"Нашим к Киркенесу прорваться не удалось, основными целями стали Рованиеми и Луостари, ставшим передовым аэродромом. Заход на Луостари с моря маловероятен из-за скопления в этом районе немецких войск (в отличие от этого, южнее не было практически никого, кроме полевых караулов по р. Печенга)".
Давайте посмотрим на проблему "вооружённым взглядом".
Начнём с того, что эта местность была изучена нашими военными специалистами ещё до революции. С 1920 г. территория входила в состав Финляндии, но в ходе Советско-финляндской войны там велись боевые действия. У финнов посёлок назывался Ylä-Luostari ("Верхний монастырь"), и там с ноября 1939 г. находился небольшой гражданский аэродромчик с тем же названием Юля-Луостари. Могу предположить, что наши знали, как выглядел по крайней мере гражданский аэродром.
Аэродромчик имел полосу 1500х300 м кв. с песчано-гравийным покрытием и принимал все типы тогдашних самолётов. Весенняя распутица "развозила" его с конца мая по середину июня. На аэродроме имелись ангары и казармы для проживания авиационно-технического состава.
В начале 1941 г., до нападения на СССР, аэродром был передан в распоряжение Люфтваффе. Как они его успели оборудовать, не в курсе, тут надо обращаться к "узким" специалистам по северным аэродромам. С восточной стороны аэродрома проходила грунтовая дорога.
www.sotahistoriallisetkohteet.fi/app/sights/view/-/id/866/country/9/area/140
Фрагменты немецкой военной карты 1941 г.
С той же карты прямой маршрут Ваенга - Луостари
Фрагмент Лётной карты Люфтваффе 1941 г.
Таким образом логично предположить, что с Ваенги до Луостари они летели прямым и самым безопасным маршрутом.
До моря от Луостари достаточно далеко, тем более, что этот "коридор" принадлежал Финляндии. До кучи можно было бы возбудить не только немецко-финские ПВО, но и свои в районе Рыбачьего. Тем более погода паршивая, метеообстановка не способствовала. Потому лететь, делая крюк над морем, было бы странным и не только из-за скопления войск (правильно, самый опасный маршрут), а просто потому что в данном случае это "как зубы рвать через задницу". Так что границу СССР - Финляндия они пересекли с направления Восток - Юго-Восток.
Другой вопрос - каким образом заходили конкретно на цель. Т. е. каким образом строилась заключительная часть маршрута перед бомбоштурмовым ударом по аэродрому.
Чтобы нанести максимальный урон, стоило бы бить не по гравийной ВПП с сомнительным результатом даже при попадании, а по ангарам, стоянкам самолётов и "жилому сектору". Впрочем, о точности попадания свободно-падающими бомбами можно слагать легенды, так что главное - было куда-нибудь попасть.
На всякий случай, в теории бомбоштурмовой удар по узкой и длинной цели должен бы наноситься с направления по косой, то есть в случае с ВПП под угом ~ 45 градусов к её оси. Больше шансов, что хоть какая-то бомба попадёт.
Исходя из приведённых сведений, сомнительно, чтобы наши имели полную картину о сложившейся на день вылета обстановке на аэродроме Луостари. В авиации времён войны вообще непредсказуемо (образно): утром - аэродром чистый, а в обед там уже полк сел.
Что ребята знали о цели?
"На южной оконечности ВПП стояли немецкие зенитки."
Лётчики знали об этих зенитках? Они там уже стояли на день вылета? И только ли в том месте имелись ПВО?
Глянем на аэрофотосъёмку
оввакул.рф/vypuskniki/letchiki-kosmonavty/yu-a-gagarin/kosmicheskij-otryad
Только я её развернула в более привычном по сторонам света виде:
Если бы задачу нанесения удара поставили мне, исходя из возможности нанесения максимального ущерба, и даже с учётом размещения зениток, я бы заход делала с северо-востока на юго-запад. Тем более, что самое "вкусное" находится именно на северо-востоке.
Правда, здесь надо получше проанализировать рельеф местности. С этого направления - сопочки, так что их на высоте 350-380 м, вероятно, и не преодолеть. А облака 400-600 м прижимали ребят к земле. Можно предположить, что по маршруту они шли над облаками, а перед заходом на цель им пришлось нырять под облака.
Отсюда вопрос - насколько точно они вышли на цель? Одно дело - поставить задачу, другое дело - её выполнить. Вполне могло быть так, что вышли южнее, чем рассчитывали, нарвались на зенитки.
И всё это гадание на кофейной гуще.
"В оперсводке 1-й САД №8, составленной к 3.00 26.06.1941 говорилось: «16:55 звено СБ с аэродрома Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Перед целью были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и встречены 6 самолетами Ме-109 и Хенкель-112."
Оперсводка 1-й САД - это хорошо, конечно, но мало. Следовало бы ознакомиться с полковыми документами, причём не только оперсводками, но и журналом боевых действий и приказами по полку. Первая потеря, несомненно, стала резонансной. Несомненно, с каждого экипажа из группы брались рапорта с описанием полёта. Там и схемы должны были быть приложены, кто как летел, откуда и в какой последовательности заходил и такое прочее. Другой разговор - сохранились ли они.
А что у нас сохранилось в Подольске? Кто-нибудь копал документы, кроме дивизионных оперсводок?
