Школа воздушного боя
Для подготовки и усовершенствования морских лётчиков с 1917 по 1920 г. существовала Морская школа высшего пилотажа в Красном Селе под Петроградом. В декабре 1920 г. школа была расформирована, а её имущество передали Московской школе авиации. В то время ответственность за подготовку морских авиаторов была возложена на Главвоздухфлот, а усовершенствование морских лётчиков производилось в авиационных школах РККА. Одной из них стала сформированная в 1921 г. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания ВВС РККА, известная как «Стрельбом».
В формировании Стрельбома некоторое участие приняла Московская школа авиации (учреждённая в 1911 г. бывшая Авиационная школа Императорского московского общества воздухоплавания). Она находилась на Ходынском аэродроме, вокруг которого «кучковалась» вся московская авиация, в т. ч. знаменитый завод «Дукс» и Институт инженеров Красного Воздушного Флота (будущая ВВА ВВС им. Н. Е. Жуковского).
Появление нового учебного заведения установлено приказом РВСР № 1951 от 08.09.1921 г., которым введены в действие с 10 августа 1921 г. Положение и штат Авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (АШВСБ). Приказом РВС СССР № 641 от 28.03.1923 г. дата 10 августа была утверждена годовым праздником школы. Основным назначением школы являлось «ознакомление лётчиков и лётчиков–наблюдателей с конструкцией вооружения самолётов и предоставление им практики» в разных способах боевого применения. АШВСБ являлась учебно–строевой частью и состояла в непосредственном подчинении Главвоздухфлоту. В штате имелись, как положено, строевая, учебная, летная, техническая, финансово-хозяйственная, санитарная части и вспомогательные подразделения.
В период укомплектования школы личный состав около 9 мес. находился в Николаевских (Октябрьских) казармах на окраине Ходынского аэродрома. В это время ей подыскивали основное место базирования, поскольку на Ходынке нескольким военным авиационным частям и учреждениям и так уже было тесно, тем более, что и Московскую школу собирались оттуда «выселять». Место подбиралось достаточно долго, но окончательный выбор пал на г. Серпухов к югу от Москвы. Хотя от морских самолётов, видимо, пришлось отказаться, поэтому морлёты и морлетнабы усовершенствовались на колёсной технике.
По штату в школе насчитывалось 449 чел. личного состава, из них 100 слушателей: красных военных и военно-морских лётчиков, а также военных и военно-морских летнабов. Примечательно, что по Положению АШВСБ начальник лётной части мог назначаться из числа красвоенлётов или красморвоенлётов истребителей, имеющих лётный стаж не менее 2 лет и боевой опыт. Первым начальником школы считается Константин Фёдорович Капустян, который был назначен на должность в феврале 1922 г., а до этого был лётчиком научно-опытного аэродрома на Ходынском поле. В штате имелись три старших лётчика–инструктора (морской, истребитель и бомбомётчик) и 6 инструкторов (из них 2 морских). Школе полагалось иметь 10 самолетов разного типа: 2 «Авро» или «Ньюпор-Х», 2 «Сопвич» двухместных, 4 «Вуазен» или «Фарман-ХХХ» и ещё 2 двухмоторных самолёта. Для «морской» составляющей школы в штат были включены катера, лодки и аэроглиссеры – всего 10 шт.
По предписанию учебного отдела ГУ ВВФ № 1163/с от 23.06.1922 г. с 24 июня школа начала перебазирование в г. Серпухов и только там, в целом, завершила своё формирование к 10 августа, когда и начались занятия. Этот первый выпуск 8 лётчиков и 11 летнабов будет произведён 2 января 1923 г. Под размещение личного состава были выделены помещения в полуразрушенном Владычном монастыре, расположенного у излучины р. Нара, при впадении в р. Оку. На это время в школе имелись всего лишь 212 чел. постоянного состава и 42 чел. переменного состава.
В первое время АШВСБ испытывала большие трудности в обеспечении матчастью, особенно самолётами и запчастями к ним. Для учебных целей использовались самолёты: П-VIбис конструкции А. А. Пороховщикова, «Анасоль», трофейные немецкие аппараты «Эльфауге» (LVG C.V) и «Румплер», английские самолёты систем Виккерс и Ди Хевиленд DH.4, DH.9 и DH.9А, французские «Ньюпор-10», «Ньюпор-24» и ветхий «Вуазен». Зимой самолёты становились на лыжи, а для отработки «воздушной» стрельбы использовались ещё и аэросани. Кроме того, с 1 августа 1922 г. в состав школы был влит дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец», сформированного по приказу РВСР № 471 от 10.03.1919 г. Однако исправным был только один из «Муромцев».
Приказом РВСР № 53 от 19.12.1922 г. (в отмену приказа № 1951 от 08.09.1921 г.) школа была преобразована Высшую военную авиационную школу стрельбы и бомбометания (ВВАШ СБ), с 01.10.1922 г. введён новый, значительно увеличенный штат на 718 чел., из них 100 слушателей. Лётная подготовка производилась в трёх учебных авиационных отрядах: в истребительном отряде 37 чел., из них 4 лётчика; в бомбомётном отряде – 28 чел., из них 6 лётчиков и летнабов; в отряде морских самолётов – 30 чел., из них 6 лётчиков и летнабов (предположительно, экипажи 3 гидросамолётов) . Для обслуживания морского отряда предполагалось иметь 15 разнородных мелких плавсредств. Переменный состав набирался из числа выпускников военных авиационных школ, в т. ч. и Петроградской школы летнабов.
