За этот мужественный поступок Ульсен был награждён Почетной грамотой и премирован легковой автомашиной «Эмкой»

Жил в городе Таганрог Ростовской области. Арестован 6 августа 1937 года, осужден постановлением особого совещания 7 апреля 1941 года
Дело по его обвинению было пересмотрено военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа 26 сентября 1955 года, и он был полностью реабилитирован, как сказано в этой справке, за отсутствием состава преступления. Согласно выданной справке, А. А. Ульсен умер 31 декабря 1943 года в Сыктывкаре Коми АССР в подразделении п/я А-274. В графе «Причина смерти» - пеллагра


Комбриг Ульсен
Вложения:
Спасибо сказали: Кольцов Михаил Львович, Харлов Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 08 март 2024 21:20 #32515

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 09 апр 2024 10:22 #32662

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Арады Бела Игнатович
летчик-испытатель, капитан


Родился 14 июня 1905 года в селе Косино в Закарпатье. Венгр. Племянник известного писателя Матэ Залка.
В 1925 году эмигрировал в Советский Союз и принял советское гражданство. Работал слесарем на заводе в Москве.
С 1930 года в Красной Армии. После окончания службы поступил в Оренбургскую военную школу летчиков и окончил её.
В звании старшего лейтенанта служил лётчиком-инструктором 70-го ОИАО бригады Военно-Воздушной академии им. Жуковского.
С 14 ноября 1937 года по 25 апреля 1938 года воевал в Испании (И-15). Совершил 40 боевых вылетов, участвовал в 11 воздушных боях.
12 марта 1938 года в воздушном бою с истребителями Фиат-32 в районе Альканьиса был сбит, предположительно, франкистским асом Мигелем Гуэрреро Гарсия. Спасся на парашюте, но получил сильные ожоги. После лечения в госпитале был отправлен в Советский Союз.
С 1939 - летчик-испытатель военной приёмки на авиазаводе № 1 Главного управления авиационного снабжения (г.Москва). Во время одного из испытательных полётов его самолёт И-153 загорелся в воздухе, но он сумел приземлиться на аэродром и потушить пожар.
Погиб 9 апреля 1940 года во время испытательного полёта на истребителе И-153.
Это произошло в в районе станции Хлебниково.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Колумбарий Старой территории секция 5 место 21-2
Награжден орденом Красного Знамени (14.11.1938)

Вложения:
Спасибо сказали: Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 11 апр 2024 16:44 #32680

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 11398
  • Спасибо получено: 6484
Павел Андреевич Пологов
военный лётчик
участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн.
Герой Советского Союза
подполковник


Родился 10 (23) сентября 1913 года в заводском посёлке Нижний Тагил Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне город - административный центр Горнозаводского управленческого округа Свердловской области) в рабочей семье Андрея Ивановича и Евдокии Никаноровны Пологовых. Русский.

Образование 6 классов.
В 1927 году окончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93). До призыва на военную службу работал слесарем в доменном цехе Нижнетагильского завода имени В. В. Куйбышева.

В ноябре 1934 года по комсомольской путёвке добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.
В 1935 году окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в числе 50-ти лучших выпускников был направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске.
После её окончания в 1937 году служил лётчиком в Забайкальском военном округе.


В 1939 году П. А. Пологов участвовал в боях на реке Халхин-Гол. В небе Монголии он сбил свой первый вражеский самолёт - японский самолёт-разведчик И-97.
За отличие при отражении японской агрессии Павел Андреевич был награждён орденом Красного Знамени.

С января 1940 года лейтенант П. А. Пологов участвовал в Советско-финской войне в составе 38-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта, в ходе которой преимущественно выполнял боевые задачи по штурмовке наземных войск противника и его оборонительных объектов, в том числе и линии Маннергейма.
За участие в Зимней войне Павел Андреевич был награждён орденом Красной Звезды.
После её окончания лейтенант П. А. Пологов был переведён в 149-й истребительный авиационный полк 64-й авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа.
Перед началом Великой Отечественной войны полк дислоцировался на аэродроме в Черновицах.

22 июня 1941 года аэродром в Черновицах подвергся бомбардировке.
Вся материальная часть полка, за исключением дежурного звена, была уничтожена. Лётный и технический состав был вывезен на аэродром в селе Бродок, с которого 29 июня 1941 года начал участвовать в боевых действиях. За время войны Павел Андреевич воевал почти на всех типах истребителей: И-16, И-153 бис, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Як-7Б и Як-9. В начале августа 1941 года полк, в котором служил Павел Андреевич, был передан из состава Юго-Западного фронта на Южный фронт. За время боевой работы в полку, несмотря на нехватку самолётов и топлива, лётчик П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов и в воздушных боях сбил один немецкий самолёт (Ю-87) и ещё 2 в составе группы (Ю-88 и Ме-109).
30 августа 1941 года в воздушном бою был тяжело ранен в ногу и эвакуирован в харьковский госпиталь. Однако в связи с наступлением немецко-фашистских войск госпиталь пришлось срочно эвакуировать на Южный Урал, в Оренбург, где Павел Андреевич был, наконец, прооперирован.
В результате лечение шло долго, и его хотели определить на преподавательскую работу в запасной авиационный полк. Но Павел Алексеевич настоял на отправке на фронт.
В апреле 1944 года участвовал в бою с 12-ю немецкими истребителями ФВ-190, один из которых сбил.
В ходе боя Пологов заметил группу из 18-ти немецких транспортных самолётов Ю-52. Врезавшись в их строй, он сбил один транспортник, но был подбит истребителями противника и загорелся.
Павел Андреевич направил пылающий Як-9 в хвост немецкого истребителя. После тарана подполковник П. А. Пологов остался в живых и сумел воспользоваться парашютом.
Во время приземления на нейтральную полосу был обстрелян с немецких позиций. Сильно обгоревшего и раненого лётчика хотели эвакуировать в госпиталь, но Павел Андреевич наотрез отказался и почти месяц руководил действиями полка из медсанбата, расположенного в пяти километрах от аэродрома, где базировался его полк.
30 июня 1944 года подполковник П. А. Пологов был вновь тяжело ранен и оказался на больничной койке. Лечение было долгим, после выписки из госпиталя Павла Андреевича направили на курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА, которые он окончил уже после войны.

После учёбы подполковник П. А. Пологов ещё некоторое время служил в ВВС СССР командиром истребительного авиационного полка, но в 1949 году по состоянию здоровья был вынужден уволиться в запас. Поселился в Свердловске. Больше двадцати лет работал диспетчером на Уральском турбомоторном заводе. После выхода на пенсию активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи: встречался со школьниками и студентами, выступал в воинских частях.

Скончался 22 ноября 2001 года. Похоронен на Широкореченском кладбище.

Всего за время участия в боевых действиях П. А. Пологов совершил более 600 боевых вылетов, и в 100 воздушных боях сбил по разным оценкам от 25 до 29 самолётов противника и 12-16 побед одержал в составе группы.

Имя Героя Советского Союза увековечено на памятнике Героям Советского Союза — уроженцам города Нижнего Тагила в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.


Подвиг Пологова запечатлён на картине Г. Г. Нисского «Подвиг Героя Советского Союза П. А. Пологова».

В Екатеринбурге в 2017 году на доме, где жил Герой (улица Шарташская, 12), открыта памятная доска.

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум