Здравствуйте, мои дорогие лётчики!
Ещё раз, большое спасибо всем, кто помогает нам в копировании документов РГВА! Когда мы едины, мы непобедимы!!! Я понимаю, что весь РГВА не откопируешь, но и переписать его тоже невозможно. А так хочется!
Каждый визит в архив дарит большие или не очень большие открытия. Некоторые из них требуют более глубоких исследований, с привлечением большого временного ресурса. О них мы с Евгенией обязательно напишем объемные (и интересные!) статьи.
А сегодня в «Истории Училища» я открываю маленькую подтему: СВОДКИ С АРХИВНЫХ ПОЛЕЙ, где будут выкладываться короткие интересные документы и загадки, которые можно решить только всем миром. Постараюсь делать СВОДКИ как можно чаще. Ну почему в сутках только 24 часа??? Это несправедливо!!!
Итак, СВОДКА № 1:
В деле «Доклады начальника Школы о её реорганизации, проекты новых штатов школы» фонда «Авиационная Школа воздушной стрельбы и бомбометания» 1925-1929 годов, обнаружен документ, датированный 27 ноября 1926 г., требующий от инструктора-лётчика Макарова вернуть из выданных ему средств на командировку сумму в 6 285 рублей, потраченных на расходы по доставке вьюков с авиаимуществом в Афганистан по причине не предоставления Макаровым документов, подтверждающих эти затраты.
На следующем листе находится рукописный раппорт лётнаба Макарова (
так [i]он написал собственноручно)[/i], который, в моём вольно-эмоциональном изложении, звучит как: «А я чё? А я ничё! Как вернулся из «
Авганистана» (
цитата, Анастасия) я отдал все документы командиру, у него претензий не было».
Первый же поверхностный поиск в Яндексе, лично для меня дал поразительные результаты (далее представлены выборочные цитаты с сайта:
moluch.ru/archive/121/33428/
Работы Кудашева У. Н. Военно-воздушные силы Афганистан в 1921–1929 гг. // Опубликовано в журнале «Молодой ученый» — 2016. — №17. — С. 249-254):
«… На помощь Афганистану пришел РСФСР. Получению самолетов (и заключению советско-афганского договора) предшествовали длительные переговоры. Первоначально за разрешение переправлять помощь индийским повстанцам Афганистан требовал 12 самолетов [12, с. 27], но для обескровленной войной Советской республики это было слишком много. 28 февраля 1921 г. в Москве был подписан первый советско-афганский договор, в котором, среди прочего, указывалось, что РСФСР соглашается оказывать Афганистану материальную помощь, в том числе в создании ВВС. В сентябре того же года в г. Термез прибыло 3 самолета (Farman HF 4, Nieuport 24 и Sopwith 1½ Strutter). Вскоре «Фарман», привлеченный к разведывательным полетам для установления дислокации сил басмачей в регионе, был сбит [17]. Оставшиеся 2 самолета были разобраны и загружены на вьючных животных (вплоть до слонов, которые несли крупные детали фюзеляжа и крылья). Самолеты сопровождало 25 сотрудников во главе с военлетом В. В. Гоппе. 28 ноября караван, пересекший весть северный Афганистан и прошедший более 500 км, прибыл в Кабул, где к тому времени был сооружен первый в Афганистане аэродром [8]. К самолетам были поставлены 2 запасных мотора («Рон» 120 л. с. и «Рон» 300 л. с.) [2, с. 57]. С самолетами прибыли также прибыли пилоты Е. М. Городеций, К. Байков и Я. И. Журба, два наблюдателя и два авиатехника [17]. Но из-за изменившейся политической ситуации советский персонал был отправлен обратно, успев только собрать самолеты, но так и не подняв их в воздух [18, p. 183]. Афганское руководство временно прекратило сотрудничество с СССР. Несмотря на это, в апреле 1922 г. в Туркестан из Москвы прибыло ещё два истребителя Nieuport 24, которые должны были быть переданы Афганистану. А 3 мая 1922 г. посол СССР в Афганистане Ф. Ф. Раскольников запросил у афганского министра иностранных дел М. Тарзи, нужны ли Афганистану эти аппараты, а если нужны, то какое количество персонала их должно сопровождать, чтобы не произошло повторения возникшей в ноябре-декабре 1921 г. ситуации [14, с. 265]. В конце концов, эти самолеты Афганистану переданы не были. Полученные из СССР самолеты не удовлетворяли афганских военных — и «Сопвич», и «Ньюпор» были сильно изношены, а также не могли работать в условиях высокогорья из-за слабых двигателей. …
… Одновременно с попыткой собственноручно закупить самолеты, афганское правительство обратилось за помощью сразу и к Великобритании, и к СССР. … СССР не остался в стороне. 21 августа 1924 г. Политбюро постановило ускорить передачу самолетов Аманулле-хану, а также послать пилотов и механиков для имеющихся в Афганистане самолетов [12, с. 97]. По порядку, определенному, начальником ВВС РККА А. П. Розенгольцем, самолеты должны были быть перегнаны своим ходом по воздуху, а вооружение, боеприпасы и запчасти — караванным путем. Состав советской группы был следующим: летчики Ю. Н. Арватов, М. М. Гаранин, В. В. Гоппе, А. И. Залевский, Я. Я. Якобсон и техники В. А. Воинский, С. А. Лисицкий, М. П. Старооскольцев, И. И. Синявский. Передаче подлежало 4 бомбардировщика De Havilland D. H.9A и один транспортный самолет Junkers F-13. Перелет предполагалось совершать через Гиндукуш на высоте свыше 5000 м, что составляло практический потолок самолетов De Havilland D. H.9A. Советские самолеты прибыли в Кабул, по разным данным 30 сентября [18, p. 275] или 1 октября [8] 1924 г. Первый боевой вылет самолеты совершили 5 октября того же года, разбросав листовки и сбросив бомбы в районе Зурмаха. Всего советскими летчиками было совершено 4 боевых вылета, причем бомбы сбрасывались рядом с позициями повстанцев, с целью только испугать их [18, p. 276]. В феврале 1925 г. последние очаги сопротивления были подавлены правительственными войсками. После восстания в Хосте афганские ВВС, ставшие реальной силой, оказались под полным контролем советских специалистов. Летом 1925 г. в Кабуле было 5 летчиков и 8 механиков из СССР. …
...В 1925 г. для обучения летному делу в СССР было послано 20 афганцев. 31 августа 1925 г. в Кабуле была открыта школа для подготовки авиамехаников. Начальником школы был назначен летнаб-афганец, а преподавание вели советские механики. К концу 1925 г. в школе обучалось до 15 афганцев [2, с. 58]. Уделялось внимание и созданию аэродромной сети. В конце 1925 г. на территории бывших Ширпурских казарм был достроен новый кабульский аэродром (старый в Ходжа-Реваш затапливался в период дождей). К ноябрю 1926 г. этот аэродром располагал 3 ангарами (1 — на 8 самолетов, 2 — на 4 самолета каждый) [2, с. 57]. В Джелалабаде с весны 1925 г. началось строительство аэродрома и ангара на 4 самолета. В декабре 1925 г. было принято решение о строительстве аэродромов по всей стране. Достоверно известно о постройке аэродромов в Кандагаре, Мазари-Шарифе и Гардезе [15, с. 66]. В марте 1926 г. Фрунзе и Чичерин сообщили Политбюро, что для оказания военной помощи Афганистану необходимо передать ему 6 военных самолетов с запчастями [13, с. 110]. В июле того же года эти самолеты (6 бомбардировщиков Р-1) прибыли в Кабул. Также вместе с самолетами было откомандировано 6 летчиков 1-й разведывательной эскадрильи из г. Липецка, которыми командовал В. Н. Жданов (впоследствии генерал-лейтенант). Два из поставленных самолетов разбились при перегоне, и взамен им в октябре прибыло два других Р-1 [17]. Запчасти для авиации поставлялись вьючным путем из Термеза. Вместе с самолетами прибыли и пилоты — на ноябрь 1926 г. на афганской службе находилось уже 11 летчиков, 3 летнаба и 11 авиатехников из СССР [2, с. 58].»