Олег Шмарко пишет: Прочитал некоторые статьи о гибели экипажа майора Ефимова, и как у человека, знающего только внешнюю оболочку морской авиации, появилось несколько вопросов. .
Олег, причины той катастрофы формально остались не раскрыты. Я долго молчал о ней. Сейчас, дуумаю, прошло достаточно много лет, пора высказать своё мнение и озвучить ряд нестыковок в официальной версии.
Что касается радиосвязи. Её не было. Вернее она была, но мы летели в режиме радиомолчания пока не выяснили, что Ефимов исчез из боевого порядка. После чего всем стало не до радиомолчания.
По поводу дыма, это то-же полная ерунда. Это была первая катастрофа произошедшая на моих глазах и по этому
я очень хорошо её запомнил. Впрочем, как и другие (например отрыв крыла у Ту-22 в Николаеве. Там спасся только штурман по фамилии Полинер (не за долго до этого, он перевёлся из Белой, наблюдал там точно такую же катастрофу и по этому не дожидаясь команды рванул первым из самолёта), остальные уже входили головой в землю, вдобавок, сверху их накрыло самолётом).
Так вот. По якобы имевшему место дыму. Нифуя там не было никакого дыма, можно считать, облаков тоже не было. Если перистые облака на высоте 11 тысяч метров считать за облака, то облака были, но это не облака, а тонкая плёнка дымки. Какие нафиг это облака? Был ясный день! Я летел в этом же самом небе на встречу Солнцу и помню то небо, как сейчас. Доклад Геллерта, о котором написал в своём реквиеме ВВЧ, это пересказанная информация от меня. Геллерт его озвучил на запрос командира ударной группы, что он наблюдает?. Ефимов летел
с моей стороны впереди нас на 5-7 минутах с превышением около 1000 метров. Владимир Оскарович (Геллерт) сказал мне "посмотри где они, что видишь? Я ему доложил, вижу вроде бы два следа или это один, не понятно, след размытый (ведь от двухдвигательного самоля остаётся два следа, но через 5 минут они размываются и превращаются в один с едва различимой разницей), потом, с минуту понаблюдав за следом, подтвердил, что это след от одного, а не двух самолётов. Владимир Оскарович это тоже передал в эфир, о чём ВВЧ также пишет, было два противоречивых доклада. (к слову, что не было никаких облаков). После чего ВВЧ велит Панюшкину (шёл замыкающим в БП), прекратить задание, начать поиск Ефимова, после обнаружения "кружить" над пятном и белыми и оранжевым предметами (это Панюшкин в эфир передавал, когда пятна обнаружил) и наводить корабли на то место, а по достижению минимального остатка вернуться на аэродром вылета. Так это и было, точь в точь, как описал ВВЧ в своём реквиеме. Что касается ведомого Ефимова, нифуя он ничего не видел, в этом я убеждён. Все мы летели с включенными АП, РЭБовцы висели выше нас в разомкнутом боевом порядке, по этому, когда сваливался Ефимов, его никто не увидел. По идее он должен был штопорить перед моим носом сверху вниз, но мы тоже его не видели. Я не смотрел в окошко, а следил за работой систем Оскарович занимался своими штатными делами. В том, что Ефимов свалился я не сомневаюсь, но то, что он задымился, т.е. горел, я не верю. А вот о том, что он свалился в расследовании не указано. Но указано, что корма ведомого видела дым и как ведущий вошёл в облака. Опаньки! Как корма ведомого может видеть впереди летящего ведущего, как он входит в облака, да ещё в рассредоточеном боевом порядке? Как он оказался сзади ведомого, что его аж корма увидела? Если бы Ефимов горел, там визгу было-бы "мама не горюй" пока они с 11 тысяч планировали до воды можно было всяко что нибудь сказать о пожаре. Вот от суда начинаются нестыковки. Из-за чего самолёт вышел на углы сваливания по тихому, быстро и внезапно, что даже крякнуть никто не успел?
Самолёты так не горят!
Начнём с того, что все летели уставшими, точнее, не выспавшимися, не отдохнувшими, после ударных пусков и бессонной ночи, в полудрёме. Лететь предстояло ещё очень долго. До Новой Земли больше часа, потом почти назад, потом мимо Мурманска, Ленинграда, до далёкого Острова без посадки. На магнитофоне Ефимова, который поймалиспасатели, был только мат, из пары слов вроде "сука, .лять, 3.14здец" и всё!
При расследовании на земле выдвигали версии самые разные. И вот тут понесли эту ерунду с пожаром. Одна из версий, у Ефимова были действительно включены все потребители эл.энергии, а надо признаться, бортовые станции постановки активных помех "сосут" много электричества. Дальше, по этой версии, произошёл отказ одного генератора, по цепочке, не вытянув напряжения умерли ещё три генератора, тут-же сдохли аккумуляторы, потом самолёт обесточился совсем, т.к. молоденький второй штурман совсем ещё зелёный лейтенант не сообразил, что нужно делать в такой ситуации. В результате у них отключился автопилот, завалились АГД, лётчики потеряли пространственную ориентировку и по этому упали. Днём в ПМУ потерять пространственную ориентировку обоим лётчикам? Это полная чушь! Горизонт есть, кому нах эти завалившиеся АГД нужны? Но всё же назвали одну не заметную, но важную деталь. О ней чуть позже. Основная официальная версия. Видели дым от якобы задымившегося генератора, который подтвердил ведомый, на этом основании предположили, был отказ АТ, был пожар. Дальше полная ерунда!
В силу своей молодости я не мог быть услышанным при расследовании той катастрофы. Да и кто стал бы слушать мнение молодого летёхи, которого хоть и начали возить с левой чашки, но по сути, правака, не имевшего даже права высказывать своё "зелёное правацкое" мнение. С этой ОСНОВНОЙ версией я всё равно не согласился и говорил приватно об этом ВасильВасиличу. Но, яйца курицу не учат. Старшие всегда считают себя умнее молодёжи. Даже сейчас это мнение "младшего" не воспринимается старшими, не смотря на то, что мой старший сын сейчас старше тех лет, сколько было в то время моим отцам-командирам. Таковы законы жизни. Да и фиг с этими законами и их "старшинством".
Я считал и считаю, что причина той катастрофы в экипаже, а не в отказе АТ. Я не верю, что ведомый видел дым. Меня в этом убедило сомнение самого ведомого. Я своими ушами слышал тот радиобмен, когда мы все начали выяснять, где Ефимов? Если бы ведомый видел дым и исчезнувший в облаках самолёт, он бы сразу об этом заверещал. А ведомый только спустя минуты (!), начал искать ведущего. Т.е. до этого он был "внутри" кабины. Потом посмотрел в окошко, не нашёл ведущего и стал его звать. Это первая нестыковка. Потом, уже на земле, когда всех участников замучили объяснительными, "кто что видел?" наверное произошло настоятельное внушение командиру корабля-ведомому извне, в которое он сам потом может быть стал верить. Надо же было выдавать ВОЗМОЖНУЮ причину катастрофы. Но! Если взять и смоделировать ту ситуёвину, взять и выпустить то не большой количество дыма, которое могло образоваться от замкнувшего генератора НАХОДЯЩЕГОСЯ ПОД ГОНДОЛОЙ (!!!) движка, на скорости близкой к 1000 км/ч и поставить хоть сто наблюдателей, то хрен кто его успеет заметить, потому что его дыма мало и на такой скорости он мгновенно рассеется. Пшик и всё! Посему, шлейф дыма, который якобы видела корма ведомого, это чистой воды притянутая за уши удобная версия! Второе подтверждение этому, почему этот дым, а он должен быть чёрным, не увидели другие, те, кто летел за ними? Он что, так быстро рассеялся? Я видел только белый "дым" т.е. не дым вовсе, а инверсионный след.
Так почему же упал Ефимов? Повторяю. Это чисто моя версия! Соглашаться с ней или не соглашаться никого не призываю. К сведению, я изучил Ту-16 от носа до концевого огня АНО на киле самолёта ещё в училище. Знал его и из чего он состоит на оценку "ОТЛИЧНО" о чём свидетельствуют оценки по семестрам и Гос.экзаменам по самолёту и двигателю. Ко всему, в 12 ОМРАП в 1988 году (смеюсь но это правда), лучше меня Ту-16 в полку никто не знал (ИАС не в счёт) )))) А ранее выпустившиеся из училища офицеры, его уже стали забывать.))))) Был только один лётчик, Аркадий Кислов (83г.в.), который знал Ту-16 лучше меня. Он постоянно, день и ночь, учил и знал РЛЭ наизусть.)))) Вернёмся, от улыбки к серьёзному.
Возвращаюсь к тому, что написал выше о маленькой детали, её не озвучили, но именно она была главной.
Сначала об экипаже:
Командир корабля, 43 года. По авиационным меркам это седой дед. Летавшие с ним поговаривали, мог просто задремать в ровном полёте. К слову сказать, не редкий и обычный случай. Тем более ночи, как таковой в ту ночь у нас не было. Писал об этом выше. Напряжение на взлёте невероятное. Что такое отрываться с последней плиты и грести на бреющем вдоль поверхности сопки чуть не касаясь колёсами склона, лётчики побывавшие в такой фигне поймут. Мороз по коже до сих пор, когда в течении 30-40 секунд, которые кажутся вечными, фактически находишься между жизнью и смертью. Именно так взлетали в тот роковой день. Как только перевалили за сопку, глубокий выдох, а комбез уже мокрый, холодный пот по спине. и только после выдоха команда "убрать шасси". Секунду назад под тобой фактически было не больше 30 метров и сразу фуууу, на радиовысотомере 300 -400-800 метров, обратная сторона сопки быстро уходит вниз, жужжат гидромоторы, хлопают щитки, колёса шумно убираются, теперь это совсем не страшно. После всего напряга командир мог расслабится. Даже вздремнуть понадеявшись на правака.
Правак! Володя Усов жил в соседней комнате в общаге. Мы с ним ровесники, он даже чуть постарше. Поступил не сразу после школы. Обычный паренёк. Улыбчивый, спокойный. Ни чем особо не выделялся. Был, как мы все. А теперь посмотрим на него, не как на товарища и соседа по общаге, а как на профессионала. Правый лётчик, молоденький лейтенант, только выпустился из училища (осенью 87 года), сходил в отпуск, в декабре пришёл в полк, сдал зачёты и где-то в начале 88 года начал летать. С началом года летаем мало. В мае пол месяца вообще не летаем. Где-то весной праваку условно "дали" шесть полётов по 1002 упражнению (якобы ОБУЧИЛИ пилотированию правака с его рабочего места) и лейтенант считается вторым пилотом, готовым к боевым действиям. Он в экипаже Ефимова. т.е. в экипаже инструктора. У инструктора на первом месте подготовка командиров кораблей своего отряда. Его собственный правак в этой очереди последний. Этим хочу сказать, что к середине июля правак был зелёный - призелёный и много чего мог не уметь, а проще говоря, не знать. А если он в училище учил не Ту-16, а другой самолёт, что в конце 80-х было обычным явлением, то его знания были вообще никакие, не говоря об опыте педалирования Ту-16.
Теперь вспоминаю инструкцию по эксплуатации автопилота Ту-16 на больших высотах на маршруте. Кто летал на Ту-16, сразу поймут, к чему я клоню.Это и есть та маленькая незаметная деталь о которой упомянули в расследовании, но не посчитали главной.
РЛЭ Ту-16 требует примерно меньше чем через час (уже не помню точно сколько, 40 минут?) выключать автопилот и проводить триммирование рулей. Потому что, по мере выработки керосина меняется центровка, усилия могут достигнуть такой силы, что РМ (рулевые машины) могут пересилить порог отключения и произойдёт самовыключение автопилота. Это страшная вещь, особенно на большой высоте. И вот тут вылазит два очень не приятных обстоятельства в которых оказываются все экипажи в той группе, но на которые комиссия по расследованию вообще не обратила внимание. Видимо посчитали, что все действовали согласно РЛЭ и не учли, что у опытнейшего Ефимова в экипаже два зелёных лейтенанта. Первые часы полёта на Ту-16 происходит выработка топлива из самых дальних от центра тяжести баков. т.е идёт более быстрое изменение центровки (катастрофа произошла примерно через час после взлёта), большая высота и по пробки заправленный самолёт делают рули вялыми. Правак мог сам отключить АП для перетриммирования нагрузок на рули, или АП сам вырубился превысив допустимые усилия. После чего произошло резкое, неожиданное, для совсем молодого правака огромное давящее усилие на штурвале, а может быть, даже не хватило рулей, чтобы удержать самолёт в горизонте. Самолёт задирает нос. Далее, происходит так называемый "срывной подхват", что очень легко делал стреловидный Ту-16 на большой высоте (об этом тоже предупреждает РЛЭ), ну а дальше всё! 3.14здец! Прощайте родные и друзья, здравствуй Нептун. Других причин, при столь молниеносном и молчаливом развитии катастрофы я не вижу. Всё обошлось без дыма и пожара.
Почему не приняли эту версию, как более вероятную? Сейчас, за опытом прожитых лет, умом понимаю. Всё просто. Людей уже не вернуть. Убили себя сами или у них был отказ АТ, какая теперь разница? Их нет. Доказательств никаких. Из самописцев только магнитофон на котором ничего не было. Выдумывай, что хочешь. А вот принять такую версию, значит признать выпуск в полёт не подготовленного экипажа. За такое, живым командирам тогда мало бы не показалось. В принципе, они (командиры) и не виноваты вовсе. Мало ли, что ли, мы нарушаем инструкции? Ты хотел узнать версию, приближенную к правде? Теперь знаешь.
Слава Богу, всех пронесло, что тогда, на взлёте из Североморска, над той сопкой всё обошлось без приключений. И ВасилВасилич уже не тот, каким был. Тоже много чего признал в своём откровении.
Мудрость приходит с годами.