Снять с довольствия экипаж - это одно, а списать матчасть - это другое. На каждый погибший самолёт составлялись документы ИАС. Не знаю, как в ВВС, с теми доками я не работала, а у нас в МА такие подробнейшие документы составлялись. Причём акт на списание самолёта невозможно найти в полковых и дивизионных фондах. В Гатчине они скирдовались в фондах службы ИАС на уровне объединения. Надо обязательно покопать и в этом направлении. Акт был - это точно. Должен был попасть в архив, вопрос только - в каком фонде его искать, если сохранился.
Одновременно в одном месте обстрел зенитками и встреча с самолётами противника в воздухе не происходит, потому что противник - не идиот, под свои зенитки подставляться не будет. Отсюда вопрос, на кого нарвались сначала? Если на самолёты, значит, вражеские посты СНиС успели загодя предупредить дежурное звено ПВО аэродрома, и наших встретили на подлёте, отсюда тоже может быть сбой маршрута. В общем этот вопрос хорошо бы прояснить, причём желательно найти и вражеские сводки по аэродрому Луостари.
"На обратном маршруте при подходе к границе были встречены и атакованы 5 самолетами того же типа."
Там до границы - тьфу и маленько, особенно для самолётов. Скорее всего те же самые и были (см. выше), которые, выполнили манёвр подальше от собственных зениток и решили догнать нашу группу.
"они пересекали финско-советскую границу и заходили со стороны Финляндии?"
Разумеется, пересекали, т. к. Луостари находился именно в Финляндии.
"Учитывая расположение ВПП, странно заходить поперек аэродрома, правда ведь?"
Нет, не странно. Кроме ВПП есть инфраструктура - всё выше описала.
"Заходили с юго-востока?"
Подлетали с восточной стороны - это точно, с возможными направлениями в секторе от северо-восточного до юго-восточного. А как заходили на цель - это вопрос. Если на подлёте к цели встретились с самолётами противника, вступили в бой, хошь или не хошь. А там куда их фрицы загнали, варианты возможны. Надо искать рапорта лётчиков, участвовавших в налёте, и другие полковые документы.
"полет, вероятнее всего, после подбития был управляемым"
Такой вывод сделать нельзя на основании имеющихся данных.
"Останков пилота (а бронеспинка была только у него) ни под спинкой, ни рядом не найдено".
Всё это произошло в непосредственной близости к аэродрому, так что останки (если что-то "осталось"), несомненно, были обнаружены противником. Вполне возможно, что останки были собраны и захоронены рядом с местом происшествия в чисто санитарных, ну, и "эстетических" целях.
"И на мой взгляд, больше всего шансов выжить при катастрофе было у воздушного стрелка-радиста".
Возможно и так, особенно если первым отвалился хвост и может находиться где-то в сторонке от "генеральной" линии обломков.
"Штурман в нижней стеклянной кабине и пилот, думаю, погибли страшной смертью. И чтобы их найти, надо буквально просеивать песок."
Думаю, что если бой был, он был скоротечным (полагаю, что при встрече с противником в воздухе, наши отвечали), они даже сильно испугаться не успели на адреналине. А при столкновении с землёй, будем надеяться, погибли быстро, до воспламенения обломков.
"Если представить, что после отрыва левого мотора при продвижении самолета его должно было начать заворачивать вправо".
Двигатель мог быть повреждён ещё в воздухе, что скорее всего и произошло, самолёт начало разворачивать с креном ( а точно ли крутило вправо?). А двигатель вместе с плоскостью мог отлететь уже от соударения с землёй. После удара самолёт проскоблил по земле, кстати, не так уж и далеко, судя по размещению обломков. Падал не "вертикально".
"отработать по цели они не успели".
На цели могли делать по 2 захода, кому повезёт.
"Но садиться в надежде выжить и не сбросить бомбы странно, а сбросить, идя на низких высотах, тоже так себе идея"
Там ситуация развивалась стремительно. Не известно, в каком состоянии был лётчик, бронеспинка от зениток - в лоб не спасёт. А бомбосбрасыватель могло заклинить. Думаю, на этот вопрос крайне трудно найти ответ. Очень слабая надежда только на то, что сведения сохранились в документах противника: в каком состоянии они обнаружили останки самолёта и экипажа... если что-то осталось.
"Можно ли и если да, то как (хотя бы примерно) рассчитать тормозной путь самолета, зная его примерную массу и скорость и учитывая, что он садился с убранными шасси в тундру, где практически не было деревьев"
О "тормозном пути" здесь говорить не приходится, поскольку мы не знаем, в каком положении самолёт столкнулся с землёй, с какой скоростью и т. д.
"Мог ли СБ при посадке без шасси скапотировать?"
Теоретически мог, это опять же зависит от положения самолёта до столкновения с землёй. Если же он садился в положении, близком к горизонтальному, то после соударения мог слегка и подвзмыть. Это я к тому, что для очистки совести можно было бы поискать обломки в направлении на юг, за кормой. Вдруг сначала при ударе отвалился хвост, тогда и у стрелка-радиста был шанс выпасть целым и не сгореть...
"Тот, что был постарше, рассказал, что лет 30 назад находил рядом с дорогой подошву от унтов, но бросил ее, испугался, что найдет кости"
По этим дорогам ходили поколения лётчиков. Так что подошва вполне могла носить и не "криминальный" характер и более молодой возраст.
Пока всё, чем могу...
Женя, я от всей души желаю Вам удачи в поиске!