По приказу РВСР № 1240 от 1923 г. штатные должности лётчиков в авиационных школах были заменены должностями инструкторов 1 разряда. Но обеспечить Серпуховскую школу высококвалифицированными инструкторско–педагогическими кадрами было очень непросто, как и вообще всем необходимым для занятий. Опытных лётчиков командировали из Москвы, и среди них были будущие ГCC М. Т. Слепнев и М. М. Громов. Но таких не хватало, поэтому приходилось приглашать лётчиков из ГВФ. В то время в Серпухове учился В. П. Чкалов, окончивший школу в 1924 г. – самый известный из выпускников этой школы. Его имя позднее будет присвоено г. Оренбургу (1938–1957 гг.).
По приказу РВС СССР № 214 от 20.02.1925 г. (с отменой № 53 от 19.12.1922 г.) ВВАШ СБ была переименована в Военную школу воздушного боя (ВШВБ). Штаты в целом сокращаются до численности 566 чел., в том числе 160 чел. переменного состава. Всего полагалось иметь 53 самолёта (39 рабочих/14 запасных): 2/1 переходных, 18/6 боевых истребителей, 18/6 боевых разведчиков, 1/1 боевых воздушных кораблей. Наличие в штате 9 плавсредств указывают на их «морское» предназначение.
В 1925 г. на вооружение школы поступили 8 истребителей Martinsyde F.4 «Buzzard» английского производства, переданных из ВВС РККА (к декабрю 1927 г. их насчитывалось 11). По-видимому, в том же году в школе появились голландские истребители Fokker D.XI и первые экземпляры отечественного И-2, а его более успешную модификацию И-2бис школа получила не раньше 1927 г.
По приказу РВС СССР № 672 от 28.07.1925 г. в штаты лётной части ВШВБ добавлено отделение разведывательных самолётов: 6 ст. инструкторов–лётчиков 1 разряда и 2 инструктора–наблюдателя 1 разряда. Но уже вскоре, по приказу РВС СССР № 1148 от 30.11.1925 г., на базе истребительного и разведывательного отделений с 01.11.1925 г. формируются истребительная и разведывательная учебные эскадрильи, а отряд «Муромцев» исключается из нового штата.
Приказом РВС СССР № 95 от 23.03.1927 г. введён в действие с 01.03.1927 г. новый штат №20/21, причём общая численность школы возрастает: 754 чел. постоянного состава и 160 чел. учащихся. Школе полагался 1 аэродром, на котором базировались 80 разведывательных и истребительных самолётов, из них (переходных/боевых): рабочих 12/31, резервных 3/9, запасных 3/22. Тогда же при школе организуются курсы начальников артиллерии. На вооружение школы стали поступать отечественные самолёты–разведчики Р-1 М5, широко использовавшиеся во всех лётных учебных заведениях долгие годы.
К концу 1926 г. командование приняло решение о перебазировании ВШВБ в центр страны, и на этот раз выбор пал на г. Оренбург. На основании отношения начальника ГУ РККА № 90463с от 04.04.1927г., началась подготовка к этому событию, но летом 1927 г. полёты продолжались ещё в Серпухове. По приказу начальника ВВС РККА № 234/49 от 09.09.1927 г. началась переброска к новому месту базирования пятью эшелонами по ж/д, причём истребители и переходные самолёты, а также неисправную технику транспортировали на платформах, и только 9 разведчиков Р-1 перегнали по воздуху. Ещё 8 самолётов (4 Р-1 и 4 «Фоккера») оставались в Серпухове для участия в демонстрационных полётах на 7 ноября.
Приказом РВС СССР № 92 от 21.03.1928 г. был введён в действие с 01.03.1928 г. новый штат № 20/21 Военной школы воздушного боя (ВШВБ). Тем же приказом введён штат № 20/16 – Военной школы лётчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова. В структуре обоих школ имелись все административно-хозяйственные, материально-технические, учебно-лётные и вспомогательные подразделения, положенные таким учебным заведениям.
При этом по штату ВШВБ полагалось иметь до 951 чел. постоянного состава и 308 чел. переменного состава, из них: первая группа 125 слушателей – на содержании школы; вторая группа 175 слушателей – на содержании за счёт частей РККА; курсы переподготовки инструкторского состава – 8 учащихся. Для лётной подготовки в школе воздушного боя имелись две учебные авиационные эскадрильи, 1-я УАЭ и 2-я УАЭ, и 106 самолётов, размещавшиеся на двух аэродромах.
Ну, собственно, пока всё. Хотя я кратко уже составила весь очерк истории ОВВАКУЛ, в достаточном объёме для моих целей.
Надеюсь, что хотя бы немного помогла разобраться со всем этим.