Дни рождения

  • Дорофеев Игорь Валерианович (54)
  • Панюшкина Оксана (45)
  • Солодских Игорь Владиславович (60)
  • Солянник Евгений Васильевич (62)
  • Valei Завтра (62)
  • Варакосов Юрий Геннадьевич Завтра (69)
  • Кузнецов Николай Михайлович Завтра (73)
  • Цитович Валерий Александрович Завтра (67)
  • Чаус Олег Иванович Завтра (55)
  • Шалун Николай Николаевич Завтра (80)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: История училища

История училища 06 авг 2018 13:21 #15352

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
Всем доброго дня!
Так и не дождавшись ответа из Министерства культуры Оренбургской области, решила сегодня уже туда позвонить. 4 месяца ожидания стали меня сильно напрягать. В приемной барышня мне ответила, что писем от моего имени к ним не поступало. Как говорится, что и требовалось доказать. Но поскольку барышня оказалась очень вежливая, то она посоветовала позвонить и переговорить по нашим вопросам с 1-м заместителем министра по вопросам развития культуры - с Аллой Владимировной Лигостаевой. Вот, что удалось выяснить в беседе с ней:
1. В этом году весной Владимир Николаевич Сороколетов уже обращался к ним по аналогичным вопросам. Официальный ответ из Министерства у него на руках (меня терзают смутные сомнения..... уж как-то это все одновременно с нашим письмом получилось...). Нам они могут написать все то же самое.
2. Министерство обороны ПЕРЕДАЛО здание на ул. Советской, 1 областному бюджету!
3. В этом здании уже неоднократно была комиссия. Все прекрасно понимают, что денег на восстановление такого здания и создания в нем настояшего музея космонавтики потребуется ооооооочень много. Вопрос ГДЕ ВЗЯТЬ находится на контроле у губернатора.
4. Епархия сильно желает получить все здание на Челюскинцев целиком. В Министерстве нет никакой уверенности в том, захочет ли новый хозяин оставлять музей училища на старом месте, будет ли организована сохранность экспонатов и доступ (те же экскурсии) светской публики в здание и вообще на территорию. Когда случится передача - неизвестно, но она 100% произойдет. Так положено по нынешнему закону.
5. Все знают, что в планах есть создание настоящего музея космонавтики, который хотели бы разместить на Советской, 1. Помимо ремонта самого здания на создание современного интересного мультимедийного музейного центра требуется также очень много денег. ЧТО из выставленных сегодня в старом музее экспонатов будет представлено в новом - неизвестно. Во-первых, непонятно, что доживет до переезда, а во-вторых, давайте смотреть правде в глаза: музей в существующем виде похож на мумию, пропитанную нафталином. Даже Алла Владимировна, смеясь, сказала, что с тех пор, как ее там принимали в пионеры почти 40 лет назад, там ничего не изменилось. Охотно ей верю, все видели музей, понимают, о чем речь. Особо ценных экспонатов-оригиналов там очень мало. Если это документы или фотографии, то, как правило, это копии очень низкого качества, не имеющие никакой культурной ценности, это просто память для тех, чья жизнь оказалась связана с училищем. Нет, за то, что музей вообще сохранили и он пережил 90-е годы, отдельный низких поклон, равно, как и за то, что этот музей был создан когда-то. Речь не об этом. Но сегодня он морально устарел и остаться в том виде, в каком есть, он просто не может. Я рассказала Алле Владимировне о нашей поисковой работе, о том, что у нас собираются копии и сканы документов и фотографий, которые никто и никогда не изучал и даже не видел в архивах. Спросила, с кем можно пообщаться на тему будущего музея, потому что мы бы с радостью предоставили всё найденное. Она дала контакты специалиста, который при Министерстве занимается всеми музеями области. Так что будем связываться и держать руку на пульсе.
Вот такие новости.
Спасибо сказали: Странник, Николай Левкин, Анастасия, Вячеслав Иванов, Константин Ершов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 06 авг 2018 14:42 #15354

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125

Самурай пишет:
ГСС Писарев Геннадий Васильевич надо исправить в списке героев.....

В списки выпускников включить....

Исправлено. Включено.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 06 авг 2018 16:04 #15356

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10721
  • Спасибо получено: 6281

Евгения пишет: ......
2. Министерство обороны ПЕРЕДАЛО здание на ул. Советской, 1 областному бюджету!

Чуть раньше на форуме писали что там идут ремонтные работы. Не знаем сколько и что сделано.

Евгения пишет: .....
4. Епархия сильно желает получить все здание на Челюскинцев целиком......

Вопрос во времени. Получат. На 100-е летие училища случиться ли? и попадем ли на территорию и в здание???
По ответу из Оренбургской епархии, они и музей сохранят, и доступ не ограничат. Но... все может поменяться.

Евгения пишет: .......
5. Все знают, что в планах есть создание настоящего музея космонавтики, который хотели бы разместить на Советской, 1.....

Если такое случилось бы .... это был бы очень серьезный подарок к 100-у юбилею.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 06 авг 2018 19:07 #15358

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092

Николай Левкин пишет:

Евгения пишет: .....
4. Епархия сильно желает получить все здание на Челюскинцев целиком......

Вопрос во времени. Получат. На 100-е летие училища случиться ли? и попадем ли на территорию и в здание???
По ответу из Оренбургской епархии, они и музей сохранят, и доступ не ограничат. Но... все может поменяться.

Почему-то думаю, что за 3 года уже передадут, но на 100 лет еще пустят. Договоренности будут на уровне губернатора, как мне кажется.



Николай Левкин пишет:

Евгения пишет: .......
5. Все знают, что в планах есть создание настоящего музея космонавтики, который хотели бы разместить на Советской, 1.....

Если такое случилось бы .... это был бы очень серьезный подарок к 100-у юбилею.

Вряд ли. Слишком много надо денег, а времени слишком мало. Надо успеть еще один ельцын-центр в Москве хоть построить, а на космос и музеи "денег нет, вы держитесь".
Спасибо сказали: Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 06 авг 2018 21:57 #15360

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10721
  • Спасибо получено: 6281

Евгения пишет: .......
Вряд ли. Слишком много надо денег, а времени слишком мало. Надо успеть еще один ельцын-центр в Москве хоть построить, а на космос и музеи "денег нет, вы держитесь".

Денег много надо на восстановление здания и на оборудование музея на Советской 1. Если посмотреть сколько денег из областного бюджета выделяется на культуру, а из этого "выделенного" выделяется на Музеи области - выходит мало. Областной бюджет не потянет. Из федерального не выбить. (Нужна программа) Спонсоров тоже нет.
А вот если заключили бы сделку с епархией, .... типа вы нам ремонтируете здание на Советской, .... мы передаём вам здание на Челюскинцев. Но Епархия не согласиться. Они и так получат здание. Дело времени.
Будем надеяться что мероприятия на 100 лет пройдут на Челюскинцев.

Про Ельцин центр.... Чё их строить? В каждом городе по одному кабаку назвать Ельцин-цетром и будут центры, где весело проводят время.:biggrin:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 07 авг 2018 21:09 #15381

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165

Евгения пишет: 5. Все знают, что в планах есть создание настоящего музея космонавтики, который хотели бы разместить на Советской, 1. Помимо ремонта самого здания на создание современного интересного мультимедийного музейного центра требуется также очень много денег. ЧТО из выставленных сегодня в старом музее экспонатов будет представлено в новом - неизвестно. Во-первых, непонятно, что доживет до переезда, а во-вторых, давайте смотреть правде в глаза: музей в существующем виде похож на мумию, пропитанную нафталином.


Для современного музея космонавтики, главное, что требуется, это идейный самоотверженный и энергичный руководитель. У этого человека должны быть ПЛАН музея, а также определённые знания в области современного музейного дела, в которые входят и знания музейного делопроизводства, а это ой-ёй-ёй. Кроме того, нужны хорошие знакомства в авиационно-космической среде, чтобы быстренько собрать приличную коллекцию интересных экспонатов для музея.

Деньги - это понятно. Но деньги можно найти в наше время только под рентабельный проект, если не экономически, то имиджево рентабельный.

И музей необходим авиационно-космический, а не только "космонавтики".
Очень хочется, чтобы решение было принято и деньги нашлись, пока ещё много живых и дееспособных ветеранов, которые по кличу в авиационный музей натащили бы много чего при умелом и вызывающем доверие руководителе того музея.

Я извиняюсь, конечно, что советы советую. Честно, понимаю, что все умные, сидя в окопе.
Но Женя права в том, что на нафталине много не вырастишь.

Не стала бы и писать это, но уж до кучи.

А то я нашла вот, может вам пригодится.



На снимке: сидят слева на право Бойко Василий,Супрун Иван,Дьяконов Виктор,Яковенко Григорий,
Стоят слева направо:Киржацкий Геннадий,Гиреев Дмитрий,Балакин Александр,Стишков Владимир. Друзья вместе учились в Чкалове и вместе служили в Краснодаре(Кореновске).

forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=68845.0

Похоже, что эта бравая компания окончила училище в 1940 году.


И ещё я обратила внимание на фотографию Нины Ивановны Русаковой, выложенную на сайте. Она выпускница 1934 г. и Заслуженный лётчик-испытатель.

Похоже, у Нины была сестра Тамара Ивановна.
www.nashapobeda.lv/1750.html

Тамара была второй в нашей стране морской лётчицей, но уже после войны. Первая - Лидочка Ивановна Шулайкина - штурмовик. Во время войны Тамара летала в 125-м Гв. БАП, а после войны полк передали в ВВС ВМФ и преобразовали в минно-торпедный. И Тамара освоила самолёт Ту-2 торпедоносец. К сожалению, погибла в 1952 г. Пусть это училища прямо не касается вроде бы, но сам факт интересный.
Спасибо сказали: Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 07 авг 2018 21:19 #15382

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125

Самурай пишет:
А то я нашла вот, может вам пригодится.

На снимке: сидят слева на право Бойко Василий,Супрун Иван,Дьяконов Виктор,Яковенко Григорий,
Стоят слева направо:Киржацкий Геннадий,Гиреев Дмитрий,Балакин Александр,Стишков Владимир. Друзья вместе учились в Чкалове и вместе служили в Краснодаре(Кореновске).

Похоже, что эта бравая компания окончила училище в 1940 году.

Значит смело заносим в списки!?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 07 авг 2018 21:41 #15383

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Балакина, я полагаю, однозначно. Поскольку сведения от его брата.

Хорошо бы оборотную сторону фото увидеть в первоисточнике, чтобы уже наверняка убедиться, что Балакин именно с однокашниками по Чкаловскому ВАУЛ.

Разместивший информацию по предыдущей ссылке сам ссылается вот сюда syncha-svetlana.livejournal.com/42922.html как на источник.

Балакина - точно, остальных на ваше усмотрение. Или попробуйте с дамой связаться, запросить скан оборотки фото. :75:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 07 авг 2018 21:43 #15384

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125
Хорошо!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 07 авг 2018 22:15 #15386

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10721
  • Спасибо получено: 6281

Самурай пишет: .......
Для современного музея космонавтики, главное, что требуется, это идейный самоотверженный и энергичный руководитель.......

Абсолютно верно!!! В настоящий момент такого руководителя нет. И наверно уже не будет.
Когда уходил из музея Лежнин Валерий Иванович, на должность заведующего музея был желающий, хотящий работать, наш выпускник, подполковник в запасе. Но.... Министерство культуры не взяли этого человека руководить музеем. Сейчас там "заведует" человек из Музеев Оренбурга.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 07 авг 2018 22:26 #15388

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125

Самурай пишет: Или попробуйте с дамой связаться, запросить скан оборотки фото. :75:


Адрес с её страницы недействителен.... :hz:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 07 авг 2018 22:36 #15390

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125
Нашел её на ОК

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 07 авг 2018 22:39 #15391

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165

Странник пишет:

Самурай пишет: Или попробуйте с дамой связаться, запросить скан оборотки фото. :75:


Адрес с её страницы недействителен.... :hz:


ok.ru/profile/580495520020

А вот она. :105:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 08 авг 2018 23:31 #15396

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125
Связался. Обратной стороны фотки нет и к сожалению, с автором текста, с братом нашего Балакина связь утерена.....
Спасибо сказали: Евгения

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 10 авг 2018 12:24 #15432

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
К дню рождения училища Настя сделала вот такой подарок:
из фондов РГАКФД г. Красногорск.

Преподаватель Чкаловского училища летчиков-наблюдателей подполковник Г. В. Антонов ведет занятие в классе, г. Чкалов, 1946 г.


Курсанты Чкаловского летного училища С. С. Думин, М. И. Заволоков, В. В. Зиненко, В. К. Колотов, В. К. Мазаев у самолета, г. Чкалов, 1946 г.


Курсанты Чкаловского училища на занятиях по изучению авиабомб, г. Чкалов, 21 мая 1946 г.


Курсанты Чкаловского училища в лаборатории авиасвязи, г. Чкалов, 21 мая 1946 г.


Занятия в классе воздушной стрельбы Чкаловского училища летчиков-наблюдателей, г. Чкалов, февраль 1946 г.


Занятия на пулеметных установках в классе воздушной стрельбы Чкаловского училища летчиков-наблюдателей, г.Чкалов, февраль 1946 г. Фото Глазкова.


Командиры, друзья и сослуживцы первого в мире космонавта Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина по Оренбургскому летному училищу за беседой (слева направо) капитан А. Г. Колосов, старший лейтенант В. В. Ефграфов, подполковник И. М. Агафонов, полковник И. М. Полшков, капитан Я. Ш. Акбулатов, майор В. М. Пикулев, старший лейтенант Смирнов, г. Оренбург 13.04.1961 г. Фотохроника ТАСС, Б. Клиницер.


Курсанты Оренбургского военного училища за беседой, г. Оренбург, 1962 г. Фото Макарова.


Курсанты Оренбургского военно-авиационного училища у сложной тренажерной аппаратуры для отработки приемов управления самолетом, г. Оренбург, 1962 г. Фото Макарова.
Спасибо сказали: Странник, Игорь Ларьков - 86, Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 10 авг 2018 12:34 #15433

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
Группа курсантов Оренбургского военно-авиационного училища, г. Оренбург, 1962 г. Фото Макарова.


Летчик-инструктор Оренбургского военно-авиационного училища Я. Акбулатов (справа) и курсант Б. Опря перед полетом, г. Оренбург, 1962 г. Фото Г. Макарова.


Преподаватель Оренбургского Высшего Военно-Авиационного училища летчиков подполковник Н. С. Коднер, у которого учился первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин, рассказывает первокурсникам в музее, г. Оренбург, 23.03.1969 г. Фотохроника ТАСС, Н. Кузнецов


Курсанты Оренбургского высшего военно-авиационного училища летчиков у самолета, на котором летал выпускник училища, первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин, г. Оренбург, 24.03.1969 г. Фотохроника ТАСС, Н. Кузнецов.


Летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В. В. Лебедев (в центре) и др. в музее летного училища, г. Оренбург, 1976 г. А. П. Хомич.
Вложения:
Спасибо сказали: Странник, Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 10 авг 2018 15:46 #15437

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Ну, и от меня немножечко любимых моряков, генерал-майоры авиации:

Фёдоров Пётр Антонинович - поступал ещё в Возбой в Серпухове в 1927 г., а окончил в Оренбурге в 1928 г.

Михайлов Георгий Николаевич - выпускник 3-й ВШЛиЛН 1932 год

Данилко Степан Георгиевич - выпускник ЧВАУ штурманов 1949 г.
Сикваров Анатолий Николаевич - выпускник ЧВАУ штурманов 1957 г.
Степанов Виктор Михайлович - выпускник ЧВАУ штурманов 1955 г.

Генерал-майора Степанова лично знаю, очень уважаемый человек и специалист, на всех местах его службы.

Все фотографии относятся к 2-му ЧВАУ штурманов.

второе фото в лётном обмундировании от 23 декабря 1954 г.,

кто остальные рядом со Степановым, увы, не знаю.









Вложения:
Спасибо сказали: Странник, Игорь Ларьков - 86, Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 12 авг 2018 03:51 #15477

  • Михерский Сергей
  • Михерский Сергей  аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • С ком.приветом!
  • Сообщений: 225
  • Спасибо получено: 440
Преподаватель Оренбургского Высшего Военно-Авиационного училища летчиков подполковник Н. С. Коднер, у которого учился первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин, рассказывает первокурсникам в музее, г. Оренбург, 23.03.1969 г. Фотохроника ТАСС, Н. Кузнецов

Курсанты Оренбургского высшего военно-авиационного училища летчиков у самолета, на котором летал выпускник училища, первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин, г. Оренбург, 24.03.1969 г. Фотохроника ТАСС, Н. Кузнецов.
Узнаю своих однокашников ...
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин, Анастасия, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Не в силе Бог, а в Правде.....

История училища 12 авг 2018 16:00 #15489

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092

Сергей Михерский пишет: Узнаю своих однокашников ...

Сергей, может быть, у Вас тоже есть фотографии, которыми бы Вы могли поделиться? Ведь это часть истории училища!
Спасибо сказали: Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 14 авг 2018 23:21 #15527

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Школа воздушного боя

Для подготовки и усовершенствования морских лётчиков с 1917 по 1920 г. существовала Морская школа высшего пилотажа в Красном Селе под Петроградом. В декабре 1920 г. школа была расформирована, а её имущество передали Московской школе авиации. В то время ответственность за подготовку морских авиаторов была возложена на Главвоздухфлот, а усовершенствование морских лётчиков производилось в авиационных школах РККА. Одной из них стала сформированная в 1921 г. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания ВВС РККА, известная как «Стрельбом».

В формировании Стрельбома некоторое участие приняла Московская школа авиации (учреждённая в 1911 г. бывшая Авиационная школа Императорского московского общества воздухоплавания). Она находилась на Ходынском аэродроме, вокруг которого «кучковалась» вся московская авиация, в т. ч. знаменитый завод «Дукс» и Институт инженеров Красного Воздушного Флота (будущая ВВА ВВС им. Н. Е. Жуковского).

Появление нового учебного заведения установлено приказом РВСР № 1951 от 08.09.1921 г., которым введены в действие с 10 августа 1921 г. Положение и штат Авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (АШВСБ). Приказом РВС СССР № 641 от 28.03.1923 г. дата 10 августа была утверждена годовым праздником школы. Основным назначением школы являлось «ознакомление лётчиков и лётчиков–наблюдателей с конструкцией вооружения самолётов и предоставление им практики» в разных способах боевого применения. АШВСБ являлась учебно–строевой частью и состояла в непосредственном подчинении Главвоздухфлоту. В штате имелись, как положено, строевая, учебная, летная, техническая, финансово-хозяйственная, санитарная части и вспомогательные подразделения.

В период укомплектования школы личный состав около 9 мес. находился в Николаевских (Октябрьских) казармах на окраине Ходынского аэродрома. В это время ей подыскивали основное место базирования, поскольку на Ходынке нескольким военным авиационным частям и учреждениям и так уже было тесно, тем более, что и Московскую школу собирались оттуда «выселять». Место подбиралось достаточно долго, но окончательный выбор пал на г. Серпухов к югу от Москвы. Хотя от морских самолётов, видимо, пришлось отказаться, поэтому морлёты и морлетнабы усовершенствовались на колёсной технике.

По штату в школе насчитывалось 449 чел. личного состава, из них 100 слушателей: красных военных и военно-морских лётчиков, а также военных и военно-морских летнабов. Примечательно, что по Положению АШВСБ начальник лётной части мог назначаться из числа красвоенлётов или красморвоенлётов истребителей, имеющих лётный стаж не менее 2 лет и боевой опыт. Первым начальником школы считается Константин Фёдорович Капустян, который был назначен на должность в феврале 1922 г., а до этого был лётчиком научно-опытного аэродрома на Ходынском поле. В штате имелись три старших лётчика–инструктора (морской, истребитель и бомбомётчик) и 6 инструкторов (из них 2 морских). Школе полагалось иметь 10 самолетов разного типа: 2 «Авро» или «Ньюпор-Х», 2 «Сопвич» двухместных, 4 «Вуазен» или «Фарман-ХХХ» и ещё 2 двухмоторных самолёта. Для «морской» составляющей школы в штат были включены катера, лодки и аэроглиссеры – всего 10 шт.

По предписанию учебного отдела ГУ ВВФ № 1163/с от 23.06.1922 г. с 24 июня школа начала перебазирование в г. Серпухов и только там, в целом, завершила своё формирование к 10 августа, когда и начались занятия. Этот первый выпуск 8 лётчиков и 11 летнабов будет произведён 2 января 1923 г. Под размещение личного состава были выделены помещения в полуразрушенном Владычном монастыре, расположенного у излучины р. Нара, при впадении в р. Оку. На это время в школе имелись всего лишь 212 чел. постоянного состава и 42 чел. переменного состава.

В первое время АШВСБ испытывала большие трудности в обеспечении матчастью, особенно самолётами и запчастями к ним. Для учебных целей использовались самолёты: П-VIбис конструкции А. А. Пороховщикова, «Анасоль», трофейные немецкие аппараты «Эльфауге» (LVG C.V) и «Румплер», английские самолёты систем Виккерс и Ди Хевиленд DH.4, DH.9 и DH.9А, французские «Ньюпор-10», «Ньюпор-24» и ветхий «Вуазен». Зимой самолёты становились на лыжи, а для отработки «воздушной» стрельбы использовались ещё и аэросани. Кроме того, с 1 августа 1922 г. в состав школы был влит дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец», сформированного по приказу РВСР № 471 от 10.03.1919 г. Однако исправным был только один из «Муромцев».

Приказом РВСР № 53 от 19.12.1922 г. (в отмену приказа № 1951 от 08.09.1921 г.) школа была преобразована Высшую военную авиационную школу стрельбы и бомбометания (ВВАШ СБ), с 01.10.1922 г. введён новый, значительно увеличенный штат на 718 чел., из них 100 слушателей. Лётная подготовка производилась в трёх учебных авиационных отрядах: в истребительном отряде 37 чел., из них 4 лётчика; в бомбомётном отряде – 28 чел., из них 6 лётчиков и летнабов; в отряде морских самолётов – 30 чел., из них 6 лётчиков и летнабов (предположительно, экипажи 3 гидросамолётов) . Для обслуживания морского отряда предполагалось иметь 15 разнородных мелких плавсредств. Переменный состав набирался из числа выпускников военных авиационных школ, в т. ч. и Петроградской школы летнабов.

По приказу РВСР № 1240 от 1923 г. штатные должности лётчиков в авиационных школах были заменены должностями инструкторов 1 разряда. Но обеспечить Серпуховскую школу высококвалифицированными инструкторско–педагогическими кадрами было очень непросто, как и вообще всем необходимым для занятий. Опытных лётчиков командировали из Москвы, и среди них были будущие ГCC М. Т. Слепнев и М. М. Громов. Но таких не хватало, поэтому приходилось приглашать лётчиков из ГВФ. В то время в Серпухове учился В. П. Чкалов, окончивший школу в 1924 г. – самый известный из выпускников этой школы. Его имя позднее будет присвоено г. Оренбургу (1938–1957 гг.).

По приказу РВС СССР № 214 от 20.02.1925 г. (с отменой № 53 от 19.12.1922 г.) ВВАШ СБ была переименована в Военную школу воздушного боя (ВШВБ). Штаты в целом сокращаются до численности 566 чел., в том числе 160 чел. переменного состава. Всего полагалось иметь 53 самолёта (39 рабочих/14 запасных): 2/1 переходных, 18/6 боевых истребителей, 18/6 боевых разведчиков, 1/1 боевых воздушных кораблей. Наличие в штате 9 плавсредств указывают на их «морское» предназначение.

В 1925 г. на вооружение школы поступили 8 истребителей Martinsyde F.4 «Buzzard» английского производства, переданных из ВВС РККА (к декабрю 1927 г. их насчитывалось 11). По-видимому, в том же году в школе появились голландские истребители Fokker D.XI и первые экземпляры отечественного И-2, а его более успешную модификацию И-2бис школа получила не раньше 1927 г.

По приказу РВС СССР № 672 от 28.07.1925 г. в штаты лётной части ВШВБ добавлено отделение разведывательных самолётов: 6 ст. инструкторов–лётчиков 1 разряда и 2 инструктора–наблюдателя 1 разряда. Но уже вскоре, по приказу РВС СССР № 1148 от 30.11.1925 г., на базе истребительного и разведывательного отделений с 01.11.1925 г. формируются истребительная и разведывательная учебные эскадрильи, а отряд «Муромцев» исключается из нового штата.

Приказом РВС СССР № 95 от 23.03.1927 г. введён в действие с 01.03.1927 г. новый штат №20/21, причём общая численность школы возрастает: 754 чел. постоянного состава и 160 чел. учащихся. Школе полагался 1 аэродром, на котором базировались 80 разведывательных и истребительных самолётов, из них (переходных/боевых): рабочих 12/31, резервных 3/9, запасных 3/22. Тогда же при школе организуются курсы начальников артиллерии. На вооружение школы стали поступать отечественные самолёты–разведчики Р-1 М5, широко использовавшиеся во всех лётных учебных заведениях долгие годы.

К концу 1926 г. командование приняло решение о перебазировании ВШВБ в центр страны, и на этот раз выбор пал на г. Оренбург. На основании отношения начальника ГУ РККА № 90463с от 04.04.1927г., началась подготовка к этому событию, но летом 1927 г. полёты продолжались ещё в Серпухове. По приказу начальника ВВС РККА № 234/49 от 09.09.1927 г. началась переброска к новому месту базирования пятью эшелонами по ж/д, причём истребители и переходные самолёты, а также неисправную технику транспортировали на платформах, и только 9 разведчиков Р-1 перегнали по воздуху. Ещё 8 самолётов (4 Р-1 и 4 «Фоккера») оставались в Серпухове для участия в демонстрационных полётах на 7 ноября.

Приказом РВС СССР № 92 от 21.03.1928 г. был введён в действие с 01.03.1928 г. новый штат № 20/21 Военной школы воздушного боя (ВШВБ). Тем же приказом введён штат № 20/16 – Военной школы лётчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова. В структуре обоих школ имелись все административно-хозяйственные, материально-технические, учебно-лётные и вспомогательные подразделения, положенные таким учебным заведениям.

При этом по штату ВШВБ полагалось иметь до 951 чел. постоянного состава и 308 чел. переменного состава, из них: первая группа 125 слушателей – на содержании школы; вторая группа 175 слушателей – на содержании за счёт частей РККА; курсы переподготовки инструкторского состава – 8 учащихся. Для лётной подготовки в школе воздушного боя имелись две учебные авиационные эскадрильи, 1-я УАЭ и 2-я УАЭ, и 106 самолётов, размещавшиеся на двух аэродромах.


Ну, собственно, пока всё. Хотя я кратко уже составила весь очерк истории ОВВАКУЛ, в достаточном объёме для моих целей.

Надеюсь, что хотя бы немного помогла разобраться со всем этим. :beer:
Спасибо сказали: Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум