Дни рождения

  • Иванов Андрей Викторович (57)
  • Кузьмин Юрий Сергеевич (63)
  • Пахомов Глеб Владимирович (56)
  • Шманаев Владимир Александрович (77)
  • Вафин Асхат Майтуллович Завтра (64)
  • Евглевский Сергей Владимирович Завтра (64)
  • Стефанишин Сергей Владимирович Завтра (60)
  • Усманов Дамир Хаевич Завтра (72)
  • Черкасов Игорь Иванович Завтра (64)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Памятники самолетам и авиаторам.

Памятники самолетам и авиаторам. 27 фев 2022 12:06 #27640

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10740
  • Спасибо получено: 6289
Спасибо сказали: Владимир Гуськов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 10 март 2022 16:05 #27719

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10740
  • Спасибо получено: 6289
Троекуровское кладбище





Вложения:
Спасибо сказали: Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 22 мая 2022 11:29 #28212

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10740
  • Спасибо получено: 6289
19 мая в Барановичах на месте катастрофы Як-130 открыли мемориал в честь погибших летчиков майора Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко. Катастрофа 19 мая 2019 года.




Фото из интернета.
Вложения:
Спасибо сказали: Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 12 июль 2022 23:15 #28546

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
Товарищи офицеры, друзья! 7 лет назад я пришла к вам на форум с вопросами, с которыми сегодня продолжают писать другие потомки других выпускников вашего училища. Мне тогда нужно было разобраться в том, что же произошло днем 25 июня 1941 года в небе над Луостари, в последний боевой вылет моего двоюродного прадеда Кедуна Ивана Кирилловича, вып. 1937 г., и если кто помнит, я тогда задавала множество вопросов еще на старом форуме.

История этого экипажа и семьи командира корабля стала знаковой в моей жизни, она все перевернула и привела меня саму на Север, а начиналась она всего лишь с увиденного у моего дяди ордена Боевого Красного Знамени, который до сих пор у него хранится. За период с 2011 по 2019 я собрала очень много сведений, причем удалось установить судьбы всех членов экипажа, а у стрелка-радиста, 19-летнего пацана, который погиб вместе со своими командирами, нашлись даже родственники и его фотография, которую я долго и безуспешно искала.

26 июня этого года мы переустановили памятную табличку на месте катастрофы. 2 года не получалось туда выбраться. Теперь все парни вместе. Знаете, удивительно, что хоть там и осталось уже очень мало фрагментов самолета (основное вывезено и сдано на металлолом, привет рязанским мародерам), но в кем-то собранной куче (непонятно, то ли просто все в одно место складывали, то ли не успели остатки вывезти) были найдены колонка от штурвала и фрагменты из кабин штурмана и стрелка-радиста. Как будто все они тогда передавали нам привет…
Однако, с установлением памятного знака история не закончилась. Знаю, что скептики сейчас поморщат свой нос, но я, как человек, занимающийся поисками погибших и пропавших без вести, могу точно сказать, что порой без мистических совпадений обстоятельств, людей, событий в этом деле не обходится. Порой чувствуешь, что поиск вообще сам по себе идет, а ты как будто пешка и твоими руками делаются какие-то действия.

В общем, так получилось, что спустя 11 лет после начала всей этой истории нам удалось собрать небольшую команду и поехать на поиски останков моих летчиков. Результаты первой, почти однодневной экспедиции прошедших выходных просто сумасшедшие, учитывая, что нас было всего 5 человек и 1 металлоискатель с щупами.

Сегодня появилась уточненная картина произошедшего в тот пасмурный летний день, основанная на собранных на месте данных, а не на умозаключениях и анализе (хотя до сих пор особо одно другому не противоречит). У меня огромная просьба ко всем, для кого память о предыдущих поколениях защитников нашего Отечества, не пустой звук. Пожалуйста, прочитайте до конца мой текст и выскажите ваше мнение о том, как там могли развиваться события. Нам важно сейчас собрать и проанализировать разные точки зрения.
Небольшая вводная. 25 июня, когда погиб экипаж, - это день объявления войны Финляндией СССР. Первая потеря 137 СБАП. Наступление на Мурманск планировалось на 29 июня, поэтому с 25.06 в самом разгаре был процесс перебазирования с аэродромов южной Норвегии. Плюс в эти дни установилась плохая погода, что немцам было сильно на руку. Нашим к Киркенесу прорваться не удалось, основными целями стали Рованиеми и Луостари, ставшим передовым аэродромом. Заход на Луостари с моря маловероятен из-за скопления в этом районе немецких войск (в отличие от этого, южнее не было практически никого, кроме полевых караулов по р. Печенга).

Погода на момент вылета: облачность 8-10 баллов, высота 400-600 м. Бомбометание производили с высот примерно 350-380 м (судя по данным из оперсводок). На южной оконечности ВПП стояли немецкие зенитки. В оперсводке 1-й САД №8, составленной к 3.00 26.06.1941 говорилось: «16:55 звено СБ с аэродрома Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Перед целью были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и встречены 6 самолетами Ме-109 и Хенкель-112. На обратном маршруте при подходе к границе были встречены и атакованы 5 самолетами того же типа. В результате один самолет имеет 11 пробоин, второй – 22. Экипаж л-та Кедуна сбит над АЭ Луостари». Сразу вопрос: они пересекали финско-советскую границу и заходили со стороны Финляндии? Учитывая расположение ВПП, странно заходить поперек аэродрома, правда ведь? Заходили с юго-востока?

Что удалось установить и найти на месте катастрофы:
I. Более менее определена территория разлета фрагментов самолета. Основные моменты я нанесла на гугл карту с точными координатами. Примерно стала понятна картина произошедшего.

II. На карте также отметила места, где были найдены пряжки, карабины, кольцо от парашютной системы; двое летных очков, россыпь целых стеклянных предохранителей


Я без металлоискателя, с помощью щупа нашла бронеспинку и целый не сгнивший уплотнитель с нее.
Останков пилота (а бронеспинка была только у него) ни под спинкой, ни рядом не найдено. Возможно, ее сорвало и она просто вылетела над или вместе с головой пилота.

Кстати, о пряжках. Рядом с ними нет даже намека на текстильные лямки (не знаю, как они называются), которые держат тело парашютиста. Парни высказали мнение, что они либо были срезаны, чтобы человек мог выбраться из кабины, либо обгорели. И на мой взгляд, больше всего шансов выжить при катастрофе было у воздушного стрелка-радиста. Штурман в нижней стеклянной кабине и пилот, думаю, погибли страшной смертью. И чтобы их найти, надо буквально просеивать песок.

III. На месте четко видно, где горела тундра. Если представить, что после отрыва левого мотора при продвижении самолета его должно было начать заворачивать вправо. Топлива у них было на обратную дорогу как минимум. И сразу первый вопрос: найденные на месте фрагменты ФАБ-100 (минимум одна, но говорят, что была еще одна) + разорванный сопловой аппарат реактивного снаряда свидетельствуют о том, что отработать по цели они не успели. Но садиться в надежде выжить и не сбросить бомбы странно, а сбросить, идя на низких высотах, тоже так себе идея. И я не понимаю, что там произошло.

Есть еще вопросы:
2. Толщина обшивки на корпусе и крыле. Везде ли она одинаковая?

3. Можно ли и если да, то как (хотя бы примерно) рассчитать тормозной путь самолета, зная его примерную массу и скорость и учитывая, что он садился с убранными шасси в тундру, где практически не было деревьев (это сейчас там лес, тогда все было сильно иначе).

4. Мог ли СБ при посадке без шасси скапотировать?

5. Ни останков летчиков, ни стекла (вообще никакого, а остекления на СБ было много), ни кожи, ни фрагментов ткани (с одежды) или меха, ни обуви, ни личного оружия. Ничего из этого пока не найдено. Правда, утром в воскресенье мимо по дороге проезжали рыбаки на болотоходе. Остановились рядом с памятной табличкой. Разговорились. Тот, что был постарше, рассказал, что лет 30 назад находил рядом с дорогой подошву от унтов, но бросил ее, испугался, что найдет кости, а что с ними делать – непонятно. Я искала эту подошву, но пока не нашла.

В эти выходные собираемся снова в лес. Если у вас есть какие-то мысли и версии о том, как могли развиваться события, напишите, пожалуйста. Вы очень поможете! Заранее большое спасибо!

ЛТХ:
Модификация: СБ-2М-103
Размах крыла, м: 20,33
Длина, м: 12,57
Высота, м: 3,48
Площадь крыла, м2: 56,00
Масса, кг -пустого самолета: 4768 -нормальная взлетная: 7880
Тип двигателя: 2 х ПД М-103 - мощность, л.с.: 2 х 960
Максимальная скорость, км/ч: 450 Крейсерская скорость, км/ч: 375
Практическая дальность, км: 2300
Максимальная скороподъемность, м/мин: 570
Практический потолок, м: 7800
Экипаж, чел: 3
Вооружение: 6 х 7,62-мм пулемета ШКАС, 600 кг бомб.








Спасибо сказали: Кольцов Михаил Львович, Феоктистов Константин , Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Трифонов, Михерский Сергей , Самурай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 13 июль 2022 13:00 #28548

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
"Нашим к Киркенесу прорваться не удалось, основными целями стали Рованиеми и Луостари, ставшим передовым аэродромом. Заход на Луостари с моря маловероятен из-за скопления в этом районе немецких войск (в отличие от этого, южнее не было практически никого, кроме полевых караулов по р. Печенга)".

Давайте посмотрим на проблему "вооружённым взглядом".
Начнём с того, что эта местность была изучена нашими военными специалистами ещё до революции. С 1920 г. территория входила в состав Финляндии, но в ходе Советско-финляндской войны там велись боевые действия. У финнов посёлок назывался Ylä-Luostari ("Верхний монастырь"), и там с ноября 1939 г. находился небольшой гражданский аэродромчик с тем же названием Юля-Луостари. Могу предположить, что наши знали, как выглядел по крайней мере гражданский аэродром.

Аэродромчик имел полосу 1500х300 м кв. с песчано-гравийным покрытием и принимал все типы тогдашних самолётов. Весенняя распутица "развозила" его с конца мая по середину июня. На аэродроме имелись ангары и казармы для проживания авиационно-технического состава.

В начале 1941 г., до нападения на СССР, аэродром был передан в распоряжение Люфтваффе. Как они его успели оборудовать, не в курсе, тут надо обращаться к "узким" специалистам по северным аэродромам. С восточной стороны аэродрома проходила грунтовая дорога.
www.sotahistoriallisetkohteet.fi/app/sights/view/-/id/866/country/9/area/140

Фрагменты немецкой военной карты 1941 г.


С той же карты прямой маршрут Ваенга - Луостари


Фрагмент Лётной карты Люфтваффе 1941 г.


Таким образом логично предположить, что с Ваенги до Луостари они летели прямым и самым безопасным маршрутом.

До моря от Луостари достаточно далеко, тем более, что этот "коридор" принадлежал Финляндии. До кучи можно было бы возбудить не только немецко-финские ПВО, но и свои в районе Рыбачьего. Тем более погода паршивая, метеообстановка не способствовала. Потому лететь, делая крюк над морем, было бы странным и не только из-за скопления войск (правильно, самый опасный маршрут), а просто потому что в данном случае это "как зубы рвать через задницу". Так что границу СССР - Финляндия они пересекли с направления Восток - Юго-Восток.

Другой вопрос - каким образом заходили конкретно на цель. Т. е. каким образом строилась заключительная часть маршрута перед бомбоштурмовым ударом по аэродрому.

Чтобы нанести максимальный урон, стоило бы бить не по гравийной ВПП с сомнительным результатом даже при попадании, а по ангарам, стоянкам самолётов и "жилому сектору". Впрочем, о точности попадания свободно-падающими бомбами можно слагать легенды, так что главное - было куда-нибудь попасть.

На всякий случай, в теории бомбоштурмовой удар по узкой и длинной цели должен бы наноситься с направления по косой, то есть в случае с ВПП под угом ~ 45 градусов к её оси. Больше шансов, что хоть какая-то бомба попадёт.

Исходя из приведённых сведений, сомнительно, чтобы наши имели полную картину о сложившейся на день вылета обстановке на аэродроме Луостари. В авиации времён войны вообще непредсказуемо (образно): утром - аэродром чистый, а в обед там уже полк сел.

Что ребята знали о цели?

"На южной оконечности ВПП стояли немецкие зенитки."
Лётчики знали об этих зенитках? Они там уже стояли на день вылета? И только ли в том месте имелись ПВО?

Глянем на аэрофотосъёмку
оввакул.рф/vypuskniki/letchiki-kosmonavty/yu-a-gagarin/kosmicheskij-otryad
Только я её развернула в более привычном по сторонам света виде:



Если бы задачу нанесения удара поставили мне, исходя из возможности нанесения максимального ущерба, и даже с учётом размещения зениток, я бы заход делала с северо-востока на юго-запад. Тем более, что самое "вкусное" находится именно на северо-востоке.

Правда, здесь надо получше проанализировать рельеф местности. С этого направления - сопочки, так что их на высоте 350-380 м, вероятно, и не преодолеть. А облака 400-600 м прижимали ребят к земле. Можно предположить, что по маршруту они шли над облаками, а перед заходом на цель им пришлось нырять под облака.

Отсюда вопрос - насколько точно они вышли на цель? Одно дело - поставить задачу, другое дело - её выполнить. Вполне могло быть так, что вышли южнее, чем рассчитывали, нарвались на зенитки.

И всё это гадание на кофейной гуще.

"В оперсводке 1-й САД №8, составленной к 3.00 26.06.1941 говорилось: «16:55 звено СБ с аэродрома Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Перед целью были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и встречены 6 самолетами Ме-109 и Хенкель-112."

Оперсводка 1-й САД - это хорошо, конечно, но мало. Следовало бы ознакомиться с полковыми документами, причём не только оперсводками, но и журналом боевых действий и приказами по полку. Первая потеря, несомненно, стала резонансной. Несомненно, с каждого экипажа из группы брались рапорта с описанием полёта. Там и схемы должны были быть приложены, кто как летел, откуда и в какой последовательности заходил и такое прочее. Другой разговор - сохранились ли они.

А что у нас сохранилось в Подольске? Кто-нибудь копал документы, кроме дивизионных оперсводок?

Снять с довольствия экипаж - это одно, а списать матчасть - это другое. На каждый погибший самолёт составлялись документы ИАС. Не знаю, как в ВВС, с теми доками я не работала, а у нас в МА такие подробнейшие документы составлялись. Причём акт на списание самолёта невозможно найти в полковых и дивизионных фондах. В Гатчине они скирдовались в фондах службы ИАС на уровне объединения. Надо обязательно покопать и в этом направлении. Акт был - это точно. Должен был попасть в архив, вопрос только - в каком фонде его искать, если сохранился.

Одновременно в одном месте обстрел зенитками и встреча с самолётами противника в воздухе не происходит, потому что противник - не идиот, под свои зенитки подставляться не будет. Отсюда вопрос, на кого нарвались сначала? Если на самолёты, значит, вражеские посты СНиС успели загодя предупредить дежурное звено ПВО аэродрома, и наших встретили на подлёте, отсюда тоже может быть сбой маршрута. В общем этот вопрос хорошо бы прояснить, причём желательно найти и вражеские сводки по аэродрому Луостари.

"На обратном маршруте при подходе к границе были встречены и атакованы 5 самолетами того же типа."

Там до границы - тьфу и маленько, особенно для самолётов. Скорее всего те же самые и были (см. выше), которые, выполнили манёвр подальше от собственных зениток и решили догнать нашу группу.

"они пересекали финско-советскую границу и заходили со стороны Финляндии?"
Разумеется, пересекали, т. к. Луостари находился именно в Финляндии.

"Учитывая расположение ВПП, странно заходить поперек аэродрома, правда ведь?"
Нет, не странно. Кроме ВПП есть инфраструктура - всё выше описала.

"Заходили с юго-востока?"
Подлетали с восточной стороны - это точно, с возможными направлениями в секторе от северо-восточного до юго-восточного. А как заходили на цель - это вопрос. Если на подлёте к цели встретились с самолётами противника, вступили в бой, хошь или не хошь. А там куда их фрицы загнали, варианты возможны. Надо искать рапорта лётчиков, участвовавших в налёте, и другие полковые документы.

"полет, вероятнее всего, после подбития был управляемым"
Такой вывод сделать нельзя на основании имеющихся данных.

"Останков пилота (а бронеспинка была только у него) ни под спинкой, ни рядом не найдено".
Всё это произошло в непосредственной близости к аэродрому, так что останки (если что-то "осталось"), несомненно, были обнаружены противником. Вполне возможно, что останки были собраны и захоронены рядом с местом происшествия в чисто санитарных, ну, и "эстетических" целях.

"И на мой взгляд, больше всего шансов выжить при катастрофе было у воздушного стрелка-радиста".
Возможно и так, особенно если первым отвалился хвост и может находиться где-то в сторонке от "генеральной" линии обломков.

"Штурман в нижней стеклянной кабине и пилот, думаю, погибли страшной смертью. И чтобы их найти, надо буквально просеивать песок."

Думаю, что если бой был, он был скоротечным (полагаю, что при встрече с противником в воздухе, наши отвечали), они даже сильно испугаться не успели на адреналине. А при столкновении с землёй, будем надеяться, погибли быстро, до воспламенения обломков.

"Если представить, что после отрыва левого мотора при продвижении самолета его должно было начать заворачивать вправо".

Двигатель мог быть повреждён ещё в воздухе, что скорее всего и произошло, самолёт начало разворачивать с креном ( а точно ли крутило вправо?). А двигатель вместе с плоскостью мог отлететь уже от соударения с землёй. После удара самолёт проскоблил по земле, кстати, не так уж и далеко, судя по размещению обломков. Падал не "вертикально".

"отработать по цели они не успели".
На цели могли делать по 2 захода, кому повезёт.

"Но садиться в надежде выжить и не сбросить бомбы странно, а сбросить, идя на низких высотах, тоже так себе идея"
Там ситуация развивалась стремительно. Не известно, в каком состоянии был лётчик, бронеспинка от зениток - в лоб не спасёт. А бомбосбрасыватель могло заклинить. Думаю, на этот вопрос крайне трудно найти ответ. Очень слабая надежда только на то, что сведения сохранились в документах противника: в каком состоянии они обнаружили останки самолёта и экипажа... если что-то осталось.

"Можно ли и если да, то как (хотя бы примерно) рассчитать тормозной путь самолета, зная его примерную массу и скорость и учитывая, что он садился с убранными шасси в тундру, где практически не было деревьев"
О "тормозном пути" здесь говорить не приходится, поскольку мы не знаем, в каком положении самолёт столкнулся с землёй, с какой скоростью и т. д.

"Мог ли СБ при посадке без шасси скапотировать?"
Теоретически мог, это опять же зависит от положения самолёта до столкновения с землёй. Если же он садился в положении, близком к горизонтальному, то после соударения мог слегка и подвзмыть. Это я к тому, что для очистки совести можно было бы поискать обломки в направлении на юг, за кормой. Вдруг сначала при ударе отвалился хвост, тогда и у стрелка-радиста был шанс выпасть целым и не сгореть...

"Тот, что был постарше, рассказал, что лет 30 назад находил рядом с дорогой подошву от унтов, но бросил ее, испугался, что найдет кости"
По этим дорогам ходили поколения лётчиков. Так что подошва вполне могла носить и не "криминальный" характер и более молодой возраст.

Пока всё, чем могу...

Женя, я от всей души желаю Вам удачи в поиске!
Вложения:
Спасибо сказали: Евгения, Феоктистов Константин , Николай Левкин, Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 14 июль 2022 11:51 #28556

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10740
  • Спасибо получено: 6289
Евгения, молодчина, что продолжаете исследовать подвиг И. К Кедуна.
И очень много сделали!

Про место падения самолета можно рассмотреть два варианта…

Первый.
Экипажи шли из аэродрома Ваенга на Лоустари с заходом на цель с востока. Так как была низкая облачность, скорее всего летели под облаками, для точного выхода на цель. РЛ прицела на СБ-2 не было. При подходе к цели боевой порядок был обстрелял с зенитных установок. Дальность стрельбы немецких зениток в то время была более 10 км.
Для зениток первой целью являлся самолет ведущего группы, экипаж И. К. Кедуна. Обстрел произошел примерно на удалении 5…4 км. до цели. Дальше полет самолета зависел от характера поражения. Если самолет был управляем, но был пожар на борту и до своего аэродрома не долетит, то летчик скорее всего хотел приземлиться на безопасную площадку.
Характер приземления сейчас трудно представить.
Если самолет был управляем, то приземление было бы более-менее ровное. Ямы не было бы. Остались бы следы от фюзеляжа и двигателей. Если шасси были выпущены, то от шасси борозды остались бы. И разброса частей самолета не было бы. И за 80 лет, эти следы заросли бы и заровнялись бы.
Если самолет был не управляем, то вероятно было падение самолета и удар об землю. Возможно с креном. Дальше разрушение самолета и разлет двигателей и частей самолета по инерции по ходу полета самолета. Поэтому и такой большой разброс.
Скорее всего было падение самолета на конечном участке полета. Поэтому осталась яма.
Если бы все части самолета после падения лежали бы на местах, то можно было бы смоделировать положение самолета в момент удара о землю. Но металлисты сделали свое дело.

Второй вариант … заход на цель с запада. Откуда не ждали. При подходе к цели или при пролете над целью был обстрел зенитками. Дальше как написал.



Про не взорвавшуюся бомбу.
В первом варианте не долетели до цели. Самолет поврежден. Не до бомб. Возможно штурман получил ранение. И летчик тоже. Как бы сесть, приземлиться.
По второму варианту … При обстреле самолета с зениток, возможно повреждение цепей сброса бомб. Штурман не смог сбросить бомбы даже аварийно. Остались на самолете.

А там еще боевой порядок был атакован немецкими истребителями. А может и не был. Если атаковали мессерсшмиты, то линия пути самолета может разная. Наверняка самолет отклонялся от обстрела. И характер повреждений другой. Очередь по кабине и экипаж ранен. Дальше как получиться.

Есть еще вопросы:
2. Толщина обшивки на корпусе и крыле. Везде ли она одинаковая?

Толщина обшивки фюзеляжа и крыла может быть одинаковая.

3. Можно ли и если да, то как (хотя бы примерно) рассчитать тормозной путь самолета, зная его примерную массу и скорость и учитывая, что он садился с убранными шасси в тундру, где практически не было деревьев (это сейчас там лес, тогда все было сильно иначе).
Примерно можно представить тормозной путь. Больше зависит от скорости приземления. СБ-2 массой 6-7 тонн проползет метров 100-150.

4. Мог ли СБ при посадке без шасси скапотировать?
С убранными шасси маловероятно. Если только коснётся земли хвостовой частью с большим углом тангажа, то дальше возможно кувырок через нос.

Вложения:
Спасибо сказали: Евгения, Феоктистов Константин , Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 14 июль 2022 20:53 #28562

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Вернусь ещё к сообщению Жени:
"Нашим к Киркенесу прорваться не удалось, основными целями стали Рованиеми и Луостари, ставшим передовым аэродромом. Заход на Луостари с моря маловероятен из-за скопления в этом районе немецких войск (в отличие от этого, южнее не было практически никого, кроме полевых караулов по р. Печенга).

Погода на момент вылета: облачность 8-10 баллов, высота 400-600 м. Бомбометание производили с высот примерно 350-380 м (судя по данным из оперсводок). На южной оконечности ВПП стояли немецкие зенитки. В оперсводке 1-й САД №8, составленной к 3.00 26.06.1941 говорилось: «16:55 звено СБ с аэродрома Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Перед целью были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и встречены 6 самолетами Ме-109 и Хенкель-112. На обратном маршруте при подходе к границе были встречены и атакованы 5 самолетами того же типа. В результате один самолет имеет 11 пробоин, второй – 22. Экипаж л-та Кедуна сбит над АЭ Луостари»."

Ещё немного от наших лётных дедов от МА о Луостари по послевоенным нашим отчётам: он находится в 105 км от Ваенги, оперативная ёмкость до 100 самолётов, пригоден для круглогодичной эксплуатации всех тогдашних типов самолётов. Прикрывался 16 орудиями 80-105 мм, 15 орудиями 20-40 мм и 40 зенитно-пулемётными установками.

Это по нашим послевоенным данным, а что там на 25 июня 1941 г. имелось - надо узнавать у супостатов.

Что-то мне подсказывает, что 25 числа июня в местах, где противник ещё не начал активные боевые действия, наши ВВС наносили удары по заранее (до войны) назначенным целям.

Если речь о том, что нашим к Киркенесу прорваться не удалось, то, надо думать, он и был такой назначенной главной целью. Так кто же туда пытался прорваться? Непосредственно группа Кедуна в своём первом боевом вылете, ставшим первым и для всего полка? Или, может быть, до того слетали разведчики?

На всякий случай маршрут по прямой Ваенга - Киркенес. Кружком обозначен Юля-Луостари.


Не вполне ясно, какая задача стояла перед группой? Если они летели на Киркенес, то в какой-то точке маршрута поняли, что дойти до цели по такой погоде не смогут о решили отбомбиться по запасной цели - Луостари. Теоретически это могло произойти как бы на обратном пути: шли к Киркенесу, упёрлись в сплошную облачность, цели не обнаружили (или даже не дошли), развернулись и совершили налёт на Луостари. При этом группе пришлось бы пересечь аж 2 финских границы - с СССР и Норвегией (Киркенес был там), а также пролететь над местностью, напичканной войсками и над оживлённым шоссе, ведущим по территории Финляндии в Лиинахамари.

На этом маршруте, если шли под облаками, имели шанс неоднократно быть обнаруженными.

Но здесь меня смущает Рованиеми, как запасная цель. Он далеко в стороне, в глубине финской территории. Сильно сомневаюсь, что мог быть запасной целью в боевом вылете самолётов СБ на Киркенес. Таким образом, могу предположить, что задача бомбоштурмового удара стояла именно по Луостари и Рованиеми разными группами.

Разумеется, это всё теоретические измышления, поскольку других данных-то нет.

Однако, по крайней мере 1 границу СССР - Финляндия группа Кедуна вынуждена была пересечь, о чём я писала выше, и если самолёты шли под облаками, то их могли обнаружить ещё на границе. Тогда ничего удивительного, что Луостари уже был в готовности. Самолёты противника поднялись в воздух, чтобы выйти из-под удара, в первую очередь, а зенитки были готовы к отражению возможного налёта.

Правда, у меня вопросы по поводу высот, на которых осуществлялся полёт. В этой местности достаточно сопок около и свыше 500 м. Весь маршрут держаться под облаками сложно. Всё-таки вполне может быть и так, что до цели шли по координатам над облаками.

Есть же и фактор скрытности.

Знала ли группа, что на Луостари уже имеются самолёты и артиллерия ПВО? Как выше уже сказала (меня терзают смутные сомнения), что и Киркенес и Луостари с Рованиеми были заранее назначенными целями, которые следовало бомбить при начале военных действий. Грубо говоря - задача "из конверта".

Что конкретно могло бы произойти в районе цели, мы уже описали. Но это только "махровые" предположения.

Попутно замечу относительно бомбометания и посадок с бомбами...

Только что ознакомилась, что там наши деды от МА писали в отчётах о бомбардировках аэродромов, в частности Луостари. Кстати, наши бомбили мало, в основном штурмовали, обстреливали пушечно-пулемётным огнём, сбрасывали зажигательные снаряды и пускали реактивные снаряды по ангарам, постройкам, стоянкам самолётов и живой силе. ВПП практически не бомбили и не обстреливали, потому как мало полезное это занятие. То же примерно рекомендует в теории тактика ВВС ВМФ 1941 г. при работе по аэродромам.

Да, так вот наши от МА при бомбардировках аэродромов, в частности и Луостари, достаточно часто делали только один заход, а не два, как положено, и уходили на свою базу с оставшимися бомбами. То есть это считалось вполне обычным делом.

Да, и ещё. Морская авиация впервые нанесла удар по порту Петсамо 25 июня 1941 г. А это рядом с Луостари.
Вложения:
Спасибо сказали: Евгения, Феоктистов Константин , Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 15 июль 2022 10:20 #28566

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10740
  • Спасибо получено: 6289

Евгения пишет: ............
В оперсводке 1-й САД №8, составленной к 3.00 26.06.1941 говорилось: «16:55 звено СБ с аэродрома Ваенга бомбардировало АЭ Луостари. Перед целью были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии и встречены 6 самолетами Ме-109 и Хенкель-112. На обратном маршруте при подходе к границе были встречены и атакованы 5 самолетами того же типа. В результате один самолет имеет 11 пробоин, второй – 22. Экипаж л-та Кедуна сбит над АЭ Луостари». Сразу вопрос: они пересекали финско-советскую границу и заходили со стороны Финляндии? Учитывая расположение ВПП, странно заходить поперек аэродрома, правда ведь? Заходили с юго-востока?............

Сообщение от Галины Эдуардовны навела на мысль....
Если верить сводке БД, то экипажи бомбили действительно аэродром Лоустари.
Вопрос: "Как появилась такая запись в сводке БД 1 САД под номером 8"?
Можно предположить, что самолеты летели на Киркенес. Что то не получилось...... Самолеты возвращались обратно на базу и (или) отработали по запасной цели. Были обстреляны в районе Лоустари. Тем более были боевые потери.
Как быть? В сводке расписывать что поставленные задачи не выполнены? Или написать что бомбили Лоустари но с боевыми потерями?
Второй вариант проще. А узнать правду сейчас сложно. Живых участников нет. Если только в немецких архивах что то можно вычитать.
Спасибо сказали: Евгения

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 15 июль 2022 11:41 #28567

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
В первом сообщении я написала, какие документы нужно искать в нашем архиве. Первое - журнал боевых действий и приказы по полку, оперсводки полкового уровня, направлявшиеся в штаб дивизии. Второе - Акт службы ИАС о списании самолёта, там должно быть указано, где, как и по какой причине он утрачен.

Что касается объективных сведений от супостата, они были бы исключительно полезны и важны.
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 15 июль 2022 23:32 #28571

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
Доброго всем дня!
Огромное спасибо за такие подробные ответы.
Отвечу теперь по порядку, что еще знаю.


Самурай пишет: Могу предположить, что наши знали, как выглядел по крайней мере гражданский аэродром.

На Луостари было 2 ВПП: основная 1600х330 м направлением на север-северо-восток, вторая - 1400х270 м западнее южного конца основной. Боезапас хранился в районе Колтаткюля (саамское селение на южной оконечности АЭ на берегу Малой Печенги. Склады горючего были рассредоточены. ПВО - 4 зенитные батареи среднего калибра, и 3-4 - малого. После завершения советско-финской войны стал советским и недолго использовался 5 ОСБАП. В том же 1940 был обратно передан Финляндии.
Важно: именно в 5-й эскадрилье 5-го смешанного АП служил лейтенант Кедун (полк потом к 1941 г. переформировали и появился отдельно бомбардировочный 137 полк). Эту эскадрилью в январе 1940 перебросили на Север из Смоленска. С 3 января 1940 и до конца советско-финской войны полк действовал именно с Луостари, совершив 708 боевых самолетовылетов. Действовал в районах Петсамо, Сальмиярви, Наутси, Ивало, Соданкюля и Рованиеми. Так что Лейтенант Кедун хорошо знал этот аэродром и местность.



Самурай пишет: Исходя из приведённых сведений, сомнительно, чтобы наши имели полную картину о сложившейся на день вылета обстановке на аэродроме Луостари. В авиации времён войны вообще непредсказуемо (образно): утром - аэродром чистый, а в обед там уже полк сел.
Что ребята знали о цели?
"На южной оконечности ВПП стояли немецкие зенитки."
Лётчики знали об этих зенитках? Они там уже стояли на день вылета? И только ли в том месте имелись ПВО?

"Начиная с 17 июня 1941 года немецкие самолеты, вылетавшие с разных аэродромов Финляндии и Норвегии начинают нарушать государственные границы СССР, производя разведку и аэрофотосъемку местности. С 18 июня финское правительство дает свое разрешение Люфтваффе использовать несколько своих аэродромов: Хельсинки-Мальми, Утти, расположенный в 10 км восточнее г. Коувола, Луонетярви, находившийся северо-западнее г. Тампере, а также Рованиеми, Кемиярви, Петсамо и Луостари. На финские аэродромы начинают прибывать самолеты ВВС Германии.
22 июня в 3.30 распоряжением Наркома Флота адмирала Кузнецова одну эскадрилью 137-го КСБАП перевели в боевую готовность № 1 с подвеской в одном звене бомб ФАБ-100, в двух других звеньях – ФАБ-250, применявшихся против кораблей
".
25 июня командование ВВС 14 Армии отдало приказ на совершение вылетов на уничтожение авиатехники и самих аэродромов.

Есть все основания полагать, что о ПВО на Луостари было известно. В немецких документах за 25 июня есть следующие свидетельства о налетах советской авиации:
«10:20-10:30 атака 5 русских И-15 на мост в Луостари. Обстреливались легкими зенитками, видели попадания, машины вынуждены отвернуть. Бомб не сбрасывали, потерь и повреждений нет. 1 самолет улетел с черным дымом на восток, наверняка сбит, но падения никто не наблюдал.
10:25 налет на Луостари бомбами и ППО, ранены 1 офицер и 2 нижних чина, кроме того, в то же время атакован аэродром. 3 бомбы сброшены около бивака. Повреждений нет.
12:15 русский самолет И-15 обстреливался легкими зенитками у моста Луостари. Видели попадания в плоскости, бомб не сбрасывал, потерь и повреждений нет.
13:00 с русским самолетом ДИ-6 боролись легкие зенитки у моста Луостари, видели попадания. Бомб не сбрасывал, потерь и повреждений нет.
14:20-14:25 по 1 вражескому бомбардировщику наблюдалось вблизи АЭ со сбросом бомб.
15:25 три бомбардировщика. Разрывы бомб между дивизионным коммутатором и аэродромом. Бомбы с задержкой на 30 сек. Повреждений нет.
16:55 три бомбардировщика. 1 сбит истребителями около Кольттаяла (так немцы называли саамское поселение Колттакюля
». Вот эта последняя запись - это как раз про мой экипаж. Время полностью совпадает.
Как видно из этих документов, налет в 16:55 был далеко не первым в этот день.

Особо на немецкие документы начала войны можно не рассчитывать. Я писала запрос в Бундесархив. Они ответили, что за 1941 г. документов мало. По интересующему меня месту их совсем крохи и могут быть разбросаны. Что-то уцелело (а у немцев картина с документами и с потерями в той войне была зеркальной с нашими: у наших в начале войны потери и неразбериха, у немцев - в конце). Плюс уничтоженные самими немцами документы, чтобы не достались противнику. Ну и куда ж без американцев, которые вывезли немецкие военные документы к себе в NARA, а немцам потом микрофильмы отдали, оригиналы зажали у себя. Причем качество - "обнять и плакать".



Самурай пишет: Правда, здесь надо получше проанализировать рельеф местности. С этого направления - сопочки, так что их на высоте 350-380 м, вероятно, и не преодолеть. А облака 400-600 м прижимали ребят к земле. Можно предположить, что по маршруту они шли над облаками, а перед заходом на цель им пришлось нырять под облака.
Отсюда вопрос - насколько точно они вышли на цель? Одно дело - поставить задачу, другое дело - её выполнить. Вполне могло быть так, что вышли южнее, чем рассчитывали, нарвались на зенитки.

Рельеф местности говорит о том, что средняя высота сопок в этом районе 250-300 м.



Если нижний край облаков всего плюс-минус 400 м, а над облаками нереально сориентироваться, значит подходили под облаками, при этом шли с большим риском цепануть какую-нибудь сопку. Мы в прошлое воскресенье когда возвращались домой, шел дождь (собственно, он нас и выгнал из леса). Так вот мы периодически, заезжая на сопки, попадали в облака. А мы были на машине, даже не на самолете.





Самурай пишет: Оперсводка 1-й САД - это хорошо, конечно, но мало. Следовало бы ознакомиться с полковыми документами, причём не только оперсводками, но и журналом боевых действий и приказами по полку. Первая потеря, несомненно, стала резонансной. Несомненно, с каждого экипажа из группы брались рапорта с описанием полёта. Там и схемы должны были быть приложены, кто как летел, откуда и в какой последовательности заходил и такое прочее. Другой разговор - сохранились ли они.
А что у нас сохранилось в Подольске? Кто-нибудь копал документы, кроме дивизионных оперсводок?

У меня есть: боевые донесения 1941, потери матчасти, учет сбитых, итоги БП 1941, история 137 БАП, исторический формуляр, но там практически ничего нет про лейтенанта Кедуна. Кроме упоминания вскользь в истории полка, составленной уже в конце 1943 г. И то, я так думаю, про этот экипаж вспомнили лишь потому, что капитан Котов, с которым тогда вылетали мои на задание, в середине войны стал командиром полка. А человек, видимо, был настоящим мужиком и летчиком, а не штабным.
В общем, я к чему все это веду. Дело в том, что есть вот такая информация: "Около 7.00 утра по просьбе командующего флотом для совместной работы с 72-м АП из состава 1-й САД из Африканды на аэродром Ваенга-1 перебазировалась 5-я эскадрилья 137-го КСБП в количестве девяти СБ (девять экипажей плюс один экипаж запасной) под командованием капитана Котова Василия Васильевича. В Ваенге один самолет был передан в 72-й морской АП. Оперативно подчиняясь Командующему ВВС СФ, эта эскадрилья до конца июля (пока вся не погибла) наносила бомбардировочные удары по морским транспортам в порту Петсамо, по переднему краю обороны противника на мурманском направлении – по аэродромам Луостари и Хебуктен (в 8 км от Киркенеса)". То есть из полка они как бы выбыли и уже не вернулись. Весь вопрос в том, где искать документы по оперативному подчинению командующему флотом. Вполне возможно, что это Гатчина, раз работали совместно с 72 морским АП.



Самурай пишет: Всё это произошло в непосредственной близости к аэродрому, так что останки (если что-то "осталось"), несомненно, были обнаружены противником. Вполне возможно, что останки были собраны и захоронены рядом с местом происшествия в чисто санитарных, ну, и "эстетических" целях.

Я тоже думаю, что туда могли пойти как минимум из любопытства, как максимум попробовать взять выживших в плен или забрать документы, карты. Другой вопрос, имелись ли у наших эти самые карты с собой.


Самурай пишет: Двигатель мог быть повреждён ещё в воздухе, что скорее всего и произошло, самолёт начало разворачивать с креном ( а точно ли крутило вправо?).

Теперь это уже понятно совершенно точно по разбросу фрагментов.


Самурай пишет: Женя, я от всей души желаю Вам удачи в поиске!

Спасибо огромное!!! Мы не теряем надежду найти летчиков.

Николай, постараюсь ответить в следующий раз на ваши выводы. За раз сложно все написать.
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Николай Левкин, Михерский Сергей , Самурай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 16 июль 2022 08:24 #28573

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Понятно. Дело проясняется.

Всё-таки, я думаю, что бомбить летели именно Луостари, и именно в северо-восточной части были наиболее "вкусные" цели "в ассортименте". Там много объектов инфраструктуры, вот и истребители с утра пытались штурмовать мосты.

СБ шли над сопками, чтобы попозже их обнаружили. Заходили на цели с северо-востока.

Там, наверняка, были встречены зенитками, но немцы не дают сведений о результатах.

Вероятно, один заход на бомбометание группа Кедуна успела сделать. Из атаки выходили с левым разворотом. Классически - должны были обойти по кругу для второго захода на цель. Прошли над аэродромом в северной части или, скорее, западнее его описали дугу, но южнее аэродрома, были встречены самолётами противника (обычная тактика). И здесь ведущий был сбит.

Такой порядок дел объясняет направление заключительной части полёта до столкновения с землёй.

Женя, Вы пишете:
""Около 7.00 утра по просьбе командующего флотом для совместной работы с 72-м АП из состава 1-й САД из Африканды на аэродром Ваенга-1 перебазировалась 5-я эскадрилья 137-го КСБП в количестве девяти СБ (девять экипажей плюс один экипаж запасной) под командованием капитана Котова Василия Васильевича. В Ваенге один самолет был передан в 72-й морской АП. "

Около 7 утра какого числа?
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 16 июль 2022 11:53 #28574

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092

Самурай пишет: немцы не дают сведений о результатах

С ЗА да, не особо много сведений, зато есть информация о том, что в этот день единственным немецким летчиком, заявившем аж 4 победы на мурманском направлении, был адъютант командира эскадры ZG76 гауптман Герхард Шашке. После этого он, правда, недолго потом бороздил северные просторы. Наши его быстро приземлили в районе АЭ Шонгуй уже 4 августа 1941. Поэтому кто знает, может, сбитый СБ был его рук дело. У меня даже его фотка есть и его Мессера.


Самурай пишет: Женя, Вы пишете:
""Около 7.00 утра по просьбе командующего флотом для совместной работы с 72-м АП из состава 1-й САД из Африканды на аэродром Ваенга-1 перебазировалась 5-я эскадрилья 137-го КСБП в количестве девяти СБ (девять экипажей плюс один экипаж запасной) под командованием капитана Котова Василия Васильевича. В Ваенге один самолет был передан в 72-й морской АП. "
Около 7 утра какого числа?

Это все тот же день - 25 июня.



Николай Левкин пишет: Евгения, молодчина, что продолжаете исследовать подвиг И. К Кедуна.

Это уже сейчас примерно как в стихотворении: "Я не участвую в войне, война участвует во мне". По ощущением, что это новый виток, который приведет к новым находкам. Не отпускает меня этот экипаж.



Николай Левкин пишет: Если самолет был управляем, но был пожар на борту и до своего аэродрома не долетит, то летчик скорее всего хотел приземлиться на безопасную площадку.

В истории полка, написанной комполка Котовым Василием Васильевичем 2 года спустя, есть такая цитата: "... был сбит самолет лейтенанта Кедуна. Горящий самолет упал прямо на аэродроме врага..." В пылу боя да еще и с плохой погодой было некогда, думаю, рассматривать, куда именно упал самолет. К тому же 2 км от ВПП - это вообще тьфу даже пешком пройтись, а с высоты полета - уж тем более. Поэтому есть основания думать, что загорелся один из моторов. Плюс у них топлива было как минимум еще на обратную дорогу.
При внимательном рассматривании карты со спутника видны следы горевшей тундры. Они и на местности там заметны до сих пор. Я помню, как лет 13 назад меня в сибирской тайге поразил когда-то сгоревший лес. Совершенно жуткое зрелище. Природа, конечно, восстановится со временем, но на Севере это происходит значительно медленнее. В некоторых местах здесь (особенно в районе Муста-Тунтури), где шла война, раны на земле до сих пор не зажили.


И еще по бомбам. 20 лет назад, когда поисковики только нашли это место, там была найдена неразорвавшаяся ФАБ-100. Если был пожар, удар (какой-никакой, а посадка все равно как минимум была жесткой), почему она не взорвалась?
Спасибо сказали: Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 16 июль 2022 19:21 #28575

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Вот ещё, Женя, напоминаю на всякий случай. Когда сравниваете наши и немецкие сводки, не забудьте, что разница между московским и берлинским временем составляет 2 часа.

Теперь по бомбе ФАБ-100.

Во-первых, бомбы не всегда взрывались даже при сбросе с большой высоты. Причины могли быть разные. И до сих пор находят неразорвавшиеся бомбы.

А во-вторых, чтобы бомба взорвалась необходимо, чтобы сработал взрыватель. При хранении боеприпасов их хранят отдельно, а присоединяют перед подвеской на самолёт.

Обратите внимание на эту картинку:


Справа матрос снаряжает бомбу. Там хорошо видно на носу крыльчатку. При сбросе бомбы воздушным потоком крыльчатка свинчивается вместе с колпачком взрывателя. На это уходит несколько секунд. Если этого не произойдёт, бомба скорее всего не взорвётся.

Так что это не исключительный случай, что бомба не взорвалась, такое случалось.

Давеча я написала, что считаю - один заход они сделали. Хочу уточнить, при этом они могли выполнить заход без сброса бомб. Такое тоже происходило достаточно часто, когда в первом заходе оценивали обстановку, выбирали наиболее удобные для поражения цели и по другим причинам.

Относительно управляемости самолёта у меня сомнений стало ещё больше после того, как Вы разъяснили, что Кедун прекрасно знал местность. После повреждения самолёта, если он контролировал положение, ему необходимо было уходить в сторону границы настолько далеко, насколько можно. Но никак не искать площадку для посадки вблизи от вражеского аэродрома, да ещё и подворачивать в его сторону. Наши прекрасно понимали, что их ожидает при попадании в плен.

Так что, я всё больше склоняюсь к тому, что самолёт был неуправляем (лётчик ранен или погиб). А то, что происшествие похоже на грубую посадку, а не беспорядочное падение, ну, всякое бывает, и это можно объяснить. Если планер цел, а один двигатель работает, какое-то время самолёт летит "сам"...

Относительно нашего архива в Гатчине. Я считаю, что Вам нужно туда написать. Если точно известно, что именно 25 июня эскадрилья была передана в оперативное подчинение командира 72-го САП, это может отразиться в приказах по полку ("принять на довольствие...", сведения о невозвращении с БЗ и т. д.). Кроме того, надо запросить выписку из журнала боевых действий (не забудьте примерное время вылета правильно указать). Они не обязаны давать такие сведения. Но у Вас есть уважительная причина, Вы живёте далеко, а запрашиваете о судьбе близкого родственника. Я очень надеюсь, что помогут. Документы ИАС искать они не будут, я уверена, а приказы по полку и ЖБД посмотрят по доброте душевной.
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 18 июль 2022 15:58 #28589

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
Мы нашли одного члена экипажа!!!!!
Вчера выехали в 6 утра, в субботу погода не позволила выдвинуться. Походили по прошлым раскопам, звенит много где, надо еще работать и работать. А меня все последнее время не оставляла мысль, что штурман первым должен был погибнуть, ну просто потому что у него самое неудачное расположение кабины для посадки без шасси. А значит, искать его надо недалеко от ямы. Буквально сразу наткнулась на новые пряжки от парашютной системы. Одна, вторая, третья. Потом тут же нашелся фрагмент штурманской линейки и кусочек с переключателем ВКЛ/ВЫКЛ на бомбометание.
Пока в себя приходила и пила чай, парни крикнули, что нашли кости буквально в 2-х метрах от наших находок. Костей много, но они все как-то как будто бы в кучу свалены, человек, захороненный в полный рост, иначе располагается в земле. Тут же лежал фрагмент от петлички, на котором не сохранилось ни птички, ни кубарей, только металлическая вставка от птички осталась с усиками для зажима. Еще нашли нашивку с рукава с крыльями ("курица") и карманные часы, остановившиеся на 12:10... Почему именно это время - неизвестно. Они вылетали на задание уже после обеда (тут хоть по московскому времени. хоть по берлинскому). Возможно, после гибели их хозяина они еще какое-то время шли.
В общем, из леса мы уже возвращались впятером. В голове до сих пор не укладывается все это. Не верится. Как будто не с нами все это происходит. Я предполагаю, что мы нашли именно штурмана лейтенанта Григория Степановича Моргунова. Ужасно жаль, что сообщить эту новость некому. Его единственная дочь погибла ребенком в блокаду в 1942 г. Супруга умерла в Ленинграде в 1979. Мне так и не удалось выяснить, была ли она второй раз замужем и были ли у нее еще дети.
Останки поехали в Североморск вместе с руководителем одного из местных поисковых отрядов. Там их помоют, разложат на специальном баннере, где будет понятно, какие именно кости от человека найдены. А дальше уже будем решать вопросы по захоронению. Хотим захоронить в Мурмашах на воинском мемориале. Мой экипаж, думаю, знал этот аэродром. А через 2 года после их гибели, в 1943 г. их полк получал Гвардейское знамя на аэродроме Мурмаши. Да и мы здесь рядом, всегда сможем прибраться и навестить их.

Когда кости поднимали пошел мелкий дождик, хотя до этого мы изнывали от духоты и солнце сильно припекало. И рыбаков мы снова встретили, точнее одного из них. Того, кого нужно было! Когда к машине подходили на обратном пути, он на болоте там рядом морошку собирал. Тоже совершенно удивительно все это... вероятность встретиться с ним была минимальной.







Спасибо сказали: Олег Шмарко, Феоктистов Константин , Николай Левкин, Сергей Трифонов, Михерский Сергей , Самурай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 18 июль 2022 16:22 #28591

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
У меня нет слов...
Очень надеюсь...
Спасибо сказали: Евгения

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 19 июль 2022 11:00 #28601

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
Я третий день не могу в себя прийти от наших находок. Ощущение, что это какой-то сон, очень четкий, явный, но сон. А потом взгляд падает на коробку на столе, в которой лежат часы, пряжки, кусочек линейки и нарукавная нашивка, и я понимаю, что это нифига не сон и от этого не проснуться. Сейчас уже вообще что-то начинает происходить необъяснимое. Например, сегодня утром еще не до конца проснувшись мне вдруг приходит мысль, что летчик и стрелок-радист должны лежать вместе. 2 часа спустя муж пересылает в общий чат группы по поиску сообщение от опытного поисковика, который по найденным в прошлый раз пряжкам, установил, что там 1,5 комплекта парашютных пряжек. Один практически полный, а второй - лишь наполовину. Ну вот что это???

5 лет назад я делала рисунок-реконструкцию с падающим подбитым СБ. И тогда я там нарисовала горящий правый мотор. Не знаю почему, не спрашивайте. Сейчас, уже побывав там на месте, становится понятно, что горел именно он, а не левый.
И еще: в это воскресенье был найден небольшой фрагмент обшивки с круглым входящим отверстием от самолетного пулемета. Диаметр похож на калибр 7,62 (не измерили, но надо будет не забыть это сделать). Так что были немецкие истребители... были.
Спасибо сказали: Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 19 июль 2022 12:20 #28602

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Если наши выходили из атаки с левым разворотом и там их встретили истребители (как я предположила), как раз правая сторона должна быть наиболее уязвима.

Но вообще теория - это наиболее вероятное развитие событий. А фактически могло произойти совершенно другое.

Женя, ОНИ вас звали и ждали. Что-то "такое" действительно существует. Я очень, очень надеюсь...
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 29 июль 2022 13:43 #28656

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092
В прошлые выходные у нас был третий выезд в экспедицию. Снова ударно удалось поработать. У нас как-то так случайно получается, что мы все три раза привозили убойные результаты.
Подняли недособранные останки летчика-наблюдателя. Теперь точно ясно, что его уж точно никто там не захоранивал.

Еще нашли:
- новый комплект (а они нам прям реально комплектами попадаются и лежат кучно) парашютных пряжек и парашютное кольцо. На сегодняшний день у нас 15 шт. полукруглых (должно быть по 7 на каждого члена экипажа, не хватает еще 6) и всего 10 прямоугольных (их пока тоже не хватает) пряжек. Любопытно, что у нас из трех вытяжных колец - 2 от запасных парашютов. Как это могло произойти - непонятно. У пилота точно не было такого, ибо нереально "рулить". А как двое других с такими парашютами уместились в кабинах - вообще не могу представить.




- третьи очки. Любопытно, что одни из этих очков не лётные, а слесарные! Найдены также в земле.



- сам штурвал с обмоткой, которую делал, скорее всего, сам пилот! Я в шоке от этой находки. Колонку штурвала мы нашли еще в 2017 г. в куче, которую готовились увезти.



- еще одну ведомую шестерню. Если это третья, то значит мы нашли второй мотор, про который думали, что он уже вывезен из леса.

- гаечный ключ!



- две пружины (не знаю, как называются правильно) от сидений



- а вот столько железа мы еще выкопали из песка



- три кусочка очень плотной кожи. Самый опытный поисковик, который смотрел их, предположил, что это может быть от кобуры. Но при этом кобура не от ТТ, а от Нагана. Пока больше даже трудно представить, где на обмундировании может быть такая плотная кожа.

По-прежнему не попадается стекло, ткань, ремни, кожа и мех. Но нашли воронку от взрыва. При этом я не могу понять, как мог произойти взрыв и рядом в 1 метре чтобы лежал один комплект парашютных пряжек, а второй - находился всего в 3 метрах от этой же воронки. Если есть какие-то идеи, поделитесь, пожалуйста. Я пока не понимаю...

Ну и так же непонятно пока, где останки двух других членов экипажа: пилота и ВСР. Парашютные пряжки есть, штурвал есть, бронеспинка, лежащая в 20 метрах от пряжек тоже есть, а костей нет. Просчитать место, где лежит летнаб было несложным делом. Теперь надо думать, где искать остальных. А для этого нужно попробовать смоделировать варианты посадки и развития событий после этого. Взрыв мне теперь покоя не дает... и это худшее, что могло там случиться.

А пока там, в лесу, были, у нас случилась ТРОЙНАЯ радуга!!! Это просто какое-то волшебство! В такие моменты накрывает какой-то совершенно детский восторг! Ну, согласитесь, потрясающе выглядит!




И еще вопрос: как думаете, где и каким образом можно (и можно ли) попробовать получить чертежи СБ? Попробовать обратиться в архив ЦАГИ?
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Николай Левкин, Сергей Трифонов, Михерский Сергей , Самурай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 31 июль 2022 08:35 #28663

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Топливная система СБ состоит из двух центропланных топливных баков емкостью по 420 л и двух топливных баков в отъемных частях крыла емкостью по 415 л. Общий запас топлива составлял 1670 л.С 1938 г. на СБ устанавливались протектированные топливные баки с толщиной защитного протектора из губчатой резины вверху 5-7 мм, внизу 8 мм. Указанный протектор защищал только от попадания пуль винтовочного калибра.

pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/78-bombardir-ant-40?start=1

Топливная система состояла из четырех бензобаков в центроплане (два по 420 л) и в консолях (два по 415 л). Баки были обычные, без самогерметизации. Краны каждого бака находились в кабине пилота.

Масляная система состояла из двух маслобаков объемом 146 л, расположенных в крыльях за двигателями и отделенными он них противопожарной переборкой. Баки оснащались фильтром и дренажной трубкой. Масло охлаждалось в водно-масляном радиаторе (7,8 л масла, 7,9 л воды). Площадь радиатора 500 см?.

military.wikireading.ru/16413
(много фотографий, но нет топливной системы)

Взрываться от пожара могли по очереди, + масло, + оставшийся боекомплект.
От удара, после разрушения, членов экипажа могло выбросить...

Есть самолёт в Монино с частично сохранившейся "начинкой":
cmvvs.ru/skorostnoj-bombardirovshhik-sb-ant-40/

И намного ближе есть самолёт в музее Морской авиации СФ в Сафоново:
igor113.livejournal.com/157421.html

Их восстанавливали, может, что-то сохранилось хотя бы от позднейшей документации по восстановлению?

Бывалые пишут, что подлинной подробной документации на СБ и СБ-2 в обороте пока ни у кого нет. Может быть, где-то в технических библиотеках сохранилась инструкция по эксплуатации, лежит и смеётся?

СБ. Скоростной бомбардировщик СБ. Начало пути. Маслов. Цейхгауз. Авиационный фонд.
www.dogswar.ru/biblioteka/aviaciia-biblio/1876-skorostnoi-bombardir.html

СБ. Скоростной бомбардировщик СБ. Развитие. Маслов. Цейхгауз. Авиационный фонд.
www.dogswar.ru/biblioteka/aviaciia-biblio/1877-skorostnoi-bombardir.html
Спасибо сказали: Евгения, Кольцов Михаил Львович, Феоктистов Константин , Николай Левкин, Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Памятники самолетам и авиаторам. 02 авг 2022 20:59 #28678

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10740
  • Спасибо получено: 6289
Станица Ленинградская.....





Вложения:
Спасибо сказали: Евгения, Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум