Памятник самолету Ил-28 в гарнизоне Веселое. Сейчас называется поселок Вольное. Эти фото сделаны 16 ноября 2019 года. На 80-и летии 5-го гв. мрап.
Или правильно…то что осталось от самолета….
Аллея к самолету убрана и ухожена.....
Состояние памятника....
Кабина летчиков изуродована.Ну а от кабины штурмана все, что осталось.
Руководство поселка Вольное, Совет ветеранов полка стараются сохранить памятник в этом состоянии. После разгона полка некому было беречь. Военные уехали и началось...
Я приехал служить в Веселое в конце ноября 1985 года. Самолет там уже стоял. Правда целее был. В то время за территорией, где стоит Ил-28, «ухаживала» 2-я АЭ. Когда служил во 2-ой аэ, много раз приходилось ходить «наводить» порядок вокруг самолета. Но как то интереса не было, зачем и почему установлен памятник самолету Ил-28 в гарнизоне, если 5 гв. мтап, впоследствии 5 гв. мрап, на самолетах Ил-28 не летал. А откуда самолет взяли на памятник, еще больше загадка (об этом позже). Таблички с указанием когда и в честь чего установлен самолет - нет. И не было. Есть только надпись…..
Но если самолет стоит, значит что то было связано в Веселом с Ил-28-ыми.
На Ил-28-х на аэродроме Веселое летал 1817-й мтап.1817-й мтап был сформирован в 1951 году на самолётах Ил-28 и входил в состав 2-го гв. мтад. Полк и штаб минно-торпедной дивизии базировались в Веселом.
5-й гв. мтап (тогда 5-й гвардейский именовался минно-торпедный авиационный полк) в это время базировался на аэродроме Сарабуз (Гвардейское) и с февраля 1951 года осваивал самолет Ту-14. До этого полк летал на Ту-2т.
Интересно было организовано
переучивание летчиков полка на Ту-14.
Так как летный состав полка ранее не летал на самолётах с носовым колесом, да их и не было тогда, а Ту-2т был с хвостовым колесом, то для переучивания летчиков был выделен один самолёт B-25 «Митчелл». Самолет с носовым колесом, но на поршневых двигателях. После освоения В-25 летный состав продолжал полеты на реактивном бомбардировщике Ил-28. После освоения Ил-28 летчики полка с середины июня 1951 года (сроки переучивания...с февраля по июнь) начали летать на торпедоносцах Ту-14. А 18 августа 1951 года 5-й гв. полк на самолетах Ту-14 участвовал в параде в Москве, в честь дня Воздушного флота СССР.
Немного о В-25 «Митчелл». Раз его вспомнили. Двухмоторный бомбардировщик ВВС США В-25 «Митчелл» летал в России в августе 2003 году на первом авиационном шоу исторических самолётов, проходившем в Монине. Самолеты взлетали с аэродрома Чкаловский и садились там же. «Митчелл» на авиашоу пригнал австрийский пилот Раймонд Ридман. Первый раз он сел за штурвал самолета в 16 лет. С тех пор летает. 13 августа 2003 года (невзирая на то, что число 13 пришлось еще и на пятницу) Ридман взял с собой в полет бывшего командующего Дальней авиации ВВС, далее заместителя Главнокомандующего ВВС СССР, генерал-полковника авиации в отставке Василия Решетникова. Василий Васильевич остался доволен полетом, правда, посетовал, что управлять машиной тяжеловато. Можно понять. Ему было тогда 83 года. Это был крайний полет Василия Васильевича!
Продолжим про Ил-28…. В апреле 1955 года с реформой ВВС ВМФ 1817-й мтап был переименован в 981-й мтап. 4 сентября 1958 года, на основании директивы ГШ ВС СССР № 47932 из 164-й гв. бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Таврического военного округа (был такой округ с 1945 по 1956 год) во 2-ю гв. мтад передаётся 819-й гв. бомбардировочный авиаполк, вооружённый самолётами Ил-28, с передислокацией на аэродром Весёлое. Это второй полк, который летал в Веселом на самолетах Ил-28. Полк отрабатывал торпедометания реактивными торпедами РАТ-52 на полигонах Азовского и Чёрного морей. Но 819-й полк в Веселом просуществовал не долго. 27 марта 1960 года была расформирована 2-я минно-торпедная авиадивизия, штаб которой тоже базировалась в Веселом, и вместе с дивизией 27 марта 1960 года был ликвидирован и 819-й полк. А через полгода, 13 сентября 1960 года был расформирован и 981-й мтап, вооружённый самолётами Ил-28. В ВВС ЧФ остались только полки, к тому времени вооруженные самолетами Ту-16.
5 гв. мтап (с 1961 года 5 гв. мрап) на аэродроме Веселое,
943 полк на аэродроме Октябрьское,
и 124 полк на аэродроме Гвардейское.
Дальше про Ил-28…. У самолета было много модификаций. Была и модификация
Ил-28Ш. Внешне «Ш» выделялась наличием под крылом пилонов, какие на самолете-памятнике.
Идея сделать Ил-28 «штурмовиком» с использованием ракетного вооружения появилась во второй половине 1960-х годов. А после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманском в 1967 году, решили часть еще сохранившихся бомбардировщиков переделать в вариант штурмовика Ил-28Ш. В том же 1967 году к нему были разработаны тактико-технические требования и осенью 1967 года начаты Государственные испытания варианта Ил-28Ш. Кроме традиционного бомбового вооружения в грузовом отсеке, под крылом самолёта имелись 12 узлов подвески (пилонов). Они располагались на 4-й (между фюзеляжем и мотогондолами), 12, 14, 16, 18-й и 20-й нервюрах (под отъемными частями крыла). На них могли размещаться в различных комбинациях 12 блоков УБ-16-57 с НУР типа С-5, или более тяжелых 6 блоков с НУР типа С-24, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с двухствольными орудиями ГШ-23Л и боекомплектом в 250 патронов, фугасные авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-250-62, ФАБ-500 (включая варианты «Ш» и М62), осколочно-фугасные бомбы ОФАБ-250-Ш и ОФАБ-250-ШН, кассеты для мелких бомб РБК-250 и связки РБС-100АО-25-30. Помимо этого, на внешней подвеске можно было нести зажигательные бомбы ЗАБ-500Ш и баки ЗБ-300 и ЗБ-500. Дополнительное оборудование в кабине летчика обеспечивало ведение залповой стрельбы со всех пилонов или с двух, четырех и т.д. в зависимости от характера цели. Прицельное бомбометание с наружных и внутренних бомбодержателей выполнялось штурманом.
Ил-28Ш по своему предполагаемому вооружению предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа ракетных установок, танков и т.д.
Достоинством самолета являлись хороший обзор из кабин членов экипажа и возможность боевой работы с грунтовых аэродромов. Скорость Ил-28Ш до высоты 200 м ограничивалась 660 км/ч, расход топлива в полете у земли увеличивался на 30-50%. Тактический радиус действия с нагрузкой из двенадцати УБ-16 составлял 295 км. Подготовка самолета к боевому вылету не превышала 4 часов. В целом это был хороший боевой самолет для действий в локальных конфликтах и он мог бы поставляться различным странам. Однако из-за недостаточной бронезащиты экипажа и жизненно важных систем (не было бокового и лобового бронирования кабины, не было защиты двигателей.) а также ввиду того, что штатные средства спасения не обеспечивали аварийного покидания машины на предельно малых высотах (воздушный стрелок радист покидал самолёт через нижний входной люк), было признано, что самолет не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к штурмовику. Недостатком как штурмовика, также было большое время виража. И работы по нему в ОКБ прекратили.
Изначально планировалось создать 70 самолетов Ил-28Ш, переделав их из обычных Ил-28, но к моменту закрытия проекта построили лишь несколько самолётов.
Бронирование самолета....
В интернете есть такая информация… По данным журнала «Авиация и время», в начале 1970-х годов один полк таких самолётов находился на аэродроме Хурба (Дальневосточный военный округ) второй полк - на аэродроме Домна (Забайкальский военный округ). Или это было так запланировано...??? Вооружить два полка??? Сколько всего самолетов было переделано в вариант «Ш», как они использовались и куда потом подевались, неизвестно. И были ли два полка Илов «Ш»….??? В интернете не нашел информацию.
А вот про « …..к моменту закрытия проекта построили лишь несколько самолётов…» есть такая информация…. что один из штурмовиков Ил-28Ш закончил свой жизненный цикл на свалке Центра боевого применения и переучивания лётного состава в Липецке, а другой - на окраине аэродрома Бердск (Новосибирск).
Поэтому остается загадкой. Откуда модификация Ил-28Ш оказалась памятником в Веселом!?
Тактико-технические характеристики Ил-28Ш (из рунета)
Размах крыла, м - 21.45
Длина, м - 17.65
Высота, м - 6.70
Площадь крыла, м2 - 60.8
Масса, кг
- пустого самолета - 13200
- нормальная взлетная - 18660
- максимальная взлетная - 22000
Тип двигателя 2 х ВК-1(А)
Тяга, кгс 2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч - 810
Крейсерская скорость, км/ч - 660
Практическая дальность, км - 1200
Боевой радиус действия, км - 295
Практический потолок, м - 12500
Экипаж, чел - 3
Вооружение: для стрельбы вперед две пушки НР-23 по бортам внизу НЧФ (2 х 100 патронов); кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками НР-23 (2 х 225 патронов);
Боевая нагрузка:
На внутренней подвеске - нормальная - 1000 кг
На наружной подвеске - 12 пилонов (по 6 под каждой консолью) - 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.
Интересный факт из истории Ил-28…….
Ил-28 сбыл первым советским фронтовым бомбардировщиком, оборудованный полуавтоматической противообледенительной системой (ПОС). Горячий воздух от компрессоров двигателей направлялся в воздушные каналы, расположенные по передней кромке крыла, стабилизатора и киля. На Ту-16 тоже самое было….
Полуавтоматическая система заключалась в следующем: при подходе к зоне обледенения или находясь в ней, летчик должен был включить подачу воздуха, а затем только контролировать работу системы по приборам. ПОС обеспечивала защиту от обледенения и в случае отказа одного двигателя.
Поэтому 9 марта 1953 года Ил-28 оказался единственным самолётом в ВВС СССР, строй которых в условиях низко нависшей облачности над Москвой, со снегом и дождём, смог пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести Иосифу Виссарионовичу Сталину.