-
Николай Левкин
-
-
Не в сети
-
Завсегдатай
-
-
Сообщений: 10761
-
Спасибо получено: 6294
-
-
-
|
Об аварии самолёта Су-30М2 бортовой номер «60 красный», регистрационный номер RF-95869, заводской номер 79810388415 выпущенного в 2014 году, принадлежащего 3-му смешанному авиационному полку 1-ой смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО Южного военного округа, дислоцированного на аэродроме Крымск, произошедшей 22 сентября 2020 года в районе аэродрома Хотилово.
Самолет Су-30м2 был подбит из пушки ГШ-30-1 самолета Су-35С 790 истребительного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа, базирующегося на аэродроме Хотилово, пилотируемый командиром звена, майором Василием Савельевым.
Проводились летно-тактические учения. С началом летной смены, в первый разлет, на самолете Су-35С слетал командир эскадрильи. Без замечаний.
Во втором вылете, на учебный маневренный бой, участвовали три сушки….
Ведущий – Су-35С, ведомый на Су-30м2 и второй Су-35С. пилотируемый Савельевым.
В зоне для выполнения полетов, они вступили в учебный бой. Сначала самолет Савельева подыгрывал двум другим как цель, которую те атаковали. Затем перешли к оборонительно-наступательным маневрам и атаке замыкающего самолета - крайнего в боевом порядке.
На этом этапе требовалось отработать имитацию пуска управляемых ракет малой дальности и стрельбу из пушки. Имитация ракетной стрельбы была выполнена удачно. Но когда Су-35 Савельева перешел в режим работы пушки и летчик нажал гашетку, то неожиданно услышал, как прозвучала короткая очередь. С крыла самолета-спарки Су-30М2, по которому он работал, пошло легкое «пыление».
В кабине Су-30М2 через несколько минут речевой информатор сообщил об отказе гидросистемы, отсутствии давления, и автоматика предложила экипажу катапультироваться.
Сбитый Су-30 упал и взорвался в лесу, в 28 км от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался и приземлился без травм и повреждений.
Су-35 выполнил посадку на аэродроме Хотилово.
Последствия той аварии…..
Сейчас летчику, майору В. Савельеву грозит тюрьма до 7 лет и огромные денежные компенсации за потерянный самолет. Сумма бешенная…. Су-30М2 с завода стоил 1 млрд 147 млн рублей. Следователи посчитали, что перед аварией самолет стоил 1 млрд 143 млн рублей. Решили, что за 6 лет эксплуатации, а это ¼ своего ресурса, Су-30 потерял 4 млн рублей. Хотя на тот момент аварии его остаточная балансовая стоимость самолета составляла 940 млн рублей. 1 млрд 143 млн рублей и 940 миллионами разница несущественная. Все равно такую сумму не выплатить.
Важен подход к «делу»… не разобравшись в причинах выстрела пушки, следователи обвинили летчика, определили срок и сумму. А там в подготовке самолета уши ИТС торчат, не определенность действий летчика в РЛЭ самолета Су-35…
Но не затронули ни одного лица из ИТС. Все на летчика свалили… несправедливо.
Летчика Су-35 делают крайним в длинной цепи ошибок
А это не первый случай возмещения стоимости ущерба авиационной техники летчиком.
Началось это еще при Сердюкове и продолжается сейчас…
18 мая 2017 года самолет Су-27П пилотируемый старшим лейтенантом Нефедовым на посадке подломил переднюю стойку, ошибочно, вместо выпуска тормозного парашюта, убрал шасси. Это был первый самостоятельный полет парня. Самолет подтер обтекатель антенны РЛС, который восстановили в ТЭЧ за две недели. Но летчику грозило условная тюрьма и штраф в размере 27 млн руб. Благодаря общественности, ветеранам авиации Балтийского флота и Армавирского училища и личного вмешательства в дело министра обороны С. Шойгу, дело прекратили…
Материалы дела. Из экспертной оценки по возможным ошибочным действиям летчика:
«После выполнения полетного задания летчик выполнил заход на посадку с круга на высоте 300 метров. Через 2 секунды после касания ВПП основными колесами в конце полосы точного приземления летчик опустил носовое колесо. Через 1 секунду пробега на трех колесах летчик ошибочно, непреднамеренно вместо нажатия кнопки выпуска тормозного парашюта установил переключатель крана шасси в положение «убрано».
Проще говоря, самолет на скорости порядка 200 километров в час зацепил носом полосу, в результате чего была повреждена часть обшивки, обтекатель РЛС, кое-какое внешнее оборудование и задеты воздухоприемники двигателей.
На летном сленге это называется «подломить стойку» шасси. Случай не уникальный. Если в компании летчиков рассказать об этом, все как один наперебой тут же начинают вспоминать, кто, где, когда, в какой из воинских частей вот так же «подломил стойку».
Более того, на самолетах модификации Су-27П это, как выяснилось, вообще считается системной ошибкой. Ей способствует один серьезный эргономический недостаток кабины. Летчики-испытатели требовали от конструкторов устранить его еще при испытаниях машины. Они писали: сделайте блокировку крана уборки шасси, когда самолет находится уже на земле.
Но до сих пор не сделали блокировку.
Другой случай…, более ранний
6 августа 2010 года, в войсковой части 62286-2 при выполнении перелета пары самолетов с аэродрома «Степь» на аэродром «Домна», в Забайкалье, произошла авария самолета-спарки Су-27УБ, пилотируемого заместителем командира авиаэскадрильи гвардии майором Е.А.Баевым. Он выполнял полет в качестве ведущего пары. Вместе с ним в экипаже находился летчик гвардии лейтенант М. Л. Андреев. Другой самолет Су-25 - он был в паре ведомым - пилотировал гвардии старший лейтенант Сергей Кухтинов.
В полете произошел САИП — серьезный авиационный инцидент с повреждением самолета. Описывается он так: «После взлета парой и набора высоты 2400 м в результате несоразмерных и несвоевременных действий ведомого летчика органами управления самолетом, приведших к энергичному сокращению интервала и дистанции между самолетами, не обеспечивающих безопасное пилотирование в группе, потери им из вида самолета ведущего и неграмотных действий при этом, на 5 мин. 30 сек. полета произошло столкновение самолетов пары».
Ведомый Сергей Кухтинов, поняв свою ошибку и «увидев катапультирование одного из членов экипажа самолета ведущего, осознал, что произошло столкновение самолетов в воздухе. Он оценил состояние планера, управляемость своего самолета и принял решение о возвращении на аэродром вылета «Степь». Заход на посадку выполнил по команде руководителя полетами на аэродроме без отклонений. При осмотре самолета Су-25 на земле обнаружено повреждение хвостового оперения и отсутствие части руля направления».
Проще говоря, Кухтинов не струсил и сумел посадить поврежденный самолет. А что сделал ведущий - более опытный летчик, замкомандира авиаэскадрильи гвардии майор Баев?
О его действиях сказано так: «Командир экипажа самолета ведущего пары гвардии майор Е.А. Баев ощутил удар, интенсивное кренение своего самолета вправо, затем влево, визуально определив отделение фрагментов конструкции планера самолета и остановку левого двигателя, воспринял маневр самолета за потерю управляемости и, не предупредив члена экипажа гвардии лейтенанта М. Л. Андреева, на 5 мин. 42 сек. (через 12 сек) привел в действие средства аварийного покидания самолета. Система сработала штатно. Гвардии лейтенант М. Л. Андреев изготовочное положение перед покиданием самолета не принял и при катапультировании был травмирован».
И далее: «ведущий боевого порядка условия безопасного выполнения группового полета не обеспечил, положение самолета ведомого в боевом порядке пары не контролировал и опасное сближение с ним, приведшее к столкновению, не предотвратил».
Упав на землю, самолет-спарка Су-25УБ разбился и частично сгорел. Мальчишка-лейтенант, которому майор Баев «команду на подготовку и катапультирование не подал», получил тяжкие повреждения, был списан с летной работы и уволен из армии.
По этой аварии гвардии старшему лейтенанту Сергею Кухтинову вменили судимость по уголовной статье и выплатить 35 миллионов ущерба за разбитый самолет.
Но здесь продолжение истории немного оптомистичней…
Был суд. Сначала в поселке Оловянное Читинского района, затем в Чите. Заседания продолжались четыре года. Все это время Сергей служил, летал и судился. Не самый лучший психологический фон для летчика, выполняющего учебно-боевые задачи в воздухе. В результате по статье 351 УК РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» он получил три года лишения свободы условно. Смягчающими обстоятельствами суд счел наличие на иждивении Сергея двух детей, а также то, что он сохранил поврежденный самолет «с целью предотвращения причинения еще большего ущерба государству» и что к уголовной ответственности привлекается впервые.
Суд установил ему «испытательный срок три года, в течение которого он должен своим поведением доказать свое исправление». На Сергея повесили все судебные издержки на адвокатов, экспертов и присудили ему за разбитый самолет выплатить войсковой части... 35 миллионов 856 тысяч 404 рубля и 10 копеек(!).
Для сравнения: за гибель военнослужащего его семья по страховке получает 3 млн рублей плюс выплату от 100% до 25% размера оклада военнослужащего в соответствии с №4468-1-ФЗ на каждого члена семьи.
В 35 млн рублей оценили спарку Су-25УБ, из которой, забыв про лейтенанта, спешно выпрыгнул гвардии майор Баев.
Эксперт в суде представил данные летной экспертизы, которая установила, что Су-25УБ оставался практически исправным вплоть до столкновения с землей и причинно-следственной связи между действиями Кухтинова и потерей самолета нет. Но суд экспертизу во внимание не принял. Извечный вопрос — кошелек или чья-то жизнь — разрешился в пользу кошелька. Кому-то, похоже, очень нужно было отчитаться о его пополнении.
Сослуживцы Сергея, примеривая его ситуацию на себя, сочувствовали: «Обидно, конечно — сумма такая огромная, а самолет такой старый… На нем еще твой отец, наверное, летал».
Поначалу старшего лейтенанта Кухтинова на летной работе оставили. По окончании судебных тяжб начиная с 2014 года он обязан был начать выплату денег по возмещению ущерба. Но тут Сергея переводят к новому месту службы. Он с семьей уезжает из Домны в Буденновск. Выплаты долга из-за документальной волокиты задерживаются.
На новом месте Кухтинова вскоре ставят перед фактом: пиши рапорт на увольнение.
— Мы даже не поняли почему, — рассказывает его мать. — Сказали, дескать, сокращение, а ты судимый, портишь статистику. Хотя его статья под увольнение не подходила. Сергей — к командиру, а тот: ничего не поделать, все решает кадровик.
В 2016 году Сергея увольняют, и он вместе с семьей снова переезжает. Уже к родителям, в Краснодарский край, станицу Новопокровская. Начинает искать работу. И тут в дом к родителям приходят местные судебные приставы.
— Если уж они начинают описывать имущество там, где прописан должник, — рассказывает мать Сергея, — то описывают все, что видят. И только позже, в суде, мне надо будет доказать, что это не его, а мой шкаф, стол, диван, холодильник… Чтобы не отобрали все имущество, сына из дома пришлось выписать. С женой они тоже развелись. Сергей стал платить детям алименты. Так хоть что-то оставалось моим внукам. Иначе чуть ли не половина его зарплаты должна была бы идти на выплаты по суду.
Оставаясь на гражданке, Сергею, наверное, проще было бы скрыться от выплат. Мог, к примеру, числиться где-нибудь за копейки, а сам втихаря подрабатывать. Или завести большое подсобное хозяйство — чем не работа в Краснодарском крае? Поди докажи, что это его, а не матери. Приставы в конце концов бы отстали.
— Только Сергей этого не хотел, — рассказывает мать. — Пусть, говорит, придется платить эти миллионы, но я буду служить и летать. И он стал восстанавливаться на службе. Поехал на прием к командующему 4-й армии ВВС и ПВО Севастьянову (спасибо ему большое!). Тот восстановил его на летной работе. А кадровика, который Сергея уволил, наказали.
Сейчас Сергей Кухтинов - он уже капитан - служит в Краснодарском крае, в Приморско-Ахтарске. Летает на Су-25. Много летает, по 120 часов в год. И в паре, и в группе, и в одиночку... Жалеет лишь, что не успел полетать в Сирии. Зато его штурмовик Су-25 можно увидеть и в Краснодаре на авиашоу в День ВДВ, и на полигоне Ашулук, когда там на учения ПВО собираются главы иностранных делегаций. Всех авиапоказов уже и не упомнишь - профессионал!
И вроде все у него нормально, на жизнь «под статьей» не жалуется. Три года, которые приговором суда были даны, чтобы «своим поведением доказать исправление», прошли. «Доказывать» больше нечего. Всем и все давно доказал. И главное — свое право летать. Причем за это право он сам же еще и платит. Каждый месяц. И будет платить всю жизнь.
Действующее законодательство позволяет взыскивать с военнослужащего 20% его ежемесячного дохода на выплату ущерба. А потому жизнь капитана Кухтинова должна быть очень долгой, так как сумму в 35 миллионов он сможет полностью выплатить лишь при условии, что проживет еще как минимум лет сто пятьдесят-двести.
Случай с Ан-26… Борттехника заставили платить… Здесь на форуме было об этом.
Теперь что будет с аварией самолета Су-35С 31 июля 2021 год в 23 иап на аэродроме «Дзёмги» в Комсомольске-на-Амуре.
Там после взлета летчик по команде РП катапультировался, а самолет пролетев около 500 км, упал на Сахалине. Кому платить за самолет? Летчику или РП? Наверно опять летчику….
А подобные случаи были и войну..
Классика жанра — знаменитый летчик-ас Александр Покрышкин. Первым самолетом, который он сбил в бою, был советский бомбардировщик Су-2. Причем штурман Су-2 погиб.
Из воспоминаний маршала авиации, Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР Ивана ПСТЫГО: «В конце июня 41-го в Молдавии две девятки наших самолетов пошли бомбить переправу. Я вел свое штатное звено.
Мне в воздухе штурман докладывает: «Истребители прикрытия подошли, теперь веселее пойдем!». Тут один «МиГ» развернулся и врезал по моему командиру эскадрильи — Гудзенко Михаилу Ивановичу. Су-2 задымился и пошел вниз. В «МиГе» летел Покрышкин, тогда капитан. Мы отбомбились, вернулись. Командир полка приказал мне на По-2 лететь на место падения. Командир был жив, а у штурмана три пули в сердце. Выкопали могилу, дали из пистолета салют».
Интересно, а успел бы Александр Покрышкин выплатить стоимость сбитого им бомбардировщика Су-2? Может, и успел бы. Тогда ведь еще не было дорогих «летающих компьютеров», да и подготовка самого летчика кое-что значила. Покрышкина не «приземлили», ему дали летать. Наказали, конечно. Объявили выговор, позже исключили из партии и отозвали первое представление на получение звания Героя Советского Союза. Но он летал! И защищал Родину!
Такой случай был и у известного аса Ивана Кожедуба. В апреле 1945-го он по ошибке сбил сразу два самолета союзников, перепутав их с немецкими «Фокке-Вульф». Один из американцев тогда погиб.
Но есть и другие примеры разбора полетов….. правда из фильма «В бой идут одни старики». Комэска Титаренко…. «От полётов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным - вечным дежурным! - по аэродрому!... Кузнечик!
Спасибо сказали: Михерский Сергей